Народная Воля

Народничество и "Народная Воля" в произведениях скульптуры

За основу раздела взята монография Н.А.Троицкого "Русское революционное народничество 1870-х годов", СГУ, 2001г.

В первых числах апреля 1918 г. В.И.Ленин в беседе с А.В.Луначарским поделился мыслью о необходимости установить в России целый ряд памятников видным революционерам и общественным деятелям, деятелям науки и искусства. Через несколько дней Луначарский предложил на рассмотрение Совнаркома проект декрета “О памятниках республики”, который 12 апреля с небольшими поправками был принят. Затем 24 июня газета “Известия ВЦИК” опубликовала “Список лиц, коим предложено поставить монументы в г.Москве и других городах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики”, состоявший из 63 имен. Вслед за публикацией Совнарком увеличил список и утвердил его. В Петрограде он был дополнен. В итоге только в Москве и Петрограде предполагалось воздвигнуть 167 памятников. В списке были названы имена видных народовольцев: А.И.Желябова, С.Л.Перовской, Н.И.Кибальчича, С.Н.Халтурина.

Изготовить памятник А.Желябову для столицы взялась скульптор А.Синицына, однако памятник великому революционеру так и не появился. 7 ноября 1918г. в Москве на Миусской площади состоялось открытие памятника С.Перовской, выполненного И.Ф.Рахмановым, но вскоре из-за слабых художественных качеств разобранного.

29 декабря, памятник Перовской скульптора О.Гризелли был открыт в Петрограде, перед зданием Московского вокзала. Гризелли являлся горячим сторонником футуризма: он изобразил героиню в виде могучей львицы.

Ю.А.Бычков:“...С громадной прической, с мощными формами лица и шеи – ничего общего с реальным образом революционерки. Это так поразило и оскорбило присутствующих, что памятник был немедленно закрыт”.

А.В.Луначарский:"Многих огорчило чрезвычайно нечеловеческое изображение Перовской»

Памятник С.Халтурину в исполнении скульптора С.С.Алешина, открытый 7ноября 1918г. в Москве, также был оценен неудовлетворительно и впоследствии разобран.

Какие-либо сведения, проливающие свет на изготовление монументов Кибальчичу в Москве и Петрограде, отсутствуют.

Лишь в конце 1920-х гг., когда страна готовилась отметить 50-летие партии “Народная воля”, был поднят вновь вопрос о необходимости воздвигнуть памятник Желябову. Инициатором выступило Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев

З.М.Виленский в 1928-1930гг. работал художником-оформителем в музее “Каторги и ссылки” при Обществе политкаторжан. Скульптор регулярно посещал собрания членов Общества. По просьбе Фигнер Виленский в 1929г. выполнил скульптурный портрет Софьи Перовской, в живописи – портрет А.Желябова. К 1930г. относится портрет-барельеф Фигнер, исполненный с натуры.

В те же годы Г.И.Кепинов работал над бюстом Перовской, а В.А.Синайский – над портретом Желябову.

Б.Д.Королев в 1920-30гг. создает серию портретов революционеров и деятелей Советского государства, в том числе Желябова и Перовской. Лучшим портретом серии, безусловно, считается бюст Желябова, исполненный мастером в 1927г. в дереве.

В июле 1928г. ленинградский отдел коммунального хозяйства предложил Ленсовету утвердить проект памятника Желябову, исполненный скульптором В.Синайским (памятник автору виделся в виде пьедестала, который увенчивает бюст Желябова). Ленсовет одобрил проект, но реализацию его отложил до следующего года. Синайский перенес реализацию проекта в Москву.

Президиум Центрального совета Общества политкаторжан принял решение образовать Общественный комитет по сооружению памятника А.И.Желябову.

“Каторга и ссылка”, № 6, 1929 г.: "Комитет ставит своей целью привлечение широкого общественного внимания к великим заслугам организаторов 1марта 1881г. и при помощи общественных сил и средств предлагает увековечить память о них в лице Желябова...”

Первое заседание Комитета состоялось 14марта 1929г. На нем было принято решение, что крайним сроком сооружения памятника будет 1931г. – годовщина казни “первомартовцев”. Комитет признал необходимым объявить конкурс на лучший проект памятника. Лучшим способом сбора пожертвований признавалась добровольная подписка учреждений и отдельных лиц, а также устройство платных вечеров.

Бывшие народовольцы предложили установить монумент в Ленинграде либо на Невском проспекте, либо на месте памятника Екатерине II.

Летом 1929г. Б.Д.Королев, привлеченный к работе Комитетом, вместе с проживавшими в Ленинграде А.П.Прибылевой – Корба и А.В.Прибылевым осмотрел ряд мест для памятника. Они пришли к выводу, что его следует воздвигнуть возле Зимнего дворца.

Б.Д.Королев, 12ноября 1929г.: "Справа от Зимнего дворца площадь замыкает небольшой бульварчик, в середине которого... [мы] наметили место для установления памятника Желябову. Это место подходит и по идее – устремления “Народной воли” против личности царя – и удобно для экскурсий, т.к. близко к Музею Революции. В скульптурном отношении – на большом расстоянии от обелиска памятник будет завершать художественное оформление площади.”

31декабря участники пленума Центрального совета общества политкаторжан вместе с представителями партийных, советских и общественных организаций совершили торжественную закладку памятника вождю “Народной воли”. Она была произведена в сквере близ Зимнего дворца. На мемориальной доске выгравирована надпись: “Андрею Ивановичу Желябову – славному борцу героической партии “Народная воля”

На 11марта 1933г. Комитет уже располагал суммой в 450тысяч руб.

Жюри подвело итоги конкурса. Лучшими проектами памятника были признаны работы Н.А.Андреева и Б.Д.Королева. Они разделили первую и вторую премии.

Андреев создал пять вариантов памятника, из них последние три хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Но в декабре 1932г. он неожиданно скончался. Тогда Комитет решил заключить договор на скульптурную часть памятника с Королевым. Общая стоимость монумента оценивалась в 513тыс. рублей.

В 1933г. Королев детально разрабатывает проект. Памятник мастеру мыслился в виде архитектурно-скульптурного комплекса. Он слагался из пяти фигур (самого Желябова и четырех рабов, разрывающих цепи) и шести барельефов на историко-революционные темы, расположенных на дугообразных баллюстрадах.

Большая часть барельефов и фигур будущего монумента уже была закончена и отлита в гипсе или в бронзе. Фигура Желябова имела много общего с его скульптурным портретом, исполненным Королевым ранее. В мужественном образе вождя “Народной воли” ясно просматриваются черты благородства, решительности и готовности жертвовать собой во имя идеи. Рабы, рвущие цепи, были введены скульптором в структуру памятника не случайно. По мнению Л.С.Бубновой, они олицетворяли “символы рабства в общечеловеческом смысле...”.

Памятник в Ленинграде обещал быть одним из лучших историко-революционных монументов того периода времени. Но он, к сожалению, так и не был поставлен.

1декабря 1934г. в Ленинграде был убит С.М.Киров. Смерть Кирова Сталин и его окружение использовали для ужесточения всего внутриполитического курса в СССР. На страну, как снежный ком, накатывалась волна необузданных массовых репрессий. Теперь не могло быть и речь об установлении памятника революционеру-террористу. Да и закрытие самого Общества политкаторжан было не за горами.

В ноябре 1923 г. в г.Вятке состоялось открытие памятника С.Н.Халтурину, рабочему-революционеру (родился в д.Верхние Журавли Орловского уезда). Автор памятника - скульптор Н.И.Шильников.

Кроме памятников, создавались до середины 30-х годов скульптурные портреты народников. Так академик скульптуры И. Я. Гинцбург изваял превосходные бюсты П. А. Кропоткина (1920 г.) и Н. А. Морозова (1935 г.) В 1920 году Н.Альтманом был создан гипсовый барельеф С.Н.Халтурина.

Но, пожалуй, лучшим из портретов деятелей народничества, созданных в советское время, надо признать портрет Софьи Перовской, выполненный в мраморе Г. И. Кепиновым в 1927 г. Он не только передает внешнее сходство, но и как бы приоткрывает перед нами внутренний мир революционерки: одухотворенность, благородство и жертвенность ее облика.

За четыре десятилетия после XX съезда КПСС наши скульпторы вспоминали о народниках редко. Можно отметить лишь открытие 4 декабря 1975 г. памятника народовольцу Г. А. Лопатину (как другу К. Маркса и первому переводчику на русский язык марксова «Капитала») в центре Ставрополя и памятника Н. И. Кибальчичу (как ученому-изобретателю) на его родине в украинском городе Коропе, да портрет поэта-народовольца П. Ф. Якубовича (скульптор К. Н. Бобков).

Вот уже более 70 лет на острове Орешек, на месте захоронений узников, стоит обдуваемый суровыми ладожскими ветрами памятник жертвам Шлиссельбургской тюрьмы, чьи имена золотом выбиты на красном граните обелиска.

На центральной улице тихого, провинциального вологодского поселка, стоящего на реке Мологе, который носит имя А.Желябова, установлен памятник выдающемуся революционеру. Это бюст, выполненный по макету Б.Д.Королева.

В 1954 году (к 100-летию со дня рождения) установлен прекрасный памятник Н.А.Морозову в тихом и спокойном парке усадьбы в Борке, Ярославской обл., близ его мемориального музея. Фигура из бронзы на гранитном пьедестале - Морозов сидит на пне с книгой в руках и смотрит вдаль. Разные бывают памятники. В этом нет монументальности. Если можно так сказать, он "человечный". Автор памятника - скульптор Г.Мотовилов

В Липецке, на месте исторического съезда будущих народовольцев, в Нижнем Парке, в советское время воздвигнут памятник в честь этого события.

Своеобразным памятником "Народной Воле" можно считать и мемориальную подводную лодку "Народоволец", Д-2, установленную на вечную стоянку на Васильевском острове в Петербурге.