Исследования Ф. АрьесаИсторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Арьесом. Ф. Арьеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в области изобразительного искусства привели к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Цикл фресок в свадебном зале герцогского дворца в Мантуе. Фрагмент Путти. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Арьеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. В XV в. Ф. Арьес замечает новый тип изображения детей - путти ( (ит. putti, мн. ч. от putto, букв. — младенец) — дополняющие и украшающие композицию изображения эротов (амуров), гениев или ангелов в виде обнаженных (часто крылатых) мальчиков.). По словам Ф. Арьеса, пристрастие к путти "соответствует появлению широкого интереса к детям и детству" Примерно в этот же период зарождается детский портрет. Одной из первых таких работ является произведение великого Тициана "Портрет Клариссы Строцци с собачкой " (1542 г.). Эта работа многие годы была образцом для подражания. Также признаком преодоления безразличия к детству, по мнению ученого, служит появление в XVI в. портретов умерших детей. Их смерть, пишет Арьес, теперь переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне обычное событие. Преодоление равнодушия к детям происходит, судя по живописи, не раньше XVII в., когда впервые на полотнах художников начинают появляться портретные изображения реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, как считает Ф. Арьес, открытие детства началось в XIII в., его развитие можно проследить в истории живописи XIV-XVI вв., но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия. Источник: данная статья основана на выдержках из книги Арьес Ф. «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке», Издательство Уральского Университета, 1999 г. Выдержки из книги, посвященные теме: скачать в формате pdf (238 Кб) | ||
Copyright ©2006-2012 Webmaster: webstarco@yandex.ru
Полное или частичное использование материалов сайта только с указанием активной ссылки детские образы в живописи |