Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки


авторучка  и  карандаши,  а  из   других  карманов  видна  газета,   они
оттопыриваются от трубки и коробки с табаком, или если оратор -  женщина
с  безвкусной  переполненной  чем-то  сумкой  и из-под ее юбки виднеется
комбинация,  -  то,  как  я  видел,  слушатели испытывают столь же малое
уважение  к  такому  оратору,  как  он  к  самому  себе.  Возможно,  они
предполагают, что ум оратора столь же неряшлив, как и его прическа,  так
же не блещет, как и его нечищенная обувь.

     Когда  генерал  Ли  прибыл  в  здание  суда  в  Аппоматоксе,  чтобы
объявить о капитуляции своей армии,  он был безукоризненно одет в  новый
мундир, а  на боку  у него  висела исключительно  ценная шпага. Грант же
был  без  мундира  и  шпаги,  в  солдатской  рубашке  и  брюках. В своих
мемуарах  он  писал:  "Наверное,  я  очень  странно  выглядел  рядом   с
человеком  шести  футов  ростом   в  безукоризненном  мундире  и   столь
тщательно   одетым".   То   обстоятельство,   что   Грант   не    оделся
соответствующим образом  для такого  исторического случая,  являлось для
него предметом огорчения в течение всей жизни.
     Министерство  сельского  хозяйства  в  Вашингтоне  имеет  несколько
сотен  ульев  на  экспериментальной  ферме.  В  каждый улей вмонтировано
большое увеличительное стекло, и  внутренность улья может быть  освещена
ярким электрическим светом  при помощи нажатия  кнопки. Так что  в любой
момент,  днем  или  ночью,  этих  пчел можно рассмотреть самым детальным
образом.  Так  же  и  оратор  -  он  как бы находится под увеличительным
стеклом,  он  освещен  прожекторами,  и  все  взоры  обращены  на  него.
Малейшее несоответствие  в его  внешнем виде  так же  бросается в глаза,
как пик Пайка среди равнин.


                 "Еще до того, как мы начали говорить,
                      нас порицают или одобряют"

     Несколько лет назад я писал для журнала "Америкен мэгэзин"  рассказ
о жизни одного  нью-йоркского банкира. Я  попросил одного из  его друзей

                                - 63 -

объяснить мне причину его успехов. Тот ответил, что немаловажную роль  в
этом  сыграла  его  обаятельная  улыбка.  Поначалу такое заявление может
показаться преувеличением, но я  верю в то, что  так оно и было.  Другие
люди, десятки других людей, целые сотни людей, возможно, обладали  более
значительным опытом  и столь  же хорошими  знаниями в  области финансов.
Однако  у  него  имелось  дополнительное  преимущество,  которым  они не
обладали, -  он был  более приятным  человеком, и  одной из  сильных его
черт  была  теплая,  приветливая  улыбка, которая немедленно завоевывала
доверие собеседника  и обеспечивала  хорошее отношение  к ее обладателю.
Нам  всегда  хочется,  чтобы  такой   человек  добился  успеха,  и   нам
доставляет истинное удовольствие оказывать ему содействие.
     Китайская  пословица  гласит:  "Тот,  кто  не  умеет  улыбаться, не
должен  заниматься  торговлей".  А  разве  улыбка  не  столь  же приятна
аудитории, сколь покупателю в магазине? Я вспоминаю об одном  слушателе,
который посещал  курсы обучения  публичному выступлению  при Бруклинской
торговой палате.  Когда он  выходил к  слушателям, было  видно, что  ему
нравится  быть  перед  ними,  что  занятие,  которое  ему предстоит, ему
нравится. Он всегда  улыбался и вел  себя так, как  будто был очень  рад
видеть  нас,  и  поэтому  немедленно  и неизбежно его слушатели начинали
испытывать по отношению к нему теплое чувство.
     Однако  мне  приходилось  видеть  ораторов,  которые  выходили   на
трибуну с  холодным и  небрежным видом,  как будто  им престояло  решить
неприятную задачу,  и которые,  казалось, готовы  были благодарить бога,
когда  выступление  будет  завершено.  Вскоре  мы,  слушатели,  начинали
испытывать  такое  же  ощущение,  поскольку подобное настроение является
заразительным.
     "Подобное  рождает  подобное",  -  замечает  профессор  Оверстрит в
своей   работе   "Влияние   на   человеческое   поведение".   "Если   мы
заинтересованы в наших слушателях,  то есть основания полагать,  что они
также заинтересуются нами. Если мы сердито смотрим на наших  слушателей,
то  есть  все  основания  предполагать,  что  они  также  будут  сердито
смотреть на  нас или  сердиться, не  проявляя это  внешне. Если мы будем
вести  себя  робко  или  слишком  суетливо,  то  они, вероятно, не будут
чувствовать к нам  доверия. Если мы  нахальны или хвастливы,  то в ответ
на  это  они  проявят  собственную  самовлюбленность. Очень часто еще до
того, как мы  начали говорить, нас  порицают или одобряют.  Поэтому есть
все основания быть  уверенными в том,  что мы ведем  себя таким образом,
чтобы вызвать положительную реакцию".


                      Соберите слушателей вместе

     Мне часто  приходилось выступать  как днем  перед небольшим  числом
слушателей, разбросанных в  большом зале, так  и в вечернее  время перед
многими слушателями,  наполнявшими то  же помещение.  Вечерняя аудитория
от души смеялась над  тем, что едва вызывало  улыбку на лицах у  дневной
группы слушателей; вечерняя аудитория  часто аплодировала в тех  местах,
по поводу  которых дневные  слушатели не  выказывали совершенно  никаких
эмоций. Почему?
     Прежде всего  потому, что  пожилые женщины  и дети,  которые обычно
приходят  в  дневное  время,  не  могут  столь  же  бурно проявлять свои
чувства,  как  более  энергичные  и  более искушенные слушатели, которые
приходят вечером. Однако это лишь частичное объяснение.

                                - 64 -

     Дело в том, что аудиторию нелегко расшевелить, если она  разбросана
по залу. Ничто так не  гасит энтузиазм, как обширное помещение  и пустые
кресла в зале.
     Генри Уорд Бичер сказал в своих йельских лекциях о том, как  читать
проповеди: "Люди часто  говорят: разве вам  не кажется, что  значительно
интереснее выступать  перед большой  аудиторией, чем  перед маленькой? Я
отвечаю,  что  нет;  я  могу  так  же  хорошо говорить перед двенадцатью
слушателями,  как  и  перед  тысячью,  если  только эти двенадцать стоят
вокруг меня  и и  близко друг  к другу,  так, что  могут коснуться  друг
друга. Но даже  тысяча зрителей, если  расстояние между ними  составляет
четыре фута, будет  выглядеть так же,  как пустой зал...  Сосоредоточьте
своих слушателей, и вы сможете убедить их, приложив минимум усилий".
     Человек,  находящийся  в  большой  вудитории,  может  утратить свою
индивидуальность. Он становится  частью толпы, и  в этом случае  на него
значительно  легче  воздействовать,  чем   если  бы  он  был   отдельным
индивидуумом. Он будет  смеяться и аплодировать  по поводу таких  вещей,
которые его совершенно  не тронули бы,  если бы он  был только одним  из
полудюжины людей, слушающих оратора.
     Гораздо  легче  заставить  людей  действовать  в  качестве  единого
целого, чем  индивидуально. Люди,  идущие в  бой, например,  обязательно
стремятся выполнить  самые опасные  и безрассудные  задачи, так  как они
хотят быть вместе. Во время последней войны немецкие солдаты иногда  шли
в бой, держа друг друга за руки.
     Толпы!  Толпы!  Толпы!  Они  представляют собой любопытное явление.
все  великие  народные  движения  и  реформы  осуществлялись  при помощи
психологии  толпы.  Эверет  Дин  Мартин  написал  на эту тему интересную
книгу "Поведение толпы".
     Если мы  собираемся выступать  перед небольшой  группой слушателей,
то мы должны выбрать небольшое помещение. Лучше поставить плотно  стулья
в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале.
     Если  ваши  слушатели  разбросаны  в  зале, то попросите их перейти
вперед  и  сесть  к  вам  поближе.  Добейтесь  этого прежде, чем начнете
выступление.
     Поднимайтесь  на  трибуну  только  в  том  случае,  если  аудитория
довольно   велика,   и   в   связи   с   этим  возникает  действительная
необходимость стоять на возвышении. Находитесь на одном уровне со  своей
аудиторией.  Стойте рядом  со своими слушателями. Постарайтесь  избежать
какой бы то  ни было формальной  атмосферы. Установите теплый  контакт и
превратите ваше выступление в беседу.


                       Майор Понд разбивал окна

     Следите  за  тем,  чтобы  воздух  в  зале  был  свежим.  В процессе
публичного  выступления  кислород  так  же  важен, как гортань, глотка и
надгортанник.  Все  красноречие  Цицерона,  вся  миловидность   женского
ансамбля "Роккетс" из мюзик-холла вряд ли смогли бы держать аудиторию  в
напряжении, если бы в помещении был затхлый воздух. Поэтому кгода мне  в
числе других ораторов приходится  выступать перед слушателями, то  почти
всегда перед началом  выступления я прошу  их встать и  отдохнуть минуты
две, а в это время открыть окна.
     В течение четырнадцати  лет майор Джеймс  Б. Понд путешествовал  по
всей территории Соединенных Штатов и Канады в качестве импресарио  Генри
Уорда  Бичера,  когда  этот  знаменитый  бруклинский  проповедник был на
вершине своей славы как популярный  лектор. Еще до тотго, как  слушатели
собирались, Понд  всегда приходил  в этот  зал, церковь  или театр,  где

                                - 65 -

должен  был  выступать  Бичер,  и  тщательно проверял освещение, кресла,
температуру  и  вентиляцию.  Понд   был  неистовым  и  шумливым   старым
армейским  офицером  и  любил  использовать  свою власть. Поэтому если в
зале было  слишком тепло  или был  спертый воздух  и он  не мог  открыть
окна,  то  он  швырял  в  окна  книги, разбивая и дробя стекло. Сперджен
полагал,  что  "проповеднику  необходим  кислород  почти  так  же,   как
благословение божье".


                  Да будет свет, освещающий ваше лицо

     Если вы  только не  занимаетесь демонстрацией  спиритизма, то,  ели
это  возможно,  наполните  зал  светом.  Легле  приручить  перепела, чем
вызвать  энтузиазм  в  полутемном  помещении,  которое  имеет  столь  же
мрачный вид, как внутренность термоса.
     Прочтите статьи Дэвида Беласко о  режиссуре на сцене, и вы  узнаете
о  том,  что  обычный  оратор  не  имеет  ни  малейшего представления об
исключительно важном значении правильного освещения.
     Пусть  свет  бьет  вам  в  лицо.  Люди  хотят  видеть вас. Малейшие
изменения,  которые  могут  возникнуть  в  чертах  вашего лица, являются
частью,  и  очень  важной  частью,  процесса  самовыражения.  Иногда они
значат больше, чем ваши слова. Если вы стоите прямо под лампой, то  ваше
лицо  может  быть  затемнено  тенью,  если  же  вы  стоите  прямо  перед
осветительным прибором, то  ваше лицо будет  сиять. Поэтому не  разумнее
ли,  прежде  чем  вы  начнете  свое  выступление,  выбрать  такое место,
которое будет наиболее выигрышным в отношении освещенности?


                        Ничего лишнего на сцене

     При выступлении не садитесь за стол. Люди хотят видеть вас во  весь
рост. Они даже будут вытягивать шеи, чтобы увидеть вас полностью.
     Какая-нибудь добрая душа наверняка поставит стол, на котором  будут
графин  и  стакан.  Однако  если  вы  почувствуете  сухость  в горле, то
щепотка  соли  или  кусочек  лимона  приведут  к  тому, что слюна начнет
выделяться с силой Ниагарского водопада.
     Вам не нужны ни вода, ни  графин. Вам совершенно не нужны и  другие
бесполезные  предметы,   которые  обычно   загромождают  возвышение,   с
которого выступает лектор.
     Салоны  различных  автомобильных  фирм  на  Бродвее  очень красивы,
хорошо  скомпонованы  и  ласкают  глаз.  Магазины  крупных парфюмерных и
ювелирных фирм в  Париже оформлены роскошно  и с художественным  вкусом.
Почему?  Потому  что  это  обеспечивает  доходный  бизнес.  У   человека
возникает  больше  уважения,  доверия  к  фирме, когда он видит подобное
оформление.
     По  этой  же  причине  оратор  должен  выступать  на приятном фоне.
По-моему, идеальным вариантом было  бы полное отсутствие мебели.  Позади
выступающего не  должно быть  ничего, привлекающего  внимание. Ничего не
должно быть и по бокам. Рекомендуется занавес из темно-синего бархата.
     А  что  же  обычно  бывает  позади  лектора?  Географические карты,
диаграммы  и  таблицы,  а  иногда  множество  пыльных  стульев,   причем
некоторые  из  них  перевернуты  и  поставлены  друг  на  друга.  Что же
получается? Дешевая, неряшливая,  беспорядочная обстановка. Так  что все
это следует убрать.

                                - 66 -

     Генри Уорд  Бичер говорил:  "Самым важным  в публичном  выступлении
является  человек".   Поэтому  пусть   выступающий  будет   виден,   как
заснеженная  вершина  Юнгфрау,  возвышающаяся  на  фоне  голубого   неба
Швейцарии.


                        Никаких гостей на сцене

     Однажды  я  находился  в  Лондоне  (провинция  Онтарио),  когда там
выступал  премьер-министр  Канады.  Вдруг  уборщик,  вооруженный длинным
шестом,  начал  проветривать  помещение,  переходя  от  одного  окна   к
другому.   Что же  произошло? Слушатели  почти все  до одного  в течение
некоторого времени игнорировали  выступавшего и внимательно  смотрели на
уборщика, как будто он совершал какое-то чудо.
     Слушатели не  могут или,  что одно  и то  же, не  станут бороться с
соблазном  взглянуть  на  двигающиеся  предметы.  Если выступающий будет
помнить эту истину, он может избавить себя от некоторых неприятностей  и
ненужной досады.
     Во-первых, он  может воздержаться  от того,  чтобы крутить  пальцы,
поправлять  одежду  и  проделывать  другие  нервозные  движения, которые
будут отвлекать от  его выступления. Я  помню, как слушатели  в одном из
залов Нью-Йорка следили за руками известного оратора в течение  получаса
в то время, когда он говорил, похлопывая крышкой кафедры.
     Во-вторых,  оратор,  если  это   возможно,  должен  усадить   своих
слушателей  таким  образом,  чтобы  они  не  видели  входящих  в  зал  с
опозданием и тем самым не отвлекались.
     В-третьих, вместе с ним на  сцене не должно быть никого.  Несколько
лет назад Реймонд Робинс прочел целую серию лекций в Бруклине. Вместе  с
другими я был  приглашен на сцену.  Я отклонил это  приглашение, считая,
что  это  было  бы  несправедливо  по  отношению  к  оратору.  Я обратил
внимание в первый  вечер, что многие  из сидевших на  сцене приглашенных
все время ерзали, клали  ногу на ногу и  так далее, и каждый  раз, когда
кто-нибудь из приглашенных начинал двигаться, аудитория переводила  свой
взгляд с  оратора на  этого гостя.  Я рассказал  об этому  Робинсу, и  в
последующие вечера он уже был на сцене один.
     Дэвид Беласко не разрешал ставить  на сцену красные цветы, так  как
они  привлекают  слишком  много  внимания.  Тогда  почему  оратор должен
позволять   какому-нибудь   беспокойному   человеку   сидеть   лицом   к
слушателям, когда он сам говорит?  Он не должен этого допускать,  а если
он умен, то он этого и не допустит.


                          Искусство садиться

     Рекомендуется, чтобы оратор  не сидел лицом  к слушателям до  того,
как начнет выступать. Разве не лучше появиться перед глазами  слушателей
в качестве нового экспоната, а не старого?
     Однако если нам  надо сесть, то  мы должны знать,  как это сделать.
Вам  приходилось  видеть  людей,  которые  глядят  по сторонам в поисках
стула,  сопровождая  это  движениями,  напоминающими  английскую гончую,
укладывающуюся спать. Они вертятся вокруг, а когда обнаруживают  наконец
стул, то скручиваются и проваливаются в него, словно мешок с песком.
     Человек,  знающий,  как  следует  садиться, поворачивается спиной к
стулу, нащупывает его  ногами и непринужденно,  выпрямив тело от  головы
до  бедер,  плавно  опускается  на  стул, тщательно контролируя движение
своего тела.

                                - 67 -

                           Уравновешенность

     Мы  только  что  рекомендовали  не  теребить  одежду  или ювелирные
украшения, так как  это отвлекает внимание  слушателя. Однако имеется  и
еще одна причина. Такое  поведение создает впечатление о  вашей слабости
и  об  отсутствии  у  вас  самоконтроля.  Каждое  движение,  которое  не
добавляет ничего  к вашей  внешности, лишь  ухудшает впечатление  о вас.
Нейтральных движений не существует. Совершенно. Поэтому стойте  спокойно
и контролируйте  свое физическое  состояние. Это  создаст впечатление  о
вашей психической и физической уравновешенности.
     После того как  вы появились перед  слушателями, не спешите  начать
говорить,  ибо  это  свойственно  дилетанту.  Сделайте  глубокий   вдох.
Окиньте взглядом ваших  слушателей и, если  где-то слышен шум,  сделайте
паузу до тех пор, пока он не прекратится.
     Напружиньте грудь, хотя это можно делать и до того, как вы  выйдете
к  слушателям.  Почему  бы  не   делать  этого  ежедневно,  находясь   в
одиночестве?  Тогда  вы  будете   бессознательно  делать  это  и   перед
слушателями.
     "Даже один человек из десяти, - пишет Лютер Х. Галик в своей  книге
"Эффективная  жизнь",  -  не  вырабатывает  в себе такой осанки, которая
дает ему  возможность выглядеть  наилучшим образом...  Прижимайте шею  к
воротничку". Вот какое  ежедневное упражнение он  рекомендует: "Вдохните
медленно и глубоко, как только  возможно. В этот же момент  прижмите шею
к  воротничку  и  держите  ее  так.  Это  упражнение, даже выполненное с
силой, не принесет  вам вреда. Цель  его состоит в  том, чтобы выпрямить
ту часть спины, которая  расположена непосредственно между пелчами.  Это
увеличит объем вашей грудной клетки".
     А что вы  должны делать с  руками? Забудьте о  них. Если они  будут
естественно свисать по бокам, это  будет идеально. Если они кажутся  вам
гроздью  бананов,  не  воображайте,  что  кто-либо  обращает на них хоть
малейшее внимание или проявляет к ним какой-то интерес.
     Они будут выглядеть лучше  всего, если будут расслабленно  висеть у
вас по  бокам. В  этом случае  они будут  привлекать минимум внимания, и
даже самый  критически настроенный  человек не  сможет критиковать такое
их положение. Кроме того,  ими можно будет свободно  и беспрепятственно,
а  также  естественно  двигать,  сопровождая  свою  речь  если  в   этом
возникнет необходимость.
     Представьте себе,  однако, что  вы очень  взволнованны и полагаете,
что, если вы заложите руки за  спину, засунете их в карман или  положите
на трибуну, это поможет вам  устранить смущение. Что вы должны  делать в
этом  случае?  Воспользуйтесь  здравым  смыслом. Мне приходилось слышать
целый ряд выдающихся  ораторов этого поколения.  Многие из них,  а может
быть  даже  большинство,  во  время  выступления  иногда  клали  руки  в
карманы.  Так делали Брайан, Чонси М. Депью, Тедди Рузвельт. Даже  такой
утонченный  денди,  как  Дизраэли,   многда  не  мог  преодолеть   этого
соблазна. Однако, если память мне  не изменяет, небо не падало  на землю
и, согласно сводкам погоды,  солнце на следующее утро  всходило вовремя.
Если человеку  есть что  сказать и  если он  говорит это с заразительной
убедительностью, то, безусловно, не  будет иметь большого значения,  что
он в этот  момент делает со  своими руками или  ногами. Если голова  его
полна  идей,  а  сердце  -  волнения,  то  эти  второстепенные  детали в
основном не  играют большой  роли. В  конце концов,  наиболее важным при
публичных выступлениях является  психологический аспект, а  не положение
рук и ног.

                                - 68 -

          Нелепые ужимки не могут заменить естественный жест

     Это  подводит  нас  вполне  естественно  к  проблеме жеста, которым
очень злоупотребляют.  Первый урок  в области  публичных выступлений дал
мне  президент  одного  колледжа  на  Среднем Западе. Насколько я помню,
этот  урок  главным  образом  касался  жестикуляции  и  был  не   только
бесполезным,  но  и  явно  вредным.  Меня  учили, что рука должна висеть
свободно  сбоку,  ладонью  внутрь,  что  пальцы  должны  быть наполовину
сжаты, а большой палец касаться ноги. Меня обучали, как поднимать  руку,
описывая  изящную   кривую,  делать   классический  взмах   кистью  рук,
разгибать сначала  указательный палец,  затем средний,  а потом мизинец.
Когда это  эстетическое и  декоративное движение  выполнено, рука должна
проделать ту же изящную  и неестественную кривую, чтобы  снова оказаться
сбоку ноги.  Все  это было топорным и  аффектированным, и здесь не  было
ничего разумного или искреннего. Меня  учили поступать так, как нигде  и
никогда не поступал ни один человек в здравом уме.
     Не  предпринималось  совершенно  никаких  попыток,  чтобы вложить в
движения мою собственную индивидуальность. Никто не пытался  подстегнуть
меня,  чтобы  я  почувствовал  желание  жестикулировать; не было попытки
сделать этот процесс более  жизненным, естественным и неизбежным.  Никто
не  побуждал   меня  к   тому,  чтобы   чувствовать  себя    раскованно,
непринужденно, чтобы  разбить скорлупу  моей застенчивости  и говорить и
действовать, как следует человеку.  Весь этот огорчительный процесс  был
таким же механическим, как  пишущая машинка, таким же  безжизненным, как
прошлогоднее птичье гнездо,  таким же нелепым,  как выступления Панча  и
Джуди.
     Кажется невероятным,  что подобным  абсурдным ужимкам  обучали в XX
веке. Тем не  менее лишь несколько  лет назад была  опубликована книга о
жестах  -  целая  книга,  которая  пытается  сделать из людей автоматы и
учит, какими жестами  пользоваться, произнося ту  или иную фразу,  какой
жест делать одной рукой, а  какой двумя, в каких случаях  поднимать руку
повыше,  в  каких  держать  в  среднем  положении, а в каких пониже, как
держать  этот  палец  и  как  держать  тот.  Я  видел,  как одновременно
двадцать человек  стояли перед  классом. Все  они читали  один и  тот же
витиеватый ораторский  текст из  такой книги,  и все  они проделывали  в
одних и тех  же местах текста  абсолютно одни и  те же жесты,  и все они
выглядели одинаково  нелепыми. Вся  эта искусственная,  убивающая время,
механическая  и  вредная  система  подорвала  репутацию  жестов в глазах
многих  людей.   Декан  одного  крупного  колледжа в Массачусетсе сказал
недавно,  что   в  его   учебном  заведении   нет  курса   по  публичным
выступлениям, так  как он  никогда не  видел действительно практического
курса, который мог  бы научить выступать  разумно. Я полностью  разделяю
точку зрения этого декана.
     Девять десятых писаний, посвященных жестам, бесполезны и даже  хуже
того - представляют  собой трату хорошей  белой бумаги и  хорошей черной
типографской  краски.  Любой  жест,  заимствованный  из  книги,   весьма
вероятно, будет  иметь тот  же эффект.  Жесты должны  исходить из вашего
естества, из вашего сердца, ума, интереса к затрагиваемому предмету,  из
вашего стремления заставить других  видеть так, как видиты  вы, наконец,
из ваших  собственных инстинктов.  Единственно стоящие  жесты -  это те,
которые  возникли  экспромтом.  Унция  непосредственности  дороже  тонны
инструкций.

                                - 69 -

     Жест  нельзя  надеть  на  себя,  как  смокинг.  Он  является только
внешним выражением  внутреннего состояния,  точно так  же, как  поцелуи,
колики, смех и морская болезнь.
     Жесты  человека,  подобно  его  зубной  щетке,  должны  быть сугубо
личными. Ведь все люди  непохожи друг на друга,  и если они будут  вести
себя естественно, их жесты будут индивидуальными.
     Даже двух людей  нельзя обучать жестикулированию  в одной и  той же
манере. Представьте  себе, что  кто-то попытался  бы заставить высокого,
неуклюжего и медленно думающего  Линкольна делать такие же  жесты, какие
делал  быстро  говорящий,  порывистый  и  элегантный Дуглас. Это было бы
нелепо.
     По словам его  биографа и партнера  - адвоката Герндона,  "Линкольн
не столько жестикулировал руками,  сколько головой, энергично двигая  ею
в  разные  стороны.  Такое  движение  головы  имело  значение,  когда он
стремился   подчеркнуть   какое-либо   свое   заявление.   Иногда    оно
сопровождалось резким движением руки, как будто он бросал  электрические
искры в воспламеняющийся материал. Он никогда не размахивал руками и  не
рвал пространство  в клочья,  подобно некоторым  оратоам. Он  никогда не
добивался сценического  эффекта... По  мере того  как он  продолжал свою
речь, он становился более свободным и менее скованным в своих  движениях
вплоть  до  того,  что   делался  изящным.  Он  обладал   исключительной
естественностью и сильной индивидуальностью и выглядел вполне  достойно.
Он презирал помпу, парадность,  избитые фразы и притворство...  Когда он
вбивал идеи в головы своих слушателей, то в его динном костистом  пальце
правой руки заключался целый мир значения и выразительности. Иногда  для
выражения  радости  или  удовольствия  он  поднимал  обе  руки под углом
приблизительно  в  пятьдесят  градусов  ладонями  вверх, как бы стремясь
обнять  тот  образ,  который  ему  нравился.  Если  он  выражал  чувство
сильного отвращения  - например,  когда осуждал  рабство, -  то поднимал
обе  руки  со  сжатыми  кулаками,  рассекая  воздух,  выражая омерзение,
которое было действительно величественным. Это был один из его  наиболее
эффектных  жестов,  и  он  означал  твердую решимость низвергнуть объект
своей ненависти и растоптать его в пыли. Он всегда прямо стоял на  ногах
и никогда  не выставлял  одну ногу  перед другой.  Никогда ни  к чему не
прикасался и  ни на  что не  опирался. Очень  редко менял  позу во время
выступления. Никогда  не говорил  напыщенно и  никогда не  ходил взад  и
вперед по помосту.  Чтобы расслабить руки,  он часто левой  рукой брался
за лацкан своего  пиджака, держа большой  палец вверх и  оставляя правую
руку  свободной  для  жестикуляции".  Сен-Годен  запечатлел его именно в
такой позе в статуе, которая стоит в Линкольн-парке в Чикаго.
     Таков был  метод Линкольна.  Теодор Рузвельт  был более энергичным,
горячим, активным, и его  лицо отражало охватывавшие его  чувства, кулак
его был сжат,  и все его  тело являлось средством  самовыражения. Брайан
часто использовал  вытянутую вперед  руку с  открытой ладонью,  Гладстон
часто ударял по  столу или по  ладони кулаком или  с шумом топал  ногой.
Лорд  Розбери  обычно  поднимал  правую  руку  и с размаху опускал ее. В
мыслях и убеждениях оратора  прежде всего присутствовала сила,  и именно
она делала жесты выразительными и естественными.
     Спонтанность...  Жизненность...  Именно  они  являются summum bonum
(1)  действия.  Берк  был  угловатым  и  чрезвычайно  неуклюжим  в своих
жестах.  Питт размахивал  руками "подобно неуклюжему клоуну".  Сэр Генри
Ирвинг был хром на одну ногу и производил очень странные движения.  Лорд
Маколей выглядел на  трибуне неуклюжим. То  же можно сказать  о Граттане
(2) и Парнелле.

--------------------------------------------------------------------
(1) Summum bonum (лат.) - высшее благо. - Прим.ред.
(2)  Граттан,  Генри  (1746  -  1820)  -  лидер  ирландской  либеральной
оппозиции английскому правительству. - Прим.ред.

                                - 70 -

     "Это, видимо,  объясняется тем,  - сказал  лорд Керзон,  выступая в
Кембриджском университете  с речью  о парламентском  красноречии, -  что
великие  ораторы  вырабатывают  собственные  жесты.  Великому   оратору,
несомненно, помогают  красивая внешность  и изящные  манеры, но  если он
оказывается некрасивым и неуклюжим, это не имеет большого значения".
     Много лет назад я слушал проповедь знаменитого Джипси Смита. Я  был
поражен  красноречием  этого  человека,  который  обратил  многие тысячи
людей в христианскую  веру. Он использовал  жесты, множество жестов,  но
не замечал  их -  как не  замечал воздух,  которым дышал.  Это идеальный
случай.
     Вы тоже не  заметите, что стали  пользоваться жестами, если  будете
проводить в жизнь эти принципы. Я не могу предложить вам каких бы то  ни
было правил жестикуляции, ибо  все зависит от темперамента  оратора, его
подготовки,  энтузиазма,  его  индивидуальности,  предмета  выступления,
аудитории и стечения обстоятельств.


            Рекомендации, которые могут оказаться полезными

     Тем не  менее целесообразно  дать ряд  рекомендаций, которые  могут
оказаться полезными. Не повторяйте одного  и того же жеста, чтобы  он не
стал монотонным. Не делайте  порывистых, резких движений локтями.  Когда
вы находитесь  перед слушателями,  движения ваших  плеч производят более
благоприятное впечатление.  Не прерывайте  своих жестов  слишком быстро.
Если вы  делаете движение  указательным пальцем,  чтобы подчеркнуть свою
мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения. Этого  очень
часто не соблюдают, что является  весьма обычной и серьезной ошибкой.  В
итоге искажается выразительность,  мелкие вопросы делаются  ненужными, а
действительно   серьезные   вопросы   кажутся   по   сравнению   с  ними
тривиальными.
     Когда вы произносите речь  перед слушателями, делайте только  такие
жесты, которые выглядят  естественными. Однако, когда  вы практикуетесь,
заставьте  себя,  если  это  необходимо, пользоваться жестами. Заставьте
себя, и вскоре ваши жесты станут возникать естественно.
     Закройте книгу. Нельзя научиться жестам по печатному тексту.  Когда
вы  говорите,  ваши  собственные  инстинкты  являются  более надежными и
более ценными, чем то, что мог бы вам сказать ваш инструктор.
     Если  вы  забыли   все  то,  что   мы  говорили  о   жестах  и   их
использовании, то помните одно: если человек настолько увлечен тем,  что
он хочет  сказать, если  он жаждет  довести до  сознания слушателей свою
мысль  до  такой  степени,  что  забывает  себя  и  говорит  и действует
спонтанно, то в этом  случае его жесты и  манера выступления, хотя и  не
заученные, вероятно, будут почти безукоризненными. Если вы  сомневаетесь
в этом, то подойдите к какому-нибудь человеку и сбейте его с ног.  Когда
он встанет на ноги, то  вы, наверное, обнаружите, что те  слова, которые
он произнесет, будут почти безукоризненным образцом красноречия.
     Или вот  другая ситуация,  которая, по  моему мнению,  несет в себе
самый мудрый совет по поводу произнесения речей.
     Наполните бочонок.
     Выбейте затычку.
     Вы увидите, как разыграется природа.

                                - 71 -

                                Резюме

     1.  Согласно  экспериментам,   проведенным  Институтом   технологии
Карнеги,  личность  человека  играет  значительно  большую  роль  в  его
деловых  успехах,  чем  глубокие  знания.  Эта  истина  так же верна и в
области   ораторского   искусства.   Однако   личность   является  столь
неуловимой,  неосязаемой  и  таинственной,  что  почти  невозможно  дать
указания относительно ее развития. Тем не менее некоторые из  упомянутых
в этой главе рекомендаций помогут оратору добиться наилучших успехов.
     2. Не выступайте, когда  вы утомлены. Отдохните, восстановите  свои
силы, накопите в себе резерв энергии.
     3. Ешьте умеренно перед выступлением.
     4.  Не  делайте  ничего,  что  могло  бы подавить вашу энергию. Она
обладает   магнетическими   свойствами.    Люди   скапливаются    вокруг
энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы.
     5.  Одевайтесь  опрятно  и  изящно.  Сознание  того,  что вы хорошо
одеты,  повышает  самоуважение,  укрепляет  уверенность  в  себе. Если у
оратора  мешковатые  брюки,  нечищенные  ботинки,  непричесанные волосы,
если из его нагрудного кармана  торчат авторучка и карандаши или  если у
женщины безвкусная,  переполненная чем-то  сумка, то  слушатели, видимо,
будут чувствовать к оратору столь  же малое уважение, как он,  наверное,
испытывает к самому себе.
     6. Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением  лица,
которое должно говорить,  что вы рады  находиться перед ними.  Профессор
Оверстрит говорит: "Подобное рождает подобное". "Если мы  заинтересованы
в  наших  слушателях,  то  есть   основания  полагать,  что  они   также
занитересуются нами... Очень часто еще до того, как мы начали  говорить,
нас  порицают  или  одобряют.  Поэтому  есть  все основания считать, что
своим поведением мы стремимся вызвать положительную реакцию".
     7. Соберите слушателей  вместе. Очень трудно  оказывать воздействие
на  них,  если  они  разбросаны  по  разным местам. В качестве участника
компактной  аудитории  человек  будет  смеяться, аплодировать и одобрять
то, что вызвало бы у него сомнения или возражения, если бы он  находился
в одиночестве  или являлся  одним из  группы слушателей,  разбросанных в
большом зале.
     8.  Если  вы  выступаете  перед  небольшой  группой  слушателей, то
соберите  их  в  небольшом  помещении.   Не  стойте  на  возвышении,   а
спуститесь на один уровень  с ними. Сделайте ваше  выступление интимным,
неформальным, превратите его в беседу.
     9. Позаботьтесь о том, чтобы воздух в зале был свежим.
     10. Максимально  осветите помещение.  Стойте так,  чтобы свет падал
вам прямо в лицо и чтобы слушатели могли ясно видеть все его черты.
     11.  Не  становитесь  за  какими-либо  предметами  мебели. Сдвиньте
столы и стулья  в одну сторону.  Уберите все уродливые  предметы и хлам,
которые часто заполняют сцену.
     12. Если на сцене сидят приглашенные гости, то они наверняка  будут
время  от  времени  двигаться,  и  каждый  раз,  когда  они будут делать
малейшее движение, они обязательно привлекут внимание ваших  слушателей.
Аудитория не  может противиться  соблазну взглянуть  на любой движущийся
предмет, животное или человека. Поэтому зачем вам создавать трудности  и
конкуренцию для самого себя?

                                - 72 -

                             Глава восьмая

                       Как начинать выступление

     Однажды я  спросил доктора  Линна Гарольда  Хау, бывшего президента
Северо-Западного  университета,  что  он  считает  наиболее  важным  для
оратора на  основании своего  многолетнего опыта  в этой  области. После
минутного размышления он  ответил: "Захватывающее начало,  которое сразу
же привлечет внимание". Он заранее планировал почти до последнего  слова
все,  чем  он  должен  был  начать  и закончить свое выступление. Так же
делали  Джон  Брайт,  Гладстон,  Вебстер,  Линкольн.  Фактически  каждый
оратор, обладающий здравым смыслом и опытом, поступает точно так же.
     А  начинающий?   Редко.  Планирование   отнимает  время,    требует
умственных усилий и силы воли.  Работа мозга - это мучительный  процесс.
На стенах своих мастерских Томас Эдисон прикрепил таблички со  следующим
высказыванием сэра Джошуа  Рейнольдса: "Нет такой  уловки, к которой  не
прибегал бы  человек, чтобы  избежать настоящих  трудностей, связанных с
процессом мышления".
     Новичок  обычно  надеется  на  вдохновение  момента, и в результате
выясняется, что ему приходится идти  по дороге, на которой множество  ям
и ухабов.
     Покойный лорд Нортклифф, который  прошел путь от жалкого  служащего
до самого богатого и влиятельного владельца газет в Британской  империи,
говорил,  что  следующие  три  слова   Паскаля  помогли  ему  больше   в
достижении успехов, чем все остальное, что он когда-либо читал:
     "Предвидеть - значит управлять".
     Когда вы  планируете свое  выступление, то  этот великолепный девиз
должен быть на вашем  письменном столе. Постарайтесь предвидеть,  с чего
вы начнете, когда ваш ум  свеж, чтобы осознать каждое слово,  которое вы
произносите.  Попытайтесь  предвидеть,  какое  впечатление  вы  в  конце
концов оставите, когда ничто уже не сможет его стереть.
     Еще  со  времен  Аристотеля  книги  на  эту тему делили речь на три
части: вступление, собственно речь и заключение. Вплоть до  сравнительно
недавнего прошлого вступление своей  неторопливостью - и это  можно было
себе позволить - часто походило  на поездку в кабриолете. В  этом случае
оратор сообщал  новости и  в то  же время  развлекал слушателей. Сто лет
назад  он  часто  заполнял  тот  пробел  в обществе, который в настоящее
время   заполняют   газеты,   журналы,   радио,   телевидение,  телефон,
кинотеатр.
     Однако   ситуация   радикально    изменилась.   Мир    перестроили.
Изобретения в  последние сто  лет ускорили  жизнь больше,  чем это  было
сделано во все времена, начиная с Валтасара и Навуходоносора.  Благодаря
автомобилям,  самолетам,   радио,  телевидению   мы  движемся   со   все
увеличивающейся  скоростью,  и  оратор  должен  не  отставать  от  этого
нетерпеливого темпа времени. Если  вы собираетесь начать со  вступления,
то поверьте мне, что оно должно  быть таким же коротким, как афиша.  Вот
что пришлось бы по вкусу обычной современной аудитории: "У вас есть  что
сказать?  Хорошо.    Только  давайте  побыстрей   и  как  можно   меньше
украшений. Никакой риторики!   Сообщите нам побыстрей  факты и  садитесь
на свое место".
     Когда Вудро Вильсон выступал перед конгрессом по такому  важнейшему
вопросу,  как  ультиматум  по  поводу  подводной  войны, он объявил тему
своего выступления  и сконцентрировал  внимание своей  аудитории на этом

                                - 73 -

вопросе  при   помощи  лишь   следующих  слов:   "Во  внешнеполитических
отношениях  нашей  страны  возникла  такая  ситуация,  что  моей  прямой
обязанностью является искренне рассказать вам о ней".
     Когда Чарлз  Шваб выступал  в обществе  "Пенсильвания" в Нью-Йорке,
то он сразу перешел  к сути дела уже  во втором предложении: "Главным  в
умах американских граждан в  настоящее время является следующий  вопрос:
как  надо  понимать  существующий  спад  деловой  активности  и  что нас
ожидает в будущем? Лично я настроен оптимистически..."
     Коммерческий директор  компании "Нэшнл  кэш реджистер"  в одном  из
выступлений  обратился  следующим  образом   к  своим  сотрудникам.   Во
вступлении  к  его  речи  было  всего  три  предложения, и их было легко
слушать, так как они были полны  энергии и перспективы: "Те из вас,  кто
получает  заказы,  должны,  как  предполается,  следить,  чтобы из трубы
нашей фабрики шел  дым. Количество дыма,  выпущенного из нашей  трубы за
последние  два  летних  месяца,  было  недостаточным  для  того, чтобы в
сколько-нибудь  значительной   степени  затемнить   окружающий   пейзаж.
Теперь, когда тяжелые дни позади и начался сезон восстановления  деловой
активности, мы обращаемся к вам с короткой, но решительной просьбой:  мы
хотим побольше дыма".
     Удается  ли  неопытным  ораторам  обычно достигать столь похвальной
быстроты и краткости во вступлении к своим речам? Большинство  неопытных
и неквалифицированных ораторов начинают  свои выступления одним из  двух
неудачных путей. Давайте их обсудим.


                  Остерегайтесь в начале выступления
              рассказывать так называемую смешную историю

     По  каким-то  достойным  сожаления  причинам  оратор-новичок  часто
предполагает, что он должен быть  остроумным. По своей природе он  может
быть столь же серьезным, как энциклопедия, полностью лишенным какого  бы
то  ни  было  чувства  юмора.  Тем  не  менее  в  то мгновение, когда он
начинает  выступать,  он  представляет,  что  на него снизошел дух Марка
Твена.  Поэтому он стремится начать свое выступление смешным  рассказом,
особенно если выступает  после званого обеда.  Что же получается?  Можно
поставить двадцать  против одного,  что и  рассказ и  манера изложения у
этого новоявленного  рассказчика будут  столь же  тяжелыми, как словарь.
Его  рассказ  наверняка  не  будет  иметь успеха. Выражаясь бессмертными
словами бессмертного Гамлета, он окажется "ничтожным, плоским и тупым".
     Если   рассказчик   допустит   несколько   подобных   осечек  перед
слушателями, которые заплатили за свои  места, на него начнут шикать,  и
в зале послышатся нелестные  для него возгласы. Однако  обычно слушатели
относятся к  оратору с  симпатией, и  поэтому из  чисто филантропических
соображений  они  приложат  все  усилия  к  тому,  чтобы  несколько  раз
хихикнуть,  хотя  в  глубине  сердец  они  будут  испытывать  жалость  к
неудавшемуся юмористу за его провал! Они сами будут чувствовать себя  не
в своей тарелке. Разве вам никогда не приходилось наблюдать такого  рода
фиаско?
     Нет  ничего  более  сложного  и  более  редкого  во  всем  нелегком
ораторском искусстве, чем умение  заставить смеяться слушателей. Юмор  -
дело спонтанное, связанное с индивидуальностью, личностью.
     Запомните, рассказ сам  по себе редко  бывает смешным. Все  зависит
от  того,  как  рассказывать.  Из  ста человек девяносто девять потерпят
сокрушительный провал, рассказывая те же истории, которые сделали  Марка
Твена  знаменитым.  Прочтите  рассказы,  которые  Линкольн  повторял   в

                                - 74 -

тавернах  восьмого  судебного  округа   штата  Иллинойс,  те   рассказы,
послушать которые приезжали  люди за много  миль, рассказы, которые  они
слушали  до  утра  и  которые  иногда,  по  словам  очевидца, заставляли
слушателей громко хохотать  и падать со  стульев. Прочтите эти  рассказы
вслух  вашей  семье  и  посмотрите,  вызовут  ли они улыбку. Вот один из
рассказов, который приносил Линкольну  потрясающий успех. Почему бы  вам
не  попробовать  рассказать  его?  Только  сделайте это, пожалуйста, без
посторонних,   не   перед   аудиторией:   "Однажды   запоздалый  путник,
пытавшийся  добраться  домой  по  грязным  дорогам  штата  Иллинойс, был
застигнут  грозой.   Ночь  была  черна,  как  чернила. Дождь лил с такой
силой, будто на небе  прорвало плотину. Молнии разрывали  сердитые тучи,
словно  динамитом.    Непрерывные  вспышки   освещали  падавшие   вокруг
деревья.  Грохот  оглушал  путника.  Наконец,  удар  грома,  который был
наиболее страшным и  ужасным, чем все  то, что этот  беспомощный человек
когда-либо в жизни  слышал, поверг его  на колени. Обычно  он никогда не
молился,  но  теперь,  задыхаясь,  запричитал:  "О  боже правый, умоляю,
пошли больше света и поменьше шума"".
     Вы можете быть  одним из людей,  счастливо наделенных редким  даром
юмора. Если это так, то культивируйте в себе этот дар всеми  средствами.
Вас будут привествовать в  три раза теплее, где  бы вы ни выступили.  Но
если  ваш  талант  лежит  в  других  областях, то будет безрассудством и
даже,  можно  сказать,  государственным  преступлением  с  вашей стороны
пытаться надеть на себя мантию Чонси М. Депью.
     Если  вам  придется  когда-нибудь  прочесть  его  речи, выступления
Линкольна  или  Джоба   Хеджеса,  то  вас,   видимо,  удивит,  что   они
рассказывали  своим  слушателям  очень  мало  всяких историй, особенно в
начале  речи.  Эдвин  Джеймс  Кэтелл  поведал  мне,  что  он  никогда не
рассказывал забавных  историй только  ради смеха.  Такие истории  должны
быть к  месту и  иллюстрировать какое-либо  высказанное положение.  Юмор
должен быть глазурью  на торте, шоколадом  между слоями торта,  но никак
не   самим   тортом.   Стрикленд   Джиллилан,   один   из  самых  лучших
лекторов-юмористов в  Соединенных Штатах,  поставил для  себя за правило
никогда  не  рассказывать  никаких  историй  в течение первых трех минут
своего выступления. Если он считал это для себя подходящим, то я  думаю,
что и вы, и я можем последовать его примеру.
     Должно   ли   тогда    начало   выступления   быть    тяжеловесным,
слоноподобным  и   исключительно  торжественным?   Ни  в   коем  случае.
Возбудите смешливость, если вы  можете это сделать, используя  ссылки на
характерные  местные  особенности,  связанные  с  данной ситуацией или с
замечаниями  кого-либо  из  предыдущих  ораторов.  Отметьте   какую-либо
несообразность. Преувеличьте ее. Такого  рода шутки в сорок  раз быстрее
принесут вам успех, чем устаревшие  анекдоты про Пэта и Майка,  про тещу
или про козу.
     Пожалуй,  самым  легким  путем   к  тому,  чтобы  создать   веселое
настроение, является шутка в свой собственный адрес. Расскажите о  себе,
как вы попали в какое-нибудь смешное и затруднительное положение, и  это
сразу  обеспечит  юмористическую  атмосферу.  Эскимосы  смеются даже над
человеком,  который  сломал  себе  ногу.  Китайцы  хихикают над собакой,
выпавшей  из  окна  второго  этажа  и разбившейся насмерть. Мы несколько
более добры, но разве мы не улыбаемся, если кто-нибудь пытается  поймать
свою шляау или поскользнется на кожуре банана?
     Почти  каждый  может  заставить  людей  смеяться,  если  сопоставит
несопоставимое,  как,  например,  сделал  в  заявлении  один  журналист,
написавший,  что  он  "терпеть  не  может  детей,  кушанья  из  рубца  и
демократов".

                                - 75 -

     Посмотрите, как умно сумел Редьярд Киплинг вызвать смех  слушателей
в  начале  одного  из  своих  политических  высутплений  в Англии. Он не
рассказывал  готовые  анекдоты,  а  делился  своим  собственным опытом и
весело сопоставлял несопоставимое:
     "Уважаемые лорды, дамы и господа!  Когда я был молодым человеком  и
находился в Индии, я обычно  освещал уголовные дела в газете,  в которой
служил.  Это  была  интересная  работа,  так  как она познакомила меня с
фальшивомонетчиками, растратчиками,  убийцами и  другими предприимчивыми
"спортсменами" такого рода. (Смех).  Иногда после того, как  я составлял
отчет из  зала суда,  я посещал  в тюрьме  своих друзей,  отбывавших там
наказание. (Смех). Я вспоминаю  одного человека, который был  приговорен
за убийство к пожизненному  тюремному заключению. Это был  умный, хорошо
выражавший  свои  мысли  парень,  и  он  рассказал  мне  то,  что назвал
историей своей жизни.  Он сказал: "Поверьте  мне - если  человек стал на
нечестный путь,  то один  поступок влечет  за собой  другой до  тех пор,
пока он не окажется в таком положении, что ему нужно убрать  кого-нибудь
со своей дороги, чтобы снова  выйти на прямой путь". (Смех).  Именно это
определяет    теперешнее    положение    кабинета    министров.   (Смех.
Одобрительные возгласы.)"
     Таким же  образом Уильям  Говард Тафт  сумел внести  долю юмора  на
ежегодном  банкете  руководящих  работников  компании "Метрополитэн лайф
иншуренс".  Самое  замечательное  заключается  вот  в  чем:  он  шутил и
одновременно делал слушателям изящный комплимент:
     "Господин  президент,  господа  сотрудники  компании  "Метрополитэн
лайф иншуренс"!
     Я посетил свои  родные места около  девяти месяцев назад  и услышал
там  на  банкете  выступление  одного  джентльмена,  который  говорил  с
подъемом. Он  сказал, что  заранее проконсультировался  со своим другом,
обладавшим громадным опытом в деле произнесения банкетных речей, и  этот
друг  сообщил  ему,  что  самой   лучшей  аудиторией  для  такого   рода
выступлений служит аудитория  интеллигентная, хорошо образованная,  но в
подпитии.  (Смех  и  аплодисменты.)  Сегодня  я  должен сказать, что для
специалиста по банкетным выступлениям  ваша аудитория является одной  из
лучших,  которые  я  когда-либо  видел.  Правда,  у  вас отсутствует тот
элемент, который  упоминался в  предыдущей фразе  (аплодисменты), но,  я
думаю,  его  компенсирует  дух  компании  "Метрополитэн  лайф иншуренс".
(Продолжительные аплодисменты.)"


                       Не начинайте с извинений

     Вторая грубейшая ошибка, которую новичок обычно совершает в  начале
выступления,  состоит  в  том,  что  он  произносит  извинения:  "Я   не
оратор...  Я не подготовился к выступлению... Мне нечего сказать..."
     Ни  в  коем  случае!   Н и    в   к о е м  с л у ч а е!   Одно   из
стихотворений  Киплинга  начинается   словами:  "Нет  смысла   двигаться
дальше."  Именно  такое  ощущение  возникает  у слушателей, когда оратор
начинает свое выступление подобным образом.
     Так или иначе,  если вы не  подготовлены, некоторые из  нас заметят
это  без  вашей  помощи.  Другие  же  не заметят. Зачем же привлекать их
внимание к этому? Зачем оскорблять  своих слушателей, внушая им мысль  о
том, что  вы не  сочли нужным  подготовиться и  что любое  старое блюдо,
которое случайно  оказалось у  вас на  плите, подойдет  для того,  чтобы
потчевать  их?  Нет,  ни  в  коем  случае!  Мы  не  желаем  слушать ваши
извинения. Мы пришли сюда, чтобы нас проинформировали и  заинтересовали,
заинтересовали, запомните это.

                                - 76 -

     В  ту  же  секунду,  как  вы  появились  перед  слушателями,   они,
естественно, неизбежно отдали вам свое внимание. Нетрудно сохранить  его
в  течение  следующих  пяти  секунд,  но  нелегко удержать его в течение
следующих  пяти  минут.  Если  вы  его  потеряете,  то вам будет вдвойне
трудно  снова  вернуть  его.   Поэтому  начинайте  свое  выступление   с
какого-нибудь интересного сообщения уже  в самом первом предложении.  Не
во втором и не в третьем, а в первом, ПЕРВОМ!
     "Как  это  сделать?"  -  спросите  вы.  Признаю,  что это непросто.
Пытаясь  собрать  материал  для  этой  цели,  мы должны пройти по разным
окольным и извилистым тропинкам, ибо так много зависит от вас, от  ваших
слушателей, темы, собранного материала, ситуации и т.д. Тем не менее  мы
надеемся,   что   те   рекомендации,   которые   будут   рассмотрены   и
проиллюстрированы  в  оставшейся  части   данной  главы,  принесут   вам
определенную пользу и окажутся ценными.


                         Возбудите любопытство

     Вот  как  начал   свое  выступление  в   клубе  "Пенн  атлетик"   в
Филадельфии Хоуэлл Хили.  Нравится ли оно  вам, привлекает ли  оно сразу
ваше внимание?
     "Восемьдесят два года назад, приблизительно в это же время года,  в
Лондоне была  опубликована небольшая  книга, которой  суждено было стать
бессмертной.  Многие  называли  ее  "величайшей  маленькой  книжечкой  в
мире".   Когда  она  впервые  появилась,  то  друзья,  встречавшиеся  на
Стрэнде или  Пэлл-Мэлл, спрашивали  друг друга:  читали ли  вы ее?   И в
ответ всегда слышалось: "Да, читал, да благословит его господь".
     В  тот  день,  когда  книга  вышла  в  свет,  была  продана  тысяча
экземпляров.  В  течение  двух  недель  спрос достиг пятнадцати тысяч. С
того времени книга  выдержала бесчисленное множество  изданий. Несколько
лет назад  Дж. П.  Морган приобрел  рукопись этой  книги за баснословную
сумму,  и  в  настоящее  время  она  хранится среди других его бесценных
богатств в  этой восхитительной  картинной галерее  в Нью-Йорке, которую
он называет своей библиотекой.
     Что же  это за  всемирная известная  книга? "Рождественская  песнь"
Диккенса..."
     Считаете  ли  вы  такое  начало  успешным?  Привлекло  ли  оно ваше
внимание,  усиливало  ли  ваш  интерес  по  мере  того,  как  велся этот
рассказ?  Почему? Связано ли это  было с тем, что рассказ возбудил  ваше
любопытство и держал вас в напряжении?
     Любопытство! Кто не подвержен ему?
     Я видел  птиц в  лесу, которые  летали в  течение часа, наблюдая за
мной из чистого  любопытства. Я знаю  одного охотника в  Альпах, который
приманивал серн, накинув  простыню и ползая  туда и сюда,  возбуждая тем
самым  любопытство  животных.  Любопытством  обладают собаки, кошки, все
виды животных, в том числе и известный genus homo. (1)
     Поэтому возбудите любопытство ваших  слушателей с первой же  фразы,
и они будут внимать вам с интересом.
     Один  писатель  обычно  начинал  свою  лекцию  о  полковнике Томасе
Лоуренсе и его приключениях в Аравии следующим образом:

---------------------------------------------------------------
(1) Genus homo (лат.) - человеческий род. - Прим.ред.

                                - 77 -

     "Ллойд Джордж говорит, что он считает полковника Лоуренса одним  из
наиболее романтичных и колоритных личностей нашего времени".
     Такое начало обладает двумя преимуществами. Цитата из  высказываний
известного  человека,  во-первых,  всегда  привлекает  большое внимание.
Во-вторых,  она  вызывает  любопытство.  "Почему  романтичный  и  почему
колоритный? -  возникает естественный  вопрос. -  Я никогда  не слышал о
нем раньше... Что он такого сделал?"
     Лоуэлл  Томас  начинал  свою  лекцию  о  полковнике Томасе Лоуренсе
следующим образом:
     "Однажды я шел по Кристиан-стрит в Иерусалиме и встретил  человека,
облаченного  в  роскошные  одежды  восточного  владыки.  У  него на боку
висела  кривая  золотая  сабля,  которую  носят  только  потомки пророка
Магомета.  Однако этот человек был совершенно не похож на араба. У  него
были голубые глаза, а глаза у арабов всегда черные или карие".
     Такое начало  приковывает ваше  внимание, не  правда ли?  Вы хотите
услышать  еще.  Кем  он  был?  Почему  он  одевался,  как  араб?  Чем он
занимался? Что с ним произошло?
     Один лектор, который начинал  свое выступление вопросом "Знаете  ли
вы, что рабство существует в семнадцати странах современного мира?",  не
только вызывал любопытство,  но и поражал  слушателей: "Рабство? В  наше
время?   В   семнадцати   странах?   Звучит   неправдоподобно.  В  каких
государствах? Где они находятся?"
     Часто удается возбудить  любопытство аудитории, начав  со следствия
и  заставив  слушателей  почувствовать  острое желание услышать причину.
Например, один мой слушатель начал свое выступление с такого заявления:
     "Недавно член  одного из  наших законодательных  органов выступил и
предложил  принять  закон,   запрещающий  головастикам  превращаться   в
лягушку ближе, чем на расстоянии двух миль от любого школьного здания".
     Вы  улыбаетесь.  Оратор  шутит?  Какая   ерунда.  Было  ли  это   в
действительности? ...Да. Выступающий объясняет, как это произошло.
     Статья,  опубликованная   в  журнале   "Сатердей  ивнинг   пост"  и
озаглавленная "Вместе с гангстерами", начиналась так:
     "Действительно ли гангстеры организованы? Как правило, да. Как?.."
     Вы видите, что в этих немногих словах автор статьи сообщил о  теме,
рассказал вам кое-что о ней и возбудил ваше любопытство по поводу  того,
как  организованы  гангстеры.  Это  очень  похвально.  Каждый   человек,
который  хочет  выступать  публично,  должен  изучить  методы,   которые
используются журналистами для  того, чтобы немедленно  привлечь внимание
читателя. От  них вы  почерпнете значительно  больше относительно  того,
как  начинать  выступление,   чем  если  вы   будете  изучать   подборки
напечатанных речей.


             Почему бы не начать с какого-нибудь рассказа?

     Нам особенно  нравится, когда  оратор рассказывает  о своих  личных
впечатлениях. Рассел Э. Конуэлл прочел свою лекцию "Акры алмазов"  более
шести  тысяч  раз  и  получил  за  нее  миллионы.  А  как начинается эта
исключительно популярная лекция?
     "В  1870  году  мы  плыли  вниз  по  течению  реки  Тигр. Мы наняли
проводника, чтобы он показал нам Персеполь, Ниневию и Вавилон..."
     И  он   начинает  рассказывать   историю.  Именно   это  привлекает
внимание.  Такое начало почти  безошибочно. Оно вряд ли может  оказаться
неудачным.   События развиваются.  Приобретают динамизм.  Мы следуем  за
ними. Мы хотим узнать, что произойдет дальше.

                                - 78 -

     Ниже приводятся  начальные предложения,  взятые из  двух рассказов,
напечатанных в одном из выпусков "Сатердей ивнинг пост".
     1. Резкий треск револьверного выстрела нарушил тишину.
     2. Инцидент, тривиальный сам по  себе, но совсем не тривиальный  по
своим  возможным  последствиям,  произошел   в  первую  неделю  июля   в
гостинице  "Монвью"  в  Денвере.  Он  вызвал  такое  любопытство Гебеля,
управляющего,  что  тот  рассказал   о  нем  Стиву  Фарадею,   владельцу
гостиницы "Монвью" и еще  полдюжины других гостиниц, когда  Стив приехал
сюда несколько  дней спустя,  следуя своему  желанию провести  очередную
проверку в середине лета.
     Заметьте, что эти предложения полны действий. Они что-то  начинают.
Они вызывают ваше  любопытство. Вам хочется  читать дальше; вам  хочется
узнать больше; вам хочется выяснить, в чем там дело.
     Даже  неопытному  новичку,  как  правило,  удается  успешно  начать
выступление,  если  он  использует  этот  прием  рассказа  и  возбуждает
любопытство слушателей.


            Начинайте с какой-нибудь конкретной иллюстрации

     Трудно, очень  трудно для  средней аудитории  в течение длительного
времени слушать  абстрактные заявления.  Легче, и  причем намного легче,
слушать  иллюстрации.  Почему  бы  не  начать  с  одной  из  них? Трудно
заставить ораторов делать  это. Я знаю.  Я уже пытался.  Им кажется, что
они должны сначала сделать несколько общих заявлений. Ничего  подобного.
Начните  выступление   с  иллюстрации,   возбудите  интерес,   а   затем
продолжайте,  делая  свои  замечания  общего  характера.  Если вам нужен
пример такого метода, то, пожалуйста, посмотрите начало главы шестой.
     Какой метод был использован в начале этой главы, которую вы  сейчас
читаете?


                   Используйте какой-нибудь предмет

     Пожалуй, самый  легкий способ  в мире,  чтобы привлечь  внимание, -
держать  что-нибудь  в  руках,  чтобы  слушатели  могли смотреть на этот
предмет. Даже  дикари и  слабоумные, младенцы  в колыбели  и обезьяны  в
витрине магазина,  а также  собаки на  улице обратят  внимание на  такой
стимул. Иногда  он может  быть использован  с успехом  даже перед  самой
уважаемой аудиторией. Например,  С. С. Эллис  из Филадельфии начал  одно
из  своих   выступлений,  держа   высоко  над   головой  монету    между
указательным  и  большим  пальцами.  Естественно,  все  слушатели  стали
смотреть  на  нее.   Тогда  он  спросил:  "Приходилось ли кому-нибудь из
присутствующих находить  такую монету  на тротуаре?  Все говорит  за то,
что нашедший ее  счастливчик получит множество  благ в виде  недвижимого
имущества.  Ему  стоит  лишь  прийти  и  предъявить эту монету..." Затем
Эллис начинал разоблачать незаконную и неэтичную деятельность.


                            Задайте вопрос

     В  используемом  Эллисом  начале  имеется  еще  одно  положительное
качество.  Его  выступления  начинается  с  вопроса,  который заставляет
аудиторию думать  вместе с  выступающим, сотрудничать  с ним.  Заметьте,
что  статья  о  гангстерах  в  "Сатердей  ивнинг пост" начинается с двух

                                - 79 -

вопросов  в  первых  трех  предложениях:  "Действительно  ли   гангстеры
организованы?..   Как?" Использование  такого ключевого  вопроса в самом
деле является одним из простейших и наиболее надежных методов для  того,
чтобы  возбудить  воображение  ваших  слушателей  и  войти  в него. Если
другие способы  окажутся бесполезными,  то всегда  можете применить этот
метод.


                     Почему бы не начать с цитаты
              из речи какого-нибудь знаменитого человека?

     Слова   какого-нибудь   известного   человека   всегда   привлекают
внимание,  поэтому  хорошая  цитата  лучше  всего  подходит  для  начала
выступления.   Нравится  ли  вам,  как  началась  дискуссия, посвященная
успеху в коммерции?
     "Общество  одаряет  нас  большими  наградами,  как  деньгами, так и
почестями, за все, кроме одного, - говорит Элберт Хаббард. - И это  одно
- инициатива. А что такое инициатива? Я вам отвечу: это то, что  человек
делает так, как надо, хотя его об этом не просили".
     Такое  вступление  заслужило  несколько  похвальных  слов.   Первое
предложение вызывает любопытство,  оно увлекает нас,  и мы хотим  узнать
больше. Если оратор  делает искусную паузу  после слов "Элбер  Хаббард",
то  это  провоцирует  чувство  ожидания.  "За  что  общество одаряет нас
большими  наградами?"  -  спрашиваем  мы.  Расскажите  нам побыстрее. Мы
можем  не  согласиться  с  вами,  но  в  любом  случае сообщите нам свое
мнение.  Второе  предложение  вводит  нас  сразу  в  суть дела. Третье -
представляющее  собой  вопрос,  предлагает  слушателям принять участие в
обсуждении, подумать, что-то  сделать. А слушатели  это очень любят.  Им
это   очень   нравится!     Четвертое   предложение   дает   определение
инициативы... После  такого начала  оратор приводит  в качестве  примера
случай из собственной жизни.


                    Свяжите тему своего выступления
            с жизненно важными интересами ваших слушателей

     Начните   с   какого-нибудь   замечания,   которое  непосредственно
касается  интересов  аудитории.  Это  один  из  самых  лучших   способов
начинать  выступления.  Оно  обязательно  привлечет  внимание.  Мы очень
заинтересованы  в   таких  вещах,   которые  непосредственно   и  сильно
затрагивают нас.
     Это  всего  лишь  здравый  смысл,  не  правда  ли?  Тем  не   менее
применяется  этот  способ  крайне  редко.  Я, например, слышал, как один
выступавший начинал свою  речь, посвященную необходимости  периодических
медицинских осмотров. Как он начинал свое выступление? Он начинал его  с
рассказа  об  институте,  занимавшемся  вопросами продления человеческой
жизни. Он рассказывал, как организован  этот институт и какие услуги  он
предоставляет.  Чепуха!  Наши  слушатели   не  проявляют  ни   малейшего
интереса к тому, как и  где функционируют какие-то компании. Однако  они
глубоко и вечно заинтересованы в самих себе.
     Почему  бы   не  признать   этот  важный  фактор?  Почему   бы   не
продемонстрировать,   насколько   эта   компания   жизненно   важна  для
слушателей?  Почему  бы  не  начать,  например,  так:  "Известно ли вам,
какова предполагаемая прдолжительность  вашей жизни, согласно  таблицам,
разработанным  страховыми  компаниями?   Как  утверждают  статистики   в

                                - 80 -

области страхования жизни, продолжительность вашей жизни составляет  две
трети времени между вашим теперешним возрастом и восьмьюдесятью  годами.
Например, если  вам сейчас  тридцать пять  лет, то  разница между  вашим
теперешним возрастом и восьмьюдесятью  годами составляет сорок пять.  Вы
можете  ожидать,  что  проживете  две  трети  этого  срока,  то есть еще
тридцать лет... Достаточно ли этого?  Нет, нет, всем мы страстно  желаем
прожить дольше. Тем не  менее вышеупомянутые таблицы были  составлены на
основе миллионов случаев. Можем ли  мы с вами рассчитывать на  то, чтобы
опровергнуть их? Да, можем, если примем необходимые предосторожности,  и
самым  первым  шагом  в  этом  направлении явится тщательное медицинское
обследование..."
     В этому  случае, если  мы объясним  детально, почему  периодические
медицинские  обследования  являются  необходимыми,  то  слушатель  может
заинтересоваться  каким-либо  учреждением,  созданным  для  оказания ему
таких  услуг.  Однако  начинать  с  рассказа о подобном учреждении будет
катастрофической ошибкой!
     Возьмем другой пример. Я слышал, как один выступавший начинал  свою
речь о  необходимости сохранения  лесов. Он  говорил приблизительно так:
"Мы, американцы, должны  гордиться нашими национальными  богатствами..."
После  такого  вступления  он  стал  доказывать,  что  мы   растрачиваем
древесину  позорным  образом.  Однако  начало  было  неудачным,  слишком
общим,  слишком  расплывчатым.  Он  не  сделал  ничего  для  того, чтобы
слушатели почувствовали  важность этого  вопроса для  самих себя.  Среди
слушателей  находился  работник  типографии.  Уничтожение лесов означает
нечто вксьма  конкретное для  его работы.  Среди слушателей  был банкир.
Уничтожение лесов отзовется  и на нем,  так как скажется  на нашем общем
благосостоянии...  и  так  далее.  Так  почему  бы не начать выступление
следующим  образом:  "Вопрос,  который  я  собираюсь затронуть, касается
вашего бизнеса, мистер Эпплби, и вашего, мистер Сол. Собственно  говоря,
он  в   определенной  степени   окажет  воздействие   и  на    стоимость
продовольствия,  и  на  квартплату.  Он  затрагивает  благосостояние   и
процветание всех нас".
     Будет  ли  это  преувеличением  важности  проблемы сохранения наших
лесов?  Нет,  я  так  не   думаю.  Подобное  начало  лишь  отвечало   бы
высказанному Элбертом Хаббардом  принципу, согласно которому  необходимо
"нарисовать широкую картину и представить тему так, чтобы она  привлекла
внимание".


                Притягательная сила потрясающих фактов

     "Хорошая  журнальная  статья,  -  говорит  С.С.Маклюр,   основатель
одного известного периодического издания, - это серия потрясений".
     Они встряхивают нас, отвлекая  от дневной дремоты, они  захватывают
нас  и  требуют  внимания.  Вот  некоторые  примеры.  Н.Д.Баллантайн  из
Балтимора начал свое выступление, посвященное чудесным свойствам  радио,
следующими словами:
     "Понимаете  ли  вы,  что  звук  шагов мухи, двигающейся по оконному
стеклу  в  Нью-Йорке,  может  быть  передан  по  радио и будет греметь в
Центральной Африке подобно Ниагарскому водопаду?"
     Гарри  Дж.  Джонс,  президент  нью-йоркской  компании  "Гарри   Дж.
Джонс", так начал свое выступление, посвященное проблеме преступности:
     "То,  как  осуществляется  наше  уголовное  право, - заявил однажды
Уильям Хоуард  Тафт, бывший  главный судья  Верховного суда  Соединенных
Штатов, - является позором для цивилизации".

                                - 81 -

     Подобное  начало   несет  в   себе  двойную   выгоду:   приведенное
высказывание   авторитета   в    области   юриспруденции    представляет
самостоятельную ценность, и к тому же оно привлекает внимание.
     Пол  Гиббонс,  бывший  президент  Клуба  оптимистов  в Филадельфии,
начал свое выступление,  посвященное проблемам преступности,  следующими
привлекающими внимание утверждениями:
     "Американцы    являются    самыми    ужасными    преступниками    в
цивилизованном мире.  Каким бы  поразительным ни  было это  утверждение,
оно соответствует действительности. В Кливленде, штат Огайо,  происходит
в шесть раз больше убийств и в сто семьдесят раз больше ограблений,  чем
в  Лондоне,  с  учетом  численности  населения.  Каждый  год в Кливленде
значительно  большее  количество   людей  подвергается  ограблению   или
нападениям с целью ограбления, чем  во всей Англии, Шотландии и  Уэльсе,
вместе взятых.   Каждый год  в Сент-Луисе  убивают больше  людей, чем во
всей Англии и Уэльсе.  В Нью-Йорке зарегистрировано больше  убийств, чем
во  Франции,  Германии,  Италии  или  на  Британских островах. Печальная
истина заключается  в том,  что преступник  не несет  наказания. Если вы
совершили убийство,  то существует  менее одного  шанса из  ста, что вас
когда-нибудь за  это казнят.  Как мирный  житель вы  в десять раз больше
имеете  шансов  умереть  от  рака,  чем быть повешенным, если застрелите
человека".
     Такое  начало  можно  считать  успешным, поскольку Гиббонс произнес
эти  слова  с  необходимой  силой  и  серьезностью.  Эти слова жили, они
дышали.  Однако  мне приходилось быть  свидетелем, как другие  слушатели
курсов начинали  свои выступления,  посвященные проблемам  преступности,
приблизительно аналогичными  иллюстрациями, но  тем не  менее начало  их
выступлений  выглядело  посредственно.  Почему?  Слова.  Слова.   Слова.
Техника их построения была безукоризненной,  однако в них не было  души.
Манера выступления этих людей портила то, что они говорили.


              Значимость начала, которое кажется обычным

     Как вам нравится нижеследующее начало, а если нравится, то  почему?
Мэри   Е.    Ричмонд    обратилась   к    ежегодному    собранию    Лиги
женщин-избирательниц   Нью-Йорка   в   тот   период,   когда  готовилось
законодательство против браков несовершеннолетних:
     "Вчера,  когда  поезд,  в  котором  я  ехала, проходил через город,
находящийся  неподалеку  отсюда,  я  вспомнила  о  свадьбе, которая была
здесь несколько  лет назад.  В связи  с тем,  что многие  другие браки в
этом штате  были столь  же поспешными  и катастрофическими,  как этот, я
собираюсь начать с того, что расскажу о нем сегодня и приведу  некоторые
подробности этого конкретного случая.
     Это  было  12  декабря.  Пятнадцатилетняя  ученица  средней   школы
встретила впервые юношу в  соседнем колледже, который только  что достиг
совершеннолетия.  15  декабря,  то  есть  всего  три  дня  спустя,   они
раздобыли  лицензию   на  брак,   поклявшись,  что   девушке  было   уже
восемнадцать, и поэтому нет необходимости в разрешенпи родителей.  Выйдя
из  муниципалитета  с  этим  разрешением,  они  немедленно  обратились к
священнику  (девушка  была  католичкой),  однако  он  вполне справедливо
отказался повенчать  их. Каким-то  образом, возможно,  через священника,
мать девочки узнала об этой попытке выйти замуж. Однако, прежде чем  она
смогла найти  свою дочь,  эту пару  соединил мировой  судья. Жених  взял
свою невесту и поехал с ней в  гостиницу, где они провели два дня и  две
ночи, после  чего он  бросил девушку  и никогда  больше не возвращался к
ней".

                                - 82 -

     Лично  мне  это  начало  очень  нравится.  Самое первое предложение
является  хорошим.  Оно  предполагает  интересные  воспоминания,  и  нам
хочется  услышать  подробности.  Мы  начинаем слушать интересную историю
человеческой жизни.  Кроме того,  она кажется  весьма правдоподобной. Не
имеет  академического   привкуса,  рассказана   не  для   проформы,   не
надумана...  "Вчера,  когда  поезд,  в  котором  я ехала, проходил через
город, находящийся  неподалеку отсюда,  я вспомнила  о свадьбе,  которая
была здесь несколько лет назад". Это звучит естественно,  непринужденно,
по-человечески.  Кажется,   что  один   человек  рассказывает    другому
интересную  историю.  Это  нравится   любой  аудитории.  Однако   вполне
вероятно, что слушателям не понравилось бы то, что выглядело бы  слишком
тщательно  подготовленным,  с  заранее  обдумеанным намерением. Мы любим
искусство, которое скрывает искусство.


                                Резюме

     1. Начало  выступления представляет  наибольшую трудность,  но в то
же  время  оно  является  исключительно  важным,  ибо  в  этот момент ум
слушателей свеж  и на  него сравнительно  легко произвести  впечатление.
Если полагаться здесь  на случайность, то  это может привести  к слишком
серьезным последствиям;  начало выступления  следует тщательно  готовить
заранее.
     2.  Вступление  должно  быть  кратким  и  состоять  не более чем из
одного  или  двух  предложений.  Часто  можно  вообще обойтись без него.
Приступайте  прямо   к  сути   вашего  выступления,   затратив  на   это
минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.
     3.  Новички  склонны  начинать  выступление  либо с юмористического
рассказа, либо  с извинения.  И то,  и другое  обычно бывает  неудачным.
Лишь  очень  немногие  люди  -  очень,  очень,  очень немногие - могут с
успехом  рассказать  смешной  анекдот.  Обычно  такая  попытка  приводит
аудиторию   в   замешательство,   вместо   того,   чтобы   доставить  ей
удовольствие. Рассказы должны быть к  месту и не приводиться только  для
того, чтобы  их рассказать.  Юмор должен  быть глазурью  на торте, но не
самим тортом... Никогда  не извиняйтесь, так  как обычно это  оскорбляет
ваших  слушателей  и   раздражает  их.  Говорите   именно  то,  что   вы
собираетесь сказать, скажите это быстро и сядьте на свое место.
     4.  Оратор  может  завоевать  внимание  своей  аудитории следующими
способами:
     а) возбудив любопытство слушателей (как в случае с книгой  Диккенса
"Рождественская песнь");
     б)  по-человечески  поведав  интересную  историю  (как, например, в
лекции "Акры алмазов");
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая