Банковская отчетность

Банковская отчетность

ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ БАНКОВСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

     Основное назначение банковской отчетности - быть источником достоверной, полной и оперативной экономической информации о деятельности банка. Банковская отчетность должна быть понятна существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам, давать им пред­ставление о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами, предоставлять информацию о составе и видах привлекаемых ресурсов, их размещении, наличии резервов на возможные потери по ссудам и т.п.

   Управление современными банками базируется на использовании количественной информации, выраженной в денежных единицах. При этом бухгалтерская отчетность может включать и качественную информацию (не денежную), если она помогает анализу бухгалтерских отчетов. Отчетность, специально подготовленная в помощь менеджерам, относится к управленческой учетной информации. Она используется в процессе планирования, исполнения и контроля за деятельно­стью банка.

    Вместе с тем необходимо иметь в виду, что бухгалтерская информа­ция использует условные классификации, предположительные оценки в этом смысле является приблизительной. Например, отражение в балансе на обычных ссудных счетах многократно пролонгированных суд с большой долей условности отражает соотношение между срочными и просроченными ссудами. Аналогичное отражение на пассивных счетах резервных фондов банка не свидетельствует об их наличии Ликвидной форме.

      Таким образом, несмотря на "ауру точности", которая, как может показаться, окружает бухгалтерскую отчетность, показатели и значение их могут быть лишь приблизительными. В этой связи большая ответственность за правильное использование отчетности ложится на ее пользователя, который обязан уметь адекватно истолковать ее и применить при выработке решений. Он должен понимать ее и определять, какую отчетность и как, в какой сфере деятельности использовать.

.   Методологическим центром по организации бухгалтерского учета в банках является Центральный банк РФ. В соответствии со статьей 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации устанавливает обя­зательные для банков правила ведения бухгалтерского учета, составле­ния и представления бухгалтерской отчетности.

 

 

   БАЛАНС БАНКА И ПРИНЦИПЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ

Баланс коммерческого банка (КБ) - это бухгалтерский баланс, который отражает состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции.

Балансы банков строятся по унифицированной схеме, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в банках, который утверждается ЦБ РФ. Банковские балансы относятся к средствам, коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (достоверности). Оперативность банковского баланса прояв­ляется в его ежедневном составлении, которое в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учета в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляр (выписок) их лицевых счетов, в которых исключается наличие ошибочных записей. Действовавший до 1998 г. План счетов, который был ложен в основу построения банковских балансов, использовал принцип группировки счетов по экономическим однородным признакам.

Правило понижающейся ликвидности статей по активу и уменьшения степени востребования средств по пассиву строго не соблюдается и прослеживается лишь в тенденции.

Счета номенклатуры баланса банков подразделяются на балансовые и внебалансовые. Балансовые счета подразделяются на пассивные и активные. Пассивные счета предназначены для учета собственных и привлеченных ресурсов, активные - для их размещения.

Внебалансовые счета используются для учета ценностей и документов, не влияющих на актив и пассив баланса, поступающих в банки хранение, инкассо или комиссию, а также для учета бланков строгой отчетности, бланков акций, других документов и ценностей.

Все балансовые счета подразделяются на счета первого порядка - укрупненные, синтетические счета и счета второго порядка - детализирующие, аналитические счета. Счета первого порядка обозначают тремя цифрами от 102 до 705. Номер счета второго порядка состоит из пяти знаков и строится путем прибавления двух цифр справа к номеру счета первого порядка. Например, 102 - Уставный капитал акционерных банков, сформированный за счет обыкновенных акций, 10201 Уставный капитал акционерных банков, сформированный за счет обновленных акций, принадлежащих Российской Федерации.

Балансовые счета группируются в семи разделах по принципу экономически однородного содержания и ликвидности. Номенклатура внебалансовых счетов - пятизначная. Внебалансовые счета сгруппированы также в семи разделах.

С 1 января 1998 г. введен новый План счетов, разработанный на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных конов Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)",  "О банках и банковской деятельности", использованием международных стандартов бухгалтерского учета банках, требований международных организаций в области финансовой статистики.

Введение нового Плана счетов вместе с совершенствованием прин­ципов организации учета в банках практически означает реформу бан­ковского бухгалтерского учета.

Новый План счетов строится на следующих международно признан­ных принципах бухгалтерского учета:

непрерывность деятельности кредитной организации; постоянство методов учета; незыблемость входящего баланса; приоритет содержа­ния над формой; осторожность при совершении банковских операций;

раздельное отражение остатков по активно-пассивным счетам; откры­тость учета.

Бухгалтерский баланс в полной мере должен отражать операции, проводимые банком, служить базой для принятия управленческих решений, отражать реально получаемую прибыль.

При формировании нового Плана счетов учтены изменения, имев­шие место в последние годы в основах экономической системы, прин­ципах организации экономических отношений, расширение функций и увеличение числа проводимых банками операций. Изменены общая структура Плана счетов, которая теперь базируется на выделении в разделы однотипных по содержанию банковских операций (межбанковс­кие операции, счета клиентуры, привлеченные и размещенные средства, операции с ценными бумагами).

В основу построения Плана счетов положены следующие базовые принципы:

 

1. Разделение счетов на активные и пассивные, отказ от использования активно-пассивных счетов. Для отражения операций, по которым сальдо может быть либо дебетовое, либо кредитовое, предусматривает­ся наличие парных счетов - активного и пассивного. В начале операци­онного дня операции начинают отражаться по счету, имеющему сальдо (остаток) по результатам предыдущего дня. Если в конце дня на счете образуется противоположное сальдо, то оно переносится на соответству­ющий парный счет. Не допускается наличие в балансе на конец дня дебе­тового сальдо по пассивному счету или кредитового по активному счету.

Если в соответствии с договором с клиентом (банком-корреспон­дентом) предусматривается возможность использования "овердрафта", т.е. проведения платежей при отсутствии средств на счете, то данная операция отражается как кредитная. Образовавшееся в этом случае по итогам дня дебетовое сальдо переносится на ссудные счета клиентов, т.е. отражается как предоставленный кредит.

При образовании кредитового сальдо в результате совершения бан­ком в течение дня операций, отражаемых по активному счету, оно также в конце дня должно быть перенесено на парный пассивный счет.

 

2. Единообразное отражение операций, совершаемых в различных видах валют, отказ от "валютного раздела" баланса. Отражение банковских операций в счетах бухгалтерского баланса производится в зависимости от содержания операции, а не от вида валюты. Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в иностранной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском ба­лансе банка только в рублях. Для учета операций, совершаемых в различных видах валют, на балансовых счетах открываются отдельные лицевые счета в соответствующей иностранной валюте. В номер лице­вого счета аналитического учета включается трехзначный цифровой код валюты. Таким образом, в сводном балансе на одном счете должны учитываться и отражаться операции во всех используемых валютах, и  одновременно кредитные организации имеют возможность составлять  аналогичные по структуре балансы по учету и отражению операций совершаемых в различных валютах. При этом совершение операций по счетам в иностранной валюте производится с соблюдением валютного законодательства, правил валютного контроля и в соответствии с нормативными документами Центрального банка Российской Федерации по этим вопросам.

 

3. Единая временная структура активных и пассивных операций. I
целях адекватного отражения ликвидности баланса кредитных
органи
заций в активе и пассиве используется единая структура счетов второго
порядка по срокам (где это требуется):

до востребования: сроком на 1 день;

сроком на 7 дней: сроком до 30 дней;

сроком от 31 до 90 дней;

сроком от 91 до 180 дней;

сроком от 181 дня до 1 года;

сроком от 1 года до 3 лет;

сроком свыше 3 лет.

Отражение в данном случае в балансе кредитной организации раций осуществляется по фактическому сроку до окончания данной операции, что подразумевает перевод с течением времени сумм операции с одного счета второго порядка на другой. Для учета полного срока операции в лицевом счете указываются дата начала операции и с в днях до ее окончания.

 

4. Разрешение банкам принимать решение об открытии дополнительных счетов, необходимых для более точного отражения совершаемых операций.

Кредитные организации имеют право открывать в соответствующих
 разделах отдельные счета второго порядка для учета операций
необходимых банку или клиенту, но с условием, что в балансе,
представ
ляемом Банку России, его учреждениям, эти счета должны быть включены по экономическому содержанию в действующие счета того же раздела Плана счетов, утвержденного Центральным банком Российской Федерации.

Для учета отдельных операций, где это необходимо, предусматриваются специальные транзитные счета.

Кредитные организации могут открывать клиентам на определенный срок накопительные счета для зачисления средств. Расходование средств с этих счетов не допускается. Средства с накопительных счетов по истечении срока перечисляются на оформленные в установленное порядке расчетные, текущие счета. Накопительные счета не должны использоваться для задержки расчетов и нарушения действующей оче­редности платежей.

 

5. Разделение счетов по типам клиентов. В Плане счетов предусматривается использование единой классификации клиентов при отражении  различных операций, основанной на выделении резидентства,  формы собственности и вида деятельности:

резиденты, в том числе:

  -           кредитные организации,

 -   предприятия и организации, находящиеся в федеральной собственности, в том числе:

 финансовые,

 коммерческие,

 некоммерческие,

-           предприятия и организации, находящиеся в государственной
собствен
ности (кроме федеральной), в том числе:

финансовые, коммерческие, некоммерческие.

- прочие предприятия и организации, в том числе: финансовые,

 коммерческие,

 некоммерческие,

- предприятия без образования юридических лиц: физические лица;

 нерезиденты, в том числе:

кредитные организации,

прочие юридические лица,
физические лица.

 

6. Расчеты с филиалами. В Плане счетов сохранены счета для учета кредитных организаций со своими филиалами. При этом предусматриваются отдельные счета для учета расчетов с филиалами, расположенными на территории Российской Федерации и за границей. Порядок расчетов между кредитными организациями и их филиалами определяют сами кредитные организации с отражением принципов и положений, определенных Банком России. При проведении и отражении в балансе внутрибанковских расчетов кредитные организации исходят из того, что они несут ответственность за риск и правильную организацию внутрибанковских расчетов. Кредитная организация также самостоятельно определяет порядок учета и документооборота по однородным дополнительным офисам, не наделенным правами филиалов. Они должны функционировать  на основании положений о них, утвержденных соответствующим органом

кредитной организации.

 

7. Финансирование капитальных вложений. Аналогично с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий не предусматривается ведение обособленного "учета финансирования капитальных вложений" клиентов и в кредитных организациях. Если по просьбе клиента на договорных условиях кредитная организация возьмется обособленно учитывать операции по использованию клиентом средств на капитальные вложения, то для этого на том же балансовом счете, где учитываются операции по расчетным, текущим счетам, можно открывать в установленном порядке отдельные счета, с которых  оплачиваются расчетные документы в пределах наличия на них средств. При этом контрольные функции кредитные организации осуществляют в пределах, определенных договорами. Средства на эти счета должны перечисляться с расчетных, текущих счетов. Если на капитальные вложения выделяются бюджетные средства, то эти операции совершаются в порядке, изложенном по ведению операций по счетам бюджета.

 

7.3. ТЕКУЩАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Текущая бухгалтерская отчетность подразделяется на отчетность по итогам месяца и отчетность по итогам квартала. Порядок составления, содержание, сроки представления текущей бухгалтерской отчетности коммерческими банками определяются учреждениями ЦБ РФ.

Текущая отчетность по итогам месяца включает:

    Баланс (ф. №1);

    Сводный баланс (включая балансы филиалов);

    Расшифровку остатков ссудной задолженности и неплатежей по ссудам банка;

    Расшифровку отдельных счетов баланса по срокам привлечения и направления средств;

    Расшифровку отдельных балансовых счетов для экономических нормативов деятельности коммерческого банка;

    Список крупных кредиторов;

    Расшифровку по балансовому счету "Уставный фонд банка";

    Расчет экономических нормативов;

    Расчет фонда обязательных резервов;

    Расшифровку балансового счета № 30102;

    Расшифровку балансовых счетов по корреспондентским счетам
 30109, 30110.

     Ежемесячная бухгалтерская отчетность представляется коммерческими банками в ГУ ЦБ РФ, налоговые органы.

      Коммерческие банки, выполняющие операции в иностранной валюте, дополнительно представляют в ЦБ РФ отчет о движении иностранных активов и пассивов в свободно конвертируемых валютах, а также в других видах валют по операциям с нерезидентами. В состав данной отчетности входит справка о текущих поступлениях и платежах по операциям с нерезидентами в разрезе стран дальнего и ближнего зарубежья.

      Отчет о движении валютных активов и пассивов предназначен для сбора информации о движении иностранных активов и пассивов коммерческих банков в операциях между резидентами и нерезидентами России за отчетный период. Информация, содержащаяся в отчете, используется для целей составления платежного баланса Российской Федерации, носит конфиденциальный характер и не подлежит опубликованию в открытой печати.

   Банки, выполняющие валютные операции кроме данного вида отчетности, обязаны представлять в учреждения ЦБ РФ специальную отчетность о ведении открытой валютной позиции и отчет о движении наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

     Отчетность коммерческих банков по итогам квартала дополнительно включает оборотные ведомости по балансу в рублях и по балансу в иностранной валюте, оборотные ведомости филиалов и по консолидированному балансу, отчет о прибылях и убытках, расчет фонда страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротства.

Отчет о прибылях и убытках содержит спецификацию (перечень) доходов и расходов, отнесенных на соответствующие счета. В отчете при­водятся сгруппированные по отдельным видам процентные и непроцент­ные доходы и расходы банка. В отдельный раздел выделены расходы на содержание аппарата управления и суммы, списанные в убыток. Данные отчета используются для анализа и выявления факторов изменения до­ходов и расходов банка.

 

 

7.4. ГОДОВАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

В состав годовой бухгалтерской отчетности коммерческих банков включаются:

   Годовой баланс (ф. № 101),

   Отчет о прибылях и убытках (ф. № 102);

   Приложение к балансу об использовании прибыли и фондов (ф. № 126);

   Расчет резерва на возможные потери по ссудам (ф. № 115);

   Отчет о состоянии внутреннего контроля в банке.

   Объяснительная записка по бухгалтерскому годовому отчету.

Для составления годового бухгалтерского отчета банки в конце от­четного года проводят необходимую подготовительную работу. Прежде всего банки проводят инвентаризацию всех учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах денежных средств и ценностей, основных средств, хозяйственных и других материалов, расчетов. В ходе подготовительной работы анализируется дебиторско-кредиторская задолженность, прини­маются активные меры по ее погашению. Нереальные суммы подлежат списанию с баланса и отнесению на убытки, анализируется кредитный портфель и принимаются меры по выявлению нереальной ссудной задол­женности, а также начисленных процентов по таким ссудам и их списа­нию в установленном порядке. Аналогичная аналитическая работа про­водится по всем другим видам активов (вложениям в ценные бумаги, совместной хозяйственной деятельности и др.) с целью отражения в го­довом балансе реальных и достоверных активов и пассивов.

По результатам инвентаризации принимаются меры по урегулиро­ванию выявленных расхождений (излишки и недостачи должны быть отражены по балансу в отчетном году), оформляются документы на взыскание сумм с виновных лиц, списываются в установленном поряд­ке нереальные активы, включая безнадежные ссуды, проценты, другие долги, а также стоимость пришедших в негодность основных средств, хозяйственного инвентаря и материалов.

Перед составлением годового бухгалтерского отчета завершаются все операции, выполняемые заключительными оборотами. В первый рабо­чий день нового года по всем лицевым счетам клиентам вручаются или отсылаются по почте выписки из лицевых счетов с остатками на 1 января нового года. В этих целях составляются проверочные ведомости.

Ответственность за своевременное и качественное составление годо­вого отчета возлагается на руководителей и главных бухгалтеров бан­ков. Главный бухгалтер банка обязан до подписания годового отчета лично сверить отчетные данные всех форм с данными баланса на 1 янва­ря нового года с учетом заключительных оборотов с актами ревизий, инвентаризации денежных средств, имущества и материалов. Отчет о прибылях и убытках должен отражать реальные доходы и расходы, от­несенные на финансовые результаты, исходя из Правил ведения бухгал­терского учета.

Особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль относятся к компетенции налогового учета и не могут влиять на конечный финансовый результат. В объяснительной записке по годовому отчету оценивается состояние учета в банке, расшифровываются остатки отдельных счетов.

 Годовой отчет коммерческого банка подлежит аудиторской проверке, целью ее является подтверждение достоверности полноты и реальности счета, соответствие постановки бухгалтерского учета действующему законодательству и нормативным документам. Годовой отчет коммерческие банки представляют Банку России с положительным аудиторским подтверждением его достоверности.

 

 

 

 

 

7.5. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕТА В БАНКАХ

       Проблемы перехода на международные принципы бухгалтерского занимают важное место в становлении отечественной банковской системы.

      Предпосылки, сложившиеся в настоящее время в коммерческих банках, для решения этого вопроса имеются, однако сдерживающее влияние на их развитие оказывают следующие мощные факторы.

     Первый. Неравномерное насыщение коммерческих банков квалифицированными бухгалтерскими кадрами. Острый дефицит в таких специалистах особенно испытывают недавно созданные банки.

     Очевидно, без активного участия самих банков, а также различных банковских ассоциаций проблему подготовки квалифицированных бухгалтерских кадров решить весьма трудно.

     Второй. Принципиальное изменение представлений о бухгалтерской профессии, которое сейчас зарождается в банковской практике в связи с приобщением к международным стандартам учета.

      Если раньше бухгалтерский учет приравнивался к счетоводству, то теперь мы видим, что за рубежом банковский бизнес отошел от подобных представлений.

      Счетоводство - ведение записей по счетам - лишь часть бухгалтерского учета. Кроме счетоводства бухгалтерский учет включает анализ учетной информации и участие в принятии управленческих решений, т.е. в банковском менеджменте. При рейтинговой оценке банковского персонала участие в анализе и управлении банком должно рассматриваться в качестве обязательного для бухгалтерских кадров.

      Третий. Недостаточность нормативной базы для бухгалтерского оформления целого ряда банковских операций, имеющиеся российские стандарты затрудняют анализ банковской деятельности, не позволяют использовать показатели и коэффициенты оценки надежности, устойчивости банков, используемые в зарубежной банковской практике.            

       Четвертый. Недостаточный уровень технической оснащенности
средств передачи данных, телекоммуникаций и защиты банковской
информации от проникновения фальшивых документов, общий низкий
уровень банковской безопасности, включая компьютерную безопас­ность
 О
тсюда неспособность некоторых банков обеспечить банковскую­
 тайну, в то время как развитие банковского бизнеса требует
возве
дения банковской тайны в ранг государственной политики (согласно
западной статистике 60% всех преступлений в банковской сфере совер­шается
 персоналом банка).

        Пятый. Недостаточный профессионализм в области бухгалтерс­кого
 учета некоторых аудиторских фирм, отсутствие их ответственнос­ти
 за качество проверок также отрицательно сказывается на общем уров­не
 бухгалтерской работы.

Банковская инфраструктура должна включать квалифицированный аудит, который бы занимался не только подтверждением отчетности, но и оценивал качество руководства, менеджмента банка на основе анализа рисков, ликвидности, доходности и т.п. Сюда же должна входить квали­фицированная юридическая служба, агентство по регистрации залогов, чтобы избежать двойного или многократного их использования.

Как видно, переход на международные принципы учета в банках начал осуществляться в непростых условиях их деятельности. С конца 1993 г. коммерческие банки в экспериментальном порядке приступили к составлению новой финансовой отчетности и переходу к новым стан­дартам учета.

Одновременно должны решаться задачи повышения качества уче­та, достоверности и реальности банковской отчетности. Ниже представ­лены некоторые основные принципы бухгалтерского учета, раскрыва­ющие международные стандарты.

Непрерывность деятельности. В соответствии с этим стандартом правила ведения бухгалтерского учета не изменяются, если банк пла­нирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем и его лик­видация не намечается.

В случае предполагаемой ликвидации филиалов или продажи объек­та активов в отчетности следует отражать скрытый убыток, который может иметь место, если продажная стоимость данных активов окажется меньше остаточной.

Распределение по финансовому году. Реализация этого принципа тре­бует от банков учета доходов и расходов по мере их осуществления, т.е. по мере предоставления кредита независимо от времени фактического поступления средств. Одновременно наращенные процентные расходы независимо от срока выплаты процентов по депозитам должны отра­жаться в отчетности текущего года.

Осторожность. Этот принцип требует оценивать активы и пасси­вы банков реально с достаточной степенью осторожности с тем, чтобы не переносить уже существующие риски на последующие годы. Это осо­бенно актуально для российских банков, так как ориентирует их на прогнозирование кредитных рисков и стимулирует образование адекватных рискам по размерам и срокам резервных фондов. Данный принцип с 1994 г. принят ЦБ РФ и рекомендован коммерческим банкам для практической реализации. Для учета резервов кредитного риска на балан­се банков открываются счета с таким же названием, образуются резервы за счет операционных расходов до определения налогооблагаемой базы. В международном учете бухгалтерские записи по всем видам резервов делаются в момент возникновения соответствующих рисков независимо от наличия или достаточности прибыли.

 По международным стандартам прибыль не может зависеть от налоговой политики, и налоговые правила не должны влиять на порядок бухгалтерского учета операций банка.

       Реализация других международных принципов учета, таких, как при­оритет содержания над формой, постоянство методов учета, открытость, консолидация, существенность, потребует от бухгалтерского персонала большой и серьезной работы и высокого профессионализма.

       Переход на международные принципы учета должен сопровождаться составлением новой финансовой отчетности. В ее состав входят баланс, являемый по укрупненным статьям активов и пассивов, отчет о былях и убытках, внебалансовый отчет, пояснительные записки, в которых должна быть представлена аналитическая работа банка по классификации кредитного портфеля и определению резервов, по управлению ликвидностью, ресурсами, рисками и доходностью (основные отчетные формы предлагаются в приложении).

       В балансовом отчете кредиты (срочные и просроченные) должны быть [составлены одной общей суммой за минусом образованного резерва, устанавливается порядок начисления процентов по просроченным ссудам в течение ограниченного срока (30 дней). Это стимулирует банки списывать с баланса длительные просроченные ссуды, нереальные доходы и тем самым позволит оздоровить балансовую отчетность, сделать ее более достоверной.

      В этой связи совершенно очевидна необходимость ускорения процесса перехода коммерческих банков на мировые стандарты учета, позволяющие иметь достоверную финансовую отчетность, а значит, повысить качество банковского менеджмента.

     Реализация Государственной программы "О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной эконо­мики" определяет ускоренный переход на использование коммерческими банками основных принципов (стандартов) бухгалтерского учета, принятых в международной практике. Такой переход в конечном итоге Должен способствовать интеграции банковской системы России в мировую банковскую систему, что позволит банкам иметь реальную достоверную отчетность и повысить тем самым качество банковского менеджмента. Новый План счетов, введенный с 1998 г., разработан с учетом требований международных организаций в области финансо­вой статистики. Он строится на использовании основных признанных в мировой практике принципах:

    непрерывность деятельности кредитной организации;

    постоянство методов учета;

    незыблемость входящего баланса;

    приоритет содержания над формой;

    осторожность при совершении банковских операций;

   раздельное отражение остатков по активно-пассивным счетам;
открытость учета.

Составленные по новому Плану счетов балансы банков позволят значительно повысить качество всей финансовой отчетности, достовер­ность и практическую значимость ее анализа для управления деятель­ностью кредитных организаций.

 

 

 

Балансовый отчет коммерческого банка

 

п\п

Показатели

Отчетная дата

Актив

1.                      Денежные средства, счета и депозиты в ЦБ РФ

2.                      Депозиты в банках и других кредитных
учреждениях

3.                      Долговые ценные бумаги
(по рыночной стоимости)

4.                      Ценные бумаги для перепродажи

5.                      Ссуды

6.                      Лизинг клиентам

7.                      Минус резерв на возможные потери по ссудам

8.                      Чистые ссуды и лизинг клиентам

9.                      Основные средства и нематериальные активы
(за минусом износа)

10.               Инвестиционные ценные бумаги

11.               Наращенные доходы и авансовые расходы

12.               Прочие активы

из них драгоценные металлы

13.    Всего активы

Заемные средства

14.               Депозит ЦБ РФ

15.               Депозиты банков и других кредитных
учреждений

16.               Депозиты клиентов

17.               Наращенные расходы и досрочные доходы

18.               Выпущенные долговые ценные бумаги

19.               Прочие заемные средства

20.               Резерв на покрытие рисков

21.               Всего заемные средства

Собственные средства

22.               Уставный капитал (простые акции)

23.               Привилегированные акции

24.               Эмиссионные разницы

25.               Прибыль, оставленная в распоряжении банка

26.               Переоценка основных средств

27.               Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

28.               Всего собственные средства

29.               Всего заемные и собственные средства

30.               Обязательства и непредвиденные пассивы

Председатель Правления банка

(подпись)

Главный бухгалтер__________________________________

(подпись)

 


 

 

 

 

 

Отчет о прибылях и убытках коммерческого банка (кроме данных по акциям и паям)

 

п\п

Показатели

При

были

Убытки

Доход по процентам от:

1.      депозитов в банках и других кредитных учреждений

2.      ссуд

3.      лизинга клиентам

4.      долговых ценных бумаг

5.      других источников

6.      А, Доход по процентам - всего

Расходы по процентам на:

7.      депозиты банков и других кредитных учреждений

8.      депозиты клиентов

9.      выпущенные ценные бумаги

10.  В. Расходы по процентам — всего

11.  С. Чистый доход по процентам (С = А + В)

Беспроцентный текущий доход от:

12.  торговли иностранной валютой

13.  другого торгового дохода

14.  трастовых операций и агентского дохода

15.  чистого дохода (потери) от вложений в ценные бумаги

16.  другого текущего дохода

17.  Д. Беспроцентный текущий доход – всего

18.  Е. Текущий доход (Е = С + Д)

Другие беспроцентные текущие расходы:

19.  заработная плата

20.  материальное поощрение

21.  эксплуатационные расходы

22.  расходы на приобретение МБП

23.  другие текущие расходы

24.  Беспроцентные расходы – всего

25.  Текущий результат до вычета резерва на возможные потери по ссудам

26.  Н. Резерв на возможные потери по ссудам

27.  Прибыль до налогообложения

28.  Налог на доход

29.  Чистая прибыль (убыток) от непредвиденного дохода

30.  Непредвиденный доход за вычетом непредвиденных потерь

31.  Чистая прибыль (убыток)

32.  Чистая прибыль на акцию, пай или условный пай

100 000 руб.

33.  Объявленный дивиденд на акцию, пай или условный пай

 

Председатель Правления банка                                                                (подпись)

 

Главный бухгалтер                                                                                     (подпись)

 

 


Список использованной литературы

1.       Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова.- М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

2.       Банки на развивающихся рынках: В 2 т.: Пер. с англ. Т. 2. Интерпретирование финансовой отчетности / К. Дж. Балтроп, Д. МакНотон.- М.: Инфра-М, 1996.

3.       Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России / под ред. М.Х. Лапидуса.- М.: Финансы и статистика, 1998.

4.       Введение в банковское дело. Пер. с нем. / Кол. Авторов под рук. Гюнтера А.- М.: ИПФ «Мир культуры», 1997

5.       Голубович А.Д. и др. Валютные операции в коммерческих банках. – М.: Менатеп-Информ,1995

6.       Горина С.А. Учет в банке на основе нового плана счетов. Проверка правильности отражения банковских операций. М.: приор, 2000

7.       Гавальда К. С. Ж. банковское право: Учреждение – Счета – Операции – Услуги:  Пер. с фр. / Под ред. В.А. Лисняка. – М.:  Финстатинформ, 2003

8.       Закон российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР  «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 3 февраля 1996 г. // Деньги и кредит.- 1996. - №2

9.       Замиусская Е.Р., Кочмола К.В., Лазарева Н.А. Внутренний аудит банка. – М.: «Экспертное бюро», 2002

10.   Козлова Е.П., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в коммерческих банках.- М.: Финансы и статистика, 2000

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz