Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Таким образом, «путь, по которому шло распространение баптизма в русском народе ¾ это путь с Запада на Восток: из Германии через Новороссийский край и Донскую область на Кавказ, отсюда в Саратовскую, Самарскую, Оренбургскую губернии и далее через Сибирь на Восток до Амура», ¾ говорит епископ Алексий.[33]

 Сибирский край и Кавказ, удаленные от центра, представляли собой удобную почву в смысле религиозной свободы, где надзор за сектантами со стороны администрации значительно ослабевал по сравнению с центральными областями России.

Известно, что Сибирь посетил в 1904 году от Всероссийского Союза баптистов В.В. Иванов, который вместе с Я.Г. Винсом «рукоположил» в пресвитера баптистской общины Омского района А.Л. Евстратенко.[34]

Помимо Н.И. Воронина, В.Г. Павлова, В.В. Иванова, которые в то время имели свое местожительство на Кавказе, самоотверженно трудились следующие миссионеры руского баптизма: С.П. Степанов, С.Е.Капустинский, Д.И. Мазаев, Ф.И. Балихин, Д.М. Тимошенко, И.А.Голяев, В.П. Степанов, A.M. Мазаев, П.В. Павлов, С.В. Белоусов и др.

Серьезная опасность, угрожавшая православию от распространения рационалистической пропаганды в народе, а также грубое поругание и кощунство над святынями православия, вызвали некоторые меры борьбы против баптизма. Наиболее вредные и опасные вожаки секты были подвержены высылке, заключены в тюрьмы и преданы суду. Но эти крайние меры, имевшие место в конце 70-х и 80-х годах, мало оказывали пользы, а иногда приносили даже вред. «Несмотря на ряд энергичных и несомненно целесообразных мер, предпринятых... для ослабления штундизма, секта... не только не ослабела в своем развитии, но, напротив того, рост ее прогрессивно увеличивается», ¾ читаем мы в «Трудах Киевской Духовной Академии». Этот прогрессивный рост секты прежде всего обнаруживался в расширении объема охваченной ею территории. Объем зараженной штундизмом территории принимал все более и более внушительные размеры («Труды Киевской Духовной Академии», 1886, октябрь, с. 264-265). Баптисты, пламенея ревностью о славе своего учения, еще с большим рвением вели свою разрушительную работу по отношению к православию, как бы этим отвечая на все те меры, которые принимались по ограничению их деятельности духовными и светскими властями. «Личные несогласия были забыты. Ненависть к православной Церкви объединила сектантов, и они сплоченной массой наступали»[35]. Епископ Догмат в письме к Херсонскому губернатору сообщал: «Баптисты являются людьми самостоятельными, отважными и решительными в своих действиях до дерзости, а православные ¾ приниженными, поколебленными, нерешительными. Баптисты открыто, смело и безбоязненно ведут свою пропаганду всюду, где только представится к тому возможность; они не только стараются совращать православных при встречах, но даже врываются в дома их, понося православие в самых унизительных выражениях»[36]. В Трудах Киевской Духовной Академии за 1886 год читаем следующее: «В последнее время все чаще и чаще приходится встречаться с фактами, где фанатизм штундистов проявляется не только в отношении к предметам, почитаемым православною Церковью, но и в отношении к самим православным христианам и, в частности, к пастырям Церкви. Особенно возмутительный в этом отношении факт передан в № 9 «Киевский Епархиальных Ведомостях» за настоящий год. Нельзя не согласиться с автором этого рассказа, что «наглости и дерзости штундистов уже превосходят всякую меру: повсюду, где только совершается крестный ход, похоронная процессия и прочие церковные торжества, штундисты везде посылают своих агентов, чтобы они насмехались над церковной святыней, глумились над православными и совращали их в шутндизм» («Труды Киевской Духовной Академии» 1886 г., ноябрь, стр. 532. Статья 3: «Сведения о движении южнорусского сектантства в последние годы»).

В конце XIX и начале XX в. начинается новый период в истории русского баптизма. Светская администрация в своих мероприятиях относительно баптизма становится еще решительнее и тверже. По словам епископа Алексия, «Секта баптистов становится предметом серьезных научных исследований, организуются миссионерские съезды для коллективного суждения о мерах борьбы с нею; из среды духовенства и православного народа выступают борцы за истину православной Церкви, отдающие свои силы и знание тяжелому делу борьбы с баптизмом, пробудился дух православия и ожило сознание своих истинных церковно-патриотических интересов. Результатом всестороннего изучения баптизма было то, … что 4 июля 1894 г. положением Комитета министров баптизм (штунда) был объявлен сектою особенно вредною в церковном и общественно-государственном отношениях»[37], а последователям секты запрещалось собираться на общественные молитвенные собрания.[38]

Но с 1905 г. положение всех русских сектантов и в частности баптистов совершенно изменилось. С появлением так называемого закона о веротерпимости 17 апреля 1905 г. и указа 17 октября 1906 г. о регистрации старообрядческих и сектантских общин баптисты стали свободно отправлять свое богослужение не только в предназначенных для того зданиях, но и устраивать свои собрания в разных общественных зданиях, причем незаконно зазывать на эти собрания православных людей. Сектанты начали устраивать съезды и открывать начальные школы,[39] устраивать свои баптистские общины, печатать свою литературу[40] и т.п.

На европейском конгрессе баптистов в Берлине в 1908 г. В. Павлов говорил, что «с объявлением манифеста о религиозной свободе, баптисты сейчас же... проявили оживленную миссионерскую деятельность. Они начали устраивать публичные собрания в театрах, аудиториях и трактирах. Особенную ревность проявил в устройстве таких собраний наш брат проповедник Феодор Прохор. Балихин, который устраивал такие собрания в городах;

Борисоглебске, Евпатории, Бердянске, Харькове, Елизаветграде и Мелитополе».[41] Оратору (В. Павлову) приходилось проповедовать слово Божие в некоторых из этих собраний. «Когда я со сцены, где я стоял, ¾ говорил В. Павлов, ¾ смотрел на тысячи слушателей, которые с жадностью прислушивались к Слову Божию, то, вспоминая свою 8-летнюю ссылку за пропаганду баптизма, с трудом верил своим глазам, что это не сон, а действительность».[42] Однако, эта свобода постепенно сокращалась, а в 1914 г. была совершенно ликвидирована.

      Во время первой мировой войны (1914-1917) на последователей баптистской пропаганды в России снова обрушились гонения: руководители были сосланы в Сибирь и другие места, многие собрания закрыты, издание баптистской литературы было запрещено.[43]

После Первой мировой войны баптизм стал проявлять усиленную миссионерскую деятельность во всех частях света. Проводились конференции в Барсене, Будапеште, Лодзи, Риге, Кенигсберге, Копенгагене, Лондоне, Берлине и во многих других столицах европейских государств.[44] Участником этих конференций был Э.Ю. Маллине, председатель Всемирного Союза баптистов, со многими другими лидерами этого Союза. Маллине во второй половине двадцатых годов (1926) писал русским баптистам: «Европа нуждается в духовной религии. Также нуждается она в более ясных взглядах на религиозную свободу. Новые конституции в большинстве стран провозгласили более высокие взгляды на религиозную свободу, чем это было прежде (конечно, имел в виду и Советскую Россию), ¾ продолжая дальше, он сказал: «Баптисты имеют перед собой великую задачу привести народ к полной свободе, вере, богопочитания и работы для Царства Божия».[45] В 1925 году (5-12 декабря) состоялось заседание Пленума Союза баптистов СССР. На это заседание прибыли до 50 председателей и представителей отделов, районов и местных объединений, входящих в Союз баптистов СССР. Пленум заслушал отчет правления Союза, где было сказано, что на 1925 г. «Союз баптистов СССР состоит из 6-ти отделов с 71-м районом, 29-ти не объединенных в отделы районов, Новгородского, Латышского союза и 26 не входящих в район общин, а всего более 3000 общин, 3700 местных проповедников, 1100 молитвенных домов, 600 пресвитеров и 1400 пр. служителей».[46]

Секретарь Всемирного Союза баптистов по восточному полушарию доктор Рашбрук, посещавший СССР, в 1926 г. говорил: «чудесным является то обстоятельство, что сейчас почти нет ни одной страны, в которой не было бы баптистов, в то время как менее ста лет тому назад из европейских стран они были только в Англии».[47] И действительно, после мировой войны баптизм прочно утвердился во многих странах, в том числе и в России, где в 1926 г. было уже 3028 общин, которые входили в Союз баптистов СССР.[48] (Было еще немало общин, которые не входили в этот Союз). Журнал «Баптист» сообщал, что «эти общины раскинулись сетью по всей стране ¾ от Балтийского моря до Японии, от Северного Ледовитого океана до Турции, Персии и Китая. Наиболее густа масса их ¾ на Украине и на Волге» («Баптист», 1926 г., № 1-2, стр. 14).

Положение религиозной организации евангельских христиан ¾ баптистов в СССР существенно отличается от положения ее в дореволюционной России. «По отношению к государству все религиозные организации в нашей стране занимают одинаковые положения, у нас нет главных, так сказать, государственных религий и второстепенных, ¾ говорит И.С. Валисевич. ¾ Государство признает все религиозные организации, существующие в нашей стране совершенно равноправными, не отдает предпочтения ни одной из них, Поэтому сектантские религиозные организации в СССР, в том числе и баптисты, выиграли в известном смысле в результате победы Советской власти. Они получили равные права... с православной Церковью»[49].

 В декларации баптистов за 1926 год говорилось: «Мы, русские баптисты, при царизму не имели никакой возможности на осуществление в России чего-либо подобного: но ныне мы имеем надежду на то, что в дорогом сердцу нашему великом СССР мы не окажемся позади своих западных братьев по вере».[50]

 Таким образом, после 1917 года наблюдается необыкновенный успех распространения баптизма в СССР. «Братский Вестник» за 1947 г. сообщает, что «за этот период... баптистское движение возросло до огромных размеров и в большей степени, чем за все предыдущие годы. Движение охватило не только русский народ, но и другие народности, населяющие Советский Союз (армян, грузин, осетин и многих других).[51]

В наше время баптистское движение превратилось в мощную объединенную религиозную организацию. В «Братском Вестнике» за 1947 г. мы читаем: «если в 1912 г. евангельских христиан и баптистов в России насчитывалось всего 100 тыс. человек, то в настоящее время в нашем братстве имеется более 3500 общин и групп и свыше 350 тысяч крещенных членов, а с семьями и лицами, на которых распространяется евангельское влияние, количество достигает до четырех миллионов человек» (там же, стр. 12). В настоящее время в СССР насчитывается свыше 5000 церквей с числом крещенных членов около 600 тысяч человек; это число непрестанно растет.

Современный баптизм представляет собой объединение четырех сходных, но ранее существовавших отдельно сект баптистов, евангельских христиан, часть пятидесятников или союза христиан веры евангельской (отказавшаяся /часть/ от говорения на иных языках) и братских меннонитов. Первые две секты объединились в октябре 1944 г. во ВСЕХБ (Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов), а через год к ним присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 году братья, меннониты.[52] Секта строго централизована, имеет свой Всесоюзный Совет в Москве, сеть организаций в республиках и областях и входит во Всемирный союз баптистов, центр которого находится в США (Вашингтон).[53]

Поскольку вероучение сект, составляющих ныне Всесоюзный Совет евангельских христиан баптистов, по многим основным пунктам догматики сходно между собою, то необходимо прежде познакомиться с историей евангельских христиан и христиан веры евангельской (пятидесятников), указав особенности последних, затем остановиться на подробном рассмотрении (критическом разборе) основных положений вероучения ВСЕХБ.

 

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ (ПАШКОВЩИНА)

 

Примерно одновременно с развитием штундо-баптистского движения на юге России возникли первые общины евангельских христиан в Петербурге, но на этот раз в высших кругах. Вероучение евангельских христиан (пашковцев) в Россию было занесено английским лордом Гренвилем Редстоком и в первое время (по его фамилии) называлось редстокизмом. Редсток, по своему рождению и материальному состоянию, принадлежал к высшей английской аристократии и свое образование получил в Оксфордском университете.

В 1874 г. он прибыл в Петербург и стал устраивать религиозные собрания, на которых произносил импровизированные молитвы, читал и объяснял Священное Писание и проповедовал свое учение. Русская интеллигентная аристократия, еще со времен Екатерины II, под влиянием французских вольнодумцев стала отчуждаться от Православной Церкви. И вот это высшее петербургское общество, воспитанное в духе неверия или формализма и холодности в вере, но томившееся в поисках религиозного удовлетворения, жадно бросилось на собрания лорда Редстока, и вскоре у него явилось немало последователей и (особенно) последовательниц из высшего общества. Его проповеди, произносимые на французском языке, привлекли к себе многих знатных в столице слушателей.

После отъезда Редстока во главе его последователей стал Пашков, аристократ по происхождению и воспитанию, принадлежал к числу самых богатых русских помещиков: у него были громадные имения в Звенигородском уезде, в Новгородской губернии и Тамбовской. В молодости он вел бурную жизнь и к религии относился «холодно и пренебрежительно, а когда увлекся учением Редстока, то был уже болезненным эпилептиком и совершенно пресытившимся жизнью человеком. В Петербурге у него был роскошный дом, где и стали, по его предложению, собираться последователи Редстока для молитвы. Руководя этими собраниями, Пашков, во всем, даже в мелочах, старался подражать своему учителю и, хотя не обладал ни знаниями, ни ораторскими способностями, но имел значительный успех у слушателей – аристократов, чему особенно способствовали его угощения и денежная помощь.

Не довольствуясь этим, он постарался привлечь на свои собрания и простой народ; рабочих; мастеровых, дворников, кухарок, ремесленников и т.п.; открыл в Петербурге на свои личные средства даровые столовые, чайные и читальни, которые вечером обращались в пашковские молитвенные дома и аудитории, оказывал нуждающимся материальную помощь и т.д. Последовательницы его – аристократки – ездили, под видом благотворительности, по разным притонам и ночлежным домам и вели там речи в духе его учения. Нередко Пашков оставлял Петербург и разъезжал по России, распространяя всюду свое учение, а с 1880 г., когда ему были запрещены беседы в Петербурге, он всю свою деятельность перенес в провинцию. То же сделали и его последователи.

Чтобы поставить еще шире свою пропаганду среди народа, Пашков и его последователи основали в 1876 г. «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», которое получило законное утверждение и в течение нескольких лет энергично занималось изданием и распространением книг и брошюр духовно-нравственного содержания с сектантским оттенком. Издания Общества, благодаря дешевизне и деятельности книгонош, расходились в громадном количестве. Самое содержание этих изданий подбиралось очень искусно: сектантские мысли в них проводились в форме рассказов, душеполезных бесед и т.п. Большинство из них были переводные.

Некоторые брошюры составлялись, впрочем, и из сочинений православных духовных писателей, например, святого Тихона Задонского, но предметы в них брались такие, которые могли быть истолкованы в сектантском духе.

Кроме книг и брошюр, Пашков выпустил 3000 экземпляров Евангелия Синодального издания, в которых излюбленные сектантами тексты были отмечены (от руки) фиолетовыми чернилами и сведены в параллели: одни ¾ горизонтальной и 4 вертикальными, другие ¾ горизонтальной и 3 вертикальными и т.д.

С 1875 г. пашковцы, с целью пропаганды своего учения, стали издавать в Петербурге особый журнал «Русский рабочий». Наконец, чтобы отучить православных от Церкви с малолетства, пашковцы в своих приютах и мастерских стали обучать детей в сектантском духе.

Вследствие таких приемов пропаганды пашковщина распространилась в Петербурге настолько, что власти стали запрещать пашковские религиозные собрания; сам Пашков должен был уехать (в 1880 г.) из Петербурга в свои имения, где, однако, продолжал пропагандировать свое учение. В 1884 г., по царскому повелению, «Общество поощрения духовного-нравственного чтения» было закрыто и вместе с тем приняты строжайшие меры к прекращению деятельности Пашкова и его последователей как в Петербурге, так и внутри Империи. Мало того, у пашковцев явилось стремление к объединению всех рационалистических сект, для чего они стали устраивать общесектантские съезды.

В 1884 г. Пашков был выслан за границу и поселился в Париже, где скончался 30 января 1902 г. Его чайные и читальни были закрыты. В Петрограде место Пашкова заняла княгиня Ливен; в ее доме (на Морской улице) и происходили нелегально «духовные беседы». Богомоление их состоит из импровизированных молитв, чтения Священного Писания, проповеди, пения псалмов и стихов. Во время молитвы присутствующие преклоняют колена и складывают руки, некоторые же приходят в экстаз, вздыхают, плачут. Содержание проповедей и молитв довольно однообразно: в них говорится обыкновенно об искуплении людей Иисусом Христом, на Которого Одного нужно надеяться, и о необходимости для спасения одной веры. Главным пунктом разногласия между баптистами и евангельскими христианами является вопрос о том, могут ли быть признаваемы полноправными членами общин и допускаемы на собрания с преломлением хлеба лица, не принявшие перекрещивания, которое евангельские христиане не считают обязательным.[54] Они, как духоборы и молокане, требуют от своих последователей только духовного поклонения Богу.

Эти два течения ¾ баптистское на юге России и евангельское в Петербурге ¾ по основным вопросам своей догматики согласны между собою, а поэтому с целью объединения в 1884 г. был созван в Петербурге съезд представителей обеих течений. Наряду с вопросом о единстве, съезду предстояло также обсудить методы распространения сектантства. На съезде присутствовало более 70 человек. Но на 4-ый день заседаний все приезжие участники съезда были арестованы полицией и высланы из Петербурга на родину.

Второй попыткой объединения был съезд, созванный петербургской общиной в январе 1907 г. На съезде присутствовало 70 делегатов различных направлений; темой съезда ¾ обсуждение декрета о свободе вероисповедания, но попутно затрагивался также вопрос о единстве. В нем участвовали видные деятели сектанства: братья Каргель, И.С. Проханов, В.И.Долгополов, Д.И. Мазаев, И.А. Галяев, братья Степановы, братья Захаровы и др. Особенно выделялся в деятельности по объединению И.С.Проханов.

В 1909 г. в Петербурге Проханов созвал первый Всероссийский съезд евангельских христиан, на котором он же был избран председателем[55] новосозданного союза. Таким образом евангелисты достигли своего объединения практически только через 36 лет после основания секты, тогда как южнорусские баптисты образовали единое целое всего через 18 лет после основания первой общины в Тбилиси (1867 г.). Причиной длительной раздробленности евангелизма были фактора как внешнего, так и внутреннего порядка, в частности, отсутствие надлежащего организатора после эмиграции Пашкова.

В 1924 г. в Ленинграде были проведены одногодичные курсы ЕХБ по подготовке проповедников. Впоследствии эти курсы евангелисты и баптисты проводили отдельно. Правда, баптистам удалось сделать после этого только один выпуск, тогда как евангелисты провели четыре (1925; 1926; 1927; 1928 гг.). 1 декабря 1927 г. в Москве были открыты Библейские курсы с трех годичным сроком обучения. Курсы были рассчитаны на 50 человек, обеспеченных полным содержанием. Преподавались следующие предметы: 1) Толкование Нового и Ветхого Заветов; 2) История Христианской Церкви; 3) История религий; 4) Догматическое богословие; 5) Этика; 6) Апологетика; 7) Учение о строении Церкви; 8) История религиозных движений в России; 9) Методика евангелизационной и воспитательной работы; 10) История Иудейства; 11) Древние языки; 12) Пение и музыка.

Значительную роль в подготовке проповедников играл ленинградский «Дом Евангелия», руководимый Фетлером.[56] При местных союзах также организовывались краткосрочные курсы для подготовки благовестников.

Евангельские христиане после Октябрьской революции, как и прежде, представляли централизованную организацию, имевшую разветвленный и налаженный аппарат. Безусловное подчинение местных организаций центру – вот что было характерным для секты. Невыполнение и несоблюдение директив центра влекло за собой не только смену руководства, но зачастую и исключение из секты отдельных лиц и целых групп. От рядовых членов секты также требовалось безусловное подчинение аппарату. Во главе союза евангельских христиан стоял Всесоюзный Совет Евангельских Христиан (ВСЕХ), избиравшийся на съездах. Совет, в свою очередь, избирал президиум и председателя. В Совет включались председатели, секретари и пресвитеры важнейших местных организаций. Пленум Совета собирался периодически. По такому же принципу были построены окружные советы, которые даже и не назывались обычно советами, а отделами ВСЕХ.

Совет окружного отдела избирался на окружном съезде. В Совет выбирались пресвитеры и председатели общин. На всесоюзных съездах избиралась в Совет приблизительно треть всего съезда, на окружных – до двух третей съезда попадало в окружной совет. Пленумы с таким широким представительством были удобны тем, что они всегда могли заменить съезд.

Для осуществления постоянного руководства в окружных и областных отделах избирались рабочие президиумы, обычно из 5-7 человек: председатель, секретарь, казначей, пресвитер, благовестники.

Областные или окружные отделы состояли из общин, которыми управляли общинные советы. Община, в свою очередь, делилась на группы (ячейки), строго подчиненные совету общины. Для управления делами группы в ячейке был свой совет. Такое устройство секты было весьма эффективным, так как давало возможность наблюдать за жизнью каждого члена секты.

Делегация ВСЕХ принимала участие во Всемирном Конгрессе баптистов в Стокгольме в 1923 г. и в Торонто в 1928 г. Всеми делами связи с заграницей, по специальному постановлению съезда, ведал И.С. Проханов. В двадцатые годы Прохановым было совершено четыре заграничных поездки. Во время своих заграничных поездок Проханов добился согласия «Союза чехословацких братьев Хелчицкого» на организацию в будущем союза для евангелизации славянских стран. Была устроена даже торжественная церемония возложения рук на Проханова, как на «домостроителя церкви Божией». Была основана первая русская община евангелистов в Берлине. Налажены связи с группами, находящимися в Болгарии, Чехословакии, Польше, и Франции, а также с миссионерским союзом «Свет на Востоке».

В Америке из проживающих там русских основан отдел евангельских христиан, нанят разъездной проповедник. В Чикаго начали выходить журналы «Голос Евангелия» и «Евангелие в России» (последний на английском языке).

 Проханов установил также связи со многими американскими религиозными общинами евангельского направления и побывал у канадских молокан и духоборов. Чтобы закрепить надолго результаты поездок, Проханов основал американский совет представителей ВСЕХ. В ту же поездку он подготовил учреждение особого американского общества из «друзей Советского Союза» для той цели, чтобы организовать постоянную помощь ВСЕХ.

Не так благоприятно складывались взаимоотношения между евангелистами, возглавляемыми Прохановым, и Союзом русских баптистов, хотя еще до революции предпринимались попытки объединить оба течения.

В 1920 г., по общему соглашению между ВСЕХ и Союзом русских баптистов, возглавляемым: Павловым, Тимошенко и Дацко, был создан в Москве объединенный съезд по 60 человек с каждой стороны. На этом съезде был в основном поставлен вопрос об объединении евангельских христиан и баптистов в один Союз. Было установлено название объединенного союза: евангельские христиане и баптисты. В вопросе о возложении рук на крещаемых было постановлено, что водное крещение, совершаемое с возложением рук и без возложения, имеет одинаковую силу. Хлебопреломления, совершаемые с разламыванием хлеба на несколько крупных частей или на многие мелкие части также имеют одинаковое значение. При этом общинам предоставлялось право самим решать этот вопрос. В отношении пресвитеров евангелисты сделали уступку баптистам, признав, что после испытания пресвитеры должны быть рукоположены, но до того они могут совершать служение в общине независимо от того, рукоположены они или еще находятся только на испытании.

Практически тогда это объединение не состоялось, потому что управление баптистов было в Москве, а управление евангелистов в Ленинграде, и трудно было договориться ¾ где иметь центр объединения и как организовать управление.

Но то, что сразу не удалось сделать официальным порядком, Проханов решил осуществить посредством разложения баптистских общин, вследствие чего взаимоотношения между баптистами и евангелистами обострились. На третьем Всемирном Конгрессе президиум Всемирного союза пытался разобраться в споре между евангелистами и баптистами, которые обвиняли друг друга в «раздроблении» и «поношении». Члены президиума посоветовали не настаивать на слиянии в один союз, а просто стараться объединить работу, но из этого ничего не вышло. В Саратове, Иркутске, Куйбышеве и других городах евангелисты раскололи баптистские общины, уводя за собою значительное число верующих. Казанская община с 1926 г. была закрыта баптистским советом, т.е. «дело Божие не могло быть успешно» благодаря конкуренции евангелистов. В селе Голом Воронежской области, евангелисты постановили считать баптистов антихристами. Баптисты приписывают Проханову обещание: «Не умру, пока не перешагну через труп баптистского союза» и в свою очередь считали его исчадием ада. Декабрьский пленум баптистского союза в 1925 г. постановил не допускать евангелистов к выступлениям в баптистских общинах и просить Всемирный Союз лишить Проханова звания вице-президента.

Но несмотря на взаимное недовольство, на низах постепенно наблюдалось слияние обеих сект.

В 1929-31 гг. ВСЕХ, как и Союз баптистов, прервал свою работу. После 1931 г. оба союза уже работали в Москве, но каждый из них существовал отдельно, хотя на местах дело объединения продолжалось. Так в 1936 г., после закрытия Московской баптистской общины почти все ее члены перешли к евангелистам.

После Октябрьской революции евангелисты активизировали также свою издательскую деятельность. С 1924 по 1928 г. включительно издавался ими журнал «Христианин». Евангелисты также выпускали сборник «Голос веры», русскую Библию в каноническом составе в 1926 г. в Ленинграде тиражом 25 тысяч экземпляров, Библию несколько меньшего формата в Киеве тиражом 10 тысяч экземпляров, сборник духовных песен в Лодзи – 10 тысяч экземпляров, сборник духовных песен в Ленинграде в 1927 г. – 25 тысяч экземпляров, четный сборник духовных песен в Ленинграде – 10 тысяч экземпляров, настольные и настенные календари.

Во время второй мировой войны среди баптистов и евангелистов вновь усиливается стремление к единству. В 1944 г. представители общин евангельских христиан: М.А. Орлов, А.Л. Андреев, Я.И. Жидков, А.В. Карев и В.Н. Урштейн и баптистов – М.И. Галяев, И.А. Левиндато и П.И. Малин собрались вместе и решили созвать в октябре 1944 г. в Москве объединительный съезд обоих течений. С 26 по 29 октября в Москве состоялся съезд представителей религиозных объединений евангельских христиан и баптистов. Присутствовало на съезде 47 человек (28 евангелистов и 19 баптистов). После длительных переговоров было принято решение о создании объединенного Союза евангельских христиан и баптистов с Всесоюзным Советом, как руководящим органом, с пребыванием его в Москве.

В состав Всесоюзного Совета вошли наиболее видные руководители евангельских христиан и баптистов: председатель – Я.И. Жидков, его заместители: М.И. Галяев, М.А. Орлов, члены – И.А. Левиндато, Ф.Г.Патковский, А.Л. Андреев, П.И. Малин и секретарь Совета – А.В. Карев.

Объединение состоялось на следующих условиях:

1. Из двух Союзов – Союза евангельских христиан и Союза баптистов ¾ на всей территории СССР образуется один союз: Союз евангельских христиан и баптистов.

2. Руководящим органом Союза евангельских христиан и баптистов является ВСЕХиБ.

3. Из среды членов ВСЕХиБ избираются: председатель, два его заместителя, секретарь и казначей, составляющие президиум Совета.

4. ВСЕХиБ имеет свою печать с надписью: «Всесоюзный Совет евангельских христиан и баптистов» со словами внутри круга: «Один Господь, одна вера, одно крещение».

5. Евангельские христиане и баптисты, существовавшие до слияния союзов раздельно, отныне сливаются в единые общины. Общины, существовавшие отдельно, как общины евангельских христиан или как общины баптистов, отныне входят в один Союз.

6. Каждая община, входящая в Союз евангельских христиан и баптистов, носит наименование: (такая-то) община евангельских христиан и баптистов.

7. Все общины евангельских христиан и баптистов должны, по возможности, иметь рукоположенных пресвитеров и диаконов.

8. В каждой общине крещение, хлебопреломление и бракосочетание совершается рукоположенными пресвитерами. Но при отсутствии таковых эти действия могут совершаться и нерукоположенными членами общины, однако только по поручению собрания.

9. Крещение и бракосочетание, совершаемые как с возложением рук, так и без возложения их на крещаемых и брачущихся, имеют одинаковую силу. Но для достижения полного единства в практике общин рекомендуется совершение крещения и бракосочетания с применением возложения рук, рассматривая это действие как род торжественной молитвы о благословении, причем возложение рук на крещаемых, если таковых более двух лиц, совершается путем поднятия рук над ними с произнесением соответствующей молитвы.

10. Вечеря Господня или хлебопреломление может совершаться как путем разламывания хлеба на множество мелких частей, так и путем разламывания на две, три или несколько крупных частей. Хлеб и вино принимаются членами общины стоя, выражая этим свое благоговение.

В августе 1945 г., как выше было сказано, состоялось объединение христиан веры евангельской (пятидесятников) с евангельскими христианами баптистами, т.к. первые не смогли организовать свой самостоятельный союз. 19-25 августа в лице своих представителей: Д.И. Пономарчука, А.И. Бидаша, И.К. Панько и Вашкевича они подписали соглашение о единении. Тогда же состоялось присоединение баптистов и евангелистов Эстонии, Латвии и Литвы.

С 1945 г. евангельские христиане-баптисты начали издавать журнал «Братский вестник», который выходит 6 раз в год тиражом 5 тысяч экземпляров.

В 1956 г. вышел сборник духовных песен, а в 1957 г. издана русская Библия – тираж 10 тысяч экземпляров.

Так в результате постепенного объединения образовалась нынешняя секта евангельских христиан баптистов. Секта в настоящее время имеет строгую организацию. Руководящим органом этого Союза был признан ВСЕХБ.

 

 

ПЯТИДЕСЯТНИКИ (ХЕВ). ИСТОРИЯ И ВЕРОУЧЕНИЕ

 

Пятидесятничество проникло в Россию через общины баптистов и евангельских христиан. Проповедники пятидесятников в России появились накануне первой мировой войны. Семена пятидесятничества в Россию были занесены из Финляндии. В 1911 г. сюда из Америки прибыл миссионер Уршан, который сначала жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), потом переехал в Выборг и где ему удалось расколоть общину евангельских христиан и из ее последователей организовать общину пятидесятников. В эту общину помимо финов входило много русских. Среди них были такие, как Н.П. Смородин и А.И. Иванов, которые впоследствии стали первыми миссионерами пятидесятничества в России. По рукоположении Н.П. Смородина и А.И.Иванова Уршаном в «пресвитеры», они были отправлены в Россию и поселились в Петербурге. Здесь они развернули активную пропаганду пятидесятничества. И в 1913 г. в Петербурге была организована первая русская община пятидесятников, которая по имени своего основателя стала называться пятидесятниками-смородинцами.

Петербургская община под руководством Смородина и Иванова подготовила большую группу миссионеров-проповедников, которые были посланы по всем губерниям России с проповедью «нового учения». Действовали эти проповедники осторожно, часто имея ложные удостоверения от баптистских и евангельских христиан, среди которых и вели свою пропаганду, не открывая себя. Когда же проповедникам удавалось расколоть баптистскую или евангельскую общину, тогда только они объявляли о своей принадлежности к секте пятидесятников. Действуя таким путем, пятидесятники вскоре организовали общины в Новгородской, Вятской, Витебской, Московской и других областях Северо-Западной и Центральной России, а также и в Закавказье: в Тифлисе, Батуми, Сухуми. Все они назывались пятидесятниками-смородинцами. Сам Н.П. Смородин по окончании гражданской войны оказался на территории Польши, где его деятельность также была направлена на создание новых общин пятидесятников. К концу 1932 г. он организовал на территории Польши секту пятидесятников с центром на Волыни.

С установлением Советской власти на Волыни верхушка секты уходит в глубокое подполье. Последователей этой секты в настоящее время сохранилось немного.

Наиболее распространенным и многочисленным течением среди пятидесятников являются «христиане евангельской веры» (ХЕВ) или пятидесятники-воронаевцы. Первым организатором общин этого толка был И.Е. Воронаев (оренбургский казак). Общины сектантов этого толка были насаждены не только на Украине, но появились в азиатской части страны: на Урале, в Сибири, и Ташкенте.

«В 1924 г. был организован «Одесский областной союз христиан евангельской веры», который на 1-м Всеукраинском съезде пятидесятников в 1926 г. превращается во «Всеукраинский союз христиан евангельской веры». За пять лет одесская община пятидесятников выросла до 400 членов, а вообще «Союз христиан евангельской веры» в 1927 г. насчитывал свыше 350 общин с количеством членов более 17 тысяч человек».[57]

В 1927 г. состоялся 1-й Всесоюзный съезд пятидесятников, на котором Воронаев был избрал председателем «Союза христиан евангельской веры».

В 1927 г. по директиве своего заграничного центра (из США) пятидесятники порвали всякую связь с легальной сектой баптистов и стали на путь подпольной сектантской антисоветской деятельности. Они выступили против коллективизации, призывали к отказу от службы в Советской Армии и от участия в общественно-политической жизни страны.

После победы Советского Союза в войне, стремясь замести следы своих преступлений (в оккупированных местах Украины и Молдавии), пятидесятники в 1945 г. объединились с сектой баптистов, но вскоре большая часть их вновь откололась от баптизма.

 

Разбор вероучения ХЕВ

 

Пятидесятники ¾ выходцы из баптистов. Подвергнув баптизм резкой критике за превращение «живой веры в формальную обрядность, пятидесятники, стараясь одухотворить эту обрядность живой верой, создают свою обрядность ¾ «крещение Духом Святым», т.е. кандидат обязан подвергнуться не только водному крещению, но и особому пятидесятническому обряду ¾ «крещение Святым Духом». Объективным свидетельством того, что крещение состоялось, считается «говорение на иноязыке», или «глоссолалия» (от древнегреч. язык и бормотание, болтовня).

Пятидесятнический обряд крещения Святым Духом совершается при участии всей общины. Вот как его описывает один из «крестников: «Собрались мы все в зале, плотно закрыли двери и занавесили окна. И поставил нас в круг на колени. Бухнулся и я на пол, а про себя думаю: «Неужели и я с Богом буду разговаривать?» «Скрестите руки на груди, ¾ подал команду И., ¾ крепко закройте глаза и кричите во весь голос: крести, крести». Мы закричали, а И. ходил между нами и каждому говорил: «Кричи громче и быстрее!» Я кричал очень громко с надрывом...»

Вот это состояние коллективного психоза, когда участвующие в молении начинают заговариваться, и считается пятидесятниками «говорением на иноязыке»; в бессмысленных сочетаниях звуков они видят речь Самого Бога, которая подлежит истолкованию» (А.Н. Чанышев. Протестантизм. – М., 1969, стр. 165).

В процессе этого крещения крещаемый наделяется силой Духа Святаго, которая находит выражение в так называемых «видимых дарах» или духовных знамениях: говорении на иных языках (глоссолалии), способности к исцелению, пророчеству, подобно тому же как это случилось с апостолами во время сошествия на них Духа Святаго в день Пятидесятницы.

Провозгласив необходимость полного очищения человека от всех грехов Духом Святым, их «богословы» утверждают, что каждый последователь секты уже в земной жизни становится «Божиим избранником» и наделяется сверхъестественными качествами.

Пятидесятники оправдывают свое говорение на иноязыках ссылкой на конец 16 главы Евангелия от Марка, где говорится: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками» (Mк. 16, 17). Сектанты слово «уверовавших» относят к себе. Но эти слова святого Марка относятся к апостолам и их непосредственным преемникам. Подобно апостолам, в первенствующей Церкви многие тоже говорили на незнакомых языках (иных языках) (Деян. 2, 4-6). Это было необходимо для того, чтобы апостолы могли проповедовать Евангелие всему миру. Пятидесятнические истерические вскрикивания, стенания, вопли и завывания вообще нельзя назвать человеческой связной речью, тем более нельзя сравнить их с каким-либо иностранным языком. Пятидесятники находят еще одно место в Священном Писании, чтобы оправдать свое учение. Это – 14 глава 1 Кор. Но если углубиться в детальное и тщательное изучение этой главы, наоборот, эта глава говорит как раз против пятидесятников. Здесь святой Апостол указывает на бесполезность и кощунство истерического бормотания, которым страдали по недостатку веры и знания слова Божия некоторые из членов коринфской Церкви. «Если я приду к вам, братия, – говорит святой Апостол, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением» (1 Кор. 14, 6). И далее Апостол продолжает: «Если вся Церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, – то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1 Кор. 14, 23). Из этих слов совершенно ясно видно, что святой Апостол здесь говорит о бессмысленности говорения на иностранном языке, если слушатели его не понимают. Поэтому святой Апостол продолжает: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй» (1 Кор. 14, 27). Святой Апостол в данной главе предостерегает коринфских христиан от беспорядков и бесчинств в Церкви.

День Пятидесятницы является днем рождения Церкви Божией. Пятидесятница была единственным и более никогда неповторимым событием, как в жизни Церкви, так и мира. Ни о какой другой Пятидесятнице, или о каком-либо искании ее нигде не говорится в Священном Писании.

Итак, ни крещение Духом Святым, о котором так любят говорить сектанты, ни чудеса и знамения, которые будто бы совершают они, не соответствуют истинному учению Священного Писания о Святом Духе.

 

ВСЕСОЮЗНЫЙ СОВЕТ

ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН БАПТИСТОВ В СССР

 

Во главе Союза ЕХБ стоит Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов, состоящий из 25 членов и 5 кандидатов и избираемый Всесоюзным съездом. Съезды ВСЕХБ созываются через каждые три года. Последние съезды проходили в 1969 г., 1972 и 1975 годах. На местах ВСЕХБ имеет около 600 старших пресвитеров, или суперинтендентов. Старших пресвитеров и их помощников Всесоюзный Совет поставляет с одобрения церквей, в которых они состоят членами, и через избрание их на областных, межобластных и республиканских пресвитерских совещаниях. В помощь старшим пресвитерам на совещаниях избираются советы из опытных служителей церквей; представителями советов являются старшие пресвитеры.

В последней справке ВСЕХБ говорится: «Все церкви ВСЕХБ в СССР строго придерживаются фундаментальной догматики. Их жизнь и служение отличаются горением сердца, простотой веры и богослужений и всеобщим священством. Хлебопреломление в церквах совершается по всему СССР, как правило, раз в месяц, – в первое воскресенье каждого месяца. Все церкви управляются советами общин, состоящими из председателя, секретаря и члена. К проповеди в собраниях допускаются пресвитеры (пасторы) и диаконы, а также отдельные братья и сестры, имеющие к тому дарование и могущие назидать верующих. Для подготовки проповедников при ВСЕХБ имеются двухгодичные библейские курсы со 100 учащимися. ВСЕХБ и церкви Союза содержатся исключительно на добровольные пожертвования верующих внутри СССР. Церкви ВСЕХБ всегда щедро откликаются на все нужды дела Божия. ВСЕХБ издает журнал «Братский вестник», который выходит 6 раз в год. Кроме того, в 1988 году ВСЕХБ издал Библию (20 тыс. экз. и сборники духовных песен (30 тыс. экз.). ВСЕХБ имеет связи с братьями-баптистами, а также с представителями других деноминаций за рубежом. Связи эти поддерживаются путем переписки и посредством личных контактов. ВСЕХБ входит во Всемирный Совет Церквей, а также является членом Всемирного Союза баптистов, он активно участвует в работе по защите мира во всем мире. В церквах постоянно возносятся горячие молитвы о мире...

Представитель ВСЕХБ генеральный секретарь Союза А.В. Карев являлся членом Советского комитета защиты мира и принимал в его работе деятельное участие. ВСЕХБ является и членом Христианской Мирной Конференции».

Кроме этой большой секты (ВСЕХБ) в Советском Союзе имеется и ряд мелких самостоятельных групп баптистов и евангелистов. Среди этих групп следует прежде всего отметить так называемых инициативников. Группа инициативников откололась от секты евангельских христиан-баптистов, обвинив ее руководителей в отступлении от истины, предприняв попытки стать во главе ВСЕХБ. Однако большинство последователей этой секты (ВСЕХБ) не поддержало инициативников.

 

Богослужебный ритуал ЕХБ

 

Отвергнув на словах всякую обрядность, ЕХБ в действительности противоречат в этом своему учению. В настоящее время у них есть вполне установившиеся обряды различных священнодействий.

Так в Московской общине крещение совершается по следующему чину: верующий, достигший 18-летнего возраста, подает заявление пресвитеру о желании принять крещение. Через год подавший заявление приглашается на испытание, о чем делается несколько раз объявление в конце богослужебных собраний, членов общины, знающих желающего принять крещение, пресвитер просит дать о нем характеристику, чтобы выяснить со всех сторон его духовное лицо.

При молитвенном доме Московской общины устроен баптистерий, который перед крещением украшается живыми цветами. Крещаемые одеваются в белые халаты, приготовленные для них общиной.

Крещение преподается в тот день, когда не бывает богослужебных собраний. Крещающий пресвитер сначала призывает в молитве на собравшихся благословение от Бога. Потом хор исполняет соответствующий моменту гимн, чаще всего из «Гуслей» № 393: «Кто, кто сии...» Далее пресвитер говорит слово наставления и обращается к крещаемым с вопросами:

1. Верите ли в Иисуса Христа, как своего личного Спасителя?

2. Верите ли в прощение Ваших грехов?

3. Имеете ли дар Святого Духа?

4. Готовы ли Вы дать обещание Богу служить доброй совестью Ему и людям, быть верными Христу до конца и примерными членами церкви?

На каждый вопрос крещаемые отвечают «да». После этого крещаемые молятся, а потом исполняется назначенный пресвитером гимн, посвященный крещению. По исполнении гимна, пресвитер, сходит в бассейн с водой и крещаемые подходят к нему по одному человеку.

При крещении пресвитер произносит следующую формулу: «Крещу тебя (по повелению Господа Иисуса Христа), по вере твоей, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», погружая при этом крещаемого в воду. В это время тихо играет орган. После крещения следует наставление пресвитера. Суть его всегда такова: «вы ¾ счастливые люди, т.к. сегодня исполнили заповедь Христа о крещении. Но не забывайте, что за крещением могут последовать сильные искушения, которые вам надлежит побеждать Словом Божиим, подражая при этом Спасителю. Пребудьте в молитве и т.п.». Прочитав краткое наставление, пресвитер молится, поднявши над крестивши руки, и поется гимн: «Как счастлив я, что Бог навек принял меня...».

Преломление хлеба совершается ежемесячно. Согласно постановлениям Всесоюзного Совета преломление хлеба должно совершаться повсеместно в один и тот же день. Обычно хлебопреломление совершается в первое воскресенье каждого месяца.

Вот примерное описание того, как оно проводится. Прежде всего пресвитер увещевает присутствующих прийти к искреннему раскаянию в своих грехах, приготовляя их к этому чтением Святого Писания и проповедью. Потом он говорит: «Смиритесь же теперь пред лицом Божиим, исповедывайте Ему от всего сердца все грехи ваши, говорите про себя: «Всемогущий Боже, Милосердный Отче! Я, бедный грешник ¾ человек, исповедуя Тебе все грехи мои, сделанные мною помышлением, словом и делом, которыми я заслужил Твой справедливый гнев и временное и вечное покаяние (наказание). Но я душевно скорблю о них, сердечно раскаиваюсь в них и молю Тебя: Ты, Господи, по беспредельному милосердию Своему и ради тяжкого страдания и смерти Возлюбленного Сына Твоего Иисуса Христа, будь благ и милостив ко мне, бедному и грешному человеку, прости все грехи мои и милостиво даруй мне для исправления моей жизни силу Твоего Святого Духа. Аминь». Все присутствующие говорят: «Да»! После этого пресвитер произносит разрешительную формулу: «Все сердечно кающимся истинной верой, утешающимся заслугами Иисуса Христа и решившимся с твердым намерением исправить свою греховную жизнь, я, на основании этого исповедания вашего, силою данной мне власти, как признанный и посвященный служитель Божественного слова, возвещаю благодать Божию и отпущение грехов во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После этого поется какая-либо краткая песнь из «Гуслей» или «Голоса веры», чаще других исполняется № 113 из «Гуслей» «Боже праведный, прости все мои Ты согрешенья...»

После этого следует проповедь большей частью о важном значении святой вечери, и начинается хлебопреломление. Обратившись к народу, пресвитер говорит: «Господь да будет с вами!» Присутствующие отвечают: «И с духом Твоим». Пресвитер: «Вознесите сердца!» Присутствующие: «Возносим их ко Господу!» Пресвитер: «Благодарим Господа Бога нашего!» Присутствующие: «Достойно и праведно есть». Пресвитер: «Воистину достойно и правильно и спасительно есть во всякое время и во всяком месте благодарить Тебя, Святой Отче, Всемогущий Боже, чрез Иисуса Христа Господа нашего, ради Которого Ты милуешь нам грехи наши и обещаешь вечное спасение. Поэтому мы со всеми ангелами и небесными силами поем славе Твоей хвалебную песнь». Присутствующие: «Аминь» Свят, свят, свят Бог Господь Саваоф! Небо и земля полны славы Твоей»! Пресвитер читает молитву Господню. Присутствующие: «Аминь». Пресвитер: «Господь наш Иисус Христос в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб и, возблагодарив, преломил его, раздал ученикам Своим и сказал: «Приимите, ядите это есть тело Мое, за вас предаваемое. Это творите в Мое воспоминание. Также, после вечери, взял Он чашу, возблагодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, эта чаша есть Новый Завет в Моей Крови. Она же за вас и за многих изливается во оставление грехов. Это творите, когда будете пить ее, в Мое воспоминание». Затем, обратившись к народу, пресвитер говорит: «Мир Господень со всеми вами. Аминь». Присутствующие: «Агнче Божий, приявший грехи мира, помилуй нас (дважды). Агнче Божий, приявший грехи мира, даруй нам мир Твой. После этого пресвитер разламывает на куски надрезанный хлеб, лежащий на столе, вкушает его и передает или сам, или через диакона присутствующим, которые тоже вкушают его. Затем пресвитер пьет вино из чаши и передает ее, как и хлеб, присутствующим. Во время вкушения хлеба и пития из чаши баптисты поют стихи из книги «Голос веры»: «Когда, Христе, Ты смерть Свою ученикам явил, тогда Ты вечерню взял хлеб благословил и, преломив, раздал им всем, к ним говоря сие: «Примите и ядите все ¾ «Сие есть тело Мое». Также с вином Ты чашу взял, благодарил, дая Своим ученикам, сказал: «Сие есть кровь Моя, приимите, пейте из нее все, ибо это кровь за вас изливаема в прощение грехов. Се новый Мой завет в крови! Вам в завещание: в Мое сие творите вы воспоминание». И мы здесь кровь Твою, Христе, пролитую за нас, и плоть, распяту на кресте, воспоминаем все. Благослови ж нам, о Христе, сие вино и хлеб вкусить, как Ты велел, в Твое воспоминание».

Пред вкушением хлеба и вина почти всегда читаются подходящие места из Евангелия (Мф. ХХVI; Мр. ХIV; Лк. ХХII) и из 1-го послания к Коринфянам XI главы, произносятся пресвитером молитвы и поются стихи. Когда все присутствующие вкусят хлеба и выпьют вина, пресвитер возглашает: «Благодарите Господа, ибо Он Бог. Аллилуйя». Присутствующие: «Милость Его вечна. Аллилуйя». Пресвитер: «Помолимся. Благодарим Тебя, Всемогущий Боже, что Ты напитал нас сими спасительными дарами, и просим Твое милосердие, да послужат нам они к утверждению веры в Тебя и к сердечной взаимной любви чрез возлюбленного Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа». Присутствующие: «Аминь». Пресвитер (прощаясь с каждым из присутствующих) говорит: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да воззрит Господь светлым лицом Своим на тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» Все отвечают на это благословение словом: «Аминь» и расходятся по домам или же решают общинные дела.

Пресвитеры не всегда одинаково совершают хлебопреломление: они считают себя в праве многое видоизменять; но основная схема удерживается всеми в приведенном виде.

При совершении бракосочетания пресвитером читаются подходящие места из Евангелия от Иоанна (о браке в Кане Галилейской) и из послания апостола Павла к Ефесянам, поются стихи и произносятся молитвы. Жених и невеста становятся на колени, пресвитер же возлагает на них руки.

Погребение умерших у евангельских христиан-баптистов совершается чрезвычайно просто: оно состоит из пения и чтения псалмов из Псалтыри и песней из сборников, отрывков из Евангелия и апостольских посланий по усмотрению пресвитера.

Из праздников Православной Церкви евангельские христиане празднуют девять: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Неделю Ваий, Пасху, Вознесение и Троицу. Кроме того, в память об объединении баптистов и евангелистов основан праздник – «День единства». И, наконец, у баптистов имеется традиционный осенний «Праздник жатвы», во время которого подводятся итоги миссионерской деятельности.

 

Разбор основных вероучительных истин современного баптизма

(ВСЕХБ)

 

Современный баптизм в основных аспектах своей гносеологии, не отступая от общепринятых христианских истин, верует в Бога Троичного в Лицах, признает прародительский грех, извращенную им человеческую природу, также искупление от греха, проклятия и смерти, совершенное Христом на Голгофе; но и здесь, надо сказать, баптизм, исповедуя эти основные догматы христианства, вносит в них некоторые свои понятия и определения, особенности в область терминологии. Но эти особенности, полагаю, не столь велики, чтобы останавливать на них внимание. В вероучительной системе нынешнего баптизма имеется немало таких положений, которые совершенно не согласны с православным богословием, в частности, с его догматическим учением.

В догматическом богословии евангельских христиан-баптистов об основных положениях вероучения говорится: «Слово Божие содержит много разнообразных истин, указывающих путь, по которому нам, верующим, надлежит идти для исполнения воли Божией.

Всемирное братство баптистов (в том числе и ВСЕХБ) в своей жизни и деятельности руководствуется семью основными принципами:

1. Священное Писание – книги Ветхого и Нового Заветов (канонические) являются основой вероучения ЕХБ.

2. Учение о Церкви.

3. Заповедь крещения и Вечеря Господня принадлежат исключительно возрожденным людям.

4. Независимость каждой отдельной Поместной Церкви.

5. Равноправие всех членов поместной Церкви.

6. Свобода совести для всех.

7. Отделение Церкви от государства[58].

На первых трех принципах мы и остановим наше внимание, ибо четвертый и пятый принципы стоят в тесной связи со вторым и, анализируя последний, становится понятным не только отношение ЕХБ к Православной Церкви, ее иерархическому институту, но и учение их о своих поместных Церквах (если только можно их так назвать), которые, как уже было сказано, утверждены не на основании «апостол и пророк» (Ефес. 2, 19-20), а на основании западного богословского рационализма; и, безусловно, далеки от краеугольного камня Вселенской Церкви, которым является Христос Спаситель (Ефес. 2, 21). Последние (шестое и седьмое) положения принципиальных замечаний не вызывают.

Итак, первый принцип баптизма, признавая Священное Писание, отвергает Священное Предание, являющееся одним из основных источников христианского вероучения. Священное Предание ¾ это большая часть учения и дел Христовых, которые не были записаны Его учениками и апостолами. Иоанн Богослов, кончая свое Евангелие, говорит: «Суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг» (Ин. 21, 25). Об этом он же учит и во втором Соборном послании: «Многа имех писати вам, и не восхотех хартиею и чернилами: но надеюся прийти к вам, и усты ко устом глаголати, да радость ваша будет исполнена» (2 Ин. 12). Аналогичная мысль проводится и в его третьем Соборном послании (3 Ин. 13-14). Святой апостол Павел в послании к Ефессянам пишет: «...яко три лета нощи и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас» (Деян. 20-31). Три года непрестанно трудился святой Апостол среди ефессян, а написал им одно небольшое послание. Могло ли оно обнять все, чему он учил их? Нет. И все это незаписанное сохраняется в духе Вселенской Церкви, или в Священном Предании. Отвергать его ¾ значит явно идти против воли Божией, нисколько не считаться и со Священным Писанием, которое во многих местах учит необходимости его (Священного Предания). Апостол Павел восхваляет коринфских христиан за то, что они сохраняли Предания (2 Кор. 11, 2), а во втором послании к Фессалоникийцам он же повелевает блюсти его: «Стойте и держите Предания, имже научистеся, или словом или поеданием нашим» (2 Фес. 2, 15). Эту мысль Апостол проводит и в своем первом послании к Тимофею: «О, Тимофее, Предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословии лжеименного разума» (1 Тим. 6, 20).

Стараясь дать сколько-нибудь внушительное объяснение этим определенным и ясным местам Святой Библии, баптисты учат: «Мы не признаем Священного Предания потому, что если оно и имело место в жизни христиан, то только в первенствующей Церкви, в апостольский век. За две тысячи лет оно могло не только измениться, но и совершенно исказиться»,[59] а поэтому в наше время, по их мнению, Апостольское Предание утратило всякое значение.

Если современный баптизм, подвергая сомнению достоверность Священного Предания, отвергает его, то не следует ли из этого логический вывод, что на этом же основании можно отвергнуть и Священное Писание, ибо без Священного Предания ничем нельзя убедиться в подлинности и неповрежденности текста святой Библии. И если нынешний баптизм верит в сохраненный нашею Церковью канон священных книг, то, естественно, он должен бы верить и в сохраненное ею Священное Предание. Святая Церковь от апостольских времен так же бережно сохранила и сохраняет незаписанное слово Божие, как и записанное, ибо верила и верит, что «Виновник того и другого есть Один и Тот же Дух Святой» (Послание восточных патриархов).

Отвергнув Священное Предание как источник христианского богословия и богопознания, конечно, невозможно в полноте и в чистоте сохранить всю истину учения Христова. Святой Василий Великий, поясняя это говорит: «Из церковных догматов и проповеданий ¾ одни мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от Апостольского предания... Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия... Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как будто не великую важность имеющие, то неприметно повредим Евангелию и в самом главном, или паче, от проповеди Апостольской оставим пустое имя...»[60].

Отвергнув Предания Апостольские, баптисты руководствуются своими преданиями, человеческими. Оставив чинопоследования православных богослужений, они составили свои и, отказавшись от церковных молитвословий и песнопений, ввели свои сборники духовных песен, кантат с названиями: «Любимые стихи», «Песни Сиона», «Гусли», употребляемые ими при совершении преломления хлеба, крещения, брака и пр.

Одно из главных положений, которое объединяет все протестантов, в том числе и баптистов, – это понятие о личной вере. Если для православного человека вера в сознании его означает доверие к Церкви, подчинение ее авторитету, повиновение ей и полное признание ее учения, ибо она, по Апостолу, «Столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15); то для сектантов всех направлений вера ¾ нечто личное, определенное отношение к Богу. Вера для баптистов ¾ это нечто свободное, независимое от какого бы то ни было авторитета; ни Церковь, ни догмат, ни что иное не имеют над ней власти. Даже Священному Писанию не подчиняется эта вера, следуя, однако, принципу, что Священное Писание есть слово Божие, но что такое слово Божие? Об этом может свидетельствовать только вера. Она есть «судья над всем». Такое понятие о вере каждого индивидуума является краеугольным камнем баптистов. Эта вера доступна для простых умов. Поэтому они и учат, что только вера оправдывает человека, усвояет ему плоды Голгофской Жертвы и доставляет ему спасение. Эта вера в сознании баптиста имеет полнейший приоритет над всеми личными заслугами, как бы они ни были велики. «Вера в Иисуса Христа, ¾ читаем мы в догматическом богословии нынешнего баптизма в разделе «Учение о спасении», ¾ освящает человека, т.е. отделяет его от греха и посвящает Богу... Каждый христианин на основании слова Божия называется святым. Некоторые церкви канонизируют своих угодников, сопричисляют их после смерти к лику «святых». Новый Завет, ¾ читаем далее, ¾ определяет святыми всех верующих во Христа как личного Спасителя... Простейшее действие со стороны грешника ¾ вера в Иисуса Христа мгновенно приводит человека в состояние святости, в которой он возрастает до тех пор, пока не достигнет полноты во Христе».[61]

Такая вера, выступая на первый план богословской концепции современного баптизма, умаляет достоинство и значение добрых дел, затеняет их и ставит на последнее место.[62] Еще откровеннее об этом говорит «Братский Вестник» ¾ официальный печатный орган современного баптизма: «Из Священного Писания ясно видно, ¾ учит он, ¾ что своими делами мы ничего, кроме осуждения, себе заслужить не можем... Многие верующие пытаются задобрить Бога своими добрыми делами. Но они не понимают, что делая добрые дела с целью получить за них что-либо от Бога, они придают своим добрым делам корыстный характер. ...Такие люди не уменьшают, а еще более увеличивают свою вину. Своими делами человек не может себе купить место в Царстве Божием, т.к. оно дается даром, через веру во Христа как нашего Спасителя». Баптистский богослов тут же ссылается на послание апостола Павла к Ефессянам (2, 8-9): «Благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас Божий дар» не от дел, чтобы никто не хвалился…»[63]. И на этом он обрывает мысль святого Апостола, не цитирует следующего ¾ 10-го стиха той же главы: «Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (ст. 10). ( «Братский Вестник», 1961, № 2, стр. 20-21). Подобное отношение к священному тексту Библии является обычной практикой всех сектантов, когда, ничтоже сумняшеся, они берут отдельные его места в отрыве от других, рядом стоящих текстов, и объясняют их по своему разумению, нисколько не сообразуясь с разумом Соборной Церкви.

В сознании православного человека искренняя и глубокая вера не отделима от дел. И спасение человека совершается не действием только Бога Искупителя и Освятителя, но и собственными усилиями самого человека, его добрыми делами. «Вера без дел мертва есть», ¾ учит апостол Иаков (2, 20). Ибо, если Бог, по мысли святых Отцов, и создал нас без нашего на то соизволения, то спасет нас не без нас. С нравственной (субъективной) стороны оно состоит не в избавлении лишь человека от наказаний за грех и даровании ему загробного блаженства или Царства Небесного. Спасение, по православному учению, есть прежде всего очищение человека от греховной скверны, достижение им святости, нравственное его обновление, но нравственное возрождение человека возможно только под действием благодати Духа Божия, которая обильно подается в христианских таинствах, другими словами, на пути спасения встречаются человеческая свобода или человеческое благое произволение и Божестввенная благодать. Понятно, что одними естественными силами, без помощи свыше, невозможно «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего и в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4, 21-24). Это нравственное возрождение или спасение совершается только в единой, святой, соборной и Апостольской Церкви, в ее видимых посредствах – таинствах. Без Кафолической Церкви для православного человека нет спасения.

 

*     *     *

 

Не так учит нынешний баптизм: «Должны не забывать величайшую и драгоценнейшую истину, ¾ заявляет на страницах своего журнала «Братский вестник» Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, ¾ что спасает нас не Церковь (какая бы она ни была), а Христос, умерший за наши грехи на Голгофе».[64] Позволительно спросить: «Можно ли Христа отделить от Церкви?» …которая есть тело Его и которую Он «возлюби и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» (Ефес. 5, 25-27). Нет, нельзя! Для православного сознания Христос не отделим от Церкви. «Всякий отделяющийся от Церкви, ¾ говорит святой Ириней Лионский, ¾ чужд для нее, он непотребен ей, он враг ее. Не имеющий Матерью Церкви не может иметь Отцом своим Бога... Хотя бы сии люди предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою Кровию: неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями».[65]

Отвергнув авторитет Вселенской Церкви, нынешние баптисты обвиняют ее во многих смертных грехах и пороках, вследствие которые якобы она лишилась благодати и святости, а следовательно, не может быть солью и светом мира.

«Император Константин, как владыка мира, ¾ читаем мы в догматическом богословии Заочных библейских курсов ВСЕХБ, ¾ в интересах государства присвоил себе право быть главой Церкви, одновременно не оставляя до самой смерти и звание верховного жреца язычников. В 325 г. на Вселенском соборе в Никее император занял председательское место (Так ли это?  Откуда это взято? ¾ неизвестно. ¾ Авт.). И после этого вмешивался во все церковные дела. Церковь сделалась государственной организацией. Так совершилось ужасное (и окончательное) падение Церкви с духовной высоты. Она потеряла свою чистоту... Установившаяся иерархия, пользуясь духовной и светской властью, совершала ужасные преступления...».[66]

Могло ли случиться, чтобы вся Вселенская Церковь отошла от истины и ниспала со своей духовной высоты так низко, как изображают ее баптисты. Нет. Православное сознание, утвержденное на Божественном Откровении, ни в какай степени не может разделять подобные воззрения. Православный христианин знает и несомненно исповедует, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения (и падения)».[67] Кафолической Церкви даны Христом Спасителем высокие обетования того, что она должна пребывать «во вся роды века веков» (Ефес. 3, 21), «до скончания века» (Мф. 28, 20), и никакие силы злобы, и самого ада не поколеблют ее (Мф. 16, 18).

Отвергнув Кафолическую Церковь, которая будто бы порабощает дух человека и полагает границы его свободной воле, баптисты, как и все сектанты, отвергают все церковное: священноначалие не нужно, ибо, учат они, это название принадлежит всем последователям Христа. Все верующие, познавшие Господа, названы царственным священством, царями и священниками»[68] (1 Петр, 2, 9; Откр. 1, 6).

Такое доказательство, что в Писании все верующие во Христа называются «священниками», отличается крайнею наивностью, ибо в этих же самых стихах все верующие называются и «царями»; но об этом они больше молчат. Ясно, что священство, которое принадлежит всем христианам и по которому всякий верующий должен «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» (1 Петр, 2, 5) не то, что священство таинственное, иерархическое. Свято первое: но заменить им последнее это явное противление воле Божией, установившей особое благодатное священство для совершения Таинства, ибо святой апостол Павел говорит: «Никто сам собою не приемлет чести (священства), но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5, 4). Господь из числа многих, которые следовали за Ним,[69] избрал двенадцать мужей. Эти избранные ученики и апостолы в течение длительного времени неотступно следовали за Христом. После Своего воскресения Господь облекает их благодатию Священства и именно тогда, когда только они (апостолы) были собраны в Сионской горнице «дверем затворенным... страха ради иудейска, прииде Иисус, ... глагола им: приимите Дух Свят...» (Ин. 20, 19-22). Если бы Господь произнес это в тот момент, когда Его теснили и окружали толпы народа, то тогда, может быть, и были бы правы сектанты, проповедующие «всеобщее священство и равноправие всех членов перед Господом».[70]

В дуновении Духа Святого и в благословении, преподанном Господом в 40-й день по Его воскресении, Церковь всегда видела иерархическое посвящение Самим Спасителем Своих учеников и дарование последним Того Духа, Который пребывает в иерархии и только в ней.

Отвергнув Кафолическую Церковь и Священство, баптизм, естественно, отвергает и Таинство. Рассмотрим отношение современного баптизма к первому христианскому Таинству ¾ таинству Крещения.

 

*     *     *

 

Крещение, по учению баптистов, является простым обрядом и никакого сакраментального элемента не содержит. Отвергая невидимую, благодатную сторону церковных Таинств, баптизм не признает даров Святого Духа, подаваемых в Таинстве Крещения. «Крещение не условие спасения, как в православии, а напротив, завершение процесса духовного возрождения...»[71], которое происходит от водного крещения от чтения Священного Писания. «Крещение означает, ¾ читаем мы в «Братском вестнике», ¾ проявление послушания Господу (Мф. 3, 14-15), обещание Богу доброй совести... Оно является внешним выражением внутреннего состояния человека...».[72] «Крещение является видимой формой свидетельствующей о вступлении в Церковь Иисуса Христа»,[73] и совершается оно в одно погружение.[74]

Развивая это учение, т.е. что крещение является только видимым знаком, приобщающим к живой Церкви, догматическое богословие современного баптизма учит: «Мы верим, что, говоря о рождении свыше от воды («аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие» (Ин. 3, 5), Иисус говорил не о естественной воде, а о Своем учении, о слове Божием. Иисус Христос не придавал значения естественной воде – материи, якобы могущей изменить духовное состояние человека... Возрождение происходит не от воды в купели или баптистерии, но от силы слова Божия...».[75] Точно такое же толкование содержится и на страницах «Братского вестника» за 1956 г., № 5, стр. 5, и за 1961 г., № 2, стр. 21. Так ли это? по смыслу слов Спасителя (Ин. 3, 5), крещение есть духовное рождение, и совершается оно только в воде. Отождествлять воду, о которой говорит Христос в беседе с Никодимом, с учением Христа, как делают баптисты, нет никаких оснований. Такого объяснения данным словам Спасителя никто и никогда не давал, кроме сектантов. Если стать на точку зрения нынешнего баптизма и признать за крещением только внешнее выражение внутреннего состояния человека, видимую форму и ничего более, то весьма легко можно придти к совершенному отрицанию, упразднению водного крещения, к чему и пришли так называемые духовные христиане ¾ пятидесятники, евангельские христиане (Пашковцы) и многие сектанты мистических толков, которые считают водное крещение излишним обрядом и не совершают его.

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая