ДА-ДЗЕ-ШУ ВВЕДЕНИЕ

ДА-ДЗЕ-ШУ ВВЕДЕНИЕ

       Сейчас ажиотаж вокруг искусств, созданный слухами и легендами о тайнах некогда запретного у нас каратэ, утих. К вашим услугам и каратэ, и айкидо, и ушу, и невиданные прежде тэквондо и вьетводао. Федерации и клубы наперебой предлагают свои услуги, обещая сверхчеловеческую силу, потрясаю­щую растяжку и сверхъестественные прыжки но, так или иначе, это всего лишь растяжка, всего лишь прыжки. Этим уже трудно заинтересовать.

       Каким образом боевое искусство сможет изменить нашу жизнь, какие его секреты сделают нас сильными и уверенны­ми не только на ринге или в темном подъезде, а и за столом переговоров, в семейных конфликтах, выборе жизненного пути?

       Чтобы стать хозяином собственной судьбы, нужно рассматривать жизнь, как бой, требующий четких и безошибочных решений в постоянно меняющейся ситуации. Насколько этот бой будет успешным, зависит только от искусства самого бойца.

       На самом деле все зависит только от нас. Большинство наших благих намерений тонут в беспочвенных мечтах вроде: «Вот если бы я был так-то... Если бы моим Учителем был то-то... Если бы я имел то-то...»

       Подобных оправданий ищет только слабый духом, как на костыли опирается только убогий.

       Пусть весь мир, неизмеримо сложный, со всеми сокрови­щами своих знаний, станет для вас Учителем.

       Воспринимайте слова каждого человека, говорящего с вами, как наставление своего Учителя, - воспринимайте так каждый жест, каждое из явлений, окружающее вас, и тогда вы поймете, каким образом может неграмотный китаец изобрес­ти новый стиль кунг-фу, понаблюдав как-то вечером с крылечка за дракой двух петухов.

       Если же вы не считаете необходимым добиваться такого состояния сознания, что ж, вы повторите путь тех, кто, наблю­дая по десятку, а то и более лет, за китайцами, занимающими­ся «гун-фу», до сих пор с глубокомысленным видом твердит о его тайнах - твердит, ибо считает тайной то, что так и не удосужился понять: нет в нем никаких тайн, кроме одной - как ухитриться заниматься, не переставая, изо дня в день?

       И не надо за этим ездить в Шаолинь или ждать пришествия мастера из того же Шаолиня. У всех людей руки и ноги сгибаются в одну и ту же сторону, и нет среди всех возможных движений таких, которые вы не в силах бы были придумать и научиться выполнять самостоятельно.

       За пятнадцать лет я попробовал свои силы в более чем десяти различных стилях боевых искусств - и спортивных и неспортивных. Мне посчастливилось встретиться с хапкидо, которое помогло мне понять смысл боевого броска; я был ос­новательно «обработан» тайским боксом; мне удалось прочувствовать на себе стремительные атаки редкого в своей жестокости стиля Да-цзе-шу чаньтун, а мастер тэккен из практически исчезнувшей сейчас даже в самой Корее ветви Пак, как оказалось, жил в получасе ходьбы от моего зала. И, наконец, я по­знакомился с учением Чжоу-И, которое открыло мне безгра­ничность возможностей человека.

       Старинное китайское учение о циклических переменах имеет множество толкований и смысловых слоев, но никогда не дошло бы до наших дней и не имело бы такого влияния на весь уклад традиционной жизни Китая, если бы не имело ре­ального, практического применения, доступного каждому. И первым, самым начальным его этапом для многих людей ста­ло боевое искусство - как искусство, наиболее необходимое для выживания в экстремальных ситуациях.

       Боевое искусство - не более чем один из способов войти в единую систему практического знания о мире. Таким же входом для кого-то является акупунктура, массаж, экстрасенсорика (т.е. цигун), астрология, - как и физика, и математика, и поэзия. Мы привыкли видеть в них совершенно разные вещи и изучаем их раздельно, тратя на это огромное количество вре­мени, которое потом уже никто не сможет нам вернуть.

       Обладая едиными принципами построения Системы, мы способны выполнить практически любой прием, решить любую задачу, самостоятельно и целенаправленно разработав все необходимые компоненты.

       Принципы едины - значит, можно изучить любую науку, овладеть любым навыком, поскольку под разнообразием окружающего мира мы будем способны различить единую суть. Возможность для этого дают законы перемен. Один из путей к их постижению дает практика боевого искусства.

       В старину говорили, что боевое мастерство подобно горе, на вершину которой ведет множество тропинок-стилей, начинающихся в разных местах, но сливающихся воедино на вер­шине. Это естественно, поскольку их инструмент один и тот же - человеческое тело, человеческое сознание.

       В процессе сравнительного анализа древних методик по­степенно выяснилось, что в большинстве они описывают одни и те же всеобщие принципы, пользуясь для этого различными обозначениями.

       Но прежде чем давать вам какие-либо рекомендации, и, тем более, планы и методики тренировок, я хотел бы предуп­редить: готовых рецептов я вам дать не могу. И ни у кого их нет - независимо от того, какой системы он придерживается. Кто бы и чему бы вас ни учил - драться так или иначе при­дется самостоятельно - а здесь придется учитывать степень вашей подготовленности, телосложение, вес, количество и расположение противников, особенности местности и многое-многое другое. Мы можем только открыть базовые принципы и указать направление их развития.

       Следовать методикам нужно, но следовать осознанно, точно зная, что вы делаете, к чему это должно привести и как вы будете контролировать запланированный процесс. Ни один мастер не в состоянии достичь совершенства, слепо следуя правилам и инструкциям, - ведь их тоже кто-то когда-то придумывал! И придумывал, естественно, так, что­бы быть в состоянии их выполнять без особого труда. Ведь гораздо проще объявить канонической свою стойку, чем объяснять любопытному ученику, почему мастер стоит «неправильно».

       ЕСЛИ ТЕХНИКА ВЫПОЛНЯЕТ СВОИ ЗАДАЧИ, ОНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕПРАВИЛЬНОЙ.

       Человек не способен двигаться неправильно - например, согнуть свое колено назад или втянуть руку в туловище. Это неестественно для его строения и поэтому невозможно. Поэтому ВСЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ - ПРАВИЛЬНЫ. ОШИБКА УЧЕНИКА МОЖЕТ ЗАКЛЮЧАТЬСЯ ЛИШЬ В ТОМ, ЧТО ОН ПРИМЕНЯЕТ ИХ НЕ К МЕСТУ ИЛИ НЕ ВОВРЕМЯ.

       Отказаться от творчества может только человек, заранее смирившийся с собственной неполноценностью и, следовательно, с неполноценностью того, что собирается изучать.

       Так, многие из нас, не отдавая себе в этом отчет, из года в год бессмысленно повторяют «запчасти» боевых приемов, не утруждая себя мыслями о том, чему же в действительности им нужно учиться.

       В этой книге я обзорно познакомлю вас с общими принципами и дам несколько практических советов по выполне­нию техник пресечения боя, тренировочных практик и тактике боевой работы. Вы сможете познакомиться с основами психотренинга и энергетики, общими для прикладных систем из малоизвестной группы Да-цзе-шу, а также с работой оружием и подручными предметами. В дальнейшем мы познакомим вас и с отдельными системами, существовавшими и существующими в разных уголках мира.

       Суть боевых систем не в их национальной принадлежности, а в эффективности их психологического тренинга как ис­кусства жить среди людей, жить без напряжения, но в постоянной готовности к контролю над любой ситуацией. Разговоры же о секретных техниках, по-моему, означают просто желание подпереть свой авторитет и закамуфлировать обширные провалы в своих знаниях и навыках:

       В кунг-фу не может быть секретов - ведь ученик никогда не сможет научиться, если ему с самых первых шагов не рас­крыты те принципы, на которых основана Система.

       Пытаться что-то «зажать» - значит затормозить и самого себя. В этом случае мастер превращается из творца, исследователя в собственного сторожа, но Мастером быть перестает.

       Я считаю возможным преподавать лишь то, что испробовано на практике мною самим. Но эта книга - плод не только моего опыта. Все, что вы увидите здесь, неоднократно «проверялось» на себе многими недоверчивыми людьми. Я благодарен им за прекрасную возможность таких экзаменов - ведь в этой области практика является как основным показателем, так и основным доказательством любых теорий. Рано или поздно, так или иначе, - все равно приходится столкнуться нос к носу с реальностью.

Да-цзе-шу - искусство пресечения боя

       Об этой группе китайских боевых техник мало кто знает. Сами китайцы называют их «грязным ушу», так как в них и речи нет о каком либо благородстве и снисхождении к противнику. Их целью, в отличие от традиционных методов ВЕДЕНИЯ, является моментальное ПРЕСЕЧЕНИЕ боя, то есть лишение противника физической возможности его продолжать.

       Да-цзе-шу практиковались, в основном, бродягами, нищими, ворами и прочим черным людом, как средство против по­лиции и солдат, которых специальные инструктора обучали в основном шаолиньскому направлению ушу. Да-цзе-шу представляли собой комплексы сугубо практических приемов, рассчитанные на борьбу без правил, не на достижение победы, а на причинение противнику максимально возможного ущерба. Эффективность удара или захвата расценивалась прежде всего с позиций максимальной болезненности, приведения противника в состояние, когда о продолжении боя нет и речи. Прежде всего старались поразить непосредственно бьющие конечности врага, лишить противника желания, возможности и средств атаки.

       Во многом это объяснялось тем, что ударить «благородного господина» или полицейского, даже в ответ на удар, зна­чило фактически объявить войну всему государству, поставить себя вне закона, собственноручно подписать себе приговор - а короткий встречный тычок в бьющую руку был почти неза­метен и мог сойти за случайность. Вор, убегающий с рынка, не мог потратить много времени на драку с теми, кто пытается преградить ему дорогу - он должен как можно быстрее освободиться, но при этом не превратиться в убийцу, иначе в случае поимки его участь будет незавидной. Одно дело - повре­дить человеку руку, но совсем другое - сломать ему шею. А разбойник, встретившийся на дороге с опытным воином? Куда уж тут думать о победе - здесь главное прекратить бой, отвязаться от более сильного противника.

       Да-цзе-шу - это искусство вставлять палки в колеса, это искусство не дать другому проявить свое умение, это набор всевозможных, зачастую очень жестоких подлостей и хитростей, искусство нарушать правила игры.

       Если символом традиционных боевых искусств издавна выступает меч, то символом Да-цзе-шу можно было бы избрать бич, кнут.

       Меч - оружие благородное, олицетворение уважения к противнику. Меч решает, кто из двоих сильнейший. А кну­том погонщик загоняет в стойло быка, зная, что бык сильнее. Кнут - символ презрения, отсутствия всякого уважения, кнут - орудие принуждения, укрощения. Мечи могут вести разговор, кнут - нет. Он только бьет. Именно это так и воз­мущало адептов благородных учений, именно это и внушало наибольший страх.

       Да-цзе-шу одерживали победу не только физическую, но и психологическую, лишая противника возможности «сохранить лицо» - ведь оно вынуждало просто бояться боли или увечья. Японские ниндзюцу, монгольское бандзо, китайская дуань да, маньчжурский чаньтун, индонезийский пенчак-силат - все это по сути стили пресечения боя. Список можно было бы продолжить, например стилем Вин Чун, с его про­стой до примитивности - на неопытный взгляд, конечно - техникой, которая просто не дает свободно действовать ни каратеке, ни шаолиньцу.

       Да-цзе-шу не терпят сложностей, неэффективных техник, силовой, лобовой работы. Их задача - не драться самому. И не давать драться противнику. Его просто надо бить, бить больно и жестоко, калечить его руки и ноги, невзирая на то, какую технику он применяет. Да-цзе-шу не способ хорошо драться - это способ не драться вовсе.

       В Да-цзе-шу принято разделять боевые школы не по при­меняемым приемам, а по кинематике и динамике базовых движений, тактике ведения боя и методике преподавания.

       У всех людей по две руки и две ноги с совершенно одина­ковыми суставами, и в тактико-технических характеристиках они мало отличаются друг от друга. Таким образом, существует ограниченное, хотя и достаточно большое, количество на­дежных и эффективных способов повредить человеческое тело в определенных местах, которые также не особенно многочис­ленны. Любая система, претендующая на звание «боевой», обя­зана включать в себя все эти приемы, независимо от того, какого вида воздействия в ней считаются более предпочтительными, каноническими, а какие запрещены. Иначе нельзя - ведь тогда, столкнувшись в бою с запрещенным в этой школе приемом, ее последователь падет жертвой недальновидности своего учителя. Отработать же полноценную защиту от любого воздействия возможно лишь тогда, когда ваш спарринг-партнер умеет выполнять его правильно, с реальной силой и скоростью.

       Зачем далеко ходить - посмотрите на наших поклонников айкидо. Практически никто из них не способен противостоять нормальному, резкому удару, нанесенному хоть боксером, хоть каратистом, ни один из них не способен провести свой бросок против человека, обладающего мало-мальски боевым опытом. Техника айкидо - мертвая техника именно потому, что учителя на тренировках не пытаются ни на шаг приблизить к реальности те атаки, которые учат отражать. Вследствие этого сформированный на тренировке навык не работает в реальном бою - скажу больше, он сам будет являться препятствием для понимания истинной сути того же самого броска.

       Очень важной в бою является проблема скорости движе­ния и реакции. В Да-цзе-шу она решается просто: так как существует некий предел скорости, то существует и определенный предел времени, за который возможно физически вы­полнить тот или иной простейший элемент. Следовательно, очень выгодно и практично будет «срезать углы», обгоняя противника не за счет скорости, а за счет сокращения количества элементов, необходимых для достижения желаемого. Пусть вы делаете свое движение даже вдвое медленнее - если в приеме противника их пять, а в вашем - два, то вы уже выиграли, так как достигнете цели раньше. Эта же гениальная по простоте уловка идеально решает проблему контроля движения - чем меньше движения, тем легче его контролировать. Теоретически, каждый последователь внутренних стилей через движение стремится к неподвижности, и приходит к ней через углубление смыслового значения каждого элемента.

       Новичок, завидев противника, становиться в стойку, делает разведывательный финт, делает шаг, наносит удар, прикрывается блоком. Мастеру же порой достаточно взглянуть на противника - и в этом взгляде присутствуют и идеальная позиция, и финт, и удар, и защита - и вот бой пресечен, не начавшись. Техника пресечения боя резко отличается от его ведения. Так, как отличается ловля рыбы спиннингом от ее ловли динамитом, как стрельба на стенде отличается от стрельбы с бедра, дуэль от охоты.

       Да-цзе-шу - искусство охоты на человека, на его слабости, его боли, его стремление к самоутверждению, на его же­лание кулаком доказать свое превосходство. Именно превосходство противника, заранее принимаемое как факт и перестает существовать первым...

       Это очень старая истина: человек легко переносит удар по лицу - удара не переносит его самолюбие.