Все о стереофонии(Р.Бессон) Москва 1963 123стр. ОТ РЕДАКЦИИ До сих пор в нашей литературе не было популярной книги по вопросам стереофонии. Между тем интерес к этим вопросам очень велик среди читателей, особенно в связи с проведенными опытными стереофониче^ ским,и радиопередачами и выпуском первых стереофонических проигрывателей и магнитофонов. Вот почему редакция массовой радиобиблиотеки решила перевести на русский язык книгу Р. Бессана «Все о стереофонии», вышедшую в 19611 г. во Франции. Написанная популярно, она в то же время дает полное представление не только о теории стереофонии, но и практические сведения, необходимые радиолюбителям и радиоспециалистам, интересующимся натуральным звучанием. Небольшие сокращения, произведенные при редактировании, были вызваны желанием не загромождать книгу перечислением марок и деталей иностранных фирм, с которыми не будет встречаться наш читатель. Остается выразить надежду, что знакомство с этой книгой будет полезно широким кругам наших читателей. ПРЕДИСЛОВИЕ
Если симфонический оркестр в составе 120 исполнителей «сдавить» гидравлическим прессом до размеров диффузора громкоговорителя, то полученный в результате этого спрессованный кусочек и будет той самой монофонией, которая с самого начала существования звукозаписи и радиовещания .никогда не позволяла воспроизводить музыку в ее первоначальной, пространственной форме.
Стереофония же полностью восстанавливает .записываемое или передаваемое звучание. Она все расставляет по своим местам, и в нашем слуховом восприятии каждый источник звука оказывается там, где он находился (или находится) в действительности.
Так как же до появления стереофонии можно было говорить о высококачественном воспроизведении звука?
.Принцип стереофонии был изложен еще в 1881 г. Клементом Адером. На Всемирной выставке, которая в том году проводилась в Париже, посетители могли слушать стереофоническую передачу из оперного театра; передача происходила по двум телефонным линиям, соединенным с двумя группами микрофонов, одна из кото-рых размещалась оправа, а другая слева от сцены. При прослуШивании этой передачи на два наушника воспроизводилось пространственное размещение певцов и инструментов оркестра. Это еще раз оправдывает известное выражение «ничто ни ново под луной».
Однако потребовалось еще около 80 лет, чтобы идея стереофонического воспроизведения звука достигла такой степени зрелости, что ее практическое осуществление стало насущной необходимостью. Для этого был необходим прогресс в электроакустике и радиоэлектронике, который дал конструкторам необходимые технические средства.
В наши дни, не вытесняя полностью монофонии, стереофония представляет собою особую технику, более совершенную, но и более сложную по своим методам и применяемым устройствам.
Цель настоящей работы состоит в изложении принципов стереофонии, анализе различной аппаратуры и применяемых схем и ознакомлении читателя с практикой стереофонической записи и воспроизведения звука.
Принципы новой техники впервые были изложены в моей статье, опубликованной в ноябрьском номере журнала «Тут ля Радио» за 1958 г. Вместо того чтобы сделать более ,или менее удачный пересказ, Р. Бессон совершенно обоснованно воспроизводит, ничего не изменяя (разве это не высококачественное воспроизведение?), основные положения этой статьи, которые и легли в основу первой главы настоящей книги. В следующих главах автор (с точки зрения стереофонии) рассматривает грампластинки, звукосниматели, методы записи звука, усилители НЧ, громкоговорители с акустическими системами для них и различные системы радиопередач.
Изложив таким образом теоретические основы, автор дает описание серии превосходных стереофонических усилителей, разработанных и изготовленных лучшими специалистами в этой области. И наконец, думая о тех, кто хотел бы модернизировать свою монофоническую аппаратуру, автор описывает способы переделки ее в стереофоническую.
?. Айсберг
СОДЕРЖАНИЕ
От редакция . ...........
Предисловие . . ...... ..i..................
Глава первая. Принципы стереофонии...........
Общие положения.................. 7
Стереофония не новинка .,..............
Физиологические основы стереофонии.........
Восприятие двух источников звука . . i.........
Оптимальное местонахождение слушателя.....i . .
Запись, воспроизведение и радиопередача стереофонической программы.................. 13
Глава вторая. Стереофоническая грампластинка...... 17
Общие положения .................. 17
Характеристики записи ,............... 20
Глава третья. Стереофонические звукосниматели......
Общие положения ..................
Магнитные звукосниматели . i.............
Пьезоэлектрические звукосниматели ............ 23
Принцип действия стереофонического звукоснимателя . 23
Стереофонические электромагнитные звукосниматели . . 25
Стереофонические пьезоэлектрические звукосниматели . 27
Искажения, вызываемые тонармом........... 29
Глава четвертая. Стереофонические магнитофоны..... 30
Общие положения .„...-..: .;.•.•........ 30
Магнитная лента................... 33
Магнитные головки.................... 37
Глава пятая. Стереофоническая запись звука....... 39
Глава шестая. Усиление низкой частоты.......... 44
Общие положения . . .,............... 44
Сдвоенный предварительный усилитель.......... 45
Глава седьмая. Громкоговорители в стереофонии..... 50
Общие положения . . . |............... 50
Выбор громкоговорителя или громкоговорителей .... 50
Размещение громкоговорителей в комнате. .,..... 51
Фазирование громкоговорителей ......,..... 54
Различные способы разделения каналов........ 54
Раздельные каналы . . .,.............. 55
Совмещенные каналы . . -. ,\. .,.(.., . .,...... 61
Различные схемы для смешения низких частот или для
получения третьего канала....., , ,..... 66
Качество звучания приемника............ 35
Диапазон воспроизводимых частот .......... 35
Нелинейные искажения выходного сигнала........ 38
Шумы, фон и импульсные помехи.......... 44
Акустические параметры приемника......... 49
Тракт приемника Ч1У\ колебаний............50
Структурная схема УКВ приемника.......... 50
Блок УКВ.................... 51
Тракт промежуточной частоты и частотный детектор..... 58
Особенности стереоприема. Стерео декодеры....... 66
УКВ прием при многолучевом распространении радиоволн ... 72
Тракт приемника АЛ\ колебаний............75
Структурная схема приемника AM колебаний ....... 75
Тракт приемника с широкополосной преселекцией...... 77
Детектирование AM колебаний с малыми нелинейными искажениями 81 Интегральные схемы для тракта приема AM колебаний и комбинированные схемы AM—ЧМ трактов........... 83
Управление радиовещательным приемником.........89
Автоматические регулировки в приемнике........89
Запоминание частот радиостанций..........-91
Применение синтезаторов частот..........S2
Автоматическая настройка приемника на станцию и автоматический
поиск радиостанций..............67
Цифровой отсчет частоты............99
Микропроцессорное управление...........'102
Дистанционное управление ............ 104
Принципы компоновки современной бытовой радиоаппаратуры . . . 105
Разновидности бытовой аппаратуры радиоприема и звуковоспроизведения ..................105
Схемно-конструктивные особенности тюнеров.......
Музыкальные центры..............109
Блочные радиокомплексы ............
Переносная радиоприемная аппаратура ........
Автомобильная радиоаппаратура .......... 117
Примеры построения современных радиовещательных приемников . . 118
Тюнер с микропроцессорным управлением........118
Музыкальный центр с микропроцессорным и дистанционным управлением .................
Два карманных приемника с синтезатором частот.....
Автомобильная магнитола .............
Однокристальный УКВ приемник......
Перспективы развития радиовещательного приема .
Стереофонический AM прием...........
Передача и прием дополнительной информации
Цифровое радиовещание............138
Непосредственный спутниковый прием......
Речевое управление и оповещение........
Список литературы.............
Hosted by uCoz