Абрамов С. А., Зима Е. В. Начала информации.— М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989.— 256 с. (Библиотечка про-граммиста).— ISBN 5-02-013958-0. Содержит систематизированное изложение основных понятий и методов информатики (вычислительной техники, программирования* численных методов, сортировки и поиска). Изложение основ программирования проводится на языке Паскаль, более перспективном для персональных компьютеров (по сравнению с языком Бейсик). Имеется много примеров и задач. Для начинающих программистов, пользователей* студентов вузов, старшеклассников, преподавателей. Табл. 1. Ил. 106.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..... ................... 5
Введение (предварительные сведения)........... 7
Глава I. Первое знакомство с программированием .... 14
§ 1. О записи программы. Выражения........ 14
§ 2. Операторы присваивания, ввода и вывода .... 18
§ 3. Простейшая программа.............. 22
§¦ 4. Условный оператор............... 28
§ 5. Составной оператор. Дополнительные возможности
вывода информации ............... 33
§ 6. Оператор цикла................. 36
Глава II. Простейшие алгоритмы приближенных вычислений,
компьютерной графики, символьной обработки...... 44
§ 7. Приближенное решение уравнений........ 44
§ 8. Целые числа................... 51
§ 9. Дополнительные операции над целыми числами.
Округление................... 56
§ 10. Оператор цикла с параметром.......... 60
§ 11. Простейшие графические возможности компьютера 67 § 12. Приближенное вычисление площади криволинейной
трапеции.................... 78
§ 13. Оператор перехода. Пустой оператор....... 86
§ 14. Вложенные операторы цикла........... 89
§ 15. Составные условия................ 97
§ 16. Тип char..................... 103
Глава П1. Вычисления с хранением последовательности
значений. Моделирование. Сортировка......... ПО
§ 17. Массивы. Пример математической модели в биологии ПО § 18. Раскрашивание фигур. Графические построения с
использованием массивов ............ 118
§ 19. Константы.................... 126
§ 20. Таблицы значений функций и линейная интерполяция...................... 132
§ 21. Поиск элемента в упорядоченном массиве .... 141
§ 22. Упорядочивание (сортировка) массива...... 147
Глава IV. Матрицы . .................. 152
§ 23. Массивы массивов. Матрицы........... 152
§ 24. Решение систем линейных уравнений....... 159
3
Глава V. Файлы.....,.,.,..,........ 171
§ 25. Файлы. Файловые типы .............. 171
§ 26, Классификация файлов.......,...,., 178
§ 27, Записи. Комбинированные типы......... 183
Глава VI. Использование вспомогательных алгоритмов
(процедуры и функции) ................ . 189
§28. Процедуры без параметров. Параметры—переменные 189
§ 29, Параметры-значения ,,....,,,...... 197
§ 30, Построение диаграмм........... . . , , 203
§ 31. Функции..................... 209
§ 32, Построение графиков функций .......... 214
Глава VII, Более сложные примеры алгоритмов и программ 221 § 33. Лингвистический пример (перенос слова с одной
строки на другую) ................ 221
§ 34. Дифференциальные уравнения .,,.,,..,. 22Р
§ 35, Некоторые задачи поиска ............ 243
ПРЕДИСЛОВИЕ
В этой книге излагаются основные понятия и методы информатики. Главное внимание уделяется программированию, численным методам, графике, сортировке, поиску, вычислительной технике. Рассматриваются также, хотя и в меньшем объеме, вопросы информатики, имеющие отношение к моделированию и лингвистике.
Изложение основ программирования проводится с использованием языка Паскаль —одного из наиболее распространенных языков программирования. Точнее говоря, используется сокращенный вариант Паскаля. -Сокращенным вариантом можно овладеть быстрее и легче, чем всем языком, а возможностей его вполне достаточно для написания довольно сложных программ (подчеркнем, что всякая программа, правильно написанная на сокращенном Паскале, будет правильной и в смысле полного Паскаля). Авторы считают, что при изучении начал информатики лучше познакомиться с настоящим языком программирования (например, в сокращенном объеме), чем тратить время на специальный «педагогический» язык, не имеющий применения в реальных исследованиях и разработках. Разумеется, выбор сокращенного варианта того или иного настоящего языка является серьезной методической проблемой.
Для первого знакомства с информатикой по предлагаемой книге можно ограничиться прочтением введения и первых трех ее глав, что под силу (как кажется авторам) учащимся старших классов общеобразовательной школы. Учащиеся школ с углубленным изучением математики и студенты техникумов, а также начинающие профессиональные программисты, смогут прочитать книгу до конца; § 24 и всю последнюю главу целесообразно рассматривать как дополнительный (факультативный) материал. Отметим, что программа курса информатики московской школы № 52 приблизительно соответствует содержанию книги.
Книга построена таким образом, что читатель довольно быстро привлекается к самостоятельному составлению


Hosted by uCoz