Вопросы и задачи по физике А.В.тарасов Москва1968 236стр ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга задумана как пособие при подготовке к приемным экзаменам по физике во втузы. Книга написана в форме своеобразного диалога между автором и любознательным читателем. Такая форма весьма удобна для проведения анализа характерных ошибок экзаменующихся, для разбора различных методов решения тех или иных задач, для обсуждения тех или иных труднопонимаемых вопросов теории. В порядке беседы с читателем в пособии рассмотрено множество вопросов и задач по курсу физики. Кроме того, в книге приводятся задачи (с ответами) для самостоятельных упражнений. Большинство вопросов и задач, приведенных в книге, предлагалось на приемных экзаменах в Московском институте электронного машиностроения в 1964—1966 гг.
Анализ ошибок всегда поучителен. При разборе ошибок заостряется внимание на самых различных сторонах рассматриваемой проблемы, выявляются тонкости, развивается более глубокое понимание. Однако анализ ошибок всегда труден. Ведь только правильный ответ может быть один, а ошибаться можно по-разному. В принципе нельзя предугадать всех возможных неправильных ответов на тот или иной вопрос, многие из них остаются навек скрытыми за тягостным молчанием экзаменующегося. При всем этом можно указать некоторые неправильные ответы на определенные вопросы, с которыми приходится встречаться постоянно. Можно указать многие вопросы, на которые, как правило, следуют неправильные ответы. Именно такой материал положен в основу книги.
Хотим предупредить, что данная книга ни в коей мере не является учебным пособием, включающим все вопросы программы. Здесь нет систематического изложения материала во
всем объеме программы. Скорее это .своеобразный свободный рассказ или, лучше сказать, свободная бесе.ча. Поэтому для тех, кто хочет начинать изучение физики или же систематизировать свои знания по физике, эта книга малопригодна. Она предназначена для тех, кто в преддверьи экзаменов хочет углубить свои физические познания.
Наш идеальный читатель уже прошел соответствующий курс физики, в общих чертах представляет себе этот курс, помнит основные соотношения, может дать формулировку того или иного закона, знает системы единиц. Он находится в том «подвешенном состоянии», когда он уже не школьник, но, с другой стороны, еще и не студент. Однако он хочет стать студентом. И если он захочет в связи с этим углубить свои знания по физике, мы будем рады предложить ему эту книгу.
Надеемся, что наша книга поможет- читателю понять такую истину: слепое заучивание учебника (хотя бы даже и очень хорошего) — занятие не только утомительное, но и в значительной степени бесплодное. Человек должен учиться размышлять и не должен стремиться к простому заучиванию. И если наша книга хоть в какой-то мере будет способствовать этому, мы будем считать свою -задачу выполненной.
В заключение мы считаем своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность проф. Г. И. Епифанову за исключительное внимание к данной книге, обусловившее ее написание и выход в свет. Мы искренне благодарны проф. В. А. Фабриканту, доц. А. Г. Чертову и ст. преподавателю кафедры физики МЭИ Второву Е. Н. за целый ряд ценных замечаний по рукописи.
Мы будем весьма признательны за критические замечания и пожелания, направленные на улучшение пособия. Эти замечания просим присылать по адресу: Москва, Ж-28, Б. Вузовский пер., д. 3/12, кафедра физических основ электронной техники МИЭМ.
Авторы

ОГЛАВЛЕНИЕ _______________ J
Стр.
§ 1. Умеете ли Вы рассматривать графически кинематику прямолинейного движения? 9
§ 2. Сможете ли Вы указать, какие силы приложены к телу? 14
§ 3. Умеете ли Вы находить силу трения? 22 1
§ 4. Хорошо ли Вы знаете законы Ньютона? 26
§ 5. Как Вы решаете кинематические задачи? 35
§ 6. Как Вы решаете динамические задачи? 43
§ 7. Насколько усложняет динамические задачи учет силы
трения? 48
§ 8. Как Вы рассматриваете движение по окружности? 53
§ 9. Как Вы объясняете невесомость тел? 65
§ 10. Умеете ли Вы пользоваться законами сохранения внергии
и количества движения? 71
§ 11. Умеете ли Вы рассматривать гармонические колебания? 87
> § 12. Что будет с маятником в состоянии невесомости? 93
§ 13. Умеете ли Вы пользоваться разложением сил? 98
*•§ 14. Что Вы знаете о равновесии тел? 104
"§ 15. Как Вы отыскиваете положение центра тяжести? 109
§ 16. Знаете ли Вы закон Архимеда? 115
§ 17. Действует ли закон Архимеда в космическом корабле? 120
* § 18. Что Вы знаете о молекулярно-кинетической теории вещества? 124
§ 19. Чем объясняется особенность теплового расширения воды? 135
§ 20. Хорошо ли Вы разбираетесь в газовых законах? 136
§ 21. Как Вы решаете задачи на газовые законы? 148
§ 22. Давайте поговорим о поле 158
»§23. Как описывается электростатическое поле? 163
§ 24. Как ведут себя силовые линии вблизи поверхности проводника? 172
§ 25. Как Вы рассматриваете движение в однородном электростатическом поле? 176
§ 26. Умеете ли Вы обращаться с законом Кулона? 185
г §27. Знаете ли Вы закон Ома? 193
§28. Можно ли включать конденсатор в цепь постоянного тока? 200
§ 29. Умеете ли By вычислять сопротивление разветвленного
участка цепи? 204
§ 30. Отчего перегорела лампочка? 209
233
§ 31. Знаете ли Вы, как отражаются и преломляются лучи света? 216*
§32. Как Вы строите изображения в зеркалах и линзах? 222
§ 33, Хорошо ли Вы решаете задачи с зеркалами и линзами? 231
Ответы 236
Hosted by uCoz