Лаура Перлз
Некоторые аспекты Гештальт-терапии
Всегда,
когда меня просят написать статью или выступить ex cathedra в
качестве «авторитета» в теории и практике
гештальт-терапии, я вспоминаю сон,
который видела много лет назад.
Вечером
перед этим я читала стихотворение Кроу Рэнсома «Эквилибристы».
Оно завершается строкой: «Оставьте их лежать опасными и
прекрасными».
В моем сне
я шла по пляжу, где и встретила Пола Гудмена и его сына
Мэтью. Они собирали раковины и камешки. Я сказала:
Не
собирайте их; когда они высохнут,
Раковины
сломаются, камешки посереют
И
потускнеют.
Оставьте
их лежать опасными и прекрасными.
(в
оригинале стихотворение рифмованное – Я. К.)
Это мое существование: я Пол и Мэтью,
учитель и ученик, наблюдатель и
классификатор. Я – раковины и камешки, хрупкие и тусклые,
выброшенные на берег,
на милость ученых и собирателей. Я пляж, вечнодвижущаяся
береговая полоса, где
сухое прошлое периодически оживляется и увеличивается или
уменьшается волнами
настоящего. Я также и море, постоянно обновляющаяся,
ритмически движущаяся
жизненная сила. И я поэт, знающий то, что ученые забыли.
Я только
что дала вам несколько укороченный пример работы со сном в
гештальт- терапии. То, что я обнаружила, работая с этим
сном, и то, что я
пытаюсь сказать вам, особенно в применении к сегодняшнему
вопросу, - это то, что
сортировка и суммирование опыта гештальт-терапии в
классы, помеченные как
Теория, Техники, Расширения и Ожидания Достижений,
совершенно не резонируют с
холистической и организмической философией гештальта.
Мне больше
нравится думать о любой теории, включая Гештальт, как о
рабочей гипотезе, дополнительном конструкте, который мы
строим и приспосабливаем
к целям коммуникации, рационализации и оправдания нашего
особого личного
подхода. Эти семантические конструкты, если они
согласованны и целостны сами по
себе, могут быть, как, например, работа Фрейда, великими
произведениями
искусства и как таковые, быть точными выражениями и
поддержкой опыта и развития
многих людей в определенной культурной ситуации. Но, как
это случается с любым
фиксированным гештальтом, они могут при других
обстоятельствах стать
препятствием в развитии человека, отношений, группы или
целой культуры.
Это прямо
приводит меня к базовому (для меня) понятию в
гештальт-терапии – континууму осознания, свободно
текущему формированию
гештальта, при котором то, что представляет наибольший
интерес для личности,
отношений или группы, выходит на передний план, где с
этим можно контактировать
и справляться так, что затем оно может уйти на задний
план и оставить передний
план для следующего гештальта.
Контакт
возникает в любой актуальной ситуации в настоящем, в
единственный момент, когда возможны переживание и
изменение. Когда бы мы ни
думали и ни говорили о прошлом, наши воспоминания,
сожаления, возмущение, горе
или ностальгия присутствуют здесь и теперь и относятся к
настоящему. Когда бы мы
ни говорили о будущем, мы фантазируем, планируем,
надеемся, ожидаем, собираемся,
стремясь к тому, или ужасаясь тем, где мы находимся здесь
и теперь, в настоящей
ситуации. Гештальт- терапия – это экзистенциальный,
экспериентальный
(«проживательный») и экспериментальный подход, который
основывается на том, что
есть, а не на том, что было или будет. Интерпретации не
нужны, когда мы работаем
с тем, что доступно пациенту и терапевту в актуальном
текущем осознании и с чем
можно экспериментировать посредством этого всегда
возрастающего осознания.
Контакт –
это граничный феномен между организмом и окружением. Это
признание другого и взаимодействие с ним. Граница, где
встречаемся Я и другой,
есть локус эго-функций идентификации и отчуждения, сфера
возбуждения, интереса и
любопытства, страха и враждебности.
Эластичность границы определяет континуум осознания: если нет
препятствий для сенсорных и моторных функций, происходит
непрекращающийся обмен
и рост (Карл Витакер называет это растущим краем) и
постепенное расширение общей
почвы для коммуникации.
Когда
границы становятся фиксированными, мы имеем, в лучшем случае,
обсессивную личность, сильный «характер» с фиксированными
принципами и
привычками, кто правильно живет согласно закону и
порядку, принципам, гордости и
предрассудкам. В худшем случае мы получим кататоника,
который может внезапно
вырваться из своего заточения в неконтролируемой и
разрушительной ярости.
Когда границы разрушены или размыты, дверь
открыта для интроекции и
проекции. В лучшем случае мы имеем инфантильного
потребителя, жадного
интроектора, для которого счастье идентично состоянию
полного слияния и который
воспринимает другого как угрожающего и враждебного. В
худшем случае мы имеем
эмоционально безразличного дезориентированного
шизофреника со странным или
отсутствующим самовыражением, который может
дегенерировать в полностью
отчужденную и изолированную не-личность.
Контакт
возможен только в той степени, в которой доступна поддержка
для него. Поддержка – это общий задний план, на фоне
которого выделяется
(существует) и формируется значимый гештальт. Это и есть
значение: отношение
фигуры к своему фону.
Поддержка
– это все, что облегчает текущую ассимиляцию и интеграцию
опыта для человека, отношений или общества: первичная
физиология, прямая поза и
координация, чувствительность и мобильность, язык,
привычки и обычаи, социальные
правила и отношения и все, что мы можем приобрести или
выучить в течение нашей
жизни; короче, все, что мы обычно принимаем как
гарантированное и на что
полагаемся, даже и особенно наши привязанности и
сопротивления – фиксированные
идеи, идеалы и поведенческие шаблоны, которые стали
второй натурой именно
потому, что могли поддержать во время своего
формирования. Когда они переживают
свою полезность, они становятся блоками (препятствиями)
для текущего жизненного
процесса. Мы застываем в тупике, на перепутье, в
параличе, подобном смерти.
В
гештальт-терапии мы деавтоматизируем эти вторичные автоматизмы,
оставаясь с очевидно неразрешимым конфликтом и исследуя
каждую доступную деталь:
мышечные напряжения, возникающую в результате
нечувствительность,
рационализации, удерживание статус кво, интроекции,
проекции и т.д. Альтернативы
становятся возможными и доступными с повышением осознания
и сопровождающими
инсайтами, ресенситизацией и ремобилизацией. Тупик
превращается в текущую
проблему, с которой можно справиться и принять за нее
ответственность здесь и
теперь.
Это
приводит нас к вопросу о техниках. Как гештальт-терапевт я
предпочитаю говорить о стилях как унифицированных
способах выражения и
коммуникации. В гештальт-терапии существует столько же
стилей, сколько
терапевтов и пациентов. Терапевт применяет себя в
ситуации и к ситуации с тем
жизненным опытом и профессиональными навыками, которые он
ассимилировал и
интегрировал как свой фон (задний план), который дает
значение текущему
осознанию его и пациента. Он постоянно удивляет не только
своих пациентов и
группы, но и себя.
Терапия
сама по себе есть процесс инноваций, в котором пациент и
терапевт постоянно открывают себя и друг друга и
постоянно изобретают свои
отношения.
К
сожалению, в результате многочисленных демонстраций и
распространения фильмов о работе Фрица Перлза только тот
подход, что он
использовал в последние три или четыре года жизни, стал
широко известен как
гештальт-терапия. Его работу со сновидениями имитировали
как «настоящую» технику
гештальта многие нетренированные и неопытные групповые
лидеры, используя ее
механистически, упрощенно, как трюк. Но, не рассматривая
сложности ситуации, не
осознавая ограничения – собственные и пациентов,
имитаторы не просто ошибаются,
а ведут себя неаутентично и безответственно.
Не
существует амплификаций в техниках гештальт-терапии.
Гештальт-терапия сама по себе – постоянная амплификация
всеми доступными
средствами в любом возможном и желательном направлении.
Лично я
много работаю с телесным осознанием: дыханием, позой,
координацией, непрерывностью и текучестью движения; с
жестами, выражением лица,
голосом, языком и использованием его особенным
идиосинкразическим способом. Я
буду работать с музыкантом за его инструментом и с
писателем – над его
рукописью. Я работаю со сновидениями и фантазиями, чтобы
облегчить идентификацию
или реидентификацию с отчужденными или неразвитыми
частями личности.
Я
работаю с очевидным, с тем, что непосредственно доступно осознанию
- моему или пациента. Забавно, что мы используем
латинское слово «obvious» (ср.
русское «очевидный» - Я. К.), описывая что-то слишком
простое, тривиальное,
чтобы об этом беспокоиться; и греческое слово «проблема»
– в противоположном
смысле: описывая серьезную трудность, о которой нужно
беспокоиться, которую
нужно диагностировать, прорабатывать, решать,
преодолевать и т.д. Но
лингвистически оба слова имеют одинаковое значение - а
именно: то, что находится
прямо перед вами, у вас на дороге. Терапевтические
возможности случайного
переворота в языке слишком очевидны, чтобы о них
говорить!
Я также
не хочу говорить о Достижениях. В гештальт-терапии мы
поощряем и облегчаем продолжающийся процесс осознания
того, что есть, и мы
прекращаем терапию, когда пациент испытывает ту степень
интеграции, которая
облегчает его собственное развитие.
1972
(L. Perls. (1992). Living at the Boundary. A
Gestalt Journal Publication. Pp.
129 – 135.)