Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Семинарская и святоотеческая библиотеки

Митрополит Филарет Московский - Катехизис

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТИХИЗИС



Образ имей здравых словес, ихже от мене слышал ecu, в вере, и любви, яз*се о

Христе Иисусе (2 Тим. 1, 13)*.



Введение

Предварительные понятия

1. Православный катихизис есть наставление "в православной вере христианской,

преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.

2. Катихизис в переводе с греческого языка значит оглашение, изустное

наставление, а в соответствии с употреблением со времен апостольских этим словом

обозначается первоначальное учение о православной вере христианской, всякому

христианину необходимое (см. Лк. 1, 4, Деян. 18, 25).

3. Для благоугождения Богу и для спасения души нужно, во-первых, познание

Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых, жизнь по вере и добрые дела.

4. Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, без веры не возможно

угодити Богу (Евр. 11, 6).

5. С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела, потому что, как

свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20).

6. По объяснению святого апостола Павла, вера есть уповаемых извещение, вещей

обличение невидимых (Евр. 11, 1). То есть уверенность в невидимом - как бы в

видимом, в желаемом и ожидаемом - как в настоящем.

7. Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом

видимое и постигаемое, а вера - невидимое и даже непостижимое. Знание

основывается на опыте или исследовании предмета, а вера - на доверии к

свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на

сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях.

8. В учении благочестия требуется не только знание, но и вера, потому что

главный предмет этого учения есть Бог, Невидимый и Непостижимый, и Премудрость

Божия, в тайне сокровенная. Поэтому многие части этого учения не могут быть

объяты знанием разума, но могут быть приняты верой. Вера,- говорит святой Кирилл

Иерусалимский,- есть око, озаряющее всякую совесть; она сообщает человеку

ведение. Ибо,- говорит пророк,- ащ е не уверите, не имате разу мети (Ис. 7, 9)

(Огласительное поучение, 5).

9. Святой Кирилл объясняет необходимость веры еще таким образом: Не только у

нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что

совершается в мире дамсе людьми чуждыми Церкви, совершается верою. На вере

утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет про-израстшие плоды,

тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу

свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии,

земле, предают самих себя неизвестным надемсдам и имеют при себе только веру,

которая для них надемснее всякого якоря (Огласительное поучение, 5).

Перечень полных названий книг Священного Писания Ветхого Завета и Нового Завета

см. на с. 112.

Примечание редактора. Настоящая публикация -это "Пространный христианский

катихизис Православный Кафолическия Восточныя Церкви, разсматриванный и

одобренный Святейшим Правительствующим Синодом и изданный для преподавания в

училищах и для употребления всех православных христиан". Москва, Синодальная

типография, 1913. Этот катихизис обычно называют "Филаретовским": его составил

по поручению Синода Преосвященный митрополит Московский и Коломенский Филарет

(Дроздов; t1867).

В данном случае орфография текста изменена применительно к современной практике,

проведена замена многих грамматических архаизмов, даны некоторые уточнения - все

это делалось с таким расчетом, чтобы не изменить содержания и не исказить смысла

текста.

Принцип подачи текста катихизиса (а он представляет собой классическую

диалоговую схему: вопрос- ответ) несколько изменен: сняты вопросы и

соответственно буквенные обозначения вопросов и ответов ("В"и "О") и оставлены

только ответы. В тех случаях, когда вопрос был органически связан с ответом и

механическое снятие вопроса отражалось на понимании ответа, содержание вопроса

соединялось с текстом ответа.

Введена (чего не было в катихизисе) сплошная нумерация каждого из положений

катихизиса.

Цитаты из Священного Писания и из творений святых отцов оставлены, как и в

издании 1913 года, на церковнославянском языке, однако трудные для понимания

слова и словосочетания даны с переводами их на русский язык.

80

Об Откровении Божественном

10. Учение православной веры мы черпаем из Откровения Божественного.

11. Под наименованием Божественного Откровения разумеется то, что Сам Бог открыл

людям, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его.

12. Бог дал такое Откровение для всех людей, как всем нужное и спасительное, но

поскольку не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога, то Он

избрал особых провозвестников Откровения Своего, которые передали бы его всем

людям, желающим его принять.

13. Не все люди способны непосредственно принять Откровение от Бога по греховной

нечистоте и немощи духа и тела.

14. Провозвестниками Откровения Божия были Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие

пророки. Они приняли и проповедовали начала Откровения Божия; в полноте же и

совершенстве принес на землю Откровение Божие Воплощенный Сын Божий, Господь наш

Иисус Христос, и распространил его по вселенной через Своих учеников и

апостолов.

Апостол Павел говорит в начале своего Послания к евреям: Многочастне и

многообразие древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих

глагола нам в Сыне, Егомсе положи наследника всем, Иммсе и веки сотвори (Евр. 1,

1 - 2).

Тот же апостол пишет к коринфянам: Глаголем премудрость Бомсию, в тайне

сокровенную, юже пред-устави Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей

века сего разуме: нам же Бог открыл есть Духом Своим. Дух бо вся испытует, и

глубины Божия (1 Кор. 2, 7 - 8, 10).

Евангелист Иоанн пишет в Евангелии: Бога никтомсе виде нигдемсе, Единородный

Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (1, 18).

Сам Иисус Христос говорит: Никтомсе знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает,

токмо Сын, и ему-же аще волит Сын открыты (Мф. 11, 27).

15. Человек может познавать Бога из рассматривания (исследования.- Ред.)

сотворенных Богом вещей; но это познание бывает несовершенным и недостаточным и

может служить только приготовлением к вере или некоторым пособием к познанию

Бога из Его Откровения.'

Невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема, видима суть, и

присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20).

Сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному,

уставив предучиненная времена и пределы селения их, взыскати Господа, да поне

осямсут Его и обрящут, яко не далече от единаго коегождо нас суща. О Нем бо

мсивем, и движемся, и есмы (Деян. 17, 26 - 28).

В разсуукдении веры в Бога предшествует помышление то, что Бог есть, которое

(помышление) мы снискиваем чрез сотворенные вещи. Прилеж;но разсма-тривая

творение мира, познаем, что Бог Премудр, Всемогущ, Благ; познаем также и все

невидимыя Его свойства. Таким образом Его яко Верховнаго Правителя приемлем.

Поелику всего мира Творец есть Бог,

а мы составляем часть мира, следственно, Бог есть Творец и наги. За сим

познанием следует вера, и за сею верою поклонение (Василия Великого, Послание

232).

О Священном Предании и Священном Писании

16. Божественное Откровение распространяется между людьми и сохраняется в

истинной Церкви двумя способами: посредством Священного Предания и Священного

Писания.

17. Под наименованием Священного Предания понимается то, что истинно верующие и

чтущие Бога словом и примером передают один другому и предки потомкам - учение

веры, Закон Божий, таинства и священные обряды.

18. Все истинно верующие, соединенные Священным Преданием веры, в совокупности и

преемственно, по устроению Божию, составляют Церковь, которая и есть верное

хранилище Священного Предания, или, по изречению святого апостола Павла, Церковь

Бога жива, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

Святой Ириней пишет: Не должно у других искать истины, которую легко

заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в

полноте поломсили все, что принадлемсит истине, так что каждый желающий может

принимать от нея питие жизни. Она есть дверь мсизни (Против ересей, кн. 3, гл.

4).

19. Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через

освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обычно эти книги

называются Библией.

20. Слово Библия - греческое. Оно значит: Книги. Этим названием выражается то,

что священные книги преимущественно перед всеми прочими достойны внимания.

21. Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть

Священное Преда- W> ние. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь

наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим

словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы

распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна

и из того, Что книгами пользоваться могут не все, а Преданием - все.

22. Священное Писание дано для того, чтобы Откровение Божие сохранилось более

точно и неизменно. В Священном Писании мы читаем слова пророков и апостолов

точно так, как бы мы с ними жили и их слышали, несмотря на то, что священные

книги написаны за несколько веков или тысячелетий до нашего времени.

23. Мы должны соблюдать Священное Предание, с Божественным Откровением и

Священным Писанием согласное, как учит этому само Священное Писание. Апостол

Павел пишет: Темнее убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или

словом или посланием нашим (2 Сол. 2, 15).

24. Предание нужно и теперь для руководства к правильному пониманию Священного

Писания, для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в

чистоте первоначального их установления.

81

Святой Василий Великий говорит об этом следующее: Из соблюденных в Церкви

догматов и проповеда-ний, некоторые мы имеем от письменного наставления, а

некоторые прияли от Апостольского предания, по преемству в тайне. Те и другие

имеют одну и ту же силу для благочестия, и сему не станет противоречить никто,

хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо ежели отважимся отвергать

неписанные обычаи, как будто не великую вамсность имеющие, то неприметно

повредим Евангелию в самом главном, или паче, от проповеди апостольской оставим

пустое имя. Например, упомянем всего прежде о первом и самом общем: чтобы

уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом Креста, кто

учил писанием? К востоку обращаться в молитве какое писание нас научило? Слова

призывания в прело-жении Хлеба Евхаристии и Чаши Благословения, кто из святых

оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которыя Апостол

или Евангелие упоминает, но и премсде их, и после произносим и другия, как

имеющия великую силу для Таинства, приняв оныя от неписаннаго учения. По какому

так--мсе писанию благословляем и воду Крещения, и елей Помазания, еще же и

самаго крещаемаго? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Что еще? Самому

намазыванию елеем какое написанное слово научило нас? Откуда и троекратное

погружение человека? И прочее относящееся к Крещению, отрицаться сатаны и

ангелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго и

неизрекаемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и

выведыванию молчании, быв основательно на-

учены молчанием охранять святыню таинств!

Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещеным и

воззреть не позволительно? (Правило 97, О Святом Духе, гл. 27).

О Священном Писании

25. Священные книги написаны в разные времена. Одни до Рождества Христова, а

другие - после.

26. Эти два раздела Священных книг имеют особые названия. Те Священные книги,

которые написаны до Рождества Христова, называются книгами Ветхого Завета; а те,

которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета.

27. Ветхий и Новый Завет - это, иначе сказать, древний союз Бога с человеком и

новый союз Бога с человеком.

28. Ветхий Завет состоял в том, что Бог обещал даровать людям Божественного

Спасителя и готовил их к Его принятию.

29. Бог готовил людей к принятию Спасителя через постепенные откровения, через

пророчества и преобразования.

30. Новый Завет состоит в том, что Бог действительно даровал людям Божественного

Спасителя, Единородного Сына Своего Иисуса Христа.

31. Святой Кирилл Иерусалимский, святой Афанасий Великий и святой Иоанн Дамаскин

принимают число Священных книг Ветхого Завета - двадцать две, применительно к

тому, как их считают евреи на своем первоначальном языке (см. Афанасия, послание

39, праздничное. Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 4, гл. 17).

32. Счисление (счет.- Ред.) евреев достойно внимания потому, что, как говорит

апостол Павел, вверена быша им словеса Бомсия, и новозаветная христианская

Церковь приняла ветхозаветные Священные книги от-ветхозаветной Церкви еврейской

(Рим. 3, 2).

33. Ветхозаветные книги святой Кирилл и святой Афанасий исчисляют следующим

образом: 1. Книга Бытия. 2. Исход. 3. Левит. 4. Числа. 5. Второзаконие. 6. Книга

Иисуса Навина. 7. Книга Судей и вместе с ней, как бы ее прибавление, книга Руфи.

8. Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9. Третья и

четвертая книги Царств. 10. Первая и вторая книги Паралипоменон. 11. Книга Ездры

первая и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии. 12. Есфирь.

13. Книга Иова. 14. Псалтирь. 15. Притчи Соломона. 16. Екклезиаст, его же. 17.

Песнь песней, его же. 18. Книга пророка Исайи. 19. Книга пророка Иеремии. 20.

Книга пророка Иезекииля. 21. Книга пророка Даниила. 22. Книги двенадцати

пророков.

34. В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса,

сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке.

35. Мы должны принимать эти последние книги. О них Афанасий Великий говорит: они

назначены отцами для чтения вступающим в Церковь.

36. По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре следующих

разряда: 1. Книги закопополомсительные, которые составляют главное основание

Ветхого Завета. 2. Исторические, которые содержат преимущественно историю

благочестия. 3. Учительные, которые содержат учение благочестия. 4. Пророческие,

которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе

Христе.

37. Законоположительных книг - пять, написанных пророком Моисеем: книга Бытия,

Исход, Левит, Числ, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее

наименование - Закона Моисеева (см. Лк. 24, 44).

38. Книга Бытия содержит повествование о сотворении мира и человека, а также

историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого.

39. Другие четыре книги Моисеевы содержат историю благочестия во времена пророка

Моисея и через него данный от Бога закон.

40. Исторические книги Ветхого Завета - это книги: Иисуса Навина, Судей, Руфи,

Царств, Паралипо менон, книги Ездры, книги Неемии и Есфири.

41. Учительные книги - это книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы.

42. Псалтирь вместе с учением благочестия содержит также указания на его историю

и многие пророчества о Христе Спасителе. Она является превосходным руководством

к молитве и прославлению Бога и потому непрестанно употребляется в церковном

богослужении.

43. Книги пророческие - это книги пророков: Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и

двенадцати прочих.

44. Книг Нового Завета-двадцать семь.

45. Законоположителъными книгами, то есть преимущественно составляющими

основание Нового Завета, справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют

четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

46. Слово Евангелие - греческое, оно означает Благовестив, то есть добрую или

радостную весть.

47. Книги, называемые Евангелием, благовествуют о Божестве Господа нашего Иисуса

Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земле, о чудесных Его деяниях

и спасительном учении, наконец, о Его Крестной смерти, славном Воскресении и

Вознесении на Небо.

48. Эти книги названы Евангелием, потому что для людей не может быть лучшей и

более радостной вести, чем весть о Божественном Спасителе и о вечном спасении.

Потому-то и чтение Евангелия в Церкви каждый раз предваряется и сопровождается

радостным восклицанием: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

49. Среди новозаветных книг есть книга историческая, а именно: книга Деяний

святых апостолов.

50. Она повествует о сошествии Святого Духа на апостолов и о распространении

через них Церкви христианской.

51. Слово апостол значит посланник. Этим именем называются избранные ученики

Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие.

52. Учительные книги Нового Завета - это семь Соборных посланий: одно апостола

Иакова, два Петровых, три Иоанновых и одно Иудино и четырнадцать посланий

апостола Павла: к Римлянам, к Коринфянам два, к Галатам, к Ефесянам, к

Филип-пийцам, к Колосянам, к Солунянам (или Фессало-никийцам.- Ред.) два, к

Тимофею два, к Титу, к Филимону и к Евреям.

53. Среди книг Нового Завета есть и книга пророческая- это Апокалипсис.

54. В переводе с греческого языка слово это значит Откровение.

55. Эта книга содержит таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой

и всего мира.

56. При чтении Священного Писания нужно соблюдать следующее. Во-первых,

необходимо читать его с благоговением, как слово Божие, и с молитвой о его

понимании; во-вторых, с чистым намерением, для нашего наставления в вере и

побуждения к добрым делам; в-третьих, понимать его следует в согласии с

изъяснением Православной Церкви и святых отцов.

57. Когда Церковь предлагает учение Откровения Божия и Священного Писания людям,

не знавшим его, то она представляет им следующие признаки того, что это есть

истинное слово Божие: 1. Высоту этого учения, свидетельствующую о том, что оно

не могло быть изобретено разумом человеческим. 2. Чистоту этого учения,

показывающую, что оно произошло от чистейшего o ума Божия. 3. Пророчества. 4.

Чудеса. 5. Могущественное воздействие этого учения на сердца человеческие,

свойственное только Божией силе.

58. Пророчества являются признаком истинного Откровения Божия, и это можно

пояснить примером.

Пророк Исайя предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный

разум человеческий и помыслить не мог, и через несколько сот лет .после этого

пророчества Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии. Нельзя не

видеть, что пророчество было словом Бога Всеведущего и чтл -исполнение

пророчества есть дело Бога Всемогущего. Посему и святой евангелист Матфей,

повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исайи: Сие же все бысть,

да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: се, Дева во чреве приимет

и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказа-емо: с нами Бог (Мф. 1,

22-23).

59. Чудеса - это дела, которые не могут быть еде- ~ ланы ни силой, ни искусством

человеческим, но только Всемогущей силой Божией. Например - воскресить мертвого.

60. Чудеса являются признаком истинного слова Божия. Кто творит истинные чудеса,

тот действует силой Божией, следовательно, он угоден Богу и при-частен Духу

Божию. А такому человеку свойственно говорить только чистую истину. И потому,

когда он говорит именем Божиим, тогда через него, без сомнения, говорит слово

Божие. Посему Сам Господь наш Иисус Христос признает чудеса важным

свидетельством Своего Божественного посланничества: Дела, яже даде Мне Отец, да

совершу я (их.- Ред.), та дела, ямсе Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец

Мя посла (Ин. 5, 36).

61. Могущественное действие учения христианского особенно можно видеть на

примере двенадцати апостолов, избранных из людей бедных, неученых, невысокого

общественного положения, однако этим учением они победили и покорили Христу

сильных, мудрых, богатых, царей и царства.

Состав катихизиса

62. Чтобы правильно представить состав катихизи-ческого учения благочестия, для

этого, в соответствии с книгой "Православное исповедание", одобренной

Православными Восточными Патриархами, можно взять за основание изречение

апостола Павла о том, что для христианина в основе настоящей жизни должны

находиться ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ. Ныне же пребывают вера, надежда, любы: три сия

(1 Кор. 13, 13).

Итак, христианину нужны: во-первых, учение о вере в Бога и в таинства (тайны.-

Ред.), которые Он открывает; во-вторых, учение о надежде на Бога и о средствах

утверждения в ней; в-третьих, учение о любви к Богу и ко всему, что Он

повелевает любить.

63. Церковь вводит нас в учение о вере посредством Символа веры.

64. Руководством к учению о надежде можно принять изречения Господни о

блаженстве и Молитву Господню.

65. Начальное учение о любви можно найти в десяти заповедях Закона Божия. (А

также в Новом Завете: см., например, Мф. 5, 44, 46; 10, 37. Мк. 12, 30-33. Лк.

7, 47; 11, 42. Ин. 13, 34-35. 1 Кор. 13, 1-9 и др.- Ред.)



Православного катихизиса часть первая

О вере

О Символе веры вообще и о его происхождении

66. Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что

должны веровать христиане.

67.

1. Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же

всем и невидимым.

2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Имсе от Отца

рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна,

рождений не сотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся пыша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от

Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавши и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

1. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егомсе Царствию не будет

конца.

8. И в Духа Святого, Господа, Животворящаго, Имев от Отца исходящаго, Иже со

Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино Крещение, во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

68. Учение веры так изложили отцы Первого и Второго Вселенских Соборов.

69. Вселенский Собор - это собрание пастырей и учителей христианской

Кафолической Церкви, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного

учения и благочиния между христианами.

70. Вселенских Соборов было семь: 1-й - Никейс-кий (325 г.). 2-й -

Константинопольский (381 г.). 3-й-Ефесский (431 г.). 4-й - Халкидонский (457

г.). 5-й - Константинопольский второй (553 г.). 6-й - Константинопольский третий

(680 г.). 7-й - Никейский второй (787 г.).

71. Правило собирать Соборы основывается на примере апостолов, которые созвали

Собор в Иерусалиме (см. Деян. 15). Основанием для этого служит также изречение

Самого Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что

нарушающий их оказывается лишенным благодати, как язычник. Способ же, которым

Вселенская Церковь высказывает свои определения, есть Вселенский Собор. Повеждъ

(скажи.- Ред.) Церкви, аще же и Церковь преслушает (не послушает.- Ред.), буди

тебе, якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17).

72. Первый и Второй Вселенские Соборы,чна^кото-рых составлен Символ веры, были

созваны: первый- для утверждения истинного учения о Сыне Бо-жием против ложного

учения Ария; второй - для утверждения учения о Святом Духе против ложного учения

Македония.

73. Первый Вселенский Собор составил 20 правил (или канонов), Второй Вселенский

Собор составил 7 правил.

О членах Символа веры

74. Чтобы лучше понимать Вселенский Символ веры, следует обратить внимание на

его деление на двенадцать членов, или частей, и рассматривать каждый член

порознь.

75. В первом члене говорится о Боге, особенно о первой Ипостаси Святыя Троицы, о

Боге Отце и о Боге как о Творце мира. Во втором члене - о второй Ипостаси Святой

Троицы, о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием. В третьем члене - о Воплощении

Сына Божия. В четвертом члене--о Страдании и смерти Иисуса Христа. В пятом члене

- о Воскресении Иисуса Христа. В шестом члене - о Вознесении Иисуса Христа на

Небо. В седьмом члене - о Втором пришествии Иисуса Христа на землю. В восьмом

члене - о Третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе. В девятом члене - о

Церкви. В десятом члене - о Крещении, где подразумеваются и другие Таинства. В

одиннадцатом члене - о будущем (всеобщем.- Ред.) воскресении мертвых. В

двенадцатом члене- о Жизни Вечной.

О первом члене

76. Веровать в Бога-значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и

действиях rf всем сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода

человеческого.

77. Из Священного Писанин можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога.

Апостол Павел пишет: Без веры не возможно угодити Богу; веровати же подобает

приходящему к Богу, яко есть, и взыска-ющим Его мздовоздатель бывает (и ищущим

Его воздает.- Ред.) (Евр. 11, 6). Апостол действие веры в христианах изображает

в следующей молитве о них к Богу: Да даст вам, по богатству славы Своея, силою

утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, все-литися Христу верою в сердца

ваша (Еф. 3, 16-17).

78. Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть

исповедание самой веры.

79. Исповедовать веру - значит открыто признавать, что мы держимся православной

веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни

угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в

Истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа.

80. Апостол Павел свидетельствует, что исповедание веры нужно для спасения:

Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10).

81. Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру,

потому что если бы кто-нибудь для сохранения временной жизни или земных выгод

отрекся от исповедания православной веры, то показал бы этим, что не имеет

истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь.

82. В Символе веры не сказано: верую в Бога, но с прибавлением: во Единого Бога

- для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь

Богом, думали, что богов много.

83. Самые слова учения Священного Писания о единстве Божием внесены в Символ

веры из следующего изречения апостола Павла: Никтомсе Бог ин (иной.- Ред.),

токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози (так называемые боги.- Ред.), или на

небеси, или на земли, якомсе суть бози мнози, и господие мнози; но нам Един Бог

Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и Един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы

Тем (1 Кор. 8, 4-6).

84. Самое Существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только

человека, но и ангелов.

85. Об этом в Священном Писании через апостола Павла сказано, что Бог во свете

живет неприступ-нем, Егоже никтоже видел есть от человек, низшее видети мозясет

(1 Тим. 6, 16).

86. Следующие понятия о Существе и существенных свойствах Божиих можно

заимствовать из Откровения Божия: Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий,

Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный.

87. Все это можно видеть из Священного Писания. Сам Господь Иисус Христос

сказал, что Дух есть Бог (Ин. 4, 24). О вечности Божией говорит пророк Давид:

Прежсде даже горам не быти, и создатися земли и вселенней, и от века и до века

Ты ecu (Пс. 89, 3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: Свят,

Свят, Свят Господь Бог Вседермситель, Иже бе, и сый, и грядый (Который был, есть

и грядет.- Ред.) (Апок. 4, 8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено по

повелению Вечнаго Бога (Рим. 14, 25).

О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: Никтоже благ, токмо Един Бог (Мф.

19, 17). Апостол Иоанн говорит: Бог любы (любовь.- Ред.) есть (1 Ин. 4, 16).

Пророк Давид воспевает: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его (Пс. 144, 8-9).

О всеведении Божием апостол Иоанн говорит: Бо-лий есть (больше.- Ред.) Бог

сердца нашего, и весть вся (и знает все.- Ред.) (1 Ин. 3, 20). Апостол Павел

восклицает: О глубина богатства и премудрости и разума Бож:ия! Яко неиспытани

судове (судьбы.- Ред.) Его, и неизследовани путие Его (Рим. 11, 33).

О правосудии Божием пророк Давид поет: Праведен Господь, и правды возлюби,

правоты виде лице Его (Пс. 10, 7). Апостол Павел говорит, что Бог воздаст

ко-емуждо по делом его и что несть на лица зрения у Бога (Рим. 2, 6, 11).

О всемогуществе Божием псалмопевец говорит: Той рече, и быша: Той повеле, и

создашася (Пс. 32, 9). Архангел Гавриил говорит в Евангелии: Не изнеможет (не

останется бессильным.- Ред.) у Бога всяк глагол (Лк. 1, 37).

Вездесущие Божке Давид изображает та^ Намо (куда.- Ред.) пойду от Духа Твоего? и

от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на Небо, Ты тамо ecu: аще сниду во ад, тамо

ecu.. Аще возму криле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя

наставит мя, и удержит мя десница Твоя. И рех (сказал.- Ред.): еда тьма поперет

(скроет.- Ред.) мя? и ночь просвещение в сладости моей. Яко тьма не помрачится

от Тебе, и нощь, яко день, просветится: яко тьма ея, тако и свет ея (Пс. 138,

7-12).

Апостол Иаков пишет, что у Отца светов несть пременение (пет изменения.- Ред.),

или преложения стень (или тени перемены.- Ред.) (Иак. 1, 17).

Апостол Павел говорит, что Бог ни от рук человеческих угомсдения приемлет,

требуя что, Сам дая всем живот и дыхание, и вся (Деян. 17, 25). Он же именует

Бога Блаженным и Единым Сильным, Царем царствующих и Господом господствующих (1

Тим. 6, 15).

88. Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные члены,

например: сердце, очи, уши, руки. Священное Писание применяется в этом к

обычному языку человеческому, а понимать это ладо в духовном и высшем смысле,

например: сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают

всеведение, руки - всемогущество.

89. Бог везде, но говорят, что Бог на Небесах или во храме. Да, Бог везде, но на

Небесах есть особое присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; а

в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно

познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях.

Иисус Христос говорит: Идеже бо еста (ибо где.- Ред.) два или трие собрани во

имя Мое, ту есмь посреде их (Мф. 18, 20).

90. Слова Символа: Верую во Единаго Бога Отца нужно понимать в смысле отношения

к тайне Святой Троицы, потому что Бог есть Един по Существу, но Троичен в Лицах:

Отец, Сын и Святой Дух, Троица Единосущная и Нераздельная.

91. О Святой Троице говорится в Священном Писании. Главнейшие изречения об этом

в Новом Завете следующие: Шедгие убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца

и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19). Трие суть свидетельствующий на Небеси, Отец,

Слово и Святый Дух; и Сии Три Едино суть (1 Ин. 5, 7).

92. О Святой Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например:

Словом Господним Небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6).

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его (Ис. 6, 3).

93. Бог есть Един в Трех Лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества,

но веруем в нее по непреложному свидетельству слова Божия: Божия никтомсе весть,

точию (только.- Ред.) Дух Божий (1 Кор. 2, 11).

94. Между Лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не

исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой

предвечно исходит от Отца.

95. Три Ипостаси, или Лица Пресвятой Троицы,- совершенно равного Божественного

достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и

Дух Святой есть Истинный Бог; но притом так, что в трех Ипостасях есть Един

только Триипо-стасный Бог.

96. Бог называется Вседержителем потому, что Он всё, что ни есть, содержит в

Своей силе и в Своей воле.

97. Слова Символа веры: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым говорят

о том, что всё сотворено Богом и ничто не может быть без Бога.

98. Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытия начинается словами: В

начале сотвори Бог небо и землю. Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием,

говорит: Тем создана быша всяческая, ямсе на небеси, и ямсе на земли, видимая и

невидимая: аще престали, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем

и о Нем создашася (Кол. 1, 16).

99. В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или

духовный, мир, к которому принадлежат ангелы.

100. Ангелы-духи бесплотные, одаренные умом, волей и могуществом.

101. Имя Ангел значит Вестник.

102. Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так,

например, Архангел Гавриил послан был предвозвестить Пресвятой Деве Марии

зачатие Спасителя.

103. Невидимое сотворено прежде видимого, и Ангелы- прежде людей (Православное

исповедание, ч. I, вопрос 18).

104. Свидетельство об этом можно найти в Священном Писании. В книге Иова Сам Бог

о сотворении земли говорит так: Кто же есть поломсивът камень краеугольный на

ней? Егда (сотворены) быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим ecu Ангелы Мои

(Иов 38, 6, 7).

105. Название Ангела Хранителя взято из следующих слов Священного Писания:

Ангелом Своим за-повесть о Тебе, сохранити Тя во всех путех Твоих (Не. 90, 11).

106. Для каждого из нас есть ангелы хранители. В этом удостоверяют нас следующие

слова Господа Иисуса Христа: Блюдите (смотрите.-Ред.), да не презрите единого

(от) малых сих: глаголю бо вам, яко ангели их на Небесех выну (всегда.- Ред.)

видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10).

107. Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе

называют диаволами (или бесами.- Ред.).

108. Они сотворены добрыми. Но они злыми стали потому, что нарушили долг

совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него и впали в

самолюбие, гордость и злобу. По изречению апостола Иуды, это ангелы, не

соблюдшие (не сохранившие.- Ред.) своего начальства (достоинства.- Ред.), но

оставльшие свое жилище (Иуд. 1, 6),

109. Слово диавол значит клеветник, или обольститель.

110. Злые ангелы называются диаволами, то есть клеветниками, или обольстителями,

потому что стараются коварствовать (являть свою хитрость.- Ред.) в отношении

людей и, обольщая их, внушать им ложные мысли и злые желания.

Об этом Иисус Христос неверующим (в Него, как Сына Божия.- Ред.) иудеям говорит:

Вы отца вашего, диавола, есте, и похоти отца вашего хощете творити; он

человекоубийца бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда

глаголет лжу, от своих глаголет, яко ломе есть, и отец лмси (Ин. 8, 44).

111. Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что в начале Бог из

ничего сотворил небо и землю. Земля была необразована (или безвидна, то есть не

имела привычного нам внешнего вида.- Ред.) и пуста. Затем Бог постепенно

сотворил: В первый день бытия мира - свет. Во второй день-твердь, или видимое

небо. В третий-вместилища вод на земле, сушу и растения. В четвертый - солнце,

луну и звезды. В пятый - рыб и птиц. В шестой - животных четвероногих, живущих

на суше, и, наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день

Бог почил от всех дел Своих. Поэтому седьмой день назван субботой, что с

еврейского языка означает покой (см. Быт. 2, 2).

112. Видимые твари сотворены не такими, какими видим их ныне. При сотворении всё

было добро зело, то есть чисто, прекрасно и безвредно.

113. Известна особенность сотворения человека. Бог во Святой Троице сказал:

Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). И сотворил Бог

тело первого человека Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни; ввел

Адама в рай; дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды древа жизни;

наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену Еву (см.

Быт. 2, 21-22).

114. Образ Божий состоит, по объяснению апостола Павла, в правде и в преподобии

(святости.- Ред.) истины (Еф. 4, 24).

115. Дыхание жизни - это душа, существо духовное и бессмертное.

116. Слово рай означает сад. Так названо прекрасное и блаженное жилище первого

человека, описанное в книге Бытия подобным саду.

117. Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как

видимое блаженное жилище; а для души - духовным, как состояние благодатного

общения с Богом и духовного созерцания тварей (см. святого Григория Богослова,

слово 38, 42; святого Иоанна Дамаскина, Богословие, кн. 2, гл. 12, ст.З).

118. Древо мсиани - это такое древо, питаясь плодами которого человек и телом

был бы безболезнен и бессмертен.

119. Ева создана из ребра Адамова для того, чтобы весь род человеческий, по

своему происхождению, был одним телом и чтобы поэтому люди естественно склонны

были любить и беречь друг друга.

120. Бог сотворил человека с таким назначением, чтобы он познавал Бога, любил и

прославлял Его и через это вечно блаженствовал.

121. Изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству имеет в

учении веры особое наименование - предопределение Божие.

122. Предопределение Божие о блаженстве человека остается неизменным даже тогда,

когда мы видим, что и ныне человек не блаженствует. Это потому, что Бог по

предведению и по бесконечному милосердию Своему и для уклонившегося от пути

блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству через

Единородного Сына Своего Иисуса Христа. Избра нас в Нем прежде сложения

(создания.- Ред.) мира,- говорит апостол Навел (Еф. 1, 4).

123. Предопределение Божие по отношению к людям вообще и к каждому человеку

порознь нужно понимать так. Бог предопределил всем людям даровать, и

действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению

блаженства; а тех, кто даруемую Им благодать добровольно при-емлет, употребляет

дарованные Им спасительные средства и идет показанным Им путем блаженства,

собственно предопределил к блаженству.

124. Слово Божие говорит об этом так: Ихже бо предуведе, тех и предустави

(предопределил.- Ред.) (Рим. 8, 29).

125. В Изложении веры Восточных Православных Патриархов об этом сказано: Поелику
Семинарская и святоотеческая библиотеки

Вернуться на главную || Следующая