Голицын Г. А., Петров В. М. 60 Гармония и алгебра живого.— М.: Знание, 1990. -- 128 с. -- (Естественнонаучный фак.). ISBN 5-07-000659-2 40 к. Каковы причины того совершенства живых организмов., которое мы наблюдаем в природе? Как организм оптимизирует свою деятельность: экономит энергию, стремится к получению максимальной информации?
Анализируя результаты многочисленных исследований, авторы рассматривают «принцип максимума информации», который определяет основные закономерности поведения живых организмов в окружающей среде: активность и отдых, восприятие и эмоции, взаимоотношения полов.
Книга адресована слушателям народных университетов естественнонаучных знаний, а также будет интересна широкому кругу читателей
ПРЕДИСЛОВИЕ
Что хочет найти современный читатель в
научно-популярной книге? Во-первых, он хочет обогатить себя чем-то новым, что расширило бы его кругозор, а также помогло бы связать воедино те знания, которые уже у него имеются. Во-вторых, читатель надеется получить и какие-то практические сведения, которые могли бы оказаться ему полезными непосредственно в жизни, работе, отдыхе... Думается, что данная книга не обманет читателя в этих ожиданиях.
Конечно, основное внимание в этой книге уделено первому, познавательному аспекту. Каждый человек стремится понять те связи, которые существуют в окружающем его мире, и прежде всего он ощущает недостаток знаний о связях между явлениями и понятиями, которые по сложившейся традиции принадлежат разным на. укам. Гармония и алгебра — понятия, которые когда-то считались несоединимыми, а потом между ними удалось «навести мосты». А живое — проблемы жизни, в особенности — поведения живых организмов? Как подойти к ним с мерками той же алгебры или гармонии? И хотя каждый человек чувствует, что жизнь устроена гармонично (или целесообразно), ему трудно сказать, в чем же именно заключена эта гармония и как она выражается на языке алгебры. А желание объединить эти разные миры, постичь их единство -- вполне законно для современного человека, стремящегося к получению единого, стройного, системного мировоззрения.
В последние десятилетия в науке усилились интегративные тенденции, снимающие ведомственные преграды между разными научными дисциплинами. В этом плане для советской и для мировой биологической науки решающее значение имела теория функциональной системы, разработанная академиком П. К. Анохиным. В отличие от других направлений системного подхода эта теория исходит из ведущей роли полезного результата в деятельности организма. «Ни одна организация, сколь обширной она ни была бы по количеству составляющих ее элементов, не .чожет быть названа самоуправляемой, саморегулируемой системой, если ее функционирование, т. е. взаимодействие частей этой организации, не заканчивается каким-либо полезным для системы результатом», — писал
П. К. Анохин.
Когда речь идет об отдельных функциональных системах, таких, как система терморегуляции организма или система поддержания оптимального артериального давления, -- результат достаточно очевиден. Иное дело, когда мы хотим понять поведение (организма) как целое. Каков его общий результат'? Какова его количественная мера"? Зная этот результат, можно было бы и объяснить, и предсказать поведение организма! Эта заманчивая перспектива привела к появлению целого направления исследований, которое первоначально исходило из философской идеи об оптимальности всего сущего, о некоей экономии, присущей процессам, происходящим в природе. В физике эта идея уже давно получила количественное выражение в форме экстремальных принципов механики, оптики, термодинамики и пр. Естественно, что эта идея не могла пройти и мимо внимания биологов, тем более что в живой природе, в строении и поведении живых существ оптимальность порой проявляется особенно выпукло и наглядно. Однако сформулировать этот принцип строго долгое время не удавалось главным образом из-за того, что строению и поведению живых существ свойственно крайнее разнообразие. И надо сказать, что представление П. К. Анохина о результате как факторе, формирующем функциональную систему и направляющем ее поведение, оказалось способным стимулировать поиски в правильном направлении. Об этих поисках и идет главным образом речь в данной книге.
Авторы, сами давно работающие в указанной области, сумели кратко, но достаточно полно осветить существующие здесь тенденции. Среди прочих они излагают и собственные представления, которые сейчас объединены в информационную концепцию поведения. Эта концепция, равно как и другие концепции в данной области, может быть, не бесспорна, но в настоящее время имеется уже много аргументов в ее пользу, и нам думается, что она вполне имеет право на существование.
Описанным познавательным, мировоззренческим аспектом отнюдь не исчерпывается то, что может привлечь широкого читателя в данной книге. Он найдет здесь также и целый ряд сведений, которые могут оказаться ему полезными практически: представления об эмоциях — об их созидающей и, порой, разрушающей силе; данные о роли информации и разнообразии впечатлений — о том, как они влияют на самочувствие человека; сведения о полезно^ и вредном влиянии привычек на поведение и многое другое. А ведь в переживаемую нами сейчас эпоху перестройки, радикального обновления всех сфер нашей жизни так важно дать читателю ключ к пониманию себя, к пониманию природы творческой активности, высокой работоспособности — словом, всего того, что составляет человеческий фактор.
Наконец, следует отметить, что круг вопросов, которые взялись осветить авторы, при всей их важности практически никогда в нашей популярной литературе не затрагивался. Может быть, это отчасти объясняется его сложностью. В этих условиях умение авто-
ров излагать трудный материал ясно и доступно, не злоупотребляя математическими выкладками, несомненно, сделает книгу лезной для самого широкого круга читателей: от школьников старших классов и студентов до преподавателей, от медиков до философов от интересующихся специальными биологическими проблемами до всех, кто испытывает потребность в стройном, целостном.
системном миропонимании.
Действительный член
Академии медицинских наук СССР профессор К. В. СУДАКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .................. 3
От авторов................... 6
Глава 1. В поисках гармонии............. 7
1.1 Голубая мечта теоретика .......... 8
1.2. История................. 10
1.3 Экономия энергии ............. 16
1.4. Возрастание энтропии............ 20
1.5. Максимум информации........... 28
Глава 2. Информация и законы поведения . . ..... 39
2.1. «Привычка свыше нам дана...» ........ 41
2.2. На привычку есть отвычка.......... 54
2.3. Динамика реакций............. 64
2.4. Иллюзии ................ 71
2.5. Эмоции ................ 81
Глава 3. Информация и эволюция ... ....... 89
3.1. «Изобретения» природы и их судьбы ...... 90
3.2. Поступление информации .......... 96
3.3. Хранение информации и признаки вещей .... 100
3.4. Элементы кодов...............
3.5. Память и отбор информации......... 109
3.6. На вершине эволюционного процесса......
3.7. Феномен человека............. 118
Литература..................... 125
Hosted by uCoz