Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова Л Е К Ц И Я 13 Сегодня мы начинаем одну из самых важных тем Ветхого Завета, ключевую тему этого полугодия - дарование Синайского Закона, или декалог Моисея. Исторический опыт показал, что одного внутренего закона недостаточно для совершенствования нравственности человека. Голос совести, как сознания внутренего нравственного закона под влиянием греха перестает достигать сердца человека, которое ожесточается и делается жестоким и несправедливым и человек не может обуздывать своих страстей. Его воля постоянно ведет и толкает его ко греху, и более и более человек погружается в бездну греха. "Для чего же закон?- спрашивает апостол Павел, и отвечает, - он дан по причине преступлений". Таким образом мы можем сказать, что закон был дан вследствие увеличения греха. И в Израиле голос внутреннего закона человеческого заглушался воплем человеческих страстей, поэтому Господь исправляет народ и к закону внутреннему добавляет закон внешний, который мы называем положительный, или откровенный, то, что было открыто Богом. Синайский закон должен был дисциплинировать жизнь еврейского народа и побуждать его жить согласно предписаниям Божией воли, делаться праведным и святым. "В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы". (Исх. 19, 1-2) Моисей, как велел ему Бог, вел свой народ через пустыню Синайскую. Синайская гора, как говорит нам известный французский писатель Ренан, "состоит из глыбы темного гранита, которая много лет купает в своих золотых лучах солнце. Оно есть одно из самых своеобразных явлений земного шара, тишина этих уединенных мест наводит ужас. Эта города, с ее ... очертаниями, с ее обманчивой прозрачностью, странными отсветами, поистине гора Божия, гора Элогима." Именно здесь, у подножия Синая Моисей открыл народу, что Бог для того освободил Израиль и вывел его из земли Египетской, чтобы заключить с ним вечный союз, или завет. Однако, на это раз завет заключается не с одним человеком, или с маленькой группой верующих людей, а с целым народом. Владыка жизни устами своего избранника пророка Моисея объявляет условия завета. Каковы же эти условия? "Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым". (Исх. 19, 5-6) Вот что сказал Моисей народу. Так происходит рождение народа Божия. Из семени Авраамова выходят первые еще слабые ростки ветхозаветной церкви, которая является прародительницей церкви вселенской. Отныне история религии уже не будет только историей тоски, томления, поиска, но она становится историей завета, т.е. диалога между Творцом и человеком. Бог не открывает, в чем будет состоять призвание народа, через которое, Он обещал Аврааму, сыну его Исааку и Иакову, благословятся все народы земли, но требует от народа веры, верности и правды. Повествование рисует заключение этого страшного завета. Сначала Господь повелевает Моисею освятить народ. "...пойди к народу, (объяви) и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народу на гору Синай; и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука, (когда облако отойдет от горы), могут они взойти на гору. И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам". (Исх. 19, 9-15) Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землятресение, трубный глас возвещали присутствие небесного Законодателя. "И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог (к вам) пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили". (Исх. 19, 22) Перед нами понятие "страх Господень", вот что является залогом нравственного совершенствования. Псалом 33: "Приидите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас". Как говорит отец Павел Флоренский: "Религия - есть прежде всего страх Божий, кто хочет проникнуть в святилище религии, да научится страшиться". В вечернем правиле есть молитва Иоанна Златоуста: "Господи, всели в мя корень благих, страх твой в сердце мое". Чудное моление, 24 прошения по числу каждого часа. Страх Божий именуется корнем благих, в религии ничто не вырастает без этого страха, все благое из него. Слово Божие и Ветхого и Нового Завета учат нас, "да будет страх Господень на вас", "страх Господень будет сокровищем твоим" (Исайя), "страх господень чист" (псалом 18), "он начало премудрости" "источник жизни", "ведет к жизни" (Прем. Солом.). Перед вами особый пример, что страх Божий занимает значительное место в Ветхом Завете, вовсе не является первоначальным фоном, как говорят, неразвитой религии. Люди страшатся, т.к. ничего не понимают, как бы от страха Бога придумали и так далее. Напротив, надо нам понять, что страх представляет собой первую ступень духовно-нравственного развития, вызвать которую стремится слово Божие. На более высоком уровне духовного познания страх побеждается любовью, но здесь на первых шагах без него не обойтись. Страх Божий помогает человеку ветхому, но и также нам с вами, вступить в область сверхъестественного, он создает определенный внутренний настрой души человека, при котором "слова откровения почивают в сердце мудрого и делают язык его мудрым, умножают знания в устах его" (Притчи Солом.) Религия без страха вовсе не является шагом вперед по сравнению с религией страха, она - шаг назад, или простая остановка в развитии, - говорит один современный французский богослов. Действительно, если сейчас есть такое понятие секуляризации церковной, обмирщения церкви. И многие западные христиане, да и наши тоже приходят в церковь, по привычке что-то делают, а страха уже нет. Нет внутреннего трепета, который испытывает человек, переступая через то, что должно потрясти, к чему ангелы страшатся приблизиться. А мы, к сожалению, этого не имеем. На более высоком уровне духовного сознания, страх Божий не упускается из виду, он остается полностью воспринятым душой, как бы контролирует человека. Как говорит отец Павел Флоренский: "Чтобы иметь познания, надо коснуться предмета познания. Признаком того, что прикосновение достигнуто, служит потрясение души, страх. Этот страх возникает от соприкосновения к чему-то новому, всецело новому, против нашей повседневной жизни. Впечатление такое, что в среду нашей обыденности включается нечто неотмирное, ни с чем несравнимое, ни на что не похожее, иное. И, вклинившись, оно разрывает ткань обычную, а тем, наше приросшее к обычному, сознание, проникает как меч обоюдоострый, и проникши в нас, ожигает нас огнем: из времени мы узрели вечность". Заповеди Декалога - это великая мудрость, это дверь, ведущая ко спасению человека Ветхого и Нового Завета. На горе Синай сам Бог говорит пророкам, и в заповедях написано, как сказано "со слов самого Бога" (Исх. 34, 27-28). Даже в другом месте сказано "перстом Самого Бога" (Исх. 31, 18), т.е. Бог как бы водил руку Моисея, когда тот писал. Они содержат в себе все основные черты нравственности. Отцы и учители церкви совершенно справедливо отмечали то обстоятельство, что заповеди Декалога даны гораздо раньше, чем все остальные законы и предписания ветхозаветного культа. Так блаж. Иероним говорит, что Бог дал десятословие на скрижалях каменных, а уже впоследствии дал заповеди о жертвах. Сила и действенность этих десяти слов, охватывает весь период Ветхого Завета, но сохраняет свое значение и в новозаветный период, во все века до конца мира. "Не лежит ли в заповедях синайского закона основа всей европейской цивилизации и культуры",- говорит священник Глаголев, - не ими ли держится все общественное устройство". А профессор Лопухин так говорит, что "Синайский закон положил основу истинной нравственности и достоинства человека в мире. Простые и глубокие, полные величия слова десятисловия были произнесены на Синае с таким величием и такой простотою, что возвещенные истины должны быть усвоены всем и каждому, а усвоив эти заповеди, человек должен был их сделать достоянием всех окружающих, а через народ этот и всего мира." Подчеркиваю, что откровение дано Израилю всенародно, в свободной пустыне, которая была ничьей собственностью. Ибо будь оно дано на земле Израиля, скажем, в Иерусалиме, то израильтяне могли бы сказать, что прочие народы к нему непричастны, что оно дано нам на нашей личной земле. А от того, что оно дано в свободной пустыне, оно - достояние всего мира, и всякий волен его принять или отвергнуть. Итак, заповеди гласили: "И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря: 1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего." (Исх.20, 1-17) Вот десять заповедей Моисея. Какие простые на первый взгляд слова и какая глубокая мудрость в них, какая глубина! Конечно, наизусть учить весь Декалог вам не стоит, вам нужно уметь рассказать его кратко, примерно так, как рассказывают школьники. Разговор о Декалоге так или иначе должен у вас возникнуть в будущем, следует подготовить детей или ребенка к определенному мышлению уже серьезному, чтобы это было для него некоей духовной основой. Но если вы будете говорить так, как написано, то он ничего не поймет и ваше зерно упадет на такую почву, что оно не даст плода. Как сделать доступным этот Декалог, чтобы он был интересен? На своем опыте ведения воскресной школы мне приходилось разные методы испытывать, чтобы понять, как лучше усваивают Декалог дети. Прежде всего, надо сделать доступным текст, потому что длинноты первых заповедей, они немного недоступны детскому сознанию, их надо сокращать, т.е. суть оставляем полностью, но сокращаем. Скажем, первая заповедь такая, можем сказать: "Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из земли рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем моим", или так: "Почитай Господа, Бога твоего" - в двух словах первая заповедь. Или еще лучше сказать евангельскими словами Христа: "Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, всем умом твоим". Первая заповедь - любовь к Богу. Вторая заповедь: "Не сотвори себе кумира". Здесь слово "кумир" недостаточно, т.е. не поклоняйся и не служи. Необходимо расшифровать, что означает такое слово "кумир", что в Ветхом Завете это прежде всего было изображение другого Бога, то, которое сделано руками человека. Таким образом, мы сейчас являемся идолопоклонниками, и у нас тоже есть кумиры: наши грехи, наши страсти, наши привязанности, которые мешают нам видеть Бога, застилают от нас Его облик: сребролюбие, пьянство и т.д. Чего только нет в нашей жизни, что застилает от нас Господа и часто человек служит этому, как некогда служил чужим богам. Ради этого устраивает свою жизнь, а больше всего кумир - это наше Я, мой личный эгоизм, желание устроить свою жизнь, думать только о себе. Вот об этом кумире и говорится: "Не сотвори себе кумира, помни, что Господь превыше всего". Третья заповедь: "Не произноси имени Бога твоего напрасно, или всуе". Здесь следует обратить внимание на то, что под именем Бога подразумевается в Ветхом Завете именно произнесение имени Божия, которое было открыто Моисею на горе Синай. Он сказал: как тебе имя? Имя Божие было известно людям того периода. Моисей не скрывал от них: "Сущий послал меня", т.е. он открыл им имя Божие. Имя Божие произносили в народе, но оно было страшное имя, это имя поэтому не полагалось произносить всуе, т.е. напрасно. Что означает произношение имени Божиего всуе? Для того ветхого человека это имя было конкретное, а мы имеем отношение к этому имени? Нам открыто это имя или нет? Имя Божие, явленное нам, - это имя Господа нашего Спасителя Иисуса Христа. Это имя мы всегда с благоговеньем произносим и этим именем мы должны дорожить и не произносить его напрасно в суете мирской кое-как без внимания, т.е. с рассеянностью, потому что оно относится к нашей молитве, ибо если наша молитва произносится кое-как, вне внимательности, вне духовного трезвения, то это и есть произнесение имени Божия всуе, напрасно. Четвертая заповедь: "Помни день субботний, чтобы освятить его". Если мы будем говорить только о дне субботнем, мы должны сказать, что мы имеем в виду день, посвященный Богу, который у нас в православии называется воскресением, который заменил ветхозаветную субботу. Каким образом мы должны этот день посвящать ему? Вот здесь мы должны помочь детям усвоить то, что мы с вами знаем, что не человек для субботы, а суббота для человека. Что дела добра, милосердия, любви, мира необходимо делать и в праздники и в любые другие дни. Нельзя грешить, нельзя тунеядствовать, нельзя проводить праздник в различном разгуле или непотребных делах. Как часто у нас бывает, что надо сделать что-то доброе и хорошее, но праздник - успеем. Не отлагайте на завтрашний день того, что можно сделать сегодня, потому что неизвестно, что будет завтра. В праздник необходимо усилить свою молитву, если возможность есть, необходимо в этот день посещения храма Божия, в этом и есть почитание этого дня. Но если в этот день не работать и ничего не делать, то наша жизнь этого не позволяет. У вас есть дела необходимые по дому: нужно и убрать, и мыть посуду, и приготовить, позаниматься, сделать какие-то дела на другие дни, часто на этот день выпадает, что надо приготовить уроки. Если дети занимаются музыкальными предметами, на этот день - наиболее интенсивные занятия получаются: по пять-шесть часов. Нужно уметь это совмещать: духовную жизнь с жизнью мира. Это трудно, но нужно делать. Если ребенок не поможет сегодня матери с отцом и не уберет грязную посуду и больная мать будет просить его вынести грязное ведро, а он будет говорить, что сегодня день субботний, я его освящаю, то в таком случае он будет лицемером. Также правильно нужно относиться к этому дню, чтобы ребенок понял, что за этим стоит, именно - отношение к Богу. Четыре дня - четыре заповеди, относятся к Богу, остальные заповеди по отношению между людьми. Кратко: "Чти отца твоего и матерь твою и благо тебе будет на земле", только здесь нужно включить еще почитание старших по возрасту людей: и бабушку и дедушку. Иначе бывает так: папу с мамой боятся, а всех остальных не считают за людей. Нужно внушить ребенку уважение к старшему по возрасту. Ну а то, что будет долголетен на земле, можно привести пример из жизни святых, из жизнеописания различных подвижников благочестия, которых Господь благословил за почитание отца, за их послушание и умножил их дни и прославил в их жизни. Таких примеров множество: это и жизнь святителя Николая, преподобного Сергия, Серафима, которые, несмотря на то, что стремились всей душой к Богу, послушание своим родителям ставили выше всего. До тех пор, пока не похоронили своих родителей, как преподобный Сергий, он не оставил их. Нужно сказать, что нужно прощать родителей, потому как часто я встречаюсь в практике со своими духовными детьми, что очень много нестроений в семье, потому что злоба между родителями и детьми. Часто родители не понимают детей, дети не стремятся понять родителей и между ними сплошные конфликтные ситуации, т.е. эта заповедь нарушается в большей степени в нашей обыденной жизни. Потому что нет такой семьи, где бы за день не было какой-нибудь склоки из-за ерунды, часто по пустякам: не там повесил полотенце, не так приготовил уроки, а ребенок отвечает соответственно. Здесь нет внутреннего уважения и почитания, нет страха Божия, потому что страх Божий и рождает любовь к родителям. Заповедь "не убивай", ее комментировать не нужно. Единственно, что возникают вопросы: а как быть в отношении животных? Как быть в отношении на войне, убивать ли, не убивать ли? Заповедь говорит: "Не убивай". Христианину, конечно не полагается убивать никакое существо, животные созданы Богом для славы, для прославления. Но мы живем в очень сложном мире и мы знаем, что с первых дней Адам и Ева и все другие жители земли закалывали жертвенных животных и вкушали их, да и сам Господь вкушал Пасху, а Пасха - это мясо, и Пасху он вкушал с учениками своими каждый год и говорил, что Царствие Небесное ни в ястии и питии. Поэтому животные должны служить человеку и мы должны их не мучить, не унижать, не испытывать на них свою злобу. Они служат нам на потребу дня, пищей, необходимостью продолжить жизнь. Пример - святитель Нестор, просветитель камчадалов. Там люди пили кровь оленей и этим спасались от цинги, иначе все умерли бы там давно. Выходит, они нарушали заповедь о вкушении крови? Это не есть для них смертельный грех, так как они вынуждены были это делать. Давид тоже пришел и взял хлеба предложения, которые не полагалось брать никому, кроме священников и вкусил и дал окружающим его и не согрешил. Поэтому нужно видеть в этом определенную заповедь, что мы должны прежде всего не убивать человека, человек - образ Божий, который необходим нам. И каждый имеет в себе образ Божий, поэтому руку поднимать на человека недостойно, опять же если речь не идет о защите своего отечества, о защите своего дома, и близких. Если нападают на твоего отца, на мать и убивают жену и детей твоих, а ты в это время будешь смотреть равнодушно, как это делают, исполняя заповедь "не убивай", в таком случае ты будешь потакать убийцам, ты сам будешь принимать в этом какое-то участие. Слава Богу, что такого у нас не бывает. Вы знаете, что у нас великие святые земли русской, такие как преподобный Сергий, благословляли воинов на защиту отечества и монахи Пересвет и Ослябя, которые погибли на поле Куликовом являются нам примером этого самоотверженного служения. "Не прелюбодействуй", - говорит нам седьмая заповедь. Заповедь, повелевающая соблюдать чистоту в своей жизни. Как объяснить детям это слово "прелюбодействовать"? Я бы так сказал: "Не переступай через свою любовь". Слово "любовь" всем известно и дети любят и папу, и маму, и окружающих, и слово "прелюбодействовать" - изменить своей любви, попрать ее, переступить через нее. В прямом смысле - изменить человеку, которого ты любишь. Сейчас так много разводов в жизни, так много нестроений в семьях, что любой ребенок знает, что такое "отец ушел от матери" или "мать ушла от отца", или, что они остались без отца и матери. Это и есть иллюстрация этой заповеди. Конечно надо говорить и о чистоте жизни, и о чистоте отношений между полами, между мужчиной и женщиной, и о чистоте брачной жизни. Это все необходимо сказать тем языком, который будет понятен, ничто не утаивая и постараясь донести в сознание ребенка всю ответственность за ту жизнь, которую ему предстоит прожить. Помните, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас, - сказал Господь, - и горе тому, кто растлит храм Божий. Поэтому эта заповедь требует определенных иллюстраций из жизни святых, в житиях святых очень много таких моментов, из жизни ветхозаветных праведников, из жизни окружающих, чтобы это не было голословно, а было на примерах. "Не укради" - эта заповедь гласит о том, что не берите того, что тебе не принадлежит. Заповедь девятую я так формулирую детям "не лжесвидетельствуй", т.е. не говори напраслины, как часто дети бывает, оговаривают друг друга, желая перед взрослыми показаться значительнее или лучше, или чтобы их похвалили. Внушая детям любовь друг ко другу, мы должны сказать, чтобы они не ябедничали, не лжесвидетельствовали. И последняя заповедь большая "не пожелай дома ближнего, ни жены, ни раба, ни скота и т.д.". Мы формулируем так "не завидуй". Зависть один из самых страшных пороков, если мы будем завидовать, то все остальные грехи на тебя повалятся. Через зависть грех вошел в мир, ибо дьявол позавидовал человеку и был искушен Адам и он пал. Чтобы заповеди стали доступны, я предлагаю в воскресной школе детям сделать десять карточек с написанием римскими или арабскими цифрами от 1 до 10. Затем после одного, двух уроков усвоения заповедей даю им наглядные примеры в качестве какого-либо рассказа или рассказа какого-либо писателя, или невыдуманого, например "Рассказа странника" и по этих рассказам прошу их писать баллы: например, грех такой-то. Или же они пишут 2,3,4, если идет речь об убийстве, то они пишут цифру 6. Затем начинаю им рассказывать истории и спрашиваю, какой грех совершен? Они поднимают эти самые цифры. Это воспринимается как игра, но в то же время хорошо усваивается. Буквально, через 2-3 недели, они хорошо усваивают все десять заповедей. Примерно так рекомендую преподносить эти десять заповедей, упростив их до детского сознания, чтобы это было удобоприемлемо и отложилось у них на всю их жизнь. А теперь для вас уже, серьезно. В десяти заповедях нет указания на оседлую жизнь, на сложную ритуальную систему богопочитания. Скрижали не представляют собой обширного манускрипта, такие как книга "Левит" или "Второзаконие". Все десять заповедей умещались на двух каменных плитах и сам этот способ написания на двух каменных плитах говорит о их большой древности. "Закон Божий был написан на скрижалях каменных, что означало ожесточение сердец человеческих, написание на них перстом Божиим показывает, что только сила Божия может смягчить каменное сердце человека". Эти слова сказал священник Александр Харизменов. В истории Израиля нет такого народа, о котором можно было сказать, что заповеди Декалога ему неизвестны. Их цитируют пророки, они включены во Второзаконие. Эти и многие другие соображения приводят к выводу многих историков, что именно Декалог является первоначальной Моисеевой Торой, т.е. законом, основой основ. При записи был использован так называемый Синайский алфавит, который в ту пору употребляли семиты, соприкасавшиеся с Египтом. И лишь впоследствии, когда семиты восприняли ханаанскую письменность, Синайские записи были переписаны на пергаменте или папирусе. И в таком виде дошли до наших дней. Сами скрижали до нас не дошли. Есть некоторые образцы каменных скрижалей, как камень Миши, который показывает нам образец такой древней клинописи, но сами заповеди дошли до нас только на папирусе. Одним из самых древних папирусов Ветхого Завета считается папирус Ней, и было бы логично, что именно на нем написано рукой древнего писца десять заповедей Моисея. В десятословии мы видим два основных аспекта: первое - учение о Боге и второе - о служении Ему. Первая заповедь повелевает поклоняться и чтить единого Бога, избавившего Израиль из рабства Египетского. Моисей запрещает поклонение каким бы то ни было богам, кроме Сущего, Яхве - Бог вселенной, Бог отца Авраама, Исаака и Иакова, ему одному подобает слава, он есть истинный Бог Израилев, Бог патриархов. Взывающий к Моисею Бог это не космическая сила, не простой отблеск внутреннего мира людей, он - Владыка всех вещей, свободный по отношению к своему творению, но при всем своем величии это Бог самый близкий человеку, которого когда-либо знали. Эту близость, добровольность которой необходимо подчеркнуть, Яхве использует всегда, когда ведет свой народ теми путями, которые не имеют больше аналогов в мире. Открывается человеку, как вышний Бог, как владыка тварей, он открывается человеку и себе самому лучше, чем это сделало бы любое исследование своего сознания. Ибо он открывается человеку, как творец человека, как его отец. И теперь заключая завет с Израилем через Моисея, Господь преследует одну лишь цель: восстановить в человеке омраченный грехом образ Божий и довести его до совершенства, разверзая для этого небеса и сходя до человека. Вторая заповедь требует не изображать Бога, отказаться от всякого изображения. Отсутствие изображения Бога стало отличительной чертой ветхозаветной религии. Если народы, окружающие Израиль, допускали изображение своих божеств в виде идолов, это и птицы, солнце, различные изображения Ваалов, то Моисей запретил попытки каких бы то ни было изображения Яхве. Весь древний мир не мог отрешиться от представлений о Боге, как о существе, подобном человеку, звероподобном, или по крайней мере, имеющем образ или форму. Моисей решительно отвергает эти представления: Бог - невидим, он не имеет изобразительной формы. Когда он является человеку, он обретает образ Ангела Яхве. По словам протоиерея отца Сергия Булгакова, "Ангел Яхве есть тварный Бог, не по благодати только, как человек, но по причастию. Однако, именно эта тварность ангельской ипостаси только и делает возможным для человека вынести нестерпимый огонь богоявления." Мы боги по благодати, а он по причастию. Однако, именно эта тварность ангельской ипостаси и дает возможность для человека вынести нестерпимый огонь богоявления, это есть та мера, в которой человек может принять явление Бога раньше его вочеловечения. До того, когда Господь не стал человеком, ("Его же никто никогда не видел",- говорит Иоанн Богослов), однако встречи с Богом постоянно встречаются в Ветхом Завете. Это именно та теофания, которая объясняется таким образом. Бог не может говорить человеку непосредственно, ибо смертный не может вынести Его испепеляющей мощи, поэтому все теофании Ветхого Завета есть явление Ангела. Но Моисей не мог допустить, чтобы Бог в таком умаленном виде изображался, как создатель вселенной, и поэтому изображение Бога недопустимо. Ангел является неоднократно и Аврааму, и Исааку, и Иакову и боролся с Богом, но такого изображения Моисей не допускал, потому что все это не есть Бог. Археологи обнаружили на почве Палестины многие вещи, которые относятся к ветхозаветному периоду, среди них домашняя утварь, жертвенники, украшение, оружие. Есть там изображение и языческих богов: всевозможные детали, амулеты, таблицы с надписями, но среди этих находок не было ни одного изображения Яхве. В Десятословии о внешних формах богопочитания почти ничего не говорится. Почему допустил это Моисей? Разве он отрицал внешние формы культа? Читая Библию, мы видим, что Моисей не отвергал культовых форм. Он повелевает потом от лица Бога сделать жертвенник, из нетесанных камней и приносить всесожжения и мирные жертвы. И сам Моисей неоднократно приносил жертвы, но предписания о жертвах даны уже после основного закона и не входят в него. Почему именно нетесанные камни, почему нельзя было сделать жертвенник из хорошо обтесанных камней? Первое мнение такое, что для обтесывания камней использовались металлические орудия, которые одновременно могли использоваться и для убийства: животного, человека, врага и т.д.: чтобы не осквернить камень орудием, которым совершено убийство. Есть еще одно мнение наиболее важное. Важно было не допустить, чтобы на этом жертвеннике когда-либо была допущена жертва языческому богу. Собиралось пять-шесть камней, делался жертвенник. На него полагались дрова, жертва и совершалось моление Богу. Заканчивается жервоприношение - камни раскидал и уже невозможно отличить тот ли камень, или этот. Через год дождь смывает все следы гари и копоти и этих камней уже никогда не найдешь, т.е. жертвенник не будет никем никогда осквернен. Чем заменяет Моисей в Декалоге внешний культ? В поучении Моисея это служение заключается в исполнении нравственного закона, только тогда человек угоден Богу, когда он избегает зла, старается творить добро людям. Смысл этого поэтического аспекта ветхозаветного учения прекрасно передан в прекрасной молитве Израиля. Эту молитву израильтяне знали, как мы знаем с детства "Отче наш", с первых дней жизни и говорили ее от начала свое жизни до конца. Иосиф Флавий рассказывает, что после страшнейшей трагедии, когда Иерусалим был захвачен и от Иерусалима до Кессарии стоял лес крестов, десятки тысяч людей умирали распятыми на крестах страшной смертью, то они молились одной молитвой : "Слушай Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть, люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею силой твоею". Вот вся молитва Израиля. С этой молитвой умирали они на крестах, и с молитвой добавляются новые заповеди нам: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя и иной, больше сих заповедей нет",- говорит Христос Спаситель фарисеям спустя более тысячи лет (Мк. 12, 31). Говоря об этих заповедях, Господь указал две опоры жизни, они обнимают всю жизнь в целом. Одна из них дает теоретическое, метафизическое основание жизни, другая указывает на практическое жизненное приложение первого обоснования. А обе в целом, "как два якоря или два столпа жизни, крепят ее на незыблемом фундаменте, поднимают ее от ничтожества земной пыли до захватывающей высоты неба и дают ей исчерпывающие возможности для полноты ее завершения и вечности", - говорит епископ Евгений Шлиссельбург. Обоснованием жизни метафизическим является утверждение, что Господь наш - Господь един есть. Действительно, Бог есть источник жизни, вся жизнь от него, и мы должны любить его всем сердцем, всей душой, всем разумением. А любовь к человеку - символ любви к Богу. "Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас".(1 Ин. 4, 12) И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и Бога своего. В этих заповедях вся суть ветхозаветной нравственности, в них - сердце закона Божия. Их суть в том, что человек служит Господу, делая добро другим людям. Именно через соблюдение этого основного нравственного принципа будет достигнута цель, которую Бог ставит перед людьми: стать "царством священников и народом святым" (Исх. 19, 6). Величайшая заслуга пророка Моисея перед всем миром заключается в том, что он осмелился провозгласить утраченный закон, открыть забытые пути к Богу, не устрашась непонимания и противодействия. И слова Синая обращены ко всему миру. Мы видим, что основной целью Синайского закона является нравственное восстановление человека. Однако, скрижали, выданные людям, по грубости их сердец в форме категорического повеления: поступить во всем согласно воле Божией, иначе за преслушание ждет наказание, гибель или смерть. Это определенно высказывается в словах Второзакония, в котором Израиль предупреждается к соблюдению Закона Божия. "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло." (Втор. 30, 15) Жизнь и добро предполагает соблюдение заповедей Божиих, а смерть и зло - всеобщую погибель от непокорности Богу и отступления от Него. Отсюда ясно вытекает ветхозаветная трактовка добра и зла, общая ориентация, где добро и зло. Само делание добра и добро определяется в отрицательной форме, доказательством от противного: не делай греха, не иди путем зла. Четвертая заповедь "храни покой в день субботний". Пятая заповедь - любовь к родителям. Ввиду того, что человеку ветхому принцип христианской любви еще не был известен, то нравственные обязанности по отношению к ближним выражены в отрицательной форме в отношении греха. Из десяти заповедей Моисея, семь были запретительные. Они предохраняли от самых страшных преступлений: убийства, блуда, прелюбодеяния, кражи, лжи. Как мало ценилось в жизни человека в то время, да и сейчас, к сожалению, оно не очень ценится. Однако, заповедь гласила: не убивай. Человек сотворен по образу Божию и жизнь должна быть священна. Древний мир утопал в похотях, вся жизнь его отравлялась ядом животного сладострастия, теперь голос Синая говорил: не прелюбодействуй, сохраняй чистоту твоей жизни. Собственность провозглашена священной, а воровство заклеймено, как тяжкое преступление: не укради. Ложь, лжесвидетельство не должны иметь места среди народа Божия: не лжесвидетельствуй. Запрещая злые пожелания, т.е. не завидуй, десятая заповедь достигает самого идеала нравственности. Она ценит внутреннее расположение, показывающее, что внешние действия - ничто в глазах Бога, который проникает в самую глубину человека, его сердце. Желает не только правости действия, но и чистоты самих намерений. Здесь: не пожелай, сохраняя контроль над всем собой. Итак, в десятословии заключена вся основа ветхозаветного нравственного учения. Весь закон и пророки основаны на этих десяти заповедях. "Взятые целиком, - говорит Лопухин,- Синайское законодательство по своим началам является необычайным и чудесным в истории человека. Оно не только устанавливает истину Богопочитания, но взаимные отношения между людьми ставит на совершенно новых началах. До этого момента в мире существовали лишь такие законы, в которых притеснитель налагал иго на притесненного, сильный и богатый угнетал слабого и бедного, теперь впервые были провозглашены законы общественного равенства. Бог Израиля Иегова освободил всех израильтян от рабства Египетского, всех сделал свободными, поэтому среди них все должны быть равными между собой". Чтобы этот основной закон жизни не изгладился из письменности народа, Моисей повелел сделать Ковчег Завета, где должны были храниться каменные скрижали с начертанными на них десятью заповедями. Господу угодно было положить их здесь, чтобы, в некотором роде, постоянно возвещать Израилю о верности Закона. Были даны и ряд других законов на горе Синай, которые гласили следующее, это законы о собственности, законы о жертвеннике, законы о рабах. Если купишь раба еврея, пусть он работает тебе шесть лет, а седьмой пусть выйдет на волю даром. Опять-таки, этого нигде до этого не было, раб был на всю жизнь рабом. Законы об убийстве: кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти, но если он не умышлял, но Бог попустил ему попасть по другу его, то я назначу место, куда бежать убийце. Это о будущих городах-убежищах, которые будут назначены в Израиле, когда Израиль будет жить в земле обетованной, где могли скрыться люди, которые были невольными убийцами. Кто злословит отца своего или мать свою, должен быть предан смерти, кто ударит отца своего или мать свою, тот должен быть предан смерти и т.д. Законы о телесных повреждениях тоже были введены с Синая. "Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, пусть отпустит их на волю за глаз; если кто выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб." Закон о собственности, чтобы все, что тебе не принадлежит, ты не должен считать своим, а если случайно у кого-то пропадет и попадет к тебе, то ты должен отдать ближнему то, что ему принадлежит. Если кто обольстит девицу необрученную и переспит с ней, пусть возьмет ее себе в жены, а если кто не согласится, то пусть заплатит цену серебра, сколько полагается за вено девицы, т.е. должен дать выкуп. И другие законы были: "Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен". Т.е. очень суровые законы продиктованные жизнью того времени. Законы были посвящены также любви к ближнему, по отношению к судьям, об отношении к людям, которые так или иначе преступали закон. Закон был дан о седьмом дне, закон о трех праздниках. "Три раза в году празднуй Мне", праздник опресноков - выход из Египта, Пасха, праздник жатвы первых плодов. "Три раза в году должен являться весь мужской пол пред лице Владыки, Господа (твоего)... Начатки плодов земли твоей принеси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его." (Исх. 23, 14-19) Здесь имеется в виду, что молоко, которое дано было на питание козленку, которое должно было продлить его жизнь, является как бы орудием его уничтожения. Чтобы не смешивать два понятия жизни и смерти, здесь дано такое предписание. Затем даны были обетования о земле Ханаанской. "И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонись (Господу) издали; Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним. И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем (и будем послушны). И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу (Богу). Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих." (Исх. 24, 1-8) Потом мы услышим: "Сия есть кровь Нового Завета". Моисей, - говорит один богослов, - возбуждал удивление не только у своего народа, но и у народов всего мира. Ни один законодатель никогда не пользовался столь огромной славой между людьми. Как Рим почитал законы Ромула, как Афины держались законов Солона, так народ еврейский ссылался непрестанно на законы Моисея. Но что было особенно прекрасного в этом законе, что он приготовлял путь закону более возвышенному, менее отягченному обрядами и ... доблестям, как говорит апостол Павел: "Конец закона - Христос". |
|