Е М. Соколовская. О. С. Зайцев, А. А. Дитять-ев. Программированные задачи по общей химии. Учебное пособие М., Изд-во Моск. ун-та, 1977, 253 с Одной из важнейших задач современной педагогики является разработка новых высокоэффективных методов обучения и контроля знаний учащихся Настоящее пособие предназначено как для машинной, так и для безмашинной проверка знаний. В книге представлены наряду с традиционными для курсов общей химии темами новые темы, которые только начинают вводиться в курсы общей химии (порядок реакций, элементы химической термодинамики, метод молекулярных ор-биталей, теория поля лигандов и др.). Программированные задачи рассчитаны па студентов нехимических специальностей вузов, но могут быть использованы и при обучении студентов химических специальностей Ряд разделов задачника будет полезен преподавателям хи мии средних школ, а также преподавателям других дисцип лин, интересующихся новыми методами контроля знаний.
Авторы отказались от метода, используемого в других задачниках, где для контроля усвоения материала предлагается решить последовательность задач, хотя и охватывающую достаточно полно поставленную тему, но содержащую большое число однотипных задач, что резко увеличивает затраты времени на решение и контроль решения.
Каждый вопрос данного пособия охватывает только часть темы, что позволяет легко выделить материал, требующий дополнительного изучения, и избежать повторения при решении однотипных задач.
Наиболее часто недостатком выборочного метода считается, что он не приучает к умению логически мыслить При составлении настоящего пособия авторы стремились исправить этот недостаток. В этом были использованы три пути
1. Предлагаемые ответы направляют обучающегося па анализ различных вариантов решения задачи, на продумывание и выбор правильного ответа. Обучающийся, последовательно анализируя ответы, выясняет правильное направление решения задачи. Такое обучение на примере чужих ошибок развивает способность к быстрой ориентации для выполнения правильного действия В качестве неправильных ответов использованы ошибочные ответы самих студентов, которые предварительно обнаруживаются обычным опросом.
2. Все вопросы в задании по возможности связаны в одну или несколько логических линий. Вопросы логической линии следуют в последовательности, которая содействует пониманию материала и приводит к образованию связей между понятиями, распределенными в вопросах. В ходе поисков ответов в последовательности вопросов учащиеся используют ранее приобретенные знания и учатся правильно оперировать ими. Чаще всего в задании из 10 вопросов имеются 2—3 логические линии по 2—3 вопроса.
3 Взаимосвязь между всеми заданиями и включение в последующие задания вопросов из предыдущих заданий содействует формированию у обучающегося представления об изучаемом предмете как едином целом. В пособии используется обширный материал по общей химии, что позволяет совместить функции контроля и обучения
Настоящий сборник задач по общей химии, совмещая в проверке знаний обучающую и контролирующую функции, осуществляет высокий уровень объективности при оценке знаний, что имеет большое воспитательное значение. Высокая скорость как в выполнении задания, так и в проверке большого количества работ дают возможность преподавателю найти дополнительное время для увеличения объема прорабатываемого на занятии учебного материала. Резкое сокращение времени получения сведений об уровне знаний студентов позволяет преподавателю своевременно изменять программы занятий в зависимости от результатов контроля.
Материал заданий может быть использован и в машинных классах типа «Аккорд». Для этого достаточно в зависимости от типа контролирующих машин разбить каждое задание на несколько меньших по количеству вопросов и изменить количество ответов к каждому вопросу. Вместо описанных устройств для пробивания отверстий преподаватели могут использовать обычные клетки из разлинованной на клеточки бумаги, на которых студенты делают отметки, соответствующие правильным ответам
Из-за больших трудностей в создании задачника по общей химии, отвечающего всем перечисленным требованиям, могли быть допущены различные ошибки методического характера. Для дальнейшего развития работ по контролю за знаниями студентов авторам совершенно необходимы любые критические замечания и пожелания о задачнике, которые будут приняты с большой благодарностью.
Авторы
ионов [Т1(Н20)6]б+и 'те невозбужденного ато-
тс} нона [Ti(H20)6]3+? .1 как лигандов на ион?
плекса [Ti(H20)6]3+?
"•'" В не знаю; Г—;
,)iie Ti3+ в" октаэдри-
ТР' в комплексе
1ЫЮ, Г—; Д—.
,нгаидов на ион Т13+?
I'-; Д-.
[Ti(N02)6p-? ; В не знаю; Г—;
ионе TiH в октаэдри-
TiH в комплексе !Ю, Г-; Д-.
СОДЕРЖАН ИЕ
Предисловие для преподавателей . . . .... 3
Предисловие для студентов . ........ 6
Глава 1. Атомно-молекулярная теория......... 9
Глава 2. Скорость химической реакции и химическое равновесие . . 23
Глава 3. Закон действующих масс.......... 40
Глава 4. Порядок реакций и реакции первого порядка .... 45
Глава 5. Тепловой эффект и изменение энтальпии в химической реакции 53
Глава 6. Химическое равновесие.......... 61
Глава 7. Направление химических реакций........ 74
Глава 8. Общие свойства растворов......... 84
Глава 9. Молекулярная масса растворенного вещества ... 98
Глава 10. Растворы электролитов. рН растворов...... 110
Глава 11. Равновесия в растворах слабых электролитов . . . . 119
Глава 12. Гидролиз солей............. 129
Глава 13. Равновесия в растворах комплексных солей..... 138
Глава 14. Теория сильных электролитов......... 146
Глава 15 Равновесия в растворах сильных электролитов .... 151
Глава 16. Произведение растворимости......... 159
Глава 17. Коллоидные растворы........ч 166
Глава 18. Электродные потенциалы.......... 177
Глава 19. Окислительно-восстановительные реакции...... 187
Глава 20. Окислительно-восстановительные свойства соединений марганца ................ 196
Глава 21. Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома 205
Глава 22. Строение атома............. 213
Глава 23. Радиоактивные превращения . . . . •..... 221
Глава 24. Химическая связь. Метод валентных связей..... 229
Глава 25. Химическая связь. Метод молекулярных орбиталей . . . 234
Глава 26. Химическая связь. Теория поля лигандов...... 243

Hosted by uCoz