Семинарская и святоотеческая библиотеки |
Библеистика как наука,
ее происхождение, предмет, методы исследования, различие теологического и
секулярного взгляда на природу Библии, вопрос объективного исследования. Понятия: Божественное
Откровение, Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание Ветхого
Завета, связь Ветхого и Нового Завета. Понятие Предания, богодухновенности в
богословии православной, католической церкви и протестантизма. История появления
ветхозаветного текста, виды книг; формирование древнееврейского канона,
талмудический период, масоретский текст, утверждение канона в христианской
церкви. Библейские языки, особенности древнееврейской письменности. Основные
переводы: греческие, арамейские, сирийские, латинские и др. История славянской
Библии, русского синодального перевода. Современный перевод, его принципы,
основные критические издания. Ветхозаветные апокрифы,
древнейшие рукописи, кумранские находки. Библейская археология, ее значение в
исследовании Библии, библейская хронология и география. Понятие о герменевтике,
экзегезисе: чтение, контекст, виды
смыслов, подлинник и перевод, толкования-комментарии, дополнительные источники.
История толкования
Библии. Иудейская традиция: раввинистическое толкование, Филон Александрийский,
талмуд, каббала. Православная традиция
толкования: апостольская традиция, александрийская и антиохийские школы,
византийская экзегеза. Католическая традиция: от средневековья до II
Ватиканского собора. Протестантская экзегеза: реформационный период, школы
библейской критики, гегельянство и библейская критика, понимание Библии в
современном богословии протестантизма. Современная философия и лингвистика в
исследовании Библии Библеистика – наука,
изучающая Библию, во всех ее проявлениях, Включает различные
отделы: исагогика; герменевтика, экзегетика. Герменевтика – искусство
и наука толкования Слова Божия. Экзегезис –
непосредственное применение принципов герменевтик к тесту Библии. Возникновение
библеистики связанно с развитием новоевропейской науки вообще: исторических,
филологических дисциплин, сравнительных, археологии и пр. ИСАГОГИКА
традиционное название
системы библ. дисциплин, к-рые методологически предшествуют герменевтике,
экзегезе. Впервые слово исагогика употребил антиохийский экзегет Адриан
Антиохийский (5 в.). В наст. время более употребителен синоним И. – «введение в
Свящ. Писание». К И. относятся вопросы боговдохновенности Библии и канона,
герменевтики и истории переводов; И. также включает все виды критики библейской
(литературную критику, историко-литературную критику, или «высшую», историческую
критику, текстуальную критику и др.), изучение данных археологии библейской и
материалов, связанных со сравнительно-религиозным изучением Библии. Все это в
сумме составляет общую И., или общее введение в Свящ.Писание. Частная И. рассматривает в
основном те же вопросы, но в применении к отд. свящ. книгам (авторство,
датировка библ. книг, жанр литературный, обстоятельства написания, историч.
среда, состояние текста и т.д.). И. неизбежно затрагивает и темы библ.
богословия. Основы
святоотеч. И. представлены в патристич. Синопсисах. В Средние века проблемами
И. занимались Юнилий Африканский, Кассиодор, Гуго Сен-Викторский, Николай
Лиринский, Ибн-Эзра. В эпоху Ренессанса труды по И. были выпущены католиками
С.Пагнинусом (1470-1536), Сикстом Сиенским, Каэтаном и протестантом
Карлштадтом. В 17-18 вв. И. разрабатывали католики Эстий, Симон, протестанты
А.Ривет (1627), И.Г.Карпцов (1714-1721), Землер, Гердер, И.Эйхгорн. Наибольшее число общих
исагогич. трудов появилось за последние 150 лет. Из правосл., кроме семинарских
пособий, следует указать на работы еп.Михаила (Лузина), Карташева, Юнгерова,
П.Брациотиса, Иоаннидиса, Хаступиса; из католич. — коллективное «Введение в
Библию» под ред. Робера и Фейе, труды Вигуру, Харрингтона, Грело, из
протестантских — «Введение в Ветхий Завет» Артура Вайзера, труды Борнкама и
Кюммеля, Марксена, Хантера, Эйсфельда, Чайлдза (с очерком по истории И.). В
1970 вышло 3-томное интерконфессион. «Введение в Библию» (на франц. языке),
к-рое составили правосл. (еп.Кассиан Безобразов, Брациотис, Н.Куломзин),
католич. (Буамар, Де Во), протестантские и иудаистские экзегеты. Обширный
исагогич. материал содержится в словарях библейских, энциклопедиях и атласах.
За истекшие десятилетия в И. произошли нек-рые изменения, обусловленные новыми
археологич. находками и богослов. исследованиями - Новая Исагогика. Свод данных
по старой И. ВЗ содержит итоговый труд Вигуру (рус. пер.: «Руководство к чтению
и изучению Библии», т.1-2, М., 1897-1902). Поскольку
И. имеет дело с древними текстами, к-рые не дошли до нас в виде автографов, она
стоит перед многочисл. трудностями. «Понятны поэтому, — пишет русский библеист
Андреев, — грандиозные усилия целых столетий к накоплению средств обойти эти
затруднения. Собирание рукописей, сопоставление вариантов, изучение переводов
на человека непосвященного может производить угнетающее впечатление, как
мелочное увлечение специалистов. И, однако, только этот муравьиный труд ведет к
цели». Являясь наукой, использующей данные и методы других смежных дисциплин
(палеографии, источниковедения, нумизматики, сфрагистики и т.д.), православная
И. исходит из догмата о Писании как Слове Божьем. Следовательно, никакие выводы
чисто научного характера не могут оспаривать церк.учения о боговдохновенности. СТАРАЯ
ИСАГОГИКА, условное обозначение
господствовавших до 19 в. взглядов на происхождение библ. книг. С.и. стремилась
установить авторство для каждой свящ. книги, даже тогда, когда данных для этого
было недостаточно. Ветхозаветная С.и. сложилась в рамках иудейства
междузаветного периода и в какой-то мере была воспринята рядом отцов Церкви.
Первые данные о ветхозав. С.и. содержатся в самой Библии, в неканонической
Кн.Иисуса, сына Сирахова (ок.190 до н.э.). Из Сир 48:27 явствует, что автор
приписывал прор. Исайе не только 1-ю, но и 2-ю часть его книги. Для Филона
Александрийского Моисей несомненно был автором всего Пятикнижия, таким же было
убеждение Иосифа Флавия. В Талмуде (Бава Батра 15 а) имеется краткое изложение
взглядов раввинистич. С.и. на атрибуцию ветхозав. Книг - «Моисей написал свою
книгу, отдел о Валааме и Иова. Иисус Навин написал свою книгу и восемь стихов Пятикнижия.
Самуил написал свою книгу и книги Судей и Руфь. Давид написал Псалмы при
содействии десяти старейшин. Иеремия написал свою книгу, книги Царей и Плач. Иезекииль
и его собратья написали Исайю, Притчи, Песнь Песней и Екклесиаста. Мужи
Великого Собора написали Иезекииля, Двенадцать пророков, Даниила и Ездру. Ездра
написал свою книгу и родословия в Паралипоменоне до сего времени». В зтом перечне обращает
на себя внимание то, что автор его не отрицает участия редакторов в составлении
свящ. книг. В частн., он признает, что кн.Исайи была «написана», т.е. соединена
в сборник в эпоху Плена, Мужи Великого Собора «написали» книгу прор. Иезекииля,
Малых пророков, Дан и Езд. В святоотеч. эпоху не сложилось единого мнения об
авторах ряда книг (напр., Исторических книг ВЗ, Иудифь, Есф, Иов), но
принадлежность всего Пятикнижия (кроме заключит. стихов) Моисею и всех пророческих
книг — лицам, имена к-рых стоят в заглавии, почти никем из св. отцов не
оспаривалась. В процессе развития
историко-литературной критики представления С.и. перестали быть
господствующими, коррективы в них были внесены новой исагогикой. Но
каноничность и боговдохновенность книг Библии определяется не их
авторством, а принятием их Церковью в качестве свящ. писаний, Слова Божьего.
Поэтому С.и. сама по себе не является частью церк. Свящ. Предания, его
акривической основы. НОВАЯ ИСАГОГИКА,
свод теорий, касающихся происхождения и датировки книг Библии (гл. обр. ВЗ),
к-рые в наст. время разделяются большинством экзегетов. Название новая эта
система исагогич. концепций получила в силу отличия от старой исагогики,
принятой в раввинистич. иудействе и отчасти усвоенной отцами Церкви. Однако
именно святоотеч. библеистика сделала первые шаги в плане отхода от
староисагогич. воззрений. Атрибуция и хронология иудейских экзегетов были
подвергнуты сомнению в ряде пунктов. Так, блж.Феодорит Киррский относил Ис. Нав
и Суд ко временам более поздним, чем описываемые в них события. Средневековье,
за редкими исключениями (напр., Ибн-Эзра), сделало в плане исагогики мало.
Интенсивное развитие Н.и. началось лишь в 17-18 вв., продолжается оно и в наст.
время. Основные выводы Н.и. в самом общем виде можно подытожить в восьми пунктах.
1) Пятикнижие ведет свое происхождение от Моисея, но не было им целиком
написано. В том виде, в к-ром оно существует теперь, оно сложилось постепенно
на основе неск. вариантов Моисеева Предания. 2) Исторические книги ВЗ 1-го
цикла (Второзаконническая история) были написаны в Плена период на основе более
древних источников, а Исторические книги 2-го цикла (Хронист) были написаны ок.
300 до н.э. 3) Не все псалмы, надписанные «ле Давид» (в син. пер.: «Давидов»)
принадлежат ему. 4) Кн. Иова, Экклесиаста и кн.Притчей в ее окончат. редакции
были написаны во Второго Храма период. 5) Не вся Кн. прор. Исайи написана им
самим: часть принадлежит его последователям, жившим в период Плена (Второисайя)
и после Плена (Тритоисайя). 6) Кн. прор. Захарии, написанная самим пророком в 6
в. до н.э., была дополнена другим пророков ок. 4 в. до н.э. 7) Кн. Даниила
написана ок. 165 до н.э., частично на основе более ранних преданий. 8) Посл. к
Евреям вышло из круга учеников ап. Павла, а не написано им самим. Первыми эти положения
Н.и. отстаивали гл. обр. католич. богословы (Симон и др.), но церк. признание
Н.и. получила у католиков лишь в 20 в. под влиянием школы Лагранжа. В
протестантизме Н.и. защищалась сначала преимущ. сторонниками рационализма в
библеистике и представителями либерально-протестантской школы. Однако к кон. 19
в. Н.и. была принята и протестантской ортодоксией (за исключением приверженцев
фундаментализма). Однако у концепций Н.и. долгое время были противники,
считавшие, что пересмотр атрибуции и датировки свящ. книг посягает на догмат
боговдохновенности. Защитники же Н.и. утверждали, что 1) боговдохновенность,
авторитет и духовная ценность Библии не обусловлены авторством и временем
написания ее книг; уточнение их входит в сферу научных дисциплин (исторической
критики, историко-литературной критики и т.д.) и что 2) исагогич. теории не
относятся к Свящ. Преданию Церкви (в противном случае у св. отцов существовало
бы полное единодушие в этом вопросе, между тем как у них встречаются самые
разные исагогич. воззрения). В своих исследованиях Н.и. опирается на
сравнительный анализ текстов, анализ языка, внутренние свидетельства самих книг
и на данные археологии библейской. Богосл. и апологетич. значение Н.и. в том,
что она устраняет многие недоумения, соблазны и трудности, порожденные старой
исагогикой. Откровение
Христиане верят, что
смысл жизни - спасение души в Боге, для
этого нужна правильная вера и истинные дела веры. Правота, истинность веры
и дел исходит из того, что они основаны на Божественном Откровении. Определение: - то, что
Бог открывает о Себе, сущности человека, его отношении к богу и сотворенному Им
миру. Откровение библейское уникально. Уникальность библейского
Откровения На земле существовало и
продолжает существовать множество религий. Среди них значительное число таких,
которые в качестве религиозного авторитета признают то или иное откровение -
т.е. нечто, открытое человеку Богом, или богами, или душами умерших, или иными
существами, находящимися, согласно представлениям данной религии, за пределами доступного
для людей мира. Не станем вдаваться в проблему достоверности и подлинности
откровений в различных религиях, а отметим черты сходства между ними, обозначив
пять основных элементов откровений: 1) откровение имеет
источник (им может быть Бог, божество, дух и т.д.); 2) существует так
называемый "инструмент" откровения, т.е. то, посредством чего оно
осуществляется (например, видение, голос, свиток и т.д.); 3) всякое откровение
имеет содержание (передает волю божества, повествует о нем самом или о чем-то,
недоступном для человека, и т.п.); 4) откровение имеет
адресата, т.е. первого получателя (им может быть пророк, провидец, колдун,
медиум и т.п.); 5) откровение действенно
(исполнение воли божества приносит положительный результат, непослушание -
отрицательный, предсказания сбываются и т.п.). Представленные в разных
религиях варианты перечисленных элементов дают огромное многообразие типов
откровения. Но в чем же состоит
отличие библейского Откровения? В чем его уникальность? В религии древнего Израиля
для получения Откровения одной лишь способности человека к духовному поиску и
одного лишь желания услышать голос Бога было явно недостаточно: Откровение
происходит по благой воле Творца, Бог открывает Себя ищущему Его человеку. История Завета не
статична и данная раз и навсегда, это есть живая и действенная история
образования народа Божьего в приуготовление Мессии. История древнего Израиля
показывает, что это был народ, постоянно обогащавший сокровищницу своего
духовного опыта - опыта общения человека с Богом, в свете которого осмысливался
весь комплекс представлений о происхождении мира и самого народа. Этот опыт
основывался на конкретных встречах человека с Богом, каждая из которых
оставляла в религиозном сознании народа (или, по крайней мере, некоторой части
народа) столь заметный след и давала ему столь сильный импульс, что всякий раз
возникала возможность нового истолкования предшествующего опыта. Тем не менее
по мере становления религии Израиля, его духовный опыт выявлял определенную
сквозную историческую перспективу, связывающую прошлое народа с его (и
человечества в целом) будущим: постоянно обновляемый союз Бога с людьми
позволял видеть историю как историю спасения, в которой Бог, в конечном счете,
осуществляет новое творение мира и человека. Откровение есть плод любви, милости Божией,
Божественное снисхождение
Как уже говорилось, библейское
Откровение совершалось по благой воле Бога. В нем осуществилась великая любовь
и неисчерпаемое милосердие Создателя к Его падшему творению. Вершиной этой
любви - как и вершиной Откровения - явилось умаление Бога ради спасения
человека: приняв человеческое естество, Сын Божий, истинный Бог и истинный
Человек, претерпевает страдания и смерть, чтобы Своим воскресением ввести
человечество в Божественную славу. Подобно тому, как во Христе Бог
уничижил Себя, само Откровение является Божественным снисхождением, благодаря
которому непостижимый Бог становится в
доступен человеку. Именно Божественное
снисхождение позволяет нам узнать волю Бога, осуществлением которой явилась
история Израиля и первой христианской Церкви, запечатленная в Библии. Бог открывает Себя в
Священном Писании как Бога жизни. "Бог не есть Бог мертвых, но живых"
(Мф 22. 32). Он постепенно открывается человеку, который обретает в Нем полноту
жизни. Историчность Откровения, домостроительство.
Вся конкретная история
понимается как проявление диалога между Богом и человеком, диалога
спасительного, ибо его цель — даровать человеку жизнь. История отношений между
Богом и человеком показывает поступательный характер спасительного действия
Бога, постепенно готовящего Свой народ (а через него и все человечество) к
восприятию полноты Откровения. На примере библейской
истории можно убедиться в том, что спасение, даруемое Богом, подготавливалось
Им постепенно и Бог открывал Себя людям по мере их духовной готовности. Такое
постепенное, многообразное устроение Богом спасения получило в богословии
название "домостроительство" (подобно возведению дома от фундамента
ввысь). Домостроительство
Откровения дает возможность познавать волю Божию, постигать подлинное
назначение человека, познавать смысл истории, которая оказывается не просто
"декоративным обрамлением" чудесных дел Божиих, но реальным осуществлением
Его спасительного действия, осуществлением ''тайны спасения''. Об этой тайне Откровения
говорит св. апостол Павел, о спасительном замысле Божием, раскрывшийся и
осуществившийся в Христе, реализовавшийся в истории и простирающийся в жизнь
будущего века (эсхатологическое время). Мы "проповедуем премудрость Божию,
тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей"
(1 Кор 2. 7). "Мне через откровение возвещена тайна... вы, читая, можете
усмотреть мое разумение тайны Христовой" (Еф 3. 3-4). "[Молитесь]
дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну
благовествования" (Еф 6. 19; ср. Кол 1. 25-27; 2. 2-3; 4. 3; Еф 1. 9). Откровение как дар Бога. Желая спасти человека и
даровать ему вечную жизнь, Бог по Своей благой ноле открывает Себя человеку.
Вершиной Откровения стало Боговоплощение. Слово Божие как дар дано
человеку, который в ответ на это должен принести Богу "послушание
веры" (ср. Рим 1.5; 2 Кор 10. 5-6). Открытие Богом Своей
воли человеку - это тоже дар Его любви, ибо воля Божия состоит в том, чтобы
каждый человек наследовал жизнь вечную. Через Божественное Откровение Бог
восхотел явить Самого Себя и сообщить предвечное определение Своей воли о
спасении людей. Итак, Бог вступает в
диалог с человеком, чтобы тот узнал замысел спасения. Этот замысел - его воля,
которою люди через Христа, воплотившееся Слово, имеют в Духе Святом доступ к
Отцу и становятся причастниками Божественного естества (ср. Еф 2. 18; 2 Петр 1.
4). Человечность Библии, диалог между Богом и
человеком
Читая страницу за
страницей Священное Писание, мы убеждаемся в том, что Бог не диктует Свою волю
человеку, как какому-то автоматическому ее исполнителю, исходя из Божественной
Любви, которая не нарущает свободы человека данной в «образе и подобии».
Начиная от Авраама, «отца верующих», Бог обращается по имени ко всякому
человеку, которому Он желает открыть Себя и Свою волю. На каждой новой ступени
истории спасения выбирает Он конкретных людей, способных выполнить ту или иную
миссию, не возлагая на них большего бремени, нежели они в состоянии нести.
Яркий тому пример - призвание Моисея, когда Господь посылает его избавить сынов
Израиля от египетского рабства (Исх 4. 10-17). Воля Божия
осуществляется человеком по его свободному согласию, иногда Бог обращается к
людям, как бы приглашая их высказать добровольное желание начать служение.
Особенно впечатляющим представляется лаконичный диалог между Богом и Исайей,
ознаменовавший призвание этого великого пророка:-Кого Мне послать?и кто пойдет для Нас?— Вот я, пошли меня. (Ис. 6.8). Итак, в каждом отдельном
акте Откровения Господь ценит достоинство человека, к которому обращается.
Человек в Ветхом Завете в знак своего величайшего почтения к Богу называет
себя самого Его "рабом". Но на вершине Откровения воплотившийся Бог
скажет такие слова: "Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую
вам. Я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его; но
Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца
Моего" (Ин 15. 14-15). Цель
Откровения
Бог открывает Себя,
чтобы привести людей к общению с Собой, т.е. к жизни с Богом, Он желает принять
их в это общение, дабы они стали «причастниками Божественного естества». Откровение есть дар
любви Божией, и оно направлено на осуществление в мире этой любви: Бог вступает
в общение с человеком, открывает ему тайну Своей воли - тайну жизни вечной, -
чтобы сделать человека общником этой жизни. Бог возвещает Свою волю,
было благоугодно Богу (...) явить Самого Себя и поведать тайну Своей воли (ср.
Еф 1. 9). Открытие Богом Своей воли
человеку - это тоже дар Его любви, ибо воля Божия состоит в том, чтобы каждый
человек наследовал жизнь вечную. Через Божественное Откровение Бог восхотел
явить Самого Себя и сообщить предвечное определение Своей воли о спасении
людей. Итак, Бог вступает в
диалог с человеком, чтобы тот узнал замысел спасения. Этот замысел - его воля,
которою люди через Христа, воплотившееся Слово, имеют в Духе Святом доступ к
Отцу и становятся причастниками Божественного естества (ср. Еф 2. 18; 2 Петр 1.
4). Единство действия и слова Бога.
Действия и слова в
Откровении представляют органическое единство и существуют нераздельно, так что
дела, совершаемые Богом в истории спасения, являют и подтверждают учение и нее,
что знаменуется словами, а слова провозглашают дела и возвещают тайну,
содержащуюся в них. Но внутренняя истина как о Боге, так и о спасении человека,
сияет нам через это Откровение во Христе, Который одновременно и Посредник, и
Полнота всего Откровения. В Иисусе Христе - Предвечном Слове Божием, Которое
"стало плотию, и обитало с нами" (Ин 1. 14), - домостроительство
спасения достигает своей вершины. Постоянное свидетельство Бога о Себе
Бог "дает людям в
сотворенном мире постоянное свидетельство о Себе (ср. Рим 1. 19-20)" (DV,
3). Но помимо Откровения существует еще свидетельство Бога о Себе через
сотворенный Им мир, подтверждающее для верующего существование Бога, Его силу,
могущество, величие. Поэтому в свете веры можно говорить и о «космическом
откровении» — точнее, «космическом свидетельстве» -в том смысле, в каком оно
предстает в Псалме 19 (18). 2-7; Небеса
проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. Все творение, таким
образом, как бы без слов свидетельствует о величии своего Творца. Не менее ярко
предстает «космическое откровение» в Псалме 104 (103), а также в ряде других
ветхозаветных текстов, где сам факт реальности вселенной толкуется как свидетельство
реальности Бога и Его любви к Своему творению. Вера в сочетании с чутким
отношением к окружающему миру побуждает человека дивиться этой безмолвной
хвале, возносимой Богу всем Его созданием и благоговеть перед Создателем: Господи Боже наш, как величественно имя Твое
по всей земле! Слава '1'воя простирается превыше небес! из уст младенцев и грудных
детей Господь устроил хвалу. (Пс 8) Бог возвеличивает
человека. Он создает человека как венец творения (Быт 1. 27). Человек -
носитель образа Божия - оказывается в единстве любви с Создателем. Естественное Откровение – познание из
сотворенного.
Сверхъественное - ангелы, пророческий дух,
чудо.
Полнота Откровения во Христе
«Бог, многократно и
многообразно говоривший издревле отцам нашим в пророках, в последние дни сии
говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки
сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы
Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия
на высоте, будучи настолько превосходнее ангелов, сколько славнейшее перед ними
наследовал имя» (Евр 1. 1-4). Он, Предвечное Слово Божие, ставшее Человеком,
обитает среди нас и дает нам возможность познать сокровенные глубины тайны
Божественной жизни. Иисус, Сын Божий,
единосущный Отцу, единый по Божеству со Отцом и Святым Духом, рождается как
один из нас и живет среди людей. В Нем Откровение достигает своего
«совершенства» и «завершения». Каким же образом
передается Откровение: Священное Писание – собрание книг,
написанных богодухновеннымии людьми, святыми пророками, апостолами, в которых
излагается богооткровенная истина спасения.
Богодухновенность – особое действие святого
духа на вестников божественного откровение и свойство самого Писания, в силу
которого Оно является Словом Божиим. «Небо и земля мимо идут, но словеса божия не мимо идут»
Мф, 24-35. при этом дух человека, являясь орудием Божественного откровения,
звучал через человека. Уже в Ветхом Завете говорится о действии Духа Божьего в
пророках и других праведниках. Исх 4, 12; 2 Цар. 22, 2; Иезек. 1, 3; 6, 1; Мк.
12, 36; Деян. 1, 16. Основанием для признания богодухновенности, является
соборный голос церкви.
Предание – верное выражение божественного
Откровения в жизни Церкви.
ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.
Очевидно, что в истории
ВЗ, НЗ и Церкви Откровение нередко передавалось именно путем живого, неписаного
провозвестия. “Священное Предание, — указывает прот.Булгаков, — есть самая
общая форма сохранения Церковью своего учения различными способами. Предание
есть живая память Церкви, к-рая содержит истинное учение, как оно раскрывается
в ее истории” (“Православие”, Париж, 1964, с.47). В Свящ. П. заключен самый дух
Откровения, его центральный вектор; в нем выражена вера Церкви; и кто принимает
эту веру, тем самым принимает и Свящ. Время от времени
Церковь, сначала ветхозав., а потом и новозав., осуществляла кодификацию свящ.
документов П., чтобы отделить человеческое от богооткровенного. Т. о. родился и
канон Писания, а позже и догматич. формулы Вселенских соборов, отсекшие
доктрины, к-рые противоречили Свящ. П. Нередко стремление очистить Свящ. П. от
чуждых ему наслоений приводило к отказу от самого П.. Такова т. зр.
протестантизма. Единств. выражением Слова Божьего протестанты признали Библию.
Но их отказ от Свящ. П. оказывался либо иллюзорным и вел к созданию новой
протестантской ортодоксии, к собств. варианту П., либо подрывал самые основы
христианства. По словам рус. богослова Ведерникова А.В., правосл. Церковь
«решительно расходится с протестантским взглядом на Предание как на
человеческое установление и стоит на одной почве с католическим богословием,
признающим богооткровенный характер апостольского Предания». В наст. время
лютеране склоняются к более позитивной оценке Свящ. П. П. в ВЗ.
Наряду с «преданиями
человеческими», легендами, фольклором, народными традициями, в ВЗ с глубокой
древности существовало и Свящ. П. Первые Моисеевы писания возникли тогда, когда
уже существовала длительная духовная традиция, восходящая к патриархам.
Утверждение новой исагогики о том, что мн. книги ВЗ были созданы спустя века
после описанных в них событий, лишь подчеркивает важность Свящ. П. в ветхозав.
Церкви. Слово Божье открывалось людям и тогда, когда оно не записывалось, а
только передавалось из уст в уста. Если что и заслуживало с самого начала этого
наименования (Слова Божьего), то, конечно, это было то, что было доверено Израилю
через Авраама, Моисея, Самуила или Илию, хотя это и приняло письменную форму
лишь гораздо позже, и нередко весьма косвенным образом. Труд боговдохнов.
редакторов Писания, составителей книг и тех, кто их кодифицировал, был
фиксацией Свящ. П. в его наиболее чистой форме. Исключение апокрифов из канона
можно уподобить соборному исключению еретич. доктрин. Носителями Свящ. П. в ВЗ
были патриархи и пророки, мудрецы и священники, причем различные аспекты
Предания сохранялись и выражались в лоне различных традиций (пророков,
священников, мудрецов и др.). Идея непрерывного живого П. впервые была осознана
и сформулирована в междузаветный период. Она была провозглашена в фарисейской
традиции, а позднее закрепилась в Пирке-Авот, где прослеживается преемство П.,
начиная от Моисея. Т.о., уже в ВЗ Писание считалось неотделимым от Свящ. П. П. в НЗ.
Господь Иисус открылся
Своим ученикам не через книгу, а в живом общении, к-рое и стало источником
новозав. Свящ. П., включавшего и богооткровенное П. ВЗ. В Своей первосвященнич.
молитве Христос говорит: “Слова, к-рые Ты дал Мне, Я п е р е д а л им, и они
приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал
Меня” (Ин 17:8). Апостолам было
заповедано идти и учить народы (Мф 28:19), и, укрепленные Духом Божьим, они
пошли в мир, возвещая Благую Весть. Их учение и было Свящ. П. Церкви, к-рая
неск. десятков лет просуществовала без книг НЗ, пользуясь лишь ветхозав.
Библией. Предостерегая новообращенных от соблазна внести в Евангелие свои
домыслы, ап.Павел заповедал: «Стойте и держите п р е д а н и я, к-рым вы
научены или словом и посланием нашим» (2 Фес 2:15). Это первое, дошедшее до нас
свидетельство о принципе Свящ. П. в христ. Церкви (ок.51-52). Несколько позднее
апостол писал коринфянам: “Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите
п р е д а н и я так, как я передал вам” (1 Кор 11:2). И он же первым указал на
возможность проникновения в Церковь “предания человеческого” (Кол 2:8). Борьба
с этой опасностью была продолжена отцами Церкви, выступившими против
псевдохрист. учений гностицизма. Свт.Ириней Лионский считал критерием
подлинного Свящ. П. согласие его с учением апостолов. А поскольку апостолы и
Сам Христос Спаситель принимали ветхозав. Библию как Слово Божье, она стала
таковой и для христ. Церкви. Принимая значение Свящ.
П., выходящего за формальные рамки Библии, правосл. и католич. экзегетика
стремится рассматривать Писание в контексте П. Церкви — как ветхозаветной, так
и новозаветной. Это в свою очередь требует тщательного и благоговейного богословского
изучения религ. традиции, в к-рой сложились и из к-рой выросли священные книги. Священное Писание понимается в Предании, а Священное
Предание поверяется Писанием. БИБЛИЯ
(термин). Слово Б.
происходит от греч. "книги". Соответствующий евр. термин в применении
к Свящ. Писанию впервые встречается еще в ветхозав. время: «Я, Даниил,
сообразил по книгам (евр. сфарим) число лет, о котором было слово Господне к
Иеремии» (Дан 9:2). В христ. Церкви термин «Б.» употребляется с кон. 1 в., как
видно из найденного в 1875 фрагмента 1 Кор свт.Климента Римского (14,2). У
отцов Церкви слово «Б.» встречается редко (раннее свидетельство - Беседа
свт. Иоанна Златоуста на Кол 1). В дальнейшем термин «Б.» утратил характер
мн.ч. и стал употребляться как название всего Свящ. Писания. Сами евреи
называли Священные книги: Писания, Завет; Книги Завета; Закон; Пророки. В
иудейской традиции эквивалентом слову «Б.» является Танах — сокращение от трех
слов, обозначающих разделы ВЗ: Тора (Пятикнижие), Нвиим (Пророческие писания) и
Ктувим (Писания). В Н. З. Книги В.З.
именуются: «Писание» (Мф 21:42; 2 Тим 3:16), «святые писания» (Рим 1:2),
«священные писания» (2 Тим 3:15). ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
(термин). Впервые этим
словосочетанием дохрист. часть Библии названа ап. Павлом (букв. -
Древний Завет - 2 Кор 3:14). ''Имея
такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей,
который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на
конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается
неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне,
когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к
Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень,
там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню,
преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа''. Позднее отцы Церкви так
стали именовать и весь дохрист. период свящ. истории спасения. Эпитет «Древний»
(слав. Ветхий) возник из противопоставления дохрист. Завета Новому Завету,
к-рый был предречен прор. Иеремией (евр. брит хадаш’а — Иер 31:31 сл.) и к-рый
осуществился Иисусом Христом. ВЗ назван «Заветом вечным» (Лев 24:8), поскольку
он является частью единого непреходящего Завета. ВЗ, в свою очередь, проходит
ряд этапов: Завет с Ноем, Завет с Авраамом, Синайский Завет. Во 2 в. Маркион пытался
отсечь ВЗ от НЗ, представляя первый продуктом религии, абсолютно чуждой НЗ. Но
эта т. зр. встретила резкую критику со стороны отцов Церкви, напр.,
мч.Иустина Философа и свт.Иринея Лионского. Отношение Ветхого и
Нового Завета: Новый Завет читаем опираясь на Ветхий, а Ветхий исходя из
новозаветного Откровения. Состав книг В.З. КАНОН СВЯЩ. ПИСАНИЯ
, корпус книг,
признанных Церковью (сначала ветхозав., а затем новозав.) боговдохновенными,
Словом Божьим. Греч. слово «kanиn»
эквивалентно евр. кан, трость, палка, откуда его переносное значение «мерило».
Первым слово К. в смысле «правила веры» употребил свт.Афанасий Великий, и
вскоре его перенесли на Свящ. Писание. К Библии это слово прилагалось только
христианами. Легенды о К. и природа
К. В Талмуде зафиксировано предание о том, что святость каждой книги ВЗ была
определена к.-л. из пророков: Моисеем, Иисусом Навином, Самуилом, Давидом,
Иеремией и другими. Кроме них, фиксаторами К. признавались и Мужи Великого Собора,
члена своего рода вероучительной комиссии Второго Храма периода (Авот, I,1;
Бава Батра, 15а). Это предание, несомненно, древнее Талмуда, и мн. толкователи
святоотеч. периода в той или иной мере опирались на него. В основе всего этого
лежит убеждение, что на горе Синай Тора была явлена людям не просто как пять
книг Моисея, но и как объясняющие и интерпретирующие их, тщательно
разработанные законы и постулаты веры. К первым относились как к «письменной
Торе», ко вторым — как к «устной Торе» (на иврите этот термин означает «Тора в
памяти»). Устная Тора формулировалась и передавалась по памяти, от пророков к
мудрецам, от учителей к ученикам, со времен Моисея до того момента, когда она
была в конце концов записана в Мишне приблизительно в 200 г. н. э. и в
последующих книгах, прежде всего в Талмуде. Эти постулаты веры через
неразрывную цепь традиций, в которой Ездра (первый из Мужей Великого Собрания)
примерно в 444 г. до н. э. и сменившие его учителя были звеньями, замечательно
выражены в первых строках трактата, который был присоединен к Мишне
приблизительно в 250 г. до н. э. Трактат помещен во многих молитвенниках,
благодаря своей важности и доступности этического учения, и известен под
названием «Пиркей Авот» («Поучения отцов», иногда его называют еще «Моральное поучение
отцов» — согласно содержанию). Трактат начинается следующими словами: «Моисей получил Тору на Синае и передал ее
Иисусу Навину, Иисус — старейшинам, старейшины — пророкам, а пророки передали
ее Мужам Великого Собрания. Они сказали три вещи: судите обдуманно, воспитайте
многих учеников и поставьте ограду вокруг Торы (предохраняйте людей от нарушения
Торы). Шимон га-Цадик (Симон Справедливый) был одним из последних Мужей
Великого Собрания. Он говорил: мир стоит на трех вещах: на Торе, на
Божественной службе и на добрых делах. Анти-гнос, духовный наставник города
Сохо, принял это учение от Шимона га-Цадика...» Много дальше мы читаем: «Раббан Йоханан бен Заккай, принял это
учение от Гиллеля и Шаммая. Он говорил: если ты много изучал Тору, не. кичись
этим, ибо для сего ты был создан. У Раббана Йоханана бен Заккая было пять
учеников: и вот они: рабби Елиэзэр бен Горкенус, рабби Иегошуа бен Хана-нъя,
рабби Йосей, рабби Шимон бен Натаньэлъ и рабби Элъзар бен Арах» (2:9—10).
Этот список включает в себя также выдающихся личностей, способствовавших
развитию раввинистического иудаизма, или «Иудаизма двойной Торы». Предполагают,
что основателем раввинистического иудаизма является Йоханан бен Заккай,
центральная фигура в иудаизме. Один из тех, кто уцелел после покорения римлянами
Иерусалима, он основал центр в Явне (греческий вариант: Йамния), в Северной
Палестине Однако христ. учению о
Церкви как о живом Организме (Теле) более соответствует не идея директивного
определения К., а мысль о постепенном его формировании; к тому же нет надежных
историч. данных о четком моменте завершения К. в древности. К. органически и
промыслительно вырос из самой церк. жизни. Боговдохновенность книг Библии
определялась по их соответствию целостному исконному Преданию Церкви. «В
истории Церкви, — отмечает Булгаков, — опознание Слова Божия и свидетельства о
нем есть и возникновие священного канона, который, впрочем, не
предписывает впервые, в виде внешнего закона, признание или непризнание тех или
иных священных книг, но скорее свидетельствует об уже совершившемся церковном
приятии, выражает и узаконяет его как достигшее полной ясности в Церкви. Роль
церковной власти, собора, епископов, выражающих сознание Церкви, здесь состоит
в том, чтобы найти правильное неколеблющееся выражение тому, что уже дано в
жизни и имеется в сознании, дано Духом Св., движущим жизнь Церкви». Иными
словами, сам процесс канонизации христианство осознавало как богочеловеческий,
протекающий под воздействием Духа Божьего. Сомнение в достоверности
иудейских легенд о директивном определении К. появилось давно. Еще в 18 в.
католики Симон и Моринус подвергли критике историчность сообщения о
кодификаторской роли Мужей Великого Собора. В 19 в. эти сомнения были углублены
и развиты (работы протестанта Куэнена и правосл. библеиста Дагаева). В наст.
время картина становления К. более прояснилась, но детали ее во мн. остаются
еще гипотетическими. Предыстория К.;
кодификация законов в ВЗ. О хождении тех или иных писаний в народе и
объединении их в сборники судить можно лишь по косвенным данным, причем ссылка
на книгу, даже как на авторитетную, еще не означает, что она была принята в К.
Более определенно Библия говорит о кодификации свящ. законов. Она описана там
как поэтапная: 1. Моисей читает народу Кн. Завета, и народ дает
обязательство блюсти ее уставы (Исх 24:3-7); 2. Моисей заповедует обряд возобновления Завета,
во время к-рого должны повторяться слова Закона (Втор 27-28); 3. Иисус Навин вписывает слова Завета в «книгу
Закона Божия» и обязует израильтян соблюдать ее уставы (Ис Нав 24); 4. В 621 в Храме находят всеми забытую «книгу
Торы» (4 Цар 22-23); царь Иосия прочитывает ее перед народным собранием и,
т.о., она кодифицируется для всего Израиля (как полагает большинство экзегетов,
речь шла о Втор. или о части этой книги); 5) Ездра (5 в. до н.э.)
торжественно объявляет Закон, т.е.Пятикнижие, церковным и гражданским кодексом
общины. Других достоверных сведений о кодификации свящ. книг в Библии нет. То,
что самаряне и саддукеи признавали священным только Пятикнижие, косвенно
доказывает отсутствие такой всенародной канонизации прочих книг ВЗ,
обязательной для всех верующих. Вторая часть ВЗ, сборник
Пророческих писаний, сложилась не позже 200 до н.э., т.к. Иисус, сын Сирахов,
знает и Великих Пророков, и сборник Двенадцати Малых Пророков (49:12). Кроме
того, по свидетельству его внука, он изучал Закон, Пророков и «другие отеческие
книги». Следовательно, в эпоху Сираха начал формироваться и сборник Учительных
книг. Объем его неясен, но, видимо, он включал уже цикл Хрониста, Притчи и
Псалтирь (Ис Сир 47:9-10, 17-19; 49:13-15). Можно предположить, что прежде
всего была канонизирована Псалтирь. В еванг. времена ВЗ определяется как «Закон
Моисеев, Пророки и Псалмы» (Лк 24:44). Уже в послебибл. период сложился
праздничный сборник Мегиллот, в к-рый вошли канонич. книги, кодифицированные
ок. 1 в. н.э. Александрийский К. ВЗ
складывался в диаспоре,
преимущ. египетской, в связи с переводом Библии на греч. язык (см. ст.
Септуагинта). Александрийский К. включал Пятикнижие и Пророков, третий же его
раздел был достаточно неопределенен. Слова внука Иисуса Сирахова о «других
отеческих книгах» указывают на обширную лит-ру, часть к-рой в окончат. К. не
вошла. Ок. 120 до н.э. палестинские иудеи писали единоверцам диаспоры о
существовании богатой библиотеки священно-историч. книг, но они не проводили
ясного различия между обычными и боговдохнов. писаниями (2 Макк 2:23-25). Точно
так же библ. цитаты Филона Александрийского не позволяют обозначить границы К.,
к-рый был ему известен. Составители Александрийского К., как и ессеи, были
убеждены, что время откровений еще не кончилось и Бог продолжает возвещать
людям Свою волю. К. диаспоры обнимал поэтому и те книги, к-рые отсутствовали в
палестинском Ямнийском К. (см. ниже). Ессейский К. ВЗ.
О нем можно судить по
находкам в Кумране. Подобно Александрийскому, он включал апокрифы и неканонич.
книги, хотя опять-таки неизвестно, выделяли ли члены общины Учительные книги
как священные, в отличие от прочих «писаний». Закон и Пророки были для ессеев,
бесспорно, каноническими. Ямнийский К. ВЗ
сложился в Иудее. Первое упоминание о
«священных книгах» мы находим в 1 Макк 12:9. В это время (ок.100 до н.э.) уже закрепилась
мысль, что пророч. харизма угасла. Концом эпохи Откровения считались годы
царствования Артаксеркса I (5 в. до н.э.). Такова была т.зр. фарисеев, к-рые,
однако, не отвергали продолжающегося развития устного учения. Фарисейский
взгляд последовательно проведен автором Апокалипсиса Варуха (70-е гг. 1 в.
н.э.) и Иосифом Флавием (90-е гг. 1 в. н.э.). В Апокалипсисе Варуха сказано,
что «праведников и пророков уже нет» (85), а Флавий (Против Апиона, 1,8)
приводит первый перечень 22 книг ВЗ, соответствующих числу букв евр. алфавита
(для округления ряд книг объединен в одну; по другому счету этот К. состоит из
24 книг). К. Иосифа Флавия принято
называть Ямнийским, т.к. полагают, что он был закреплен в палестинском г.Ямнии
на рубеже 1 и 2 вв. н.э. Действительно, фарисейские наставники обсуждали в
Ямнии каноничность некоторых спорных книг, но эти обсуждения не привели к
окончат. завершению К. Известно, что во 2 и нач. 3 вв. среди учителей иудаизма
все еще шли дебаты о ряде Учительных писаний (Песн и Еккл). Ямнийский К. не
признал боговдохновенными те книги, к-рые в христ. К. получили название
неканонических (у православных), второканонических (у католиков) и апокрифов (у
протестантов). Христианский К. ВЗ.
Христ. Церковь долго
колебалась между принятием либо Ямнийского, либо Александрийского К. Последний
был для христиан ближе, т.к. их Библией являлась Септуагинта (в НЗ есть ок.350
цитат из Александрийского К.). Мн. отцы Церкви доникейского периода ссылаются
на неканонич. книги с формулой: «как сказано в божественных Писаниях» (напр.,
Климент Александрийский, Педагог, II, 3; прочие места из свт.Климента Римского,
Поликарпа Смирнского, свт. Иринея Лионского и др. указаны в «Руководстве»
Вигуру, т.1, с.54; рус. пер.). С другой стороны, свт.
Мелитон Сардийский (2 в.) приводит список ветхозав. книг, почти точно
соответствующий Ямнийскому К. (в нем нет лишь Неем и Есф; см.Евсевий.
Церк.Ист., IV, 26). На той же позиции стоит и Юлий Африкан (3 в.). Среди св.отцов 4 в.
Ямнийского К. придерживались свт.Афанасий Великий («всех книг Ветхого Завета
число двадцать две, ибо столько же, как я слышал, и букв у евреев», 39-е
послание), свт.Кирилл Иерусалимский (Огласительное слово IV, 35), свт. Епифаний
Кипрский (Панарион, VIII, 6), свт. Григорий Назианзин («О подлинных книгах
богодухновенного писания»), свт. Иларий Пуатьерский (Толк. на Символ, 36-38),
свт. Амфилохий Иконийский («К Селевку»), блж. Иероним (Предисловие к Вульгате).
Блж.Иероним впервые назвал книги, исключенные из Ямнийского К., «апокрифами»,
однако ввел их в свой перевод Библии. Поборником
Александрийского К. выступил блж.Августин (О христианском учении, II, 8), он
был поддержан решениями африканских Соборов — Гиппонского (393) и двух
Карфагенских (397, 419). Тем не менее, мн. лат. экзегеты — от свт. Григория Великого,
Беды и Алкуина до кард. Каэтана (ум.1534) — продолжали держаться Ямнийского К.
Его признали и церкви Реформации. Для католиков окончат. решение вопроса дал
Тридентский Собор (1564), к-рый канонизировал Александрийский корпус в форме
Вульгаты. Книги Ямнийского К. были названы «первоканоническими» (термин Сикста
Сиенского), а добавления из К. диаспоры — «второканоническими»; причем это
деление, согласно католич. т.зр., указывает не на ценность книг, а на время их
канонизации. Правосл. Церковь заняла
в этом вопросе промежуточную позицию. Поскольку древняя практика чтения книг
Александрийского К. за богослужением говорила в их пользу, они были признаны
частью Библии, но частью второстепенной, не имеющей такого значения, как книги
Ямнийского К. (см. ст. Неканонич. книги ВЗ). Впрочем, эта позиция ждет своего
уточнения, т.к., напр., в Рус. Правосл. Церкви она не зафиксирована в к.-л.
общепринятом символич. Исповедании веры. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.
В эпоху В.c. канон Свящ.
Писания был в целом уже установлен, хотя ряд писателей и свв. отцов продолжали
относить к каноническим книги, к-рые гораздо позднее были исключены из канона
(Дидахе, 1-2 Посл. св. Климента Римского к Кор., Пастырь и др.). На В. с.
вопрос о каноне не ставился, поскольку интересы свв. отцов были сосредоточены
вокруг проблем христологии (а на VII В. с. — вокруг вопроса об иконопочитании).
Тем не менее для свв. отцов В. с. слово Писания было неоспоримым свидетельством
истины, и поэтому постоянные ссылки на Библию есть во всех соборных деяниях. В
Символе веры, принятом на I и II В. с. (325, 381), мы находим ссылку на
пророчество о Воскресении, к-рое совершилось «по Писаниям». Исповедуется и то,
что Дух Божий «говорил через пророков», чем утверждается вера в
боговдохновенность Свящ. Писания. I В. с. ввел термин «единосущный Отцу»,
к-рого нет в НЗ, что вызывало возражения ариан и тех, кто оспаривал Символ
веры. Однако этот небибл. термин не был отступлением от Слова Божьего. НЗ
содержит в себе достаточно свидетельств о единстве Отца и Сына (Ин 14:8-11) и
указаний на двуединую природу Богочеловека (Мк 14:36). Само же толкование слов
Писания и применение небиблейских определений лишь доказывало власть Церкви в
лице собора интерпретировать Писание (ср. формулу «изволися Духу Святому и
нам», восходящую к Деян 15:28). Догмат IV Халкидонского
собора о Богочеловечестве позволил Церкви толковать в этом ключе и тайну
богочеловеческой природы Свящ. Писания. Правило 19-е правило VI В. с. (680)
гласит: «Предстоятели церквей должны каждый день, преимущественно же во дни
воскресные, поучать весь клир и народ словом благочестия, выбирая из
Божественного Писания разумения и заповеди истины и не преступая положенных уже
пределов и предания богоносных отцов; но и если предложено слово Писания, пусть
изъясняют его не иначе, как согласно с тем, как изложили светила и учители
Церкви в своих писаниях, и пусть лучше в этом ищут доброго имени, чем в
составлении собственных слов, дабы в случае несостоятельности в этом, им не
отпасть от надлежащего». На VII В. с. (787) сторонники иконопочитания приводили
ряд мест из Свящ. Писания в защиту своих взглядов. ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ О СВЯЩ.
ПИСАНИИ.
П.с. называются соборы,
созываемые отдельными Поместными Церквами для решения канонических,
дисциплинарных, богослужебных и др. вопросов. Правило о периодич. созыве П.с.
было принято еще на I Вселенском соборе (325). Ряд П.с. обнародовал
постановления, непосредственно касавшиеся канона Свящ.Писания. 1. Лаодикийский собор
происходил в М.Азии ок.360. На нем был утвержден список канонич. книг, в к-рый
вошли все принятые в наст. время Церковью книги, кроме Откр (канон 60). В 59
каноне было запрещено читать апокрифы в храмах. 2. Иппонский собор
происходил в Сев.Африке в 393. Большую роль на соборе играли мнения
блж.Августина. Собор подтвердил решение Лаодикийского П.с., постановив:
“Никаких писаний не следует читать в церкви под именем божественных (т.е. боговдохновенных
— А.М.), кроме канонических” (канон 36). Далее следовал перечень канонических и
неканонических книг ВЗ. 3. Карфагенские соборы:
3-й (396) и 4-й (419), созывались в Сев.Африке. На них был утвержден тот же
канон Библии, что и на Иппонском соборе. Отсутствие Макк. историки объясняют
ошибкой переписчика. Т. о., эти П.с. древней
Церкви подготовили общецерковное отвержение апокрифов и принятие в состав
Свящ.Писания книг Александрийского канона. НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА,
книги, входившие в
Александрийский канон, но не принятые в канон Ямнийский (см. ст. Канон). К Н.к.
относятся: Тов, Иф, Прем, Сир, По.Иер, Вар, 1-3 Макк, 2-3 Езд. Все они
сохранились на греч. языке, за исключением Сир (евр. оригинал к-рого был найден
в 19 в. в Каирской генизе) и 3 Езд (уцелевшей лишь в лат. переводе). Однако,
по-видимому, только Кн. Премудрости Соломона в оригинале была написана на греч.
языке; прочие, как полагает большинство библ. текстологов, имели евр. или арам.
оригиналы. К неканонич. разделам Библии относят также те главы в канонич.
книгах, к-рые дошли только в греч. переводах (конец 10 гл. Есф; Дан 3:24-90;
13-14). Отцы Церкви (свт.
Мелитон Сардийский, свт.Афанасий Великий, свт. Кирилл Иерусалимский и др.)
относили к боговдохновенным лишь книги, входившие в Ямнийский канон; прочие же
писания рассматривались как назидательные, но имеющие второстеп. значение.
Свт.Епифаний отмечает, что эти книги, «полезные и благотворные», тем не менее
отделялись от канонических. Подобный взгляд, к-рый можно определить как
различие двух степеней боговдохновенности, удержался в Правосл. Церкви. Католич.
традиция называет Н.к. «второканоническими» и приравнивает их к книгам канона
(см. ст. Тридентский собор). Наименование «второканонические» католики
объясняют тем, что они были внесены в Библию позже других. Протестанты,
напротив, называют Н.к. апокрифами и в свои издания Библии обычно не включают. АПОКРИФЫ
(от греч.- сокрытый),
книги, претендовавшие на значение священных, но отвергнутые Церковью и не
включенные в канон. Термин А. в языческом мире означал писания, содержащие
тайные доктрины или сведения о мистериях. В церк. словоупотреблении этот термин
появился в связи с тем, что еретики часто прятали свои книги или выдавали их за
тайное Откровение, данное только посвященным. В протестантизме А. называются
неканонические книги ВЗ. Первые ветхозав. А.
появились на рубеже 3 и 2 вв. до н.э. и продолжали появляться вплоть до начала
2 в. Новозав. А. создавались с кон. 1 в. н.э. Не прекратилось их писание и
после установления канона. Ниже будет дан перечень только тех А., к-рые хронологически
не выходят за пределы христ. древности. По своему жанру
ветхозав. А. относятся к апокалиптич. лит-ре, к мудрецов писаниям, заветам
(завещаниям), мидрашам и агадам, а новозав. включают апокрифич. Евангелия,
Деяния, Послания, заветы и наставления, к-рые приписываются Иисусу Христу и
апостолам. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ АПОКРИФЫ. 1. Мидраши. Кн. Юбилеев, или Малое
Бытие, содержит легенды на тему сказаний Кн. Бытия и Кн. Исхода. Она написана
ревностным законником, к-рый стремился показать, что обряды Моисеева Пятикнижия
соблюдались еще в патриархальную эпоху. Автор считает, что Закон был записан на
небесных скрижалях еще до создания мира. Название книги связано с тем, что
автор делит историю на циклы по 50 лет (юбилеи). На Кн. Юбилеев ссылаются свт.
Епифаний Кипрский и блж. Иероним. Текст книги (в эфиоп. пер.) был заново открыт
И.Л.Крапфом и издан Дильманом (1859). Сохранился также греч. пер. и фрагменты
евр. оригинала (в числе кумранских текстов). Написана Кн. Юбилеев в кон. 2 в.
до н.э. Автором ее был либо фарисей, либо член кумранской секты (рус. пер.
прот. Смирнова А.). Кн. жизни Адама и Евы
представляет собой легендарно-худож. пересказ истории первых людей от их
изгнания из Едема до смерти Адама. Падение сатаны объясняется завистью его к
человеку, к-рому (как образу Божьему) он не хотел поклониться. Автор исповедует
веру в грядущее спасение: «Господь отринет от Себя злых, а праведные будут
сиять, словно солнце. И в это время люди будут очищены от грехов водой» (29:9).
Книга написана в евангельскую эпоху, и упоминание воды, быть может, указывает
на чаяния, оживленные проповедью Иоанна Крестителя. Сохранилась в лат. и греч.
переводах. Вариант ее имел условное назв. «Апокалипсис Моисея». Апокриф Кн. Бытия есть
свободный пересказ глав 12-15 Кн. Бытия. Уцелели лишь фрагменты книги на
арамейском языке в Кумранской библиотеке. Мученичество
прор. Исайи пересказывает легенду о смерти пророка, к-рый якобы был перепилен
пилой в дни гонения Манассии. Книга обработана христ. автором ок. 2 в. на
основании иудейских мидрашей 1 в. до н.э. 2. Апокалипсисы. 1-я Кн. Еноха
(1 Енох) содержит
обетования и пророчества о мировых событиях и приходе Мессии, Который был
назван Сыном Человеческим, Избранником, Сыном Жены, Святым. Говорится, что Он
был «избран и сокрыт» пред Господом «прежде, чем был создан мир» (48:70). По
стилю и духу 1-я Кн. Еноха наиболее близка к Кн. Даниила. История грехопадения
связывается автором (или авторами) не с Быт 3, а с Быт 6:1-6: падшие ангелы
научили людей волхвованиям и были за это ввергнуты в бездну (см. Иуд 1:6,
14-15). Книга распадается на неск. частей: а) вступление (1-5); б) ангелы и
Вселенная (6-36); в) притчи (37-71); г) небесные светила (72-82); д) видения
(83-90); е) увещание к праведности (91-105); ж) заключение (106-108),
включающее Кн. Ноя (106-107). 1-я Кн. Еноха дает наиб. полное представление о
чаяниях иудеев в междузаветный период. Книга была открыта заново в эфиоп. переводе
и издана на англ. яз. в 1821. Сохранились отрывки на греч. и арамейском языках
(в Кумране). По-видимому, не все части книги были записаны одновременно. Самые
ранние разделы относятся к эпохе Маккавейского восстания (в ней есть прямые
намеки на Иуду Маккавея). Хотя 1-я Кн. Еноха не была включена в канон, она
пользовалась большим уважением в древней Церкви (рус. пер. прот. Смирнова А.). 2-я Кн. Еноха, или Кн.
Тайн Еноха (2 Енох), описывает вознесение Еноха на небо, где ему открываются
судьбы мира от Грехопадения до Потопа. Книга сохранилась в древнеслав.
переводе. Оригинал, вероятно, написан на арамейском или дневнеевр. языке.
Солнечный календарь, к-рого придерживается автор, указывает на его связь с
Кумраном (рус. пер. Аверинцева С.). 3-я Кн. Еноха, (3 Енох.)
малоизученный текст, сохранившийся в ср.-век. лат. переводе. Издан в 1928. Вознесение Моисея,
апокалипсис, дошедший до нас лишь в виде фрагмента. В представлении автора, Суд
Божий и победа над дьяволом сливаются с гибелью «орла» — Римской империи, когда
один Бог воцарится над Израилем и миром. Написана книга в первые годы н.э. человеком,
близким к зилотам и ессеям. Сохранилась в лат. переводе. Апокалипсис Авраама
трактует о судьбах ветхозав. Церкви, к-рые были якобы открыты еще Аврааму.
Сохранился в древнеслав. переводе. Источник идей, по-видимому, ессейский. Апокалипсис прор. Илии,
христ. обработка мессианских пророчеств, написанных в 1 в. до н.э. - 1 в. н.э. Пророчества Сивиллы,
поэмы, написанные от лица языч. прорицательницы Сивиллы. Составители их
призывают язычников обратиться к Единому Богу, обличают идолопоклонство, зло и
нечестие. Иудейским авторам принадлежат III, IV и V части книги. Датируются
временем между 1 в. до н.э. и 1 в. н.э. Апокалипсис Варуха
содержит пророчества о Царстве Мессии, к-рое должно прийти на смену године
испытаний. Наступление его ставится в связь со строгим соблюдением Закона.
Сохранился в двух вариантах — сир. и греч., хотя написан, вероятно, на евр.
языке. Дата — кон. 1 в. н.э., после разрушения Иерусалима имп.Титом. |
|