Эгоцентрическая модель

Эгоцентрическая модель

Вот уже насколько тысяч лет человек размышляет на тему Времени и Пространства. В самом начале, были сформулированы практически все основные принципы использования этих понятий в нашем мышлении. С тех пор все это только уточнялось и дополнялось. Но принципиально ничего не изменилось. В настоящей работе мы не будем анализировать историческое развитие взглядов на Пространство-Время. Мы попробуем сделать другое. Мы предположим, что развитие нашего сознания и мышления подошло к такой границе, где тысячелетние формулировки этих понятий стали тормозом и сдерживающим фактором. Мы предположим, что это проявляется во всех человеческих отношениях, и в первую очередь, в науке. Мы будем исходить из того, что понять эту границу, а, следовательно, хотя бы частично определить понятия Времени и Пространства можно, если попробовать провести аналогию между этой ситуацией и процессом перехода человеческого мышления от геоцентрической модели к гелиоцентрической.

Почему напрашивается именно такая аналогия?

Во-первых, понятно, что значимости этих двух границ в нашем сознании очень близки. Ведь значение модели Коперника не просто в том, что он расставил по своим местам Солнце и Землю. Он «унизил» Солнце и Землю, он снял их с пьедестала исключительности, единственности и уникальности. Он сделал нас пылинкой в космических просторах. Но за это мы получили новый, практически бесконечный, огромный мир — Вселенную. Поэтому его теория это не просто революция в космологии. Это революция в человеческом сознании, сравнимая, только, может быть, с изобретением колеса.

Можно предположить, что это же произойдет, когда человечество сможет, наконец, логически, физически и математически сформулировать «Пространство-Время это...».

Представим себе с такой точки зрения существующие сегодня взгляды на Пространство-Время. Особо отметим, что в нашем анализе мы рассматриваем не какие-то физические теории, а самые распространенные, тривиальные взгляды, обычные среди рядовых людей и обывателей. Исходя из значимости проблемы Пространства-Времени для человеческого мышления, основные принципы применения этих понятий не должны различаться ни у физика-теоретика, ни у обывателя.

Тогда можно нарисовать следующую модель, аналогичную докоперниковской геоцентрической модели. Это сфера, в центре которой Человек (Сознание, Разум, Жизнь). Свод сферы — Пространство-Время. Между Человеком и сводом — физическая реальность. Конечно, физики сегодня не называют Пространство-Время «сводом». Однако от этого не меняется суть. А суть в том, что любые физические процессы и явления считаются происходящими «в» Пространстве-Времени, но никогда «вне» или «за». И то, что для нас это невозможно даже представить, как раз и говорит о том, что в данном случае мы имеем дело с «границей». Границей, которая существует, возможно, не только в мышлении. Нарисованная нами модель и есть эгоцентрическая модель Пространства-Времени.

Обратим внимание на основные принципы такой модели, присущие в прошлом и геоцентрической модели.

Главное здесь — совершенно различная природа того, что существует в сфере и за сферой. В эгоцентрической модели Пространства-Времени это выражено даже еще более резко, чем в геоцентрической модели. Здесь все три составляющих — Сознание, физическая реальность и Пространство-Время имеют каждый совершенно различную природу, подчиняются совершенно различным законам. Ведь к Пространству-Времени и к Сознанию неприложим, к примеру, второй закон термодинамики или закон сохранения энергии. Для кого-то за пределами сферы, за пределами Пространства-Времени существует бог, для кого-то Мировой разум, для кого-то еще что-то. Для кого-то вообще нет понятия «за пределами Пространства-Времени», потому что Пространство бесконечномерно. Принципиально для нас это ничего не меняет. Потому что самое важное здесь, в этой модели, понимание Пространства-Времени как границы. Это, кстати, хорошо видно и в физике. Еще в первой половине прошлого века подойдя к этой границе, сформулировав ее в понятиях «кванта действия» и «скорости света», она так и не смогла продвинуться дальше ни на шаг.

Для того, чтобы перейти от геоцентрической модели к гелиоцентрической и к модели Вселенной, недостаточно было только чисто геометрических построений. Необходимо было найти и описать механизм «небесного» движения. Эта проблема была решена Ньютоном. В общем, нужно было показать единую природу Вселенной. Это сделала физика.

Теперь, с учетом наших предположений о переходе от геоцентрической модели к гелиоцентрической, мы можем попробовать нарисовать будущую гипотетическую модель Пространства-Времени.

Начнем с того, что для этого требуется понятие, которого у нас сейчас нет. Это понятие, которое должно быть общим и для Пространства-Времени, и для физической реальности, и для Жизни и для Сознания. Оно должно включать в себя все эти понятия. Иначе говоря, мы должны будем предположить, что есть некая одна линия, единая координата, единое измерение, в котором все эти отдельные реальности могут быть представлены точками. На эту роль можно предложить понятие «реальность». Проще говоря, мы должны сказать, что и Пространство-Время, и физическая реальность, и Жизнь, и Сознание есть «реальности». Для дальнейшего так и предположим. Общую реальность тогда будем писать как Реальность, остальные — просто реальности.

Для многих с понятийной точки зрения здесь ничего нового нет. Однако при более внимательном анализе здесь возникает несколько принципиальных вопросов. Главный среди них — чем описывается, или, точнее, чем определяется эта линия, эта единая координата? Какое дополнительное понятие может позволить определять все эти реальности и как нечто единое, и как нечто разное? Каким одним качеством должна обладать общая Реальность, чтобы позволить по-разному описывать разные реальности?

Если рассматривать отдельно, допустим, физическую реальность и Жизнь, то таких понятий немало. Но если мы включим в анализ Пространство-Время, то окажется, что даже понятий, описывающих отдельно Пространство-Время, крайне мало. Их перечисление не займет много места — размерность, протяженность, длительность, кривизна, непрерывность... Вот и все основные. Принципиально нам и не нужно много. Нам нужно одно. Но какое из перечисленных может нас удовлетворить?

Здесь есть один принципиальный вопрос — а знаем ли мы настолько уже все эти реальности, все их свойства, чтобы найти одно единое для всех? Все свойства мы, конечно, не знаем. Но принципиальный ответ следует из тех допущений, которые мы сделали в начале. Если мы уже подошли к этой границе настолько, что наше развитие затормозилось, что это начинает грозить кризисными ситуациями, то выход должен быть уже перед нашими глазами. Нам просто нужно его увидеть.

Вернемся еще раз к аналогиям. Переход к гелиоцентрической модели сделал наш мир, нашу Солнечную систему одной из многих рядовых планетных систем Вселенной. Можно предположить, что это же сделает будущая, гипотетическая модель Реальности. Отсюда вопрос — что в этом случае будет играть роль планетных систем? По аналогии мы можем предположить, что роль планетных систем в этом случае будут играть те же Реальности, те же совокупности реальностей — Пространство-Время, физическая реальность, Жизнь, Сознание. Оставим пока вопросы о разных физических реальностях, разных Жизнях и Сознаниях. Что мы можем сказать о разных Пространствах и Временах?

Максимум, что может пока предложить нам физика это Пространства разных размерностей. Нам это совершенно не подходит, потому что по смыслу речь идет не только о разных Пространствах, но о разных Временах. Это нечто совершенно иное, чем простое добавление еще одной геометрической координаты. Такое общее представление о необходимости введения разных Времен вместе с представлением о Реальности приводит нас к выводу об однозначной связи разных Реальностей и разных Времен. Таким образом, мы вводим в нашу гипотетическую модель Реальности очень важный принцип — каждая реальность обладает своим Пространством-Временем. Но главное, фундаментальное значение этого принципа с точки зрения нашей модели состоит в том, что им вводится качественная дискретность Времени. Одного этого принципа недостаточно для корректного физического или математического анализа. Поэтому в дальнейшем, в следующей главе, исходя из сделанных в этой главе предположений, мы рассмотрим и введем количественный принцип дискретности Времени.

Самые неожиданные и парадоксальные выводы относительно нашей модели реальности приходится делать, если проводить аналогии с поиском механизма связи и движения в гелиоцентрической модели. Суть выводов в следующем. До гелиоцентрической модели этот механизм был «божественным», был чем-то уникальным и единственным, созданным Богом именно для человека. Оказалось, что этот механизм, масса и гравитация, является общим свойством всех без исключения материальных тел, всех объектов физической реальности. Именно этот механизм и сделал реальной гелиоцентрическую модель. Почти так же обстоит дело и сейчас, если убрать определение «божественный». Мы очень недалеко ушли от таких представлений. Все, что касается каких-то количественных определений Пространства-Времени, определения их механизма и связи с физической реальностью, все приводит к необходимости введения человека-наблюдателя (теория относительности и квантовая механика), или, в лучшем случае, просто каких-то живых организмов. В некоторых теориях даже прямо утверждается, что там, где нет Жизни, там нет и Пространства-Времени.

Если исходить из этой аналогии, то связью всех реальностей, их общей координатой и механизмом должен быть процесс или явление, который сегодня мы считаем свойством, присущим только Жизни или Сознанию, но который, на самом деле, является характеристикой всех, без исключения, реальностей. Кроме того, если исходить из методологии смены научных парадигм, это явление должно быть известно в физике, иметь математические формулировки. При изменении парадигмы должен измениться только смысл и значение этих формул. В следующей главе мы покажем, что это возможно. В современной физике и в обыденном человеческом мышлении есть понятие, отвечающее всем этим условиям.

Итак, подведем итоги этой главы.

Во-первых, мы предположили, что модель Пространства-Времени в нашем сегодняшнем обыденном мышлении во многом аналогична модели устройства мира до Коперника.

Во-вторых, мы предположили, что эта, принятая нами тысячи лет назад модель Пространства-Времени, сегодня не просто устарела, но является причиной очень многих кризисных явлений.

В-третьих, мы сформулировали эту модель Пространства-Времени как сферу, заключенную в оболочку из Пространства-Времени (свод), в центре которой находится Жизнь (Сознание, Человек, Разум). Между Жизнью и сводом располагается физическая реальность.

В-четвертых, мы сформулировали, что для трансформации этой модели на основе аналогии трансформирования геоцентрической модели в гелиоцентрическую необходимы в первую очередь:

В-пятых, мы сформулировали один из важных принципов будущей гипотетической модели Реальности — принцип качественной дискретности Пространства-Времени. Мы сформулировали его так — любая Реальность имеет свое Пространство-Время.

В следующей главе «Структура модели единой Реальности» мы рассмотрим и введем еще несколько важнейших принципов будущей модели Реальности. В том числе рассмотрим механизм связи Реальностей, позволяющий перейти к формулировке «Что такое Время?». Обещаю, что в этой формуле будет не больше четырех слов.

Хостинг от uCoz