Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


  Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова

Л Е К Ц И Я  19


 

Основной лейтмотив всей книги Судей в том, что "в те дни не было царей у Израиля и каждый поступал так, как считал справедливым" (Суд. 21,25). Так как Израиль поступал нечестиво, а ему казалось, что он поступает справедливо, Господь посылал ему во исправление различные испытания в виде окружающих его народов. Причина отпадения от благочестия во времена Иисуса Навина объясняется следующим: "И когда весь народ оный отошел к отцам своим, восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, которые Он делал Израилю".

Т.е.  прошло поколение, сменились люди, которые уже не помнили всех событий исхода из пустыни, перехода через Иордан и первых победных лет шествия по земле Палестины.

"Тогда стали сыны Израилевы служить Ваалам и Астартам, оставили Господа, Бога своего, который вывел их из земли Египетской". И сказано: "И воспылал гнев Господень на Израиля и предал их в руки грабителей, и грабили их". Даже не враги, а просто грабители.

Перед нами проходит ряд судей Израилевых, о которых можно сказать, что это были люди во многом подобные обществу, в котором они жили. В это время в среде Израиля жили люди, пришедшие с ними из пустыни.

"И сыны Иофора Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа." (Суд. 1, 16)

Т.е. сыны Иофора пошли вместе с ними, значит такие примеры уже были. Вместе с Израилем в Палестину пришли другие народности, которые принимали на себя культуру тех народов, которые окружали их, легче, чем Израиль. Израиль сопротивлялся, а у них не было той силы сопротивления, которой обладал Израиль. Но и через них тем не менее Господь влиял на Израиль и вразумлял его.

Первый судья - Гофониил. "На нем бы Дух Господень, и был он судьею Израиля." При нем земля покоилась 40 лет, он помог Израилю в борьбе с царем Месопотамским.

Второй судья - Аод. Это тот судья, который употребил хитрость и коварство по отношению к своему противнику. "И сказал: у меня есть тайное слово до тебя, царь". Когда Еглон встал, Аод простер руку свою, взял меч с правого бедра и вонзил его в чрево, т.е. ни слова не говоря, коварно убил этого царя. Он не вызвал его на единоборство, а коварно пришел и исподтишка ударил, даже оставил в нем меч свой и ушел. Это присутствует на страницах Библии и говорит о том, что израильтяне пользовались всеми возможными способами, чтобы освободиться и нанести урон своим противникам. Но, однако, после этого события земля покоилась 80 лет.

Третий судья был Самегар, который шестьсот филистимлян побил воловьим рожном и тоже спас Израиль.

Затем перед нами предстают образы Деворы и Варака.

"В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней туда сыны Израилевы на суд." (Суд. 4, 4-5).

Ее авторитет был достаточно велик. И она предсказала Вараку, что он должен пойти и победить Сисару. Однако, Варак смалодушничал и сказал, что если она пойдет с ним, то и он пойдет. А если не пойдет, то и он не пойдет, "ибо я не знаю дня, в который пошлет Господь Ангела со мною".

Она ответила: "Я пойду с тобою; только знай, что не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару". Так и случилось. Сисара вошел в палатку к своему другу, а его жена Исаиль там убила его, поставив кол к виску и пригвоздив его таким образом к земле.

Затем перед нами предстает особое песнопение, редкое по своей силе, мощи и величию. Это песня Деворы и Варака.

"В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами: Израиль отмщен, народ показал рвение: прославьте Господа. Слушайте цари, внимайте вельможи: я Господу пою, бряцаю Господу Богу Израилеву." Прекрасная песнь, вдохновенная, которую пела Девора, и в честь Деворы пели Варак и его окружение. Такие слова они сказали: "С неба сражались, звезды с путей своих сражались с Сисарою". Это - помощь Божия и образ Ангелов Божиих. Это как бы Ангелы Божии в образе звезд пришли на помощь Израилю.

Четвертое отпадение Израиля и Господь поставляет им четвертого судью, имя которого Иероваал, или Гедеон. Призвание Гедеона на это служение произошло следующим образом. "Ангел Господень сел под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиазерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян". Т.е. он делал определенные запасы, чтобы потом уйти и жить где-то в отдалении. Но Господь судил иначе. И этому человеку, который был младшим в своей семье, ничем не знатен, является Ангел Господень и посылает его на великое служение. И он говорит: "Господи, как я спасу Израиля. Вот племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший?" А до этого он говорит такие слова, что ясно, что он совсем далек от истинного богопочитания.

Ангел говорит: "Господь с тобою!" А Гедеон отвечает: "Если бы Господь был со мною и с нами, так не было бы у нас таких злоключений". Дело в том, что, действительно, в то время в Израиле существовало в реальном плане многобожие. По сути, они понимали, что есть единый Бог, который вывел их из земли Египетской, дал им землю обетованную, где они живут и, плохо или хорошо, но существуют. И память об этом событии, что был Моисей, что есть святыня - Ковчег, это есть в сознании Израиля. Но тем не менее, образ жизни других людей, окружающих их, подталкивал их к тому, что они наряду с Богом признавали и других местных богов, Ваалов, допуская в своей среде многобожие. Фактически это проявлялось в том, что они служили другим богам. Ангел Господень сказал, чтобы Гедеон прежде всего разрушил жертвенник Ваала, "который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем". Т.е. отец явно покровительствовал этому Ваалу, у него было дерево и был сам Ваал. Гедеон испугался, что если он будет делать это в открытую, то ему не поздоровится. Тогда он это сделал тайно ночью: пришел, срубил дерево, поставил новый жертвенник, Ваала разрушил.

Утром люди пришли, чтобы воздать должное Ваалу, и видят, что их любимый бог лежит поверженный, дерево срублено, а вместо этого какой-то новый жертвенник. Они спросили: "Кто это сделал?" Искали, расспрашивали и сказали: "Гедеон, сын Иоаса сделал это". И сказали: "Выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем". (Суд. 6,30)

Иоас ответил мудро: "Вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя". И отныне стали звать Гедеона Иероваалом, потому что сказал: "пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его". В данном случае "Иероваал" переводится дословно, как "Ваал - мой покровитель". Почему же именно это имя стал носить Гедеон? Здесь ирония: называя Ваала своим покровителем, ты не являешься его покровителем. Раз он разрушил Ваала, то Ваал не его покровитель, но это имя за ним осталось. Отныне он назывался уже не Гедеон, а Иероваал.

Господь посылает Гедеона на борьбу с Мадианитянами. Однако, Гедеон сомневается и просит у Господа знамения: роса, которая должна быть сначала только на пряже, а везде должно быть сухо, а затем наоборот, везде должна быть роса, а пряжа - сухая. Однажды это знамение по его просьбе исполняется. Он это сделал для того, чтобы понять, что поход есть священное дело Божие. Согласно учению святой церкви и трактовки этого места святыми отцами, руно прообразовательно говорит о воплощении Сына Божьего.

Для устранения всякого сомнения насчет чудесности росы Господь дважды совершает это чудо, что это не случайность. Это сверхъестественно: когда выпадает роса, то она должна быть везде. Здесь прообраз неестественного положения того, что должно быть по естеству. Гедеон отобрал из всего количества израильтян всего 300 мужей. Он это сделал для того, что "если весь народ пойдет, то сам народ скажет: моя рука спасла меня".

Сначала он сказал, что кто боязлив и труслив, у кого есть какие-то задачи, тот пусть идет назад. И возвратилось народа 22 тысячи, а 10 тысяч осталось. Из десяти тысяч он избрал тех, кто после длительного похода, подойдя к реке, не превратился в животное, не лакал ртом. А те, кто имел возможность встать на колено и пил с руки, т.е. в них оставалась доля той человечности, которая так нужна воину. И осталось только 300 человек из 10 тысяч. Именно эти триста он взял с собой на Мадианитян. После психологической атаки на них с факелами, с криками, шумом, приведшие к тому, что враги стали поражать друг друга. Мадианитяне были разбиты и в страшном смятении бежали, а израильтяне кричали клич: "Меч Господа и Гедеона!"

Однако эта победа вызвала недовольство Ефрема. Ефраим - это колено Ефремово, но часто под Ефремом понимается та часть Израиля, которая жила на севере Палестины, будущий Израиль, который отделился. Под Ефремом понимается та часть колен, которая не приняла участие в этой грандиозной операции и они обиделись. Но Гедеон поступил дипломатично и даже похвалил их. И этот инцидент был исчерпан, утихомирен.

Затем мы видим типичное явление, которое было в Ветхом Завете. Гедеон  мстит  тем  людям,  которые  отказали  ему   в гостеприимстве. Когда  он  преследовал  Мадианитян,  и  просил жителей Сокхофа и Пенуэла дать ему  хлеб,  но  жители  его  не пустили и не дали ему хлеба, сказали: "Ты еще не победил царей Моавитских.  Вот когда победишь,  тогда будем знать,  кому  мы дадим  хлеба".  Поэтому  Гедеон  поступил жестоко,  но с точки зрения  того  времени,  может  быть,  справедливо.  Он  предал жителей города страшной смерти: пропустил их через молотильные зубчатые  доски.  Гедеон  был   жестокий   человек   во   всех отношениях.

Перед нами предстоит типичный восточный правитель со всеми его плюсами и минусами. Пожалуй, у Гедеона больше минусов, чем плюсов. То, что он освободил Израиль, это промысел Божий, оставив только 300 человек, хотя Мадианитян было бесчисленное множество. Это заслуга не Гедеона, просто он был поставлен в такие условия. А в дальнейшем мы видим страшную жестокость по отношению к жителям Пенуэла. Затем Библия показывает нам его дальнейшую жизнь. Израильтяне предлагают ему возглавить их в качестве царя.

Впервые появляется такая мысль, что он будет их вождем. Однако, его устраивает настоящее свое положение. Он богат, пользуется уважением и ему достаточно, что он живет, как восточный владыка. А быть царем означает взять на себя нечто большее, чем просто популярность в народе, а отвечать за все и к этому он, возможно, не был способен. Слишком он был занят своим домом, устройством своего быта, своими женами.

"И пошел Иероваал, сын Иоасов и жил в доме своем. У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен. Также и наложница, жившая в Сихеме, родила ему сына, и он дал ему имя Авимелех. И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, погребен в гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой." (Суд. 8, 30-32)

Судьба сыновей Недеона была очень плачевной. Очень скоро сын наложницы восстал против них, подговорил жителей других колен Израиля. Поступил еще более вероломно, чем другие, как сказано: нанял убийц. Авимелех на золото и серебро нанял "праздных и своевольных людей, которые и пошли за ним". Праздные и своевольные люди - наемные убийцы. "И пошел он в дом отца своего и убил братьев своих, семьдеят сынов Иеровааловых, на одном камне". Только один из этих сынов спасся. В дальнейшем Авимелех был уничтожен во время взятия башни сихемской. Ему на голову бросили жернов и он умер.

Седьмой судья был Фола. Сказано, что он жил на горе Ефремовой, был судьей Израиля 23 года и умер. О нем сведений больше нет. Восьмой судья - Иаир, был 22 года. Про него сказано, что он ездил на 32 ослах и 32 города было у них, которые называют селениями Иаира. "И умер Иаир и погребен в Камоне". Т.е. он просто был знатный израильтянин, который прославился особенностями своего быта.

Девятый судья - знаменитый Иеффай. Перед нами образ еще одного судьи Израиля, которого было угодно Господу поставить над сынами Израилевыми. "Иеффай Галаадитянин был человек храбрый. Он был сын блудницы". Иеффай занимался тем, что "жил в земле Тов и собирались к Иеффаю праздные люди и выходили с ним", т.е. "праздные люди" собирались и выходили грабить на дороге. Через некоторое время Аммонитяне пришли войною на Израиля. Зная, что Иеффай - человек воинственный, старейшины вызвали его и попросили вступиться за жителей Галаадских.

Однако он вспомнил то зло, которое они сделали ему когда-то. После усиленной просьбы к Иеффаю старейшины сказали: "Господь да будет свидетелем между нами, что мы сделаем по слову твоему!", т.е. они оставят его начальником, если он захочет.

"И послал Иеффай послов к царю Аммонитскому сказать: что тебе до меня, что ты пришел ко мне воевать на земле моей?" (Суд. 11, 12)

Однако переговоры ни к чему не привели и царь Аммонитский не послушался послов Иеффая. И сказано далее: "Был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую" и дал обет Господу: "Если ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение". (Суд.11, 31)

И предал Господь Аммонитян в руки Иеффая, и первой после победы встречает его дочь, вышедшая навстречу отцу. И он говорит: "Дочь моя! ты сразила меня". Действительно, возвращаясь с победой и зная о том, что он должен отдать Богу во всесожжение первое, что ему встретится живое, он видит дочь.

Далее Библия повествует нам, что Иеффай сказал, что он не может нарушить данное Господу слово и дочь на это ему сказала: "Отец мой! ты отверз свои уста перед Господом и делай со мной то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил через тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам". Вот пример дочери разбойника, которая жертвовала своей жизнью, чтобы отец не был перед Богом обвинен в своем пустословии, лицемерии и неисполнении обетов.

"И сказала отцу своему : сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими. Он сказал: пойди. И отпустил ее на два месяца. Она пошла с подругами своими и оплакивала девство свое в горах. По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году". (Суд. 11, 37-40)

Мнение святых отцов на этот счет такие. Он совершил обет свой над нею, который дал. Так как в дальнейшем сказано, что дочь Иеффая оплакивали ежегодно четыре дня, то есть мнение, которого придерживаются некоторые толкователи, что Иеффай совершил над ней именно всесожжение. Она была заклана и сожжена на жертвеннике, как он и обещал. Однако, к этому существует следующее возражение. Во-первых, в Израиле категорически были запрещены всякие жертвы человеческие. Моисей запретил, т.е. в любом случае: "все первенцы - Мои". Однако, первенцев никто не убивал, убивали другие народности, а израильтяне отдавая первенцев Богу, вместо них приносили жертвы, которые закалывали и приносили во всесожжение.

Здесь вопрос стоит так, что раз дал обет Богу, то он этим обетом нарушал Закон Божий, те постановления, которые даны были Моисею. В любом случае он совершал убийство дочери и нарушал Моисеев Закон. Некоторые толкователи Священного Писания говорят так, что в тексте, когда он исполнил свой обет, сказано: "Она не познала мужа". Если он сжег девушку на костре, то при чем здесь "она не познала мужа"? В данном случае разговор идет о том, что она оплакивала свое девство. Видимо, одним из условий всесожжения было ее добровольная чистота жизни, отлучение себя от того призвания, которое должны были пройти каждая женщина Ветхого Завета, т.е. стать матерью.

Она свое девство возносила как бы во всесожжение вместо себя самой. Обет безбрачия, обет целомудрия, который она давала был заменой ее всесожжения.

Следующее толкование говорит, что свой обет Иеффай изрек условно. Он мог сказать: выйдет или не выйдет, так, что это не было до конца им оговорено. Мнение отцов церкви такое, что если понимать обет в буквальном смысле, поступок Иеффая не одобряют. Так что для вас остается вопрос, который вы решите сами: был ли Иеффай убийцей своей дочери и принес ее в заклятие, либо он поступил так, как подсказывала ему отцовская совесть и она осталась жива? Хотя практически она умерла, для всех она была как мертва.

Следующий, десятый судья - Есевон."У него было тридцать сыновей, и тридцать дочерей отпустил он из дома в замужество, а тридцать дочерей взял со стороны за сыновей своих, и был судьею Израиля семь лет". (Суд. 12, 9)

Одиннадцатый судья - Елон. Двенадцатый судья - Авдон. Тринадцатый судья - Самсон. В прошлый раз мы говорили, как Господь предсказал его рождение. Один из самых интересных судей Израиля, личность, которая ставит перед нами загадку. В истории Самсона Ангел называется чудным, т.е. это как бы сам Христос, который под видом Ангела руководит своим народом. Впервые мы видим, что Самсон принимает обет назорейства. Уже до его рождения Бог открыл родителям, что их сын посвящен Богу и совершит избавление. Так же, как Господь открывает Аврааму, что из его семени произойдет великий народ. Жизнь Самсона представляет собой краткую историю Израиля. Первоначально Господь открывает ему его судьбу, как Аврааму было открыто, что от него произойдет великий народ. Так было предсказано и про Самсона, что это будет великий человек.

Самсон по своей жизни все больше и больше удаляется от Бога, и Израиль так же все больше и больше удаляется от Бога в своей жизни. Каждый раз, когда Самсона схватывали враги, Господь даровал ему освобождение. Так и Израиль, часто попадая к врагам, часто получал освобождение. Но когда чаша грехов Самсона переполнилась, Господь предал его в руки его врагов, которые взяли его в плен, надругались над ним, ослепили и подвергли наказанию. Так случилось с Израилем. Израиль был взят, более того, последний царь Израильский Седекия был ослеплен и Израиль был уведен в плен.

Что стоит почерпнуть интересного из жизни Самсона? Один из законов Израиля гласил о том, чтобы не брать жен себе иноплеменниц, т.е. много дочерей израильских, надо стараться жениться на тех, кто происходит из народа Израильского. Самсон пренебрегает этим. Хотя он и соблюдает элементы назорейства: не стрижет волосы, не пьет сикера, но это правило не соблюдает.

"И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских и она понравилась ему. Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену. Отец и мать сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась. Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отомстить Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем". (Суд. 14, 1-4)

Автор желание Самсона взять филистимлянку оправдывает тем, что это было орудием в руках Божиих. Действительно, мы часто видим, что те события, которые мы осуждаем, в самом деле являются орудием в руках Божиих. Однако, далее рассказ о том, как Самсон убивает льва, как находит в нем соты, дает своим отцу и матери и они едят. Затем он загадывает загадку на брачном пире. Самсон помогает филистимлянам отгадать загадку через жену, "наконец в седьмой день разгадал ей, ибо она усиленно просила его". И плакала перед ним семь дней, пока продолжался пир. В седьмой день "сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее льва! Он сказал им: если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки" (Суд. 14,18). Т.е. если бы вы не заставили мою жену, то никогда бы не отгадали.

"И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку...А жена Самсона вышла за брачного друга его, который был при нем другом" (Суд.14, 19-20)

Так закончилась женитьба Самсона. Филистимляне убивают жену Самсона и его тестя. Самсон жестоко мстит им: зажигает факелы, пускает с этими факелами лисиц на их сады и виноградники, перебивает им голени, бедра и Филистимляне встают на него. Однако, Господь помогает ему и его особая сила сокрушает Филистимлян простой ослиной челюстью. В Библии есть удивительная песнь Самсона, где он поет: "Челюстью ослиной толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек" (Суд.). Напоминает песнь Ламеха, который "убил язвами юношу и мужа" (Быт.).

Далее Самсон попадает в коварные сети прекрасной Далиды, которая обольщает его и уже с третьей попытки он открывает ей свою тайну, что он имеет силу из-за своих волос. Далида, видя, что он открыл ей сердце свое, послала владельцев Филистимских, "сказав им: он открыл мне сердце свое. И пришли к ней владельцы Филистимские и принесли серебро в руках своих. И усыпила его Далида на коленях своих, и призвала человека, и велела остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его." (Суд. 16, 18-19)

Филистимляне взяли его, выкололи ему глаза и привели его в Газу "и оковали его медными цепями, и он молол в доме узников".

Закончилась жизнь Самсона так: волосы его отросли, и на одном из пиров, когда его привели для того, чтобы оскорблять и унижать, Господь помог ему и он раздвинул колонны, поддерживающие основание здания, и сам погиб, и погибли Филистимляне, которые пировали в этом здании (Суд. 16,27-30).

"После Самсона восстал Емегар, сын Енана, и убил из иноплеменников шестьсот человек, кроме скота. И он спас Израиля". (Суд.16, 31)

Дальше книга Судей повествует о смуте, гражданской и религиозной, которая произошла в Израиле в эпоху судей.

"Был некто на горе Ефремовой именем Миха. Он сказал матери своей: тысяча сто сиклей серебра, которые у тебя взяты и за которые ты при мне изрекла проклятие, это серебро у меня, я взял его... Но он возвратил серебро матери своей. Мать его взяла двести сиклей серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литый кумир, который и находился в доме Михи. И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником. В те дни не было царя у Израиля: каждый делал то, что ему казалось справедливым." (Суд. 17, 1-6)

Миха сделал кумир, ефод и терафим. Кумир - это маленькие божки, которым поклоняются. До этого мы встречаем такие же примеры в книге Судей Израилевых. "И сделал Гедеон ефод, положил его в своем городе Орфе, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним. И был он сетью Гедеону и всему дому его". Ефод - это произведение рук человеческих, которые употребляется, как предсказание. До нас не осталось такого изображения ефода. По некоторым данным, это была пластина из драгоценного метала, которая использовалась при предсказаниях. При определенном повороте этой пластины (такая найдена в Вавилоне) была видна одна сторона - положительный знак, другая сторона - отрицательный. Фактически это гадание и поклонение ложному божеству, суеверным приметам: получилось - не получилось.

То, что в Библии говорится: "Стали блудно ходить", означает, что Израиль исказил свои пути. И это было неугодно Богу, хотя это было очень популярно. Кроме того, Миха поставил служить священником своего собственного сына. Однако, один юноша из Вифлеема Иудейского, из колена Иудина, левит, когда жил там, пошел из Вифлеема и дорогой пришел к дому Михи. Миха спросил: "Куда ты идешь?" Тот ответил, что он левит из Вифлеема Иудейского, идет пожить, где случится.

Этот человек пришел к Михе. "И сказал ему Миха : останься у меня, и будь у меня отцом и священником; я буду давать тебе по десять сиклей серебра на год и потребное одеяние и пропитание. Левит пошел к нему и согласился левит остаться у этого человека, и был юноша у него, как один из сыновей его. Миха посвятил левита, и этот юноша был у него священником и жил в доме у Михи. И сказал Миха, оправдываясь: теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить, потому что левит у меня священником". (Суд.17, 9-13)

Дальше у нас есть одно повествование, которое, к сожалению, негативно сказалось на всем Израиле. Это повествование о левите и его наложнице. Один из левитов взял себе наложницу из дома и наложница поссорилась с ним и ушла от него в дом отца своего в Вифлеем, и была там четыре месяца.

"Муж ее встал и пошел за нею, чтобы поговорить к сердцу ее и возвратить ее себе. С ним был слуга его и пара ослов. Она ввела его в дом отца своего. Отец этой молодой женщины, увидев его, с радостью встретил его, и удерживал его тесть его, отец молодой женщины. И пробыл он у него три дня; они ели, пили, ночевали там. В четвертый день встали они рано, и он встал, чтоб идти. И сказал отец молодой женщины зятю своему: подкрепи сердце твое куском хлеба, и потом пойдете. Они остались, и оба вместе ели и пили." (Суд. 19, 3-7)

Отец ее просил еще остаться на ночь, видимо, сердце отца чувствовало, что дочь не стоит отпускать. Однако, спустя некоторое время они ушли оттуда и остановились ночевать в Гиве Вениаминовой. Там слуга посоветовал войти в город и переночевать там. Но в город Иевусеев они не вошли, а господин сказал, чтобы не идти в город иноплеменников, а пойти в город сынов Израилевых.

"И шли, и закатилось солнце подле Гивы Вениаминовой. И повернули они туда, чтобы пойти ночевать в Гиве. И пришел он и сел на улице в городе; но никто не приглашал их в дом для ночлега. (Это одна из характерных черт того образа жизни, который вело колено Вениамина. Все видят, что сидит путник с молодой женщиной и никто ночлега не предлагает.) И вот, идет один старик с работы своей с поля вечером; он родом был с горы Ефремовой... Он поднял глаза свои, увидел прохожего на улице городской. И сказал старик: куда идешь? и откуда ты пришел? Он сказал ему: мы идем из Вифлеема Иудейского к горе Ефремовой, откуда я... Старик сказал: будь спокоен: весь недостаток твой на мне, только не ночуй на улице. И ввел его в дом свой и дал корму ослам его, а сами они омыли ноги свои и ели и пили."( Суд. 19, 14-21)

Вот что сделал один благочестивый старик, у которого остались совесть и честь. Однако, то, что они сидели на улице, видимо, вызвало свои действия и жители ночью подошли к дому и требовали выдать этого человека для надругания над ним.

"Хозяин дома вышел к ним и сказал им: братья мои, не делайте зла, когда человек сей вошел в дом мой, не делайте этого безумия; вот у меня дочь девица, и у него наложница, выведу я их, смирите их и делайте с ними, что угодно; а с человеком сим не делайте этого безумия. Но они не хотели слушать его." (Суд. 19, 23-24)

Тогда этот левит вывел к ним свою наложницу, и сказано, "и ругались над нею всю ночь до утра". Утром женщина умерла. Когда он открыл дверь, она лежала на пороге мертвая. Левит взял свою наложницу, разрубил на части ее тело и послал в каждое колено Израилево по куску ее тела, чтобы этим сказать, что такого беззакония никогда не было в Израиле. И весь Израиль встал на войну против колена Вениаминова. Это настоящая гражданская война, которой до этого Израиль не знал: были отдельные стычки, недовольство, но чтобы израильтяне истребляли израильтян в таком количестве, такого еще не было.

А видимо по всему, что колено было очень воинственно и они считали, что им никто не указ. Они жили по своим законам, поэтому Господь допустил почти полное истребление этого колена. Первоначально сыны Вениаминовы отказались раскаиваться. Израильтяне сначала просили у них только одно: выдать "развращенных людей, которые в Гиве, и мы умертвим их, и искореним зло из Израиля". Вначале не было поголовного истребления, просили только наказать виновных, жителей этого маленького селения. Однако, сыны Вениаминовы не захотели послушать голосов братьев своих, а собрались в Гиву, чтобы пойти войною против Израиля.

"И насчиталось в тот день сынов Вениаминовых, собравшихся из городов, двадцать шесть тысяч человек, обнажающих меч; кроме того, из жителей Гивы насчитано семьсот отборных; из всего народа сего было семьсот отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращей камни в волос, не бросали мимо." (Суд. 20, 15-16)

Особые боевые свойства были у этого народа. И спросили израильтяне у Господа: кто пойдет первым на войну с сынами

Вениаминовыми? И сказал Господь: Иуда пойдет первым. И первоначально Вениамин побеждал, было несколько боев, сражений и только после второй победы Вениамина Господь сказал, что он сегодня предаст Вениамина в руки Израиля.

"И поразил Господь Вениамина перед Израильтянами, и положили в тот день Израильтяне из сынов Вениамина двадцать пять тысяч сто человек, обнажавших меч. Когда сыны Вениаминовы увидели, что они поражены, тогда Израильтяне уступили место сынам Вениамина, ибо надеялись на засаду, которую они поставили близ Гивы". (Суд. 20, 35-36)

И после поражения дым из города подымался столбом. Они поняли, что Израильтяне окружили и преследуют их, им не спастись. Израильтяне поклялись не давать им более ни одной женщины. Всего спаслось около 400 человек мужчин, которые бежали в город. Все остальные были уничтожены.

"Израильтяне же опять пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечом, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось во всех городах, и все, находившееся на пути города сожгли огнем". (Суд. 20, 48)

Осталось только четыреста мужчин, о которых сказали: "Отныне отсечено одно из колен Израиля".

"И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися, касательно жен, ибо истреблены женщины у Вениамина?" И решили: не давать им жен из своих дочерей.

Однако, потом Вениамин похищает дочерей Силомских и восстанавливает себе колено. По тем временам Израильтяне поступили справедливо по отношению к колену Вениаминову. То, что произошло с левитом уже было однажды в Содоме и Гоморре. За это Господь уничтожил эти города, полив на них серу и огонь, и это осталось памятью на все века человечеству. И здесь, слава Богу, что Господь милостив к Израилю, колено Вениамина полностью не было уничтожено. Впоследствии они хитростью похищают себе жен. То, что они похищают - это необходимость, это их безвыходное положение. Грех был очень великим и эта жестокость оправдала себя тем, что потом никогда это не повторялось, чтобы в Израиле вставали похотью на своего же соплеменника.

Этим трагичным, кровавым, страшным событием заканчивается книга Судей Израилевых. И мы приступаем к новой книге, которая называется книга Руфь. Это книга особая, она имеет значение для дальнейшего нашего изучения мессианских мест.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая лекция || Вернуться на главную || Следующая лекция