Семинарская и святоотеческая библиотеки |
[4] Анабаптист (ана – приставка, показывающая повторение одного и того же действия.) баптистос – крещеный; анабаптист – «перекрещенец». [5] Вл. Андерсон. Старообрядчество и сектантство. СПб., стр. 245. [6] Еп. Алексий. Религиозно-рационалистическое движение на юге
России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. С. 5. [7] Брокгауз Ф. А. И Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб, 1897. Т. 45. С. 221. [8] Менно Симонс родился около 1500 г. С 1524 г. он состоял приходским священником. В 1526 г. 12 января Менно отрекся от католицизма, был перекрещен. [9] Еп. Алексий, цит. соч, С. 34. [10] Настольная книга атеиста. – М., 1968. С. 167-168. [11] Индепенденты ¾ (независимые) ¾ одна из ветвей протестантской Церкви, не признающая епископов. [12] Пуритане ¾ (чистый) ¾ английская протестантская секта (возникала в XVI в.), которые требовали самоуправления для каждого
церковного прихода. Конгрегационалисты ¾ сторонники и участники религиозного течения в Англии (XVII в.), которые требовали самоуправления для каждого церковного прихода. [13] Диссидент ¾ несогласный, раскольник, отступающий от догматов господствующей Церкви. [14] Настольная книга атеиста. Москва, 1968 г., Раздел «Баптисты», стр. 168. [15] Журнал «Баптист», 1911, № 42, стр. 330. [16] Алексий, епископ. Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. С. 52. [17] С.Д. бондарь. Современное состояние русского баптизма. СПб., 1911 г., стр. 14. [18] И. Айвазов. Баптизм – орудие пангерманизма. М., 1915, стр. 5. [19] Алексий, епископ. Там же, стр. 52. [20] С.Д. Бондарь, там же, стр. 14-15. [21] И. Айвазов. Цитир., труд, стр. 5. [22] И. Айвазов. Там же, стр. 5. [23] «Миссионерское обозрение», 1902 г., март, стр. 465-466. Статья свящ. К. Велтисова: «Немецкий баптизм в России». [24] Священник А. Рождественский. Южнорусский штундизм. СПб., 1889, стр. 100-101. [25] Епископ Алексий (Дородницын). Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909, стр. 256. [26] Епископ Алексий, цит. Труд, стр. 256-257. [27] Священник А. Рождественский, цит. Труд, стр.103. [28] Епископ Алексий, цит. Труд, стр. 261. [29] «Братский Вестник», 1947 г., № 5, стр. 6. [30] Епископ Алексий, цит. тр., стр. 260. [31] В. Сворцов. Миссионерский посох. Спб., 1912, с. 299. [32] Епископ Алексий, цит. труд, стр. 283-284. [33] Епископ Алексий, цит. труд, стр. 283. [34] «Баптист», 1926г., июнь, № 11-12, с. 16. [35] Священник М. Митроцкий. Что такое секта баптистов? Киев, 1913, стр. 28. [36] Епископ Алексий, цит. труд, стр. 278-279. [37] Епископ Алексий, цит. труд, стр. 509-510. [38] С. Маргаритов, цит. труд, стр. 160. [39] Там же, стр. 161. [40] «Братский Вестник», 1947 г., № 5, стр. 11. [41] С. Д. Бондарь. Современное состояние русского баптизма. СПб., 1911, стр. 61-62. [42] С. Д. Бондарь, цит. труд, стр. 62. [43] «Братский Вестник», 1947, № 5, стр. 11. [44] Б. Тихомиров. Баптизм и его политическая роль. Изд. 2-е. М.-Л., 1929, стр. 35. [45] Б. Тихомиров, там же, стр. 35. [46] «Баптист», 1928г., № 1-2, стр. 21. [47] «Баптист», 1926 г., январь, № 1-2, стр. 10. [48] «Баптист», там же, стр. 14. [49] И. С. Василевич. Религиозные секты баптистов и иеговистов. 2-е дополн. Изд. Иркутск, 1958, стр. 16-17. [50] Декларация Совета Союза баптистов на Дальнем Востоке. Благовещенск, 1926 г., стр. 3. [51] «Братский Вестник». 1947 г., № 5, стр. 12. [52] «Братский Вестник», 1963, № 6, стр. 40. [53] Н. В. Смирнов. Что такое сектантство? Сталино,1958, стр.9. [54] Н. Гумилевский. История и обличение новых рационалистических сект. Петр. 1915, стр. 15-16. [55] Проханов Иван Степанович, род. В 1869 г. во Владикавказе. В 1886 г. принял баптизм. В 1888 г. поступил в Петербургский технологический институт. Здесь же в Петербурге он познакомился с Вл. Соловьевым, Лесковым и Л. Толстым. В 1895 г. отправился за границу, где поступил в баптистский колледж в городе Бристоле (Англия), и слушал лекции на богословских факультетах Берлинского и Парижского университетов. В 1896 г. (2 июля) присутствовал на 10-м международном конгрессе Евангельского Союза в Лондоне, где выступил с докладом о штундистах. В 1898 г. вернулся в Россию и поступил преподавателем в Рижский политехнический институт, но через некоторое время за сектантские воззрения был уволен. В 1901 г. поселился в Петербурге и занялся издательской деятельностью. С 01.01.1906 г. издает журнал «Христианин» и с 01.01.1910 г. еженедельную газету «Утренняя звезда». В 1909 г. созывает 1-ый Всероссийский съезд евангельских христиан. Затем он созывает в 1910г. 2-ой съезд, в 1911 – 3-ий. Вел активную борьбу с Толстовством. В 1923г. на 9-м съезде и в 1926 г. на 10-м убедил принять учение об отбывании воинской повинности. Установил практическую связь со Всемирным Союзом баптистов и был его Вице-призедентом, начиная со 2-го конгресса в 1911 г. по 4-ый включительно в 1928 г. С 1928 по1935 гг. был в эмиграции. Умер в Берлине в 1935 году. [56] Фетлер, латыш по национальности, в 1907 г. организовал в Петербурге первую баптистскую общину. Окончил баптистский колледж в Лондоне. Для собраний баптистов в его распоряжение был предоставлен дом княгини Ливен. В 1911 г. открыл «Дом Евангелия». На церемонии открытия присутствовал президент Всемирного Союза баптистов – Мак-Артр. Встречался с Л. Н. Толстым за несколько недель до его смерти. В 1915г. был выслан из России. Вернулся в Петроград после Февральской революции. [57] А. Т. Москаленко. Пятидесятники. М., 1966, стр. 62. [58] Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ, машинопись, стр. 194-214; см. «Братский Вестник», № 1, 1966 г., стр. 44-45. [59] М.А. Кальнев. «Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов». Одесса, 1913, стр. 11. [60] Митрополит Филарет. Простр. Христ. Катехизис. М., 1916, с. 7-8. [61] Догматика, цит. труд, стр. 106. [62] Только при тщательном и глубоком анализе гносеологических основ баптизма с трудом удается подметить значение добрых дел для спасения человека. Поясняя слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва есть» (2, 20), баптистские богословы учат: «Вера в полученное спасение обязательно должна выразиться в делах благодарности за это спасение… » («Братский Вестник», 1961, № 2, стр. 22), т. е. и здесь дела опять являются следствием глубокой внутренней веры и идут за нею. [63] «Братский Вестник», 1961, № 2, стр. 20-21. [64] «Братский Вестник», 1971, № 5,стр. 71. [65] Святой Ириней. «О единстве Церкви Христовой». [66] Догматика, цит. труд, стр. 213-214. [67] Послание Восточных Патриархов о православной вере, член 12. [68] Догматика, цит. труд, стр.206. [69] За Христом, как сообщает Евангелие, следовало до 5-ти тысяч человек, не считая жен и детей. [70] Догматика. Цит. труд, стр. 206. [71] Л. Н. Митрохин. «Баптизм». М., 1966, стр.235. [72] «Братский Вестник», 1972, № 3, стр. 60-61. [73] Там же, 1959, № 1 стр. 61. [74] Там же,1961, № 2, стр. 60. [75] Догматика, цит. труд, стр. 196. [76] «ЖМП», 1972, № 5, стр. 73. [77] «ЖМП», 1955, № 3, стр. 62. [78] «ЖМП», 1972, № 5, стр. 76. [79] Догматика, цит. труд, стр. 196. [80] Прот. Е. Попов. Православно-догматическое богословие. Пермь, 1880, ч. 3, изд. 3, стр. 124. [81] Догматика, цит. труд, стр. 196. [82] «Братский естник», 1961, № 5, стр. 47-50. [83] «Братский Вестник», 1961, № 5-6, стр. 49. [84] «Некоторые считают, что Господь еще до сотворения мира определил одних ко спасению, а других к осуждению. Другие не соглашаются с этим» (А. В. Карев. «Братский Вестник», 1946, № 6, стр. 37). [85] Это священнодействие в нашей Церкви является вторым и совершенно самостоятельным таинством, т. е. таинством Миропомазания, которое в апостольский век (в самом начале совершалось через рукоположение (Деян. 8, 14-17; 19, 5-6). [86] «Братский Вестник», 1946, № 6, стр. 37. [87] Догматика, цит. труд, стр. 199. [88] Догматика, цит. труд, стр. 201. [89] Писания мужей апостольских. Изд. Прот. П. Преображенского. СПб., 1895, Послание к Смирянам, гл. VII, стр. 304-305. [90] «Братский Вестник», 1955, № 1, стр. 40. [91] Священник Д. И. Владыков. Руководство для бесед с сектантами. Ахтырка, 1913, стр. 123. [92] Творения, часть 1, 1891, стр. 323. [93] П. П. Оболенский. Критический разбор вероисповедания русских сектантов-рационалистов. Воронеж, 1893, стр. 279-280. [94] Священник Иоанн Богородицкий. Пис. муж. Апост…. Перевод Преображенского, СПб., 1895, с. 51. [95] «Братский Вестник», 1963, № 4, стр. 64. [96] М. А. Кальнев, цит. труд, стр. 313. [97] «Братский Вестник», 1973, № 6, стр. 28. [98] «Братский Вестник», 1963, № 2, стр. 15. [99] «Братский Вестник», 1974, № 3, с. 8. [100] «Братский Вестник», 1974, № 4, стр. 79-80. [101] «Братский Вестник», 1971, № 3, стр. 45. [102] «Братский Вестник», 1963, № 4, стр. 32. [103] «Братский Вестник», 1963, № 2, стр. 50. [104] Творения. Ч. 1. Киев, 1891. С. 183. [105] Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ, лекция 8, с. 2. [106] Там же, с. 156. [107] Оболенский П. П. критический разбор вероисповедания русских сектантов-рационалистов. Воронеж, 1893, стр. 231. [108] Оболенский П. П. Там же, стр. 321. [109] Святой Ефрем Сирин. Творения, ч. 3, 102. Похвальное слово мученикам. – М., 1897, стр. 233. [110] Творения, т. 2, М., 1899, стр. 569. [111] «Братский Вестник», 1963, № 4 , стр. 60-61. [112] «Братский Вестник», 1963, № 2, стр. 41. [113] Диакон Иоанн Смолин. Миссионерский щит веры, СПб., 1904, стр. 210. [114] «Братский Вестник», 1963, № 2, стр. 43. [115] «Братский Вестник», 1974, № 2, стр. 25-26. [116] П. П. Оболенский. Критический разбор вероисповедания русских сектантов-рационалистов: духоборцев, молокан и штундистов. Казань, 1900, стр. 395. [117] Ветинский. «Памятники древнехристианской Церкви». СПб., 1845, т. 5, стр. 99. [118] П.П. Оболенский. Критический разбор вероисповедания русских сектантов-рационалистов: духоборцев, молокан и штундистов. Казань, 1900, стр.392. [119] А. Н. Чанышев. Протестантизм. – М.: Наука, 1969. С. 145. |
|