--> В книге изложены вопросы аэродинамики и динамики полета в атмосфере Земли беспилотных летательных аппаратов,
В начале книги приводятся уравнения движения летательных аппаратов, затем подробно рассматриваются приближенные методы определения аэродинамических характеристик летательных аппаратов различных аэродинамических схем в широком диапазоне чисел М. В последующих главах рассматриваются такие задачи динамики полета, при решении которых можно ограничиться изучением движения центра тяжести летательного аппарата. В заключение излагаются динамические свойства летательного аппарата как линейного объекта управления.
Книга является учебным пособием для студентов высших технических учебных заведений, а также может быть полезна инженерно-техническим работникам.

--> ПРЕДИСЛОВИИ
При написании настоящей книги авчоры имели целью, используя известные положения теоретической механики, аэродинамики самолета, теории реактивных двигателей и теории автоматического регулирования, изложить общие теоретические основы динамики полета беспилотных летательных аппаратов.
Объекты, изучаемые в динамике летательных аппаратов весьма разнообразны и могут существенно отличаться друг от друга по аэродинамической компоновке, характеру траекторий, динамическим свойствам, системам управления и наведения и т. п. При ограниченном объеме книги невозможно более или менее глубоко рассмотреть основные особенности динамики летательных аппаратов всех типов. Поэтому авторы излагают вопросы динамики полета в атмосфере Земли только беспилотных летательных аппаратов, главным образом управляемых снарядов. В книг0, не освещены вопросы, специфические только для баллистических ракет, например свободный полет в поле тяготения Земли, или только для самолетов, например посадка самолета, усилия на рычагах управления и др.
Динамика беспилотных летательных аппаратов охватывает настолько большой круг вопросов, что изложить их в одной книге невозможно. В связи с этим курс динамики беспилотных летатель-, ных аппаратов целесообразно делить на две части. Первая часть1 курса — динамика самого летательного аппарата (уравнения движения летательного аппарата, траектории полета и методы их расчета, динамические свойства летательного аппарата как звена системы управления). Вторая часть курса — динамика летательного аппарата с учетом процессов в системе управления. В настоящей книге излагаются вопросы, относящиеся только к первой части курса динамики беспилотных летательных аппаратов, при этом опускаются некоторые вопросы, либо достаточно подробно освещенные в учебной литературе, либо выходящие за рамки настоящего учебного пособия.
Гл. I, II, VIII—XII написаны А. А. Лебедевым, а гл. III—VII — Л. С. Чернобровкиным.
В гл. I выводятся уравнения движения летательного аппарата; в гл. II кратко рассматриваются основные методы исследования этих уравнений; гл. III—VII посвящены аэродинамическим силам I и моментам, действующим на летательный аппарат.
Для учебных целей очень важно располагать хотя бы грубо приближенными методами расчета основных аэродинамических характеристик летательных аппаратов различных схем в широком диапазоне чисел М. В гл. III—VII излагаются такие методы для определения аэродинамических характеристик летательных аппаратов при малых углах атаки, малых углах скольжения и отклонения органов управления, когда аэродинамические характеристики можно считать линейными.
Эти методы основаны на теоретических и экспериментальных работах, опубликованных в иностранной печати.
Расчетные формулы составлены применительно к наиболее часто встречающимся за рубежом схемам летательных аппаратов: обычной схеме (с задним расположением рулей), схемам «утка» и «бесхвостка», схеме с поворотными крыльями, с различными вариантами крыльев и оперений (монопланные, +- и Х-образные). При отборе материала предполагалось, что формы крыльев, оперения и фюзеляжа характерны для сверхзвуковых летательных аппаратов (тонкие симметричные профили и пр.).
Поскольку изучению курса динамики полета предшествует изучение основ теоретической и экспериментальной аэродинамики, авторы считали возможным при написании гл. III—VII в ряде случаев ограничиться самым кратким изложением материала, сделав упор на чисто прикладную сторону рассматриваемых вопросов.
В гл. VIII—X полет летательного аппарата исследуется в предположении, что система управления работает идеально, а летательный аппарат является безынерционным во вращательном движении. Это позволяет рассматривать полет летательного аппарата как движение управляемой материальной точки. В гл. XI и XII изучаются динамические свойства летательного аппарата как линейного звена системы управления. При этом предполагается, что читатель знаком с основами теории автоматического регулирования.
Весь конкретный цифровой материал, приведенный в тексте книги и использованный при составлении расчетных графиков и формул, заимствован авторами из иностранной литературы и в большей своей части имеет учебный характер.
При подготовке рукописи к печати авторами были учтены замечания рецензентов Я. Е. Ткаченко, Д. Л. Томашевича и Н. А. Хей-феца, а также В. А. Карабанова и М. Д. Пестова, просмотревших отдельные главы рукописи. Авторы выражают им свою благодарность.
Авторы будут весьма признательны всем читателям, которые своими критическими замечаниями помогут улучшить содержание книги. -->
Hosted by uCoz