Принципиальные основы рекламной кампании

Принципиальные основы рекламной кампании

Рекламная кампания - несколько рекламных мероприятий, объединенных одной целью, охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно рекламное мероприятие дополняло другое.

Организация рекламной кампании - это прежде всего четкий план. Необходимо ответить на основные вопросы:

Для чего нужна реклама, именно эта рекламная кампания, для кого она предназначена, что необходимо иметь в результате ее.

Должна присутствовать тесная связь рекламы с товаром, маркетингом, психологией и многим другим.

Рекомендуется планировать рекламную кампанию в следующей последовательности:

  1. определить портрет покупателя;
  2. определить цели рекламной кампании;
  3. определить основную идею рекламной кампании;
  4. выбрать формы размещения рекламы;
  5. определить наиболее оптимальные сроки размещения рекламных мероприятий относительно друг друга во времени;
  6. подсчитать возможные расходы на рекламную кампанию;
  7. сравнить полученную сумму с той суммой, которую вы можете выделить на ее проведение;
  8. при необходимости уточнить, изменить элементы рекламной кампании;
  9. подвести итоги рекламной кампании.

Перед разработчиками рекламной кампании практически всегда стоят вопросы: “Правильно ли выбраны целевые рынки? Действительно ли мы правильно понимаем запросы потребителей? Оказывает ли реклама какое-то влияние на объем продаж?”. На эти и другие подобные вопросы необходимо отвечать путем использования точных инструментов исследования.

Ответы на поставленные вопросы невозможны без маркетинговых исследований.

        1.1.1. Направления маркетинговых исследований

Рынок

Потребители

Конкуренты

Продукты

Цены

Распределение товаров

Реклама

Если мы говорим про комплексный проект, необходимо учитывать и другие факторы, ведущие к успеху, но не входящие в статью “затраты на рекламу”. Например “организовать работу фирмы во время рекламной кампании”.

Сейчас же нас больше интересуют другие факторы, а именно:

При составлении рекламной кампании проявляется и необходимость и в корректировке бюджета, а это возможно только при хорошем управлении предприятием и взаимопонимании (слаженной работе) всех участвующих сторон и хорошем знании рынка на котором мы работаем. Таким образом, перед разработкой плана рекламной кампании должны бить произведены маркетинговые исследования и маркетинговое планирование , которые являются неотъемлемой частью любого рекламного плана.

        1.1.2. Маркетинговое планирование

Маркетинговый план - система мероприятий, увязанных по срокам, финансовым ресурсам и ответственным исполнителям, по достижению поставленных целей и решению проблем, возникающих перед предприятием в области повышения его конкурентоспособности в предстоящий период времени.

Маркетинговый план - один из главных инструментов планирования деятельности предприятия. Его основные составляющие:

План маркетинга говорит Вашим сотрудникам, что нужно делать для достижения маркетинговых целей предприятия в течение следующего года. Маркетинговые цели могут быть разного масштаба:

Маркетинговый план скажет Вам, сколько, когда и каких ресурсов лучше выделить для достижения этих целей.

Маркетинговый план также улучшит управляемость предприятием, повышая:

        1.1.3. Структура интегрированного плана маркетинга

Интегрированный план маркетинга представляет собой систему мероприятий, увязанных по срокам, финансовым ресурсам и ответственным исполнителям, по достижению поставленных целей и решению проблем, возникающих перед предприятием в области повышения его конкурентоспособности на предстоящий период времени.

1. Резюме (краткое изложение сути предлагаемой предприятию маркетинговой программы с указанием основных целей и основных рекомендаций, содержащихся в маркетинговой программе).

2. Миссия предприятия и стратегические цели, поставленные перед предприятием в долгосрочной перспективе.

3. Краткий анализ внешней и внутренней среды предприятия:

4. Сильные и слабые стороны работы предприятия:

5. Цели и задачи, поставленные перед предприятием в 2003 году:

6. Маркетинговая стратегия предприятия:

7. Товарная стратегия предприятия:

8. Стратегия распределения товара:

9. Ценовая стратегия:

10. Стратегия продвижения, т.е. стратегия формирования спроса и стимулирования сбыта:

11. Бюджет реализации маркетингового плана, оценка его эффективности и контроль выполнения:

      1.2 Определение эффективности работы для различных субъектов рынка рекламы.

В данном разделе мы ответим на вопрос, поставленный уже выше: для кого мы оцениваем рекламою кампанию и в чем выражается этот эффект.

В последнее время достаточно актуальной становится проблема обеспечения эффективной совместной работы компаний-заказчиков и рекламных агентств, поскольку в данной области имеются существенные проблемы: см. таблицу.

Причины недовольства компаний-заказчиков и рекламных агентств (в %):

Компании упрекают рекламные агентства

Рекламные агентства критикуют компании за:

в чрезмерной склонности к инновациям 31

в усиленной ориентации на покупателя товара 25

в недостаточной взаимосвязи цены и оказанных рекламных услуг 8

в недостаточном знании рынка 8

в недостаточной реализации стратегических концепций рекламодателя 6

в неполном знании средств распространения рекламы 6

в нехватке профессионализма 6

сокращение рекламного бюджета 33

ограниченные временные рамки 13

сильную ориентацию на рекламные кампании конкурентов 13

отсутствие стратегического планирования 13

отсутствие представления о носителях рекламы 13

осторожность по отношению к новым идеям 7

недостаточную коммуникацию между рекламодателями и рекламными агентствами 7

Так, директора рекламных агентств жалуются в основном на сильно ограниченные рекламные бюджеты заказчиков, влияющие на качество рекламной продукции, и значительную ориентацию на успешные конкурентные рекламные кампании. Однако необходимо отметить, что регулярное сравнение своих рекламных мероприятий с успешными рекламными кампаниями конкурентов помогает фирмам при выработке их собственной успешной рекламной стратегии. При этом изученные концепции в области продвижения не просто копируются, а по необходимости лишь приспосабливаются под конкретный продукт. В свою очередь заказчики обвиняют деятелей рекламы в отсутствии более сильной ориентации на потребности рекламодателей.

В действительности же проблема в том, что у компаний и у рекламных агентств немного разные цели и критерии оценки проводимой (даже если и совместными усилиями) рекламной кампании. Любая рекламная акция, мероприятие или целая рекламная кампания должны иметь некий результат, ради чего они, собственно, и затевались. И рекламодателей, и рекламные агентства всегда интересует вопрос о том, насколько эффективны были их действия в каждом конкретном случае.

Давайте определим, что каждый из субъектов рекламного рынка вкладывает в понятия “ эффективность рекламы”, "эффективность рекламной деятельности" и "эффективность рекламной кампании", а затем определим единицы измерения эффективности в каждом конкретном случае.

Термин "эффективность рекламной кампании" является самым распространенным и самым востребованным среди рекламистов. Эффективность рекламной кампании – максимальное достижение тех целей и задач, которые были поставлены при планировании рекламной кампании.

Все не так уж и сложно. Например: была поставлена цель - увеличить объем продаж. После проведения рекламной кампании оцениваем, насколько увеличился объем продаж, сравниваем с предыдущими аналогичными рекламными кампаниями.

Если наша цель – распродать задержавшиеся на складе 10 тыс. единиц товара, то и критерии итоговой оценки должны быть ни в прибыль от данной рекламной кампании, ни в увеличение стоимостного объема продаж, а в количестве проданных единиц товара.

Для усложнения итоговой оценки можно добывать

Но главным остается – достижение поставленной цели.

Нельзя опустить вопрос – “какими средствами достигаются наши победы”. Об эффективности затрат – в Лекции 2.

Иногда в прессе встречаются и некоторые другие термины, например, "эффективность в рекламе", "рекламная эффективность" и т. д., но в подавляющем большинстве случаев они являются результатом не очень профессиональной журналистики и не несут какой-то дополнительной содержательной информации по сравнению с уже имеющейся в трех вышеупомянутых терминах.

Для обсуждении вопросов об эффективности применительно к рекламной деятельности вообще или к отдельным ее составляющим определим основные термины:

Конкретный результат в рамках конкретной рекламной кампании интересует прежде всего рекламодателя, именно для него чрезвычайно важна эффективность рекламной кампании, поскольку именно он тратит деньги на ее разработку, организацию и проведение.

В значительной мере эффективность рекламной кампании может интересовать и рекламные структуры, работающие с данным рекламодателем в рамках данной рекламной кампании, то есть рекламные и медиабаинговые агентства, У них здесь существуют собственные интересы и, соответственно, эффективность рекламной кампании они могут понимать несколько иначе, нежели ее понимает рекламодатель.

Для рекламного агентства конечной целью в рамках конкретной рекламной кампании будет выступать:

Другими словами, рекламные агентства и медиабаинговые фирмы

  1. заинтересованы в повышении эффективности рекламных кампаний, то есть в максимально полном достижении цели, которую преследует рекламодатель, при минимизации затрат на проведение этой самой кампании,
  2. но эффективность отдельной рекламной кампании для этой категории субъектов рекламного рынка выступает не как конечная цель, а как средство достижения собственной цели, чаще всего чисто коммерческой (например, получение максимальной прибыли).

На практике (в том числе и в России) рекламные посреднические структуры нередко не в полной мере учитывают интересы рекламодателей - чрезмерно увлекаясь ростом доходности своей деятельности, они пытаются часть своих проблем решать за счет интересов собственных клиентов, полагая, что рекламодатели слабо разбираются в достаточно сложных вопросах оценки эффективности рекламы и не поймут, что их, мягко говоря, обманывают. Подобный обман зачастую действительно проходит незамеченным, но, как правило, уже через некоторое время такие фирмы лишаются серьезных клиентов.

Таким образом, можно еще раз подчеркнуть: рекламные агентства и медиабайеры, работающие с рекламодателями, объективно заинтересованы в том, чтобы рекламодатели могли достичь собственных поставленных целей рекламных кампаний, что обеспечит рост доходов (цель) уже самих агентств.

Вместе с тем, справедливости ради, отметим, что в отдельных рекламных кампаниях рекламные агентства и медиабайеры преследуют не чисто коммерческие цели, а пытаются создать себе имидж высокопрофессиональной и авторитетной структуры на рекламном рынке, с которой работают крупные и очень крупные клиенты. Делается это для достижения все той же конечной цели фактически любой коммерческой структуры

Но способы достижения целей, связанных с формированием имиджа агентства, бывают самыми разными, и нередко они представляются не совсем корректными, например, при помощи откровенного демпинга на тендерах.

А вот медиаселлеры и средства распространения рекламной информации (СРРИ) внимания к эффективности отдельных конкретных рекламных кампаний (в том смысле, как ее понимают рекламодатель и агентства, работающие с ними) фактически не проявляют.

И объяснение тому очень простое - для селлеров и СРРИ главная цель - с наибольшей отдачей реализовать рекламное пространство, а вот достигнут при этом рекламодатели тех целей, которые они ставили, продавцов рекламы уже не интересует (точнее, мало интересует - если рекламодатели регулярно не будут достигать своих целей в конкретных изданиях, на радиостанциях или телеканалах, то рано или поздно они перейдут на другие медиаканалы, а это уже очень обеспокоит и селлера, и сам медиаканал). Другими словами, для селлеров и медиаканалов достижение конкретных целей конкретных рекламных кампаний (хотя в их медийных составляющих) не является конечной целью и, пожалуй, даже не вторичной.

Можно построить "пирамиду целей рекламной кампании":

Следовательно, можно сделать вывод: когда речь идет об эффективности конкретной рекламной кампании, то в полном объеме это относится только к рекламодателю, лишь отчасти - к рекламному агентству и медиабайеру, и очень и очень опосредованно - к селлеру и медиаканалу.

В отличие от эффективности рекламной кампании эффективность рекламной деятельности имеет отношение ко всем без исключения субъектам рекламного рынка, хотя понимается и рассчитывается в каждом конкретном случае (то есть для каждой категории субъектов) специально.

        1.2.1. Оценка эффективности рекламной кампании для рекламодателя

В чем же состоит оценка эффективности рекламной кампании для рекламодателя. Можно пойти по двум направлениям.

Первое направление – поручить оценивать эффективность проведенной рекламной кампании рекламному агентству.

В данном случае оценка эффективности рекламной кампании будет заключаться в определении конечного результата, который выражается в охвате и уровне осведомленности целевой аудитории, в изменении объемов продаж предприятия по рекламируемым товарным группам и т.п.

Результатами этого исследования являются:

  1. определение портрета целевой группы,
  2. величина прироста аудитории (числа осведомленных потенциальных потребителей),
  3. оценка запоминаемости и мотивационного воздействия рекламного сообщения в зависимости от частоты выходов и каналов рекламных коммуникаций;
  4. стоимость одной рекламной коммуникации (контакта) с представителем целевой аудитории в зависимости от рекламных носителей,
  5. определение медиа-предпочтений целевой группы,
  6. величина прироста объемов продаж.

Данное исследование будет включать в себя:

  1. замер уровня известности торговой марки,
  2. замер уровня приверженности к торговой марке,
  3. замер ассоциативного ряда потребителя, вызываемого рекламным сообщением;
  4. оценку степени пользования рекламируемым товаром;
  5. замер объема продаж и других количественных показателей на трех этапах (до начала, во время, после окончания рекламной кампании).

Сбор данных осуществляется путем анализа вторичной информации, опроса потребителей методом личного интервью, проводимого в три этапа (до начала, во время, после окончания рекламной кампании). Со структурой отчета можно ознакомиться в Приложении.

Второе направление – самостоятельный контроль и корректировка хода рекламной кампании рекламодателем на всех стадиях:

  1. Формулирование целей рекламной кампании, постановка задач,
  2. Определение рекламного бюджета,
  3. Определение целевой аудитории рекламного воздействия,
  4. Разработка рекламного обращения,
  5. Выбор средств распространения информации,
  6. Оценка эффективности рекламной кампании.

Данная работа включает оценку оптимистичных, пессимистичных и оптимальных вариантов ходя рекламной кампании, постоянную корректировку планов, оценку слаженной работы структурных подразделений организации и коллектива, правильное распределение функциональных заданий между структурными подразделениями организации. Самостоятельный анализ также позволит оценить общие затраты на рекламную кампанию, а не только рекламный бюджет, в который не включены дополнительные затраты на управление, работу структурных подразделений, прочие факторы, не поддающихся учету сторонней организацией.

Вряд ли необходимо говорить, о том, что ни одно рекламной или исследовательское агентство не сможет сделать подобную работу (хотя бы потому, что многие пункты – внутренние и не открытые посторонним вопросы компании). Следовательно, можно сделать вывод о том, что наиболее качественный анализ по оценке эффективности рекламной кампании рекламодатель может сделать самостоятельно.

Хостинг от uCoz