Delphi-Программирование в среде Delphi-Л.М.Климов Данное учебное пособие издается В' соответствии с учебным планом для студентов специальности 220100 дневного обучения. Рассмотрено и одобрено на заседаниях кафедры 18. II.97 г. и методического совета IS.II.97 г.
Введение
Система Delphi использует технологию визуального программирования и предназначена для разработки приложений "под Windows". Без этой системы программирование "под Windows" достаточно сложно и кропотливо, требует большого умения, изобретательности, творческого потенциала и выдержки. Delphi могут использовать программисты со средним уровнем подготовки, основательно знающие язык программирования высокого уровня, предпочтительно - Pascal.
Среда визуального программирования реализует новую концепцию создания приложений, позволяя увидеть объекты на экране монитора до выполнения программы, в процессе разработки ее интерфейса. Без применения технологии визуального программирования процесс отображения требует написания и отладки достаточно сложного кода для создания и настройки объектов, а просмотр созданных объектов возможен только при выполнении программы.-
Программирование в Delphi выводит разработку приложений на новую ступень развития, является шагом в новую эру программирования. Delphi относится к системам быстрой разработки приложений ( RAD -Rapid Application Development). При разработке интерфейса пользователя в Delphi традиционные структурные методы уступают место итерационным подходам, выполненным в интерактивном режиме, где преобладают визуальное макетирование и высокая скорость разработки.
Данное учебное пособие предназначено для изучения основ программирования в системе Delphi ( под Windows 3.1 ) студентами, освоившими программирование на языке Pascal 7.0, включая разделы "Динамические переменные" и "Объектно-ориентированное программирование".
1. ВВЕДЕНИЕ В ВИЗУАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ;;
1.1. Программирование, управляемое событиями
Приложения Delphi являются интерактивными системами, в которых для организации взаимодействия между пользователем и программой используются методы, управляемые событиями.
Программирование, управляемое событиями, обязательно для профессиональных программистов. Оно не исключает использования проце-
Литература
1. Э. Возневич. Освой самостоятельно Delphi. Бином. 1996г.
2. П. Дарахвелидзе, Е. Марков. Delphi - среда визуального программирования. Санкт-Петербург, BHV - Санкт-Петербург, 1996.
3. Джон Матчо, Дэвид Р. Фолкнер. Delphi. M.: Бином, 1995.
4. Том Сван. Основы программирования в Delphi для Windows 95.
Киев, Диалектика, 1996. > -, > ....,,.'
СОДЕРЖАНИЕ ъ, . ' „^ .
Введение......................................................... 3
1. ВВЕДЕНИЕ В ВИЗУАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ........................ 3
1.1. Программирование, управляемое событиями.................. 3
1.2. Программирование, основанное на объектах................. 5
1.3. Свойства и события объектов.............................. 6
2. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ OBJECT PASCAL........................... 7
2.1. Введение в Object Pascal.................................. 7
2.2. Типы данных.............................................. 8
2.3. Операции. Выражения. Операторы управления обработкой.... 11
2. 4. Возможности функций..................................... 11
2.5. Объектно-ориентированное программирование в Object-Pascal.................................................. 12
2.5.1. Основные понятия объектно-ориентированного программирования................................. 12
2.5.2. Определение класса. Инкапсуляция.
Синтаксис и программирование свойств............. 13
2.5. 3. Методы........................................... 16
2.5Л. Наследование..................................... 17
2. 5. 5. Полиморфизм...................................... 22
2.5.6. Создание и уничтожение объектов.
Конструкторы. Деструкторы....................... 24
2. 5. 7. Области видимости................................ 27
3. ИНТЕГРИРОВАННАЯ СРЕДА РАЗРАБОТЧИКА ПРИЛОЖЕНИЙ СИСТЕМЫ DELPHI. 28
3.1. Состав и назначение инструментов среды. Окна разработчика............................................ 28
3.2. Главное меню системы.................................... 31
3.2.1. Горячие клавиши главного меню.................... 31
3. 2.2. Подменю File - работы с файлами.................. 32
3.2.3. Подменю Edit - работы с редактором............... 34
3.2.4. Подменю Search - поиска текста................... 35
3.2.5. Подменю View - просмотра элементов среды разработчика..................................... 36
3.2.6. Подменю Compile - компиляции проекта............. 37
- 92 -
3.2. 7. Подменю Run - выполнения приложения.............. 38
3.2.8. Подменю Options - работы с параметрами проекта и среды............................................ 39
3.2.9. Подменю Tools и Help - работы с инструментами
и помощью........................................ 40
3.3. Панель инструментов..................................... 41
3.4. Палитра компонентов. Категории визуальных компонентов... 42
3.5. Конструктор форм........................................ 45
3.6. инспектор объектов. Назначение, состав, возможности..... 46
3. 7. Администратор проекта................................... 49
3.8. Исследователь........................................... 50
3.9. Возможности настройки и развития системы Delphi......... 53
4. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СРЕДЕ DELPHI................... 54
4.1. Проект приложения. Файлы Delphi для приложения.......... 54
4.2. Основы проектирования приложения и интерфейса пользователя............................................ 57
4.2.1. Основные концепции проектирования приложения и
^ интерфейса пользователя.......................... 57
4.2.2. Проектирование интерфейса приложения............. 59
4. 3. Процесс разработки приложений............................ 61
4. 4. Использование среды для создания приложений............. 63
4. 4.1. Проектирование формы............................. 63
4.4.1.1. Размещение компонентов-на форме. Изменение размеров объекта.............. 63
4.4.1.2. Выбор, перемещение и выравнивание
; группы компонентов...................... 65
4.4.1.3. Выбор объекта на форме. Фокус ввода..... 67
4.4.2. Типы свойств и установка их с помощью инспектора объектов.............................. 68
4.4.3. События. Программирование реакции на события..... 70
4.4. 4. Присоединение кода для событий................... 73
4.5. Управление файлами проекта.............................. 76
4.6. Работа с окнами......................................... 77
4.7. Подготовка программы к практическому использованию...... 77
5. СРЕДСТВА ОТЛАДКИ ПРОГРАММ В СРЕДЕ DELPHI..................... 78
5.1. Типы ошибок............................................. 78
5.2. Средства отладки на этапе компиляции.................... 79
^ 5.2.1. Настройка отладчика.............................. 79
5.2.2. Отладка программ на этапе компиляции............. 80
5.3. Средства отладки на этапе выполнения.................... 81
5.3.1. Выполнение приложения из среды Delphi и из
f Windows.......................................... 81
5.3.2. Подготовка программы к отладке. Точки останова... 82


Hosted by uCoz