Теория
поля и, в целом, гештальт-методология
получила наибольшее развитие в области
психотерапии. Однако представляется,
что гештальт-парадигма может быть
эффективно использована и для анализа
макросоциальных явлений.
Гештальт-анализ социальных
процессов представляет
не только сугубо теоретический интерес,
но может позволить эффективно
планировать социальные программы. В
частности, в настоящее время
дискутируется вопрос о возможности и
необходимости социально-терапевтических
вмешательств в России (2).
Не претендуя на исчерпывающую
полноту, попробуем дать анализ русского
национального характера (это актуально
в связи с тем, что русский этнос
составляет большую часть населения
России), опираясь
на основные концепции гештальт-подхода
– теорию способов регулирования
границы контакта и теорию функций сэлф,
которые, как известно применимы к
анализу не только индивидуальных
организмов, но и групп, т.е. организмов,
являющихся социальными системами (3, 4).
Интроективный
тип характера русского человека
проявляется и в характере его
религиозности. Признанный знаток
русской души, Н.Бердяев, характеризуя
особенности религиозности русского
человека, писал:
«Психологически русская
ортодоксальность и есть целостность,
тоталитарность... В силу
религиозно-догматического склада
русские всегда ортодоксы или еретики,
раскольники. Всегда главным остается
исповедание какой-нибудь
ортодоксальной веры, всегда этим
определяется принадлежность к русскому
народу... Типичный русский не может долго
сомневаться, он склонен быстро
образовывать себе догмат и целостно
отдавать себя этому догмату», - а также, -
«Религиозная формация русской души
выработала устойчивые свойства -
догматизм, аскетизм, способность нести
страдания во имя своей веры, какой бы она
ни была, устремление к
трансцендентному (то к вечной жизни
в ином мире, то к коммунизму - будущему
этого мира)» (1).
Об
интроективности российского населения,
вере во внешнего спасителя
свидетельствует расцвет целительства, а
также методов лечения, которые являются
«дикими» с точки зрения современной
науки, и не имеющих распространения ни в
одной другой стране – кодирования,
массовых сеансов гипноза.
О
проявлении функции Персона
свидетельствует охарактеризованный
выше присущий русскому национальному
характеру догматизм. Неспособность к
целенаправленной деятельности,
трудности в принятии самостоятельных
решений и поиск внешнего руководства
свидетельствует о том, что фунцкция Эго
у русского народа серьезно повреждена.
Представляется, что в плане
социально-терапевтических
воздействий на российское общество
целесообразной является организация
социально-педагогических программ,
направленных на развитие личной
ответственности их участников.
Естественно, что это социальное
воздействие будет иметь локальный
характер, но изменение устойчивых
характерологических особенностей сразу
в масштабах всего общества, тем более
учитывая их исторически обусловленную
стабильность, не представляется
возможным. Как известно, в современной
теории поля рассматривается концепция
морфогенетических полей (6). Она
предполагает, что невидимые поля
образуются и являются матрицей всякой
будущей формы, развития и образа
действия. Они действуют во времени и
пространстве. Морфогенезис начинается с
уже организованной системы, которая
является морфогенетическим зародышем.
Изменения во всем поле происходят
благодаря эффекту морфического
резонанса. Примером
морфического резонанса в мире физики
является вибрация струн
музыкального инструмента в ответ на
специфическую звуковую волну. Задачей
социально-терапевтических мероприятий
как раз будет создание такой
морфогенетической системы. Логично
предположить, что наиболее перспективно
направлять социо-терапевтические
воздействия на молодую часть населения.
Это связано с тем, что молодежь наиболее
восприимчива к изменениям, более
активна в социальных действиях и
усвоенный ею опыт социальной терапии
будет оказывать долговременное
воздействие на социальную среду.
Стихийно
социально-терапевтическую роль играют
некоторые психологические тренинги,
ориентированные на население,
преимущественно гуманистического
направления. Учитывая социокультурную
ситуацию в современной России,
представляется, что роль социальной
терапии также выполняют системы
психологического образования. Не секрет,
что лишь незначительная часть
дипломированных психологов работают
в последствии по специальности.
Также сохранен пока социальный
стереотип недоверия к психологу и
ассоциация его с психиатром:
консультирование у
которого равнозначно признанию себя
психически больным. Это на наш взгляд
сдерживает потребность населения в
получении психологической помощи,
удовлетворяя ее путем получения
психологического образования, что не
вызывает социального осуждения.
Литература
1.
Бердяев Н.А.
Истоки и смысл русского коммунизма. – М.:
Наука,1990. – С.9,18.
2. Григорьев С.И. Виталисткая
социология: парадигма настоящего и
будущего. – Барнаул: изд-во АРНЦ СО РАО,
2001. – С.164.
3. Левин
К. Теория поля в социальных науках. - СПб.:
«Сенсор», 2000. – 368 с.
4.
Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. - М.:
Институт Общегуманитарных исследований,
2001. – 379 с.
5. Резник Р.
Гештальттерапия: принципы, точки зрения
и перспективы. // Гештальт 95. Сборник
материалов Московского Гештальт
Института за 1995 г. - Москва, 1996. – С. 6-12.
6. Робин Ж.-М. Экологическая ниша. Очерк о
теории поля в гештальт-терапии.//
Гештальт 94.Сборник материалов
Московского гештальт института за 1994г. -
Минск: ИПП Министерства экономики,1995. –
С. 15-29.