Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Митрополит Филарет Московский - Катехизис






Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие

худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил (член 2-й).

126. Вслед за сотворением мира и человека непосредственно следует действие Божие

по отношению к миру и особенно к человеку, называемое Промыслом Божиим.

127. Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и

благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к

благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от

добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

128. О Промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит:

Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец

ваш Небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте? (Мф. 6, 26). В этом

изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особый - о человеке.

Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о

человеке.

О втором члене

129. Имена Иисус Христос, Сын Божий следует понимать так. Сыном Божиим

называется Второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван

Иисусом, когда Он родился на земле, как человек. Христом назвали Его пророки,

когда еще ожидалось пришествие Его на землю.

130. Имя Иисус означает Спаситель и оно наречено Архангелом Гавриилом.

131. Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он

родился спасти людей.

132. Имя Христос означает Помазанник и оно произошло от помазания священным

миром, через которое подаются дары благодати Духа Святого.

133. Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле

называли царей, первосвященников и пророков.

134. Иисус, Сын Божий, называется Помазанш потому, что Его человеческой природе

безмерно с щены все дары Духа Святого. Таким образом в высочайшей степени

принадлежит ведение Hpof святость Первосвященника и могущество Царя.

135. Иисус Христос называется Росподом в смысле, что Он есть Истинный Бог. Ибо

имя Гос есть одно из имен Божиих.

136. Священное Писание о Божестве Иисуса ". ста, Сына Божия, говорит так: В

начале бе (бьы Ред.) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. '.

137. Иисус Христос именуется Сыном Боя Единородным. Этим обозначается то, что Он

только есть Сын Божий, рожденный из Существа Отца, и потому есть единого

Существа с Богом 0^ и следовательно, без всякого сравнения превосх всех святых

ангелов и святых людей, которые в ваются сынами Божиими по благодати (см. Ин.

138. Священное Писание называет Иисуса Xj Единородным. Например, в следующих

изрече евангелиста Иоанна: Слово плоть бысть, и вс< в ны, и видехом славу Его,

славу яко Единородна. Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1, 14). никтоже виде

нигдемсе: Единородный Сын, сый б (недре.- Ред.) Отчи, Той исповеда (Ин. 1, 18).

139. В Символе веры о Сыне Божием сказано же, что Он ромсден от Отца. Этим

указывается личное свойство, которым Он отличается от д] Лиц Святой Троицы.

140. Сказано, что Он рожден прежде всех век того, чтобы кто-либо не подумал, что

было в когда Его не было. Иначе говоря: этим указывав! то, что Иисус Христос

есть также Вечный Сьи жий, как Вечен Бог Отец.

141. В Символе веры слова: Света от Света добием видимого света несколько

объясняют нег жимое рождение Сына Божия от Отца. Гля^ солнце, мы видим свет; от

этого света рождается видимый во всей подсолнечной (т. е. на всей г планете.-

Ред.), но и тот, и другой есть один нераздельный, одной природы. Подобно этому

Отец есть Вечный Свет (см. 1 Ин. 1, 5); о' го рождается Сын Божий, Который также

ест] ный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть Е^ Вечный Свет, Нераздельный,

Единого Божестве естества.

142. Слова Символа веры: Бога Истинна от Истинна -имеют то значение, что Сын

Божк зывается Богом в таком же истинном смысл( и Бог Отец.

143. Это слова Священного Писания, и они из следующего изречения апостола Иоанна

Бо ва: Вемы (знаем.- Ред.) же, яко Сын Божий nt и дал есть нам (сеет и) разум,

да познаем Истиннаго, и да будем во Истиннем Сыне Его 1 Христе. Сей есть

Истинный Бог и Живот Веч> Ин. 5, 20).

144. О Сыне Божием в Символе веры сказан же, что Он рожден, не сотворен. Это

сделан обличения Ария, который нечестиво учил, чт Божий сотворен.

145. Слова: единосущна Отцу означают: Сьжий есть Единого и того же Божественного

Существа с Богом Отцем.

146. В Священном Писании Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: Аз

и Отец едино есма (Я и Отец - одно.- Ред.) (Ин. 10, 30).

147. Слова Символа веры Имже вся быша - показывают, что Бог Отец всё сотворил

Сыном Своим, как вечной Премудростью Своей и вечным Словом Своим. Вся Тем быша,

и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1, 3).

О третьем члене

148. Сошел с Небес - так сказано в Символе веры о Сыне Божием.

149. Сказано: Бог сошел с Небес. Хотя Он, как Бог, вездесущ. Справедливо, что Он

вездесущ, и потому Он всегда на Небе и всегда на земле; но на земле прежде был

Он невидим, а потом явился во плоти; в этом смысле сказано, что Он сошел с

Небес.

150. Об этом в Священном Писании говорится словами Самого Господа Иисуса Христа:

Никтоже взыде на Небо, токмо (только.- Ред.) сшедый с Небесе Сын Человеческий,

Сый (Сущий.- Ред.) на Небеси (Ин. 3, 13).

151. Сын Божий сошел с Небес нас ради человек и нашего ради спасения, как

сказано в Символе веры.

152. Сказано, что Сын Божий сошел с Неба нас ради человек, в том смысле, что Он

пришел на землю не для одного какого-либо народа и не для некоторых людей, но

для (спасения.- Ред.) всех нас, людей, вообще.

153. Спасти человеков пришел на землю Сын Божий от греха, проклятия и смерти.

154. Грех - это преступление закона. Грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4).

155. Грех вошел в людей (хотя они сотворены по образу Божию, а Бог грешить не

может) - от диавола. Творяй грех, от диавола есть: яко исперва диавол согрешает

(1 Ин. 3, 8).

156. Грех перешел от диавола к людям, когда диавол прельстил Еву и Адама и

склонил их преступить заповедь Божию.

157. Бог заповедал Адаму в раю, чтобы он не вкушал плодов древа познания добра и

зла, и при этом сказал ему, что как только он их вкусит, то смертью умрет.

158. Человеку явилось смертоносным вкушение от плода древа познания добра и зла,

потому что оно соединено было с непослушанием воле Божией. Таким образом,

непослушание отделяло человека от Бога и благодати Его и отчуждало от жизни в

Боге.

159. Наименование древа познания добра и зла соответствует своему существу,

потому что человек через это древо познал на опыте, какое добро заключается в

послушании воле Божией и какое зло - в противлении ей.

160. Адам и Ева послушались диавола вопреки воле Божией. Бог, по благости Своей,

при сотворении человека дал ему волю, естественно расположенную любить Бога, но

притом свободную; а человек употребил во зло эту свободу.

161. Диавол прельстил Адама и Еву следующим образом. Ева увидела в раю змия,

который уверял ее,

что если люди вкусят (отведают) плодов древа познания добра и зла, то будут

знать добро и зло и будут как боги. Ева прельстилась этим обещанием и красотой

плодов и вкусила; Адам вкусил по ее примеру.

162. От греха Адамова произошли проклятие и смерть.

163. Проклятие - это осуждение греха праведным судом Божиим и от греха

происшедшее на земле зло в наказание людям. Бог сказал Адаму: Проклята земля в

делех твоих (Быт. 3, 17).

164. От греха Адамова произошла смерть двоякая: телесная, когда тело лишается

души, которая оживляла его, и духовная, когда душа лишается благодати Божией,

которая оживляла ее высшей духовной жизнью.

165. Душа может умереть, но не так, как тело. Тело, когда умирает, теряет

чувство и разрушается; а душа, когда умирает через грех, лишается духовного

света, радости и блаженства, но не разрушается и не уничтожается, а остается в

состоянии мрака, скорби и страдания.

166. Не одни первые люди умерли, но все умирают, потому что все родились от

Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника течет

зараженный поток, так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного,

происходит зараженное грехом и потому смертное потомство.

167. Священное Писание говорит об этом так: Еди-нем человеком грех в мир вниде,

и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в немже ecu согрешиша

(Рим. 5, 12).

168. Плоды древа жизни не были полезны человеку после греха: после греха он не

мог вкушать их, ибо был изгнан из рая.

169. Когда первые люди исповедали перед Богом грех свой, то Бог, по милосердию

Своему, дал им надежду на спасение.

170. Эта надежда состояла в том, что Бог обещал, что Семя ж:ены сотрет (поразит,

сокрушит.- Ред.) главу змия (Быт. 3, 15).

171. Это значит, что Господь Иисус Христос победит диавола, прельстившего людей

и избавит их от греха, проклятия и смерти.

172. Господь Иисус Христос назван Семенем жены, потому что Он родился на земле

без мужа от Пресвятой Девы Марии.

173. Польза от этого обещания была такова, что люди со времени этого обещания

могли спасительно веровать в Грядущего Спасителя, подобно тому, как мы веруем в

Пришедшего.

174. Немногие люди в древние времена веровали в Грядущего Спасителя, большая же

часть людей забыла обещание Божие о Спасителе.

175. Бог неоднократно повторял это обещание. Например, Аврааму Он дал обещание о

Спасителе в следующих словах: Благословятся о семени твоем ecu языцы (народы.-

Ред.) земнии (Быт. 22, 18). То же обещание повторил Он после пророку Давиду

следующими словами: Возставлю семя твое по тебе и упра-влю (улрочу, утвержу.-

Ред.) престол Его до века (2 Пар. 7, 12, 15).

176. Под словом воплощение подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя

плоть человеческую,

кроме греха, и соделался человеком, не переставая быть Богом.

177. Слово воплощение заимствовано из слов евангелиста Иоанна: Слово плоть бысть

(Ин. 1, 14).

178. В Символе веры после того как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился,

добавлено также, что Он вочеловечился. Сделано это для того, чтобы кто-либо не

подумал, что Сын Божий принял одну плоть, или тело, но чтобы признавали в Нем

Совершенного Человека, состоящего из тела и души.

179. Об этом есть свидетельство Священного Писания. Апостол Павел пишет: Един

Ходатай Бога и че-ловеков, Человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5).

180. В Господе Иисусе Христе не одно естество. В Нем находятся нераздельно и

неслиянно два естества, Божественное и Человеческое, и, соответственно этим

естествам - две воли.

181. И не два лица, но Одно Лицо, Бот и Человек вместе, одним словом -

Богочеловек.

182. В Священном Писании о воплощении Сына Божия от Духа Святого и Марии Девы

повествует евангелист Лука. Когда Дева Мария спросила ангела, предвозвестившего

Ей зачатие Иисуса: Како будет сие, идеже (когда.- Ред.) мужа не знаю? то Ангел

сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; теммсе и

раждаемое свято, наречется Сын Божий (Лк. 1, 34-35).

183. Святая Дева Мария происходила из племени Авраама и Давида, из рода которых

надлежало произойти Спасителю, по обетованию Божию; Она была обручена Иосифу, из

тою же племени, чтобы он был Ее хранителем, ибо Она была посвящена Бргу с обетом

пребывать всегда Девой.

184. Пресвятая Мария действительно всегда пребыла и пребывает Девой - прежде

рождения, во время рождения и после рождения Спасителя и поэтому Она называется

Приснодевою.

185. Православная Церковь почтила Пресвятую Деву Марию еще одним великим

наименованием - Богородицы.

186. Это наименование взято из Священного Писания, из следующих слов пророка

Исайи: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, емсе

есть сказаемо: с HOJHU Бог (Ис. 7, 14). Праведная Елисавета также называет

Пресвятую Деву Матерью Господа. А это наименование равнозначно наименованию

Богородицы. Откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? (Лк. 1, 43).

187. Пресвятая Дева наречена Богородицей в следующем смысле. Хотя Господь Иисус

Христос родился от Нее не по Божеству Своему, которое есть вечно, а по

человечеству, однако Она достойно наречена Богородицей, потому что Родившийся от

Нее был в самом зачатии и рождении от Нее, как и всегда есть, Истинный Бог.

188. О высоком достоинстве Пресвятой Девы Марии нужно рассуждать так. Будучи

Матерью Господа, Она превосходит благодатью и приближением к Богу, а

следовательно и достоинством, всякое сотворенное существо, и потому Православная

Церковь чтит Ее превыше Херувимов и Серафимов.

189. О рождении Господа Иисуса Христа от Пресвятой Богородицы следует заметить и

то, что поскольку рождение это было совершенно святым и чуждым греха, то оно

было и безболезненным: потому что в числе наказаний за трех определил Бог Еве в

болезнях родити чада (см. святого Иоанна Дамас-кина, Богословие, кн. 4, гл. 14,

ст. 6).

190. Провидением Божиим даны были прцзна^ки, согласно которым люди могли узнать

родившегося для них Спасителя: это-многие точные предсказания о разных

обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Например, пророк Исайя предсказал,

что Спаситель родится от Девы (Ис. 7, 14). Пророк Михей предсказал, что

Спаситель родится в Вифлееме, и предсказание это иудеи понимали именно так и еще

раньше, чем узнали о самом событии (Мф. 2, 4 - 6).

После создания второго храма в Иерусалиме пророк Малахия предсказал, что

пришествие Спасителя приближается, что Он придет в этот храм и что перед Ним

послан будет Предтеча, подобный пророку Илии, чем ясно указывается на Иоанна

Крестителя (Мал. 3, 4 - 5). Пророк Захария предсказал торжественный вход

Спасителя в Иерусалим (Зах. 9, 9). Пророк Исайя с удивительной ясностью

предсказал страдания Спасителя (Ис. гл. 53). Пророк Давид в псалме 21 изобразил

Крестные страдания Спасителя с такой точностью, как если бы о них написано было

у самого Креста. Пророк Даниил за 490 лет предсказал явление Спасителя, Его

Крестную смерть и последовавшее за ней разрушение храма и Иерусалима и

прекращение ветхозаветных жертв (Дан. гл. 9).

191. Господа Иисуса Христа как Спасителя в то время, когда Он родился и жил на

земле, действительно узнали многие и различными способами. Восточные мудрецы

узнали Его через звезду, которая перед рождением Его явилась на востоке.

Вифлеемские пастухи узнали о Нем от Ангелов, которые возвестили им, что родился

Спаситель в городе Давидовом. Святые праведные Симеон и Анна, по особому

откровению от Духа Святого, узнали Его, когда Он по исполнении сорока дней после

Его рождения, принесен был в храм. Иоанн Креститель на реке Иордане во время

Крещения узнал Его по Откровению, по сошествию на Него Святого Духа в виде

голубя и по гласу с Небес от Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Не-мже

благоволих (Мф, 3, 17). Подобный глас был о Нем апостолам Петру, Иакову и Иоанну

во время Преображения Его на горе Фавор: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже

благоволих: Того послушайте (Мк. 4, 7). Кроме того, весьма многие узнали

Спасителя по превосходству (необычной высоте.- Ред.) Его учения, и особенно по

чудесам, которые Он творил.

192. Господь Иисус Христос совершал многие чудеса. Людей, одержимых неизлечимыми

болезнями и беснованием, Он исцелял во мгновение ока - одним словом или

прикосновением руки и даже через их прикосновение к Его одежде. Однажды пятью, а

в следующий раз семью хлебами Он напитал в пустынном месте несколько тысяч

человек. Ходил по водам и словом укрощал бурю. Воскрешал мертвых, воскресил сына

вдовы наинской, дочь Иаира и праведного Лазаря-уже на четвертый день после его

смерти.

193. Поскольку Сын Божий воплотился для нашего спасения, то Он совершил спасение

наше учением Своим, жизнью Своей, смертью Своей и Воскресением.

89

194. Учением Христовым явилось Евангелие Царства Божия, или, иначе, учение о

спасении и вечном блаженстве, то самое, которое и теперь преподается в

Православной Церкви (см. Мк. 1, 14-15).

195. Учение Христово для нас спасительно тогда, когда принимаем его всем сердцем

и поступаем согласно ему. Ложное слово диавола, будучи принято первыми людьми,

соделалось в них семенем греха и смерти. И напротив, истинное слово Христово,

усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной

жизни. Они, по словам апостола Петра, порождены не от Семене нетленна, но

неист-ленна, словом Живаго Бога, и пребывающа во веки (1 Пет. 1, 23).

196. Жизнь Иисуса Христа бывает для нас спасительной тогда, когда мы ей

подражаем. Ибо Он говорит: Аще кто Мне служит, Мне да последствует (последует.-

Ред.): и идеже есмъ Аз, ту (там.- Ред.) и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).

О четвертом члене

197. Господь Иисус Христос был распят, тогда как Его учение и дела должны были

во всех возбуждать благоговение к Нему. Это произошло потому, что иудейские

старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и

беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ уважал Его за учение и

чудеса больше, чем их, и потому они оклеветали Его и осудили на смерть.

198. Сказано, что Иисус Христос распят при Пон-тии Пилате. Это сделано для того,

чтобы обозначить время, когда Он был распят.

199. Понтий Пилат был римским правителем Иудеи, которая покорена была римлянами.

200. Это обстоятельство достойно замечания потому, что через него видно

исполнение пророчества Иаковлева: Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл

его, дондеже приидут отложеная ему: и Той чаяние языков (Быт. 49, 10) *.

201. В Символе веры не только сказано, что Иисус Христос распят, но еще

добавлено, что Он страдал, чтобы показать, что распятие Его было не одной

видимостью страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но было

подлинными страданием и смертью.

202. Упомянуто и о том, что Он погребен. Это также относится к уверению в том,

что Он действительно умер и воскрес; ибо враги Его приставили даже стражу к Его

гробу и запечатали гроб.

203. Иисус Христос страдал и умер, будучи Богом. Но Он страдал и умер не

Божественной, а Человеческой природой, и не потому, что не мог избежать

страдания, но потому, что восхотел пострадать. Он Сам сказал: Аз душу Мою

полагаю (отдаю.- Ред.), да паки прииму ю (ее.- Ред.). Никтоже возмет ю от Мене,

но Аз полагаю ю о Себе. Область (власть.- Ред.) имам положити ю, и область имам

паки при-яти ю (Ин. 10, 17-18).

204. Сказано, что Иисус Христос распят за нас,

в том смысле, что Крестной смертью Своей Он избавил нас от греха, проклятия и

смерти.

205. Об этом Священное Писание говорит так.

Об избавлении от греха: О Немже имамы избавление кровию Его, и оставление

прегрешений, по богатству благодати Его (Еф. 1, 7). Об избавлении от проклятия:

Христос иы(нас.- Ред.) искупил есть от, клятвы законныя (закона.- Ред.), быв по

нас клятва (сделавшись за нас клятвой.- Ред.) (Гал. 3, 13).

Об избавлении от смерти: Понеже дети приобщи-шася (причастны.- Ред.) плоти и

крови, и Той при-искренне (также.- Ред.) приобщися техже, да смер-тию упразднит

(лишит силы.- Ред.) имущаго державу смерти, сирень (то есть.- Ред.] диавола, и

избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе (через всю

жизнь были подвержены рабству.- Ред.) (Евр. 2, 14-15).

206. Крестная смерть Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти. И

чтобы мы легче могли веровать этой тайне, слово Божие вразумляет нас о ней,

насколько можем вместить, через сравнение Иисуса Христа с Адамом. Адам

естественно (по естеству.- Ред.) есть глава всего человечества, которое едино с

ним, по естественному происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество

соединилось с Человечеством, благодатно соделался новой всемогущей Главой людей,

которых Он соединяет с Собой посредством веры. Поэтому как через Адама мы

подпали под власть греха, проклятия и смерти, так избавляемся от греха,

проклятия и смерти через Иисуса Христа. Его вольные страдания и Крестная смерть

за нас, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и

Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас

за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления

правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над

грехом и смертью.

Святым восхоте Бог сказати (показать.- Ред.), кое богатство славы тайны сея во

языцех (для язычников.- Ред.), иже (которая.- Ред.) есть Христос в вас, упование

славы (Кол. 1, 26-27).

Аще бо единого прегрешением (преступлением.- Ред.) смерть царствова единем

(посредством одного.- Ред.), множае паче (тем более.- Ред.) избыток благодати и

дар правды приемлюще, в жизни воцарятся Единем Иисус Христом (Рим. 5, 17).

Ни едино убо ныне осуждение (нет ныне никакого осуждения.- Ред.) сущим о Христе

Иисусе, не по плоти ходящим (живущим.- Ред.), но по духу. Закон бо духа жизни о

Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховного и смерти. Немощное бо

закона, в немже немоществоваше плотию (закон, ослабленный плотью, был бессилен.-

Ред.), Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха (греховной.- Ред.), и о гресе

осуди грех во плоти, да оправдание закона исполнится в нас, не по плоти ходящих,

но по духу (Рим. 8, 1-4).

207. Господь Иисус Христос пострадал за всех нас: со Своей стороны, Он принес

Себя в жертву точно за

Это же место см. в русской Библии: "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от

чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов".

всех и всем приобрел благодать и спасение. Но пользуются этим те из нас, кто, со

своей стороны, добровольно принимают участие в страданиях Его, сообразуяся

смерти Его (Флп. 3, 10).

208. Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой

сердечной веры, посредством Таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила

спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством

распинания плоти своей с ее страстями и похотями.

Аз,- говорит апостол,- законом закону умрох, да Богови жив буду, Христови

сраспяхся; живу мсе не ктому аз, но живет во мне Христос; а еже ныне живу во

плоти, верою живу Сына Бо'мсия, возлюбив-шаго мене, и предавшаго Себе по мне

(Гал. 2, 19-20). Или не разумеете, яко елицы (что все мы.- Ред.) во Христа

Иисуса крестихомся, в смерть Его крести-хомся? (Рим. 6, 3). Елимсды бо аще ясте

(всякий раз, когда вы едите.- Ред.) Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню

возвещаете, дондеже (пока не.- Ред.) приидет (1 Кор. 11, 26). Иже Христовы суть,

плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24).

209. Распять плоть свою со страстями и похотями можно воздержанием от страстей и

похотей и действиями, им противоположными. Например, когда гнев побуждает нас

злословить врага и делать ему зло, мы, однако, противимся этому желанию;

вспоминая, как Иисус Христос на Кресте молился за Своих врагов, молимся и мы за

своих, то таким образом мы распинаем страсть гнева.

О пятом члене

210. Господь Иисус Христос дал ближайшее доказательство тому, что страдания и

смерть Его спасительны для нас, людей, тем, что Он воскрес, и этим положил

основание и нашему блаженному воскресению. Ныне же Христос воста от мертвых,

Начаток умершим бысть (1 Кор. 15, 20).

211. О том состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и до

Воскресения, говорится в следующем церковном песнопении: Во гробе плотски, во

аде же с душею яко Бог, в рай мсе с разбойником, и на Престоле был ecu, Христе,

со Отцем и Духом, вся исполняли Неописанный.

212. Ад, с греческого языка, значит место, лишенное света. В христианском учении

под этим названием понимается духовная темница, то есть состояние духов, грехом

отторгнутых от лицезрения Божия и соединенных с ним света и блаженства (см. Иуд.

1, 6. Октоих, глас 5, стихиры 2, 4).

213. Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать

победу над смертью и избавить души, которые с верой ожидали Его Пришествия.

214. Об этом в Священном Писании есть следующее свидетельство: Заме (потому

что.- Ред.) и Христос единою (однажды.- Ред.) о гресех наших пострада, Праведник

за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, омсив же

духом, о немцев и сущим в темнице духовом сошед проповеда (1 Пет. 3, 18-19).

215. Слова Символа веры Воскресшаго в третий

день по Писанием взяты из Послания к коринфянам: Предах бо вам исперва, еже и

приях (я первоначально преподал вам, что и сам принял.- Ред.), яко (что.- Ред.)

Христос умре грех наших ради, по Писанием; и яко погребен бысть, и яко воста

(воскрес.- Ред.) в третий день по Писанием (1 Кор. 15, 3-4).

216. Словом по Писанию обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно

так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

217. Например, в 53-й главе книги пророка Исайи многими и подробными чертами

изображены страдание и смерть Иисуса Христа: Той язвен бысть за грехи наша и

мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы

исцелехом (Ис. 53, 5). О Воскресении Христовом апостол Петр приводит слова

псалма 15: Яко не оставиши души Моея во аде, ниже даси Преподобному (и не дашь

святому.- Ред.) Твоему видети истления (Деян. 2, 27).

218. В Писании Ветхого Завета есть указание и на то, что Иисусу Христу надлежало

воскреснуть именно в третий день. Пророческий образ этого представлен пророком

Ионой: И бе (был.- Ред.) Иона во чреве китове три дни и три нощи ( Иона, 2, 1).

219. О том, что Иисус Христос воскрес, люди узнали следующим образом: воины,

которые стерегли гроб Его, с ужасом узнали об этом потому, что Ангел Господень

отвалил камень, которым закрыт был Его гроб, и при этом произошло великое

землетрясение. Ангелы также возвестили о Воскресении Христовом Марии Магдалине и

некоторым другим. Сам Иисус Христос, в самый день Воскресения Своего, явился

многим: мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и, наконец,

всем апостолам в доме, двери которого были закрыты. Потом Он многократно являлся

им в продолжение сорока дней; в один из дней Он явился более чем пятистам верных

вместе (1 Кор. 15, 6).

220. Иисус Христос по Воскресении Своем являлся апостолам в течение сорока дней

потому, что в это время Он продолжал учить их тайнам Царства Божия (Деян. 1, 3).

О шестом члене

221. Указание на Вознесение Господне в шестом члене Символа заимствовано из

следующих изречений Священного Писания: Сшедый, Той есть и Возшедый превыше всех

небес, да исполнит всяческая (дабы наполнить все.- Ред.) (Еф. 4, 10). Такова

имамы (имеем.- Ред.) Первосвященника, Иже cede одесную Престола величествия на

Небесех (Евр. 8, 1).

222. Иисус Христос вознесся на Небеса Человечеством, а Божеством Он всегда

пребывал и пребывает на Небесах.

223. Сказано, что Иисус Христос седит одесную Бога Отца, но Бог Вездесущ. Это

нужно понимать духовно, то есть Иисус Христос имеет одинаковое могущество и

славу с Богом Отцом.

О седьмом члене

224. Священное Писание так говорит ,о будущем Пришествии Христовом: Сей Иисус,

вознесыйся от вас на Небо, такомсде (таким же образом.- Ред.) приидет, имже

образом видесте Его, идуща на Небо (Дели. 1, 11). Это сказали апостолам Ангелы

во время Вознесения Господня.

225. О будущем Суде Его Священное Писание говорит так: Грядет час, в оньже

(наступит время, в которое.- Ред.) ecu сущий во гробех услышат глас Сына Бомсия,

и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота (жизни.- Ред.), а сотворшии злая

в воскрешение суда (Ин. 5, 28-29). Это слова Самого Хри- ; ста Спасителя.

226. Священное Писание так говорит о бесконечном (вечном.- Ред.) Царстве Его.

Сей будет велий и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида,

отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лк.

1, 32-33). Это слова Ангела, обращенные к Богоматери.

227. Будущее Пришествие Христово будет весьма отличаться от прежнего. Пострадать

за нас приходил Он в уничижении, а судить нас приидет во славе Своей, и ecu

святии Ангели с Ним (Мф. 25, 31).

228. Он будет судить всех людей без исключения.

229. Он будет судить так, что совесть каждого человека откроется перед всеми и

обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей жизни

на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. Приидет

Господь, Иже во свете приведет тайная тьмы (осветит сокрытое во мраке.- Ред.), и

объявит советы (намерения.- Ред.) сердечныя: и тогда похвала будет комуждо

(каждому.- Ред.) от Бога (1 Кор. 4, 5).

230. Он, без сомнения, осудит нас и за худые слова или мысли, если не изгладим

их покаянием, верой и исправлением жизни. Глаголю же вам: яко всяко слово

праздное, еже аще рекут человецы (скажут люди.- Ред.), воздадят о нем слово

(ответ.- Ред.) в День Судный (Мф. 12, 36).

231. Когда Господь Иисус Христос придет на суд - это неизвестно, и поэтому надо

жить так, чтобы мы всегда были к атому готовы.

Не коснит (медлит.- Ред.) Господь (с исполнением.- Ред.) обетования, якомсе

нецыи коснение мнят (как некоторые считают это промедлением.- Ред.), но

долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да ecu в покаяние приидут:

приидет же день Господень, яко тать (вор.- Ред.) в нощи (2 Пет. 3, 9, 10).

Бдите убо, яко не весте (не знаете.- Ред.) дне ни часа, в оньмсе (в который.-

Ред.) Сын Человеческий приидет (Мф. 25, 13).

232. В слове Божием открыты некоторые признаки близкого Пришествия Христова, а

именно: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий,

проповедание Евангелия всем народам, пришествие антихриста (см. Мф. гл. 24).

233. Антихрист - это противник Христу, который будет стараться истребить

христианство, но вместо этого сам погибнет ужасным образом (см. 2 Фее. 2, 8).

234. Царствие Христово есть, во-первых, весь мир; во-вторых, все верующие на

земле; в-третьих, все блаженные (то есть праведные, святые.- Ред.) на Небесах.

Первое называют царством природы, второе царством благодати, а третье царством

славы.

235. Слова Символа о том, что Царству Христову не будет конца, относятся к

Царству Славы.

О восьмом члене

236. Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, то есть

Истинным Богом.

237. Об этом свидетельствует Священное Писание словами, которые сказал апостол

Петр в обличение Анании: Почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому?

И далее: Не человеком солгал ecu, но Богу (Деян. 5, 3-4).

238. Дух Святой называется Животворящим, и это следует понимать так, что Он

вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную

жизнь - людям. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие

(Ин. 3,5).

239. О том, что Дух Святой исходит от Отца, мы знаем из следующих слов Самого

Господа Иисуса Христа: Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца,

Дух Истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин. 15, 26).

240. Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено

какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная

Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова,

без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых,

потому, что Второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение

истинного учения о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это

учение в Символе веры; и Кафолическая Церковь признала это столь решительно, что

Третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ

веры. Поэтому святой Иоанн Дамаскин пишет: Духа Святаго и из Отца быти глаголем

и Духа Отча именуем: от Сына мсе Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа

Сыновня нарицаем (Богословие, кн. 1, гл. 11, ст. 4).

241. Духу Святому приличествуют поклонение и прославление, равное со Отцом и

Сыном. Это видно из того, что Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына

и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

242. В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков. Это сказано

для обличения некоторых лжеучителей, которые говорили, что книги Ветхого Завета

написаны не Духом Святым.

243. Священное Писание свидетельствует о том, что через пророков точно говорил

Дух Святой. Апостол Петр пишет: Ни бо волею бысть когда человеком пророчество

(никогда пророчество не произносилось по воле человека.- Ред.), но от Святаго

Духа просвеща-еми глаголаша святии Божий человецы (2 Пет. 1, 21).

244. Дух Святой говорил и через апостолов пророкам, говорит также апостол Петр:

Открыся, яко не им самем, но нам слумсаху сия, ямсе ныне возвестишася вам (что

ныне проповедано вам.- Ред.), благовест-вовавшими вам Духом Святым, посланным с

небесе (1 Пет. 1, 12).

245. Об апостолах не упомянуто в Символе потому, что во время

составления'Символа никто не сомневался в богодухновенности апостолов.

246. Дух Святой открылся людям особым образом. Он сошел на апостолов в виде

огненных языков в пятидесятый день по Воскресении Христовом.

92

247. Дух Святой и ныне сообщается всем истинным христианам. Не весте ли, яко

храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16).

248. Соделаться причастным Святого Духа можно через усердную молитву и через

Таинства. Аще убо вы зли суще (если вы, будучи злы.-Ред.), умеете даяния блага

даяти чадом вашим, кольми паче (тем более.- Ред.) Отец, Иже с Небесе, даст Духа

Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Егда же благодать и человеколюбие явися

Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже (которые.- Ред.) сотворихом мы, но

по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия (омытием возрождения.- Ред.) и

обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем

нашим (Тит. 3, 4-6).

249. Святой пророк Исайя указывает семь даров Духа Святаго: дух страха Божия,

дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень,

или дар благочестия и вдохновения в высшей степени (см. Ис. 11, 1-3).

О девятом члене

250. Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной

верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

251. Веровать в Церковь - значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и

повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает,

спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единой Вечной

Главы ее, Господа Иисуса Христа.

252. Церковь, которая видима, является предметом веры, тогда как вера, по

апостолу, есть обличение невидимых (уверенность в невидимом.- Ред.). Во-первых,

хотя Церковь и видима, но невидима усвоенная ей и освященным в ней (людям.-

Ред.) благодать Божия, которая и есть собственно предмет веры в Церковь.

Во-вторых, хотя Церковь видима, поскольку она пребывает на земле и к ней

принадлежат все православные христиане, живущие на земле, в то же время она и

невидима, поскольку она есть и на Небесах, и к ней принадлежат все, скончавшиеся

в истинной вере и святости.

253. Понятие о Церкви, пребывающей на земле и в то же время Небесной,

утверждается на следующих словах апостола Павла, обращенных к христианам:

Приступиспге (вы приступили.- Ред.) к Сион-стей горе, и ко граду Бога живаго,

Иерусалиму Небесному и тмам ангелов, торжеству, и церкви первородных (к

торжествующему собору и Церкви первенцев.- Ред.), на Небесех написанных, и Судии

всех Богу, и духом праведник совершенных и к Ходатаю Завета Новаго Иисусу (Евр.

12, 22-24).

254. Мы удостоверяемся в пребывании благодати Божией в истинной Церкви,

во-первых, через то, что Глава ее есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный

благодати и истины, и тело Свое, то есть

Церковь, наполняющий благодатью и истиной (см. Ин. 1, 14-17). Во-вторых, через

то, что Христос Спаситель обещал ученикам Своим Духа Святого, чтобы Он был с

ними вечно, и что, согласно этому обещанию, Дух Святой поставляет пастырей

Церкви (см. Ин. 14, 16). Апостол Павел об Иисусе Христе говорит, что Бог Отец

Того даде Главу выше всех Церкви (поставил Его выше всего, Главой Церкви.-

Ред.), яже есть тело Его (Еф. 1, 22 - 23). Тот же апостол говорит пастырям

Церкви: Внимайте убо себе и всему стаду, в неммсе вас Дух Святый постави

Епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа (которую приобрел.- Ред.)

Кровию Своею (Деян. 20, 28).

255. В том, что благодать Божия пребывает в Церкви доныне и будет пребывать до

скончания века, удостоверяют нас следующие изречения Самого Господа Иисуса

Христа и Его апостола: Созимсду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф.

16, 18). Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь (Мф. 28, 20). Тому

(Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во вся роды века веков. Аминь (Еф.

3, 21).

256. Церковь едина потому, что она есть одно духовное тело, имеет одну Главу -

Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Едино тело, Един Дух, якоже и звани

бысте во едином уповании (как вы и призваны к одной надежде.- Ред.) звания

вашего: Един Господь, едина вера, едино Крещение: Един Бог и Отец всех (Еф. 4,

4-6).

257. Иисус Христос есть Единая Глава единой Церкви. Апостол Павел пишет, что д.

in Церкви, как здания Божия, основания инаго ник-тоже момсет положити, паче

лежащаго (кроме положенного.- Ред.), еже есть Иисус Христос (1 Кор. 3, 10-11).

Поэтому для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Господа

Иисуса Христа. Церковь, которая должна пребывать во все роды (до скончания)

века, требует и Главы, всегда пребывающей, а таковым является один Господь Иисус

Христос. Поэтому и апостолы называются не более, как служителями Церкви (Кол. 1,

24-25).

258. Единство Церкви налагает на нас обязанность блюсти (сохранять.- Ред.)

единение духа в союзе мира (Еф. 4, 3).

259. Церковь едина, однако есть многие Церкви отдельные и самостоятельные,

например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская,

Российская. Это частные Церкви, или части единой Вселенской Церкви.

Самостоятельность видимого их устройства не препятствует им духовно быть

великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь Единого Главу - Христа и

единый дух веры и благодати. Единство это выражается видимо, одинаковым

исповеданием веры и общением в молитвах и Таинствах*.

В катихизисе митрополита Филарета не упомянуто об инославных исповеданиях,

вероучение и церковный строй которых в той или иной степени отличаются от

православных. Поместные Православные Церкви - именно о них идет речь в этом

положении катихизиса-в настоящее время осуществляют братские взаимосвязи

(экуменические отношения) с Рим-ско-Католической Церковью, Древними Восточными

(нехалкидонскими) Церквами, Англиканским коммунионом (то есть содружеством

Англиканских Церквей), Старокатолическим союзом, евангелическо-лютеранскои,

реформатской, мето-

260. Без сомнения, существует также единство между пребывающей на земле и

Небесной Церковью как в их отношении к Единой Главе, Господу нашему Иисусу
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Предыдущая || Вернуться на главную || Следующая