Выгодский М. Я. Справочник по элементарной математике.—Изд. 27-е, испр.— М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.—320 с. Содержатся сведения по элементарной математике в достаточно полном объеме. Написан в доступной форме, поэтому может использоваться школьниками уже с 6—7 классов. 26-е изд.— в 1982 г. Для учащихся школ, техникумов, ПТУ. К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЯ
1. На значение справочника. Этот справочник имеет двоякое назначение. Во-первых, здесь можно навести «моментальную» справку: что такое тангенс, как вычислить процент, каковы формулы для корней квадратного уравнения и т. п. Все определения, правила, формулы и теоремы сопровождаются примерами. Всюду, где это тре-. буется, указывается, в каких случаях и как надо применять то или иное правило, каких оплошностей следует опасаться и т. п.
Во-вторых, этот справочник, по замыслу автора, мог бы служить общедоступным пособием для повторения элементарной математики и даже для первого ознакомления с ее практическими применениями.
2. Справочник и учебник. Мысль о том, что по справочнику можно учиться, способна вызвать сомнения. Однако, судя по многочисленным письмам, подавляющее большинство читателей успешно .пользовалось справочником именно для этой цели.
Быть может, наименование «справочник» и не вполне соответствует характеру этой книги. Но после стольких изданий вряд ли целесообразно менять ее название. С другой же стороны, еще менее подошло бы к ней название «учебник» или «учебное пособие». Такое название вызвало бы представление об учебнике школьного типа. Между тем данный справочник по своему характеру существенно отличается от школьного учебника.
В школьном учебнике, особенно в учебнике для старших классов, ведущую роль играет рассуждение; фактический материал как бы подчинен логическому аппарату. Во всяком случае таково восприятие учащегося. Здесь же ведущую роль играет фактический материал. Это не означает, что здесь нет рассуждений. Напротив, иной раз читатель встретится и с логическим выводом той или иной формулы; но эти выводы приводятся лишь в особых случаях. Иногда, например, надо подчеркнуть руководящую идею данного раздела; иногда надо преодолеть чувство недоверия к результату (скажем, к действиям над комплексными числами). .Где можно опустить доказательство, а где нельзя — при решении этого вопроса автор руководствовался педагогическим опытом.
3. Как пользоваться справочником. «Моментальная» справка наводится с помощью алфавитного указателя. На случай, если читатель не знает наименования правила, теор'емы, способа решения и т. п., к его услугам подробное оглавление.
Наводя справку в каком-либо одном месте, вы встретите там ссылки на все те параграфы, где разъяснены упоминаемые термины. Римскими цифрами обозначены номера разделов, арабскими — номера параграфов. Не пренебрегайте этими ссылками! Всякому же, кто обращается к справочнику не по случайному поводу, рекомендуется «насквозь» прочесть интересующий его раздел.
К СВЕДЕНИЮ ЧИТАТЕЛЯ ;
В частности полезно внимательно прочесть исторические сведения, ержащиеся в каждом разделе. Они составляют органическую ть книги и содействуют лучшему пониманию материала. a Читатель, который будет учиться по этой книге, должен обратить Еособое внимание на примеры. Доказательства, опущенные в справоч-w«e читатель может восполнить (по учебнику) либо одновременно чтением справочника, либо позже. Но ни справочник, ни учебник iw будут достаточны без самостоятельных упражнений в решении Ьшимеров и задач. Лицам, изучающим математику без преподавателя, Ритор рекомендует обратиться к «Сборнику задач по элементарной |1атематике» Н. П. Антонова, М. Я. Выгодского, В. В. Никитина, *' И. Санкина (М.: Наука, 1979).
Hosted by uCoz