Delphi 3.0-Освой самостоятльно-Дэн Оузер Москва 1998 стр.550 Книга предлагает курс изучения новой версии широко известной системы визуального объектно-ориентированного программирования Delphi 3.0. Это система позволяет даже начинающему проектировщику создавать законченные прикладные программы для Windows на языке Object Pascal, почти не прибегая к программированию, а также позволяет создавать приложения для работы с любыми базами данных, в частности, на платформе клиент-сервер. Книга шаг за шагом знакомит читателя с интегрированной средой разработки Delphi, с языком Object Pascal, с разработкой приложений различной сложности, начиная с простейших, и кончая мультимедийными программами, программами работы с локальными и удаленными базами данных, приложениями для работы в Интернет. Книга рассчитана как на начинающих, не владеющих никаким языком программирования, так и на опытных разработчиков
Содержание
Введение.................................................. 17
1-я неделя. Основы Delphi...............................19
День 1. Добро пожаловать в мир Delphi 3.
Является ли это миром Visual Pascal?.................... 21
Delphi — это быстрая разработка приложений.................21
Выглядит похоже на Visual Basic, но гораздо сильнее............22
Преимущества Delphi...................................23
Различия между Delphi 3 и Delphi 2........................24
Что нового в Delphi по технологии клиент-сервер?..............25
Визуальные компоненты.................................26
Константы и переменные.................................26
Процедуры и функции..................................27
Процедуры............................................28
Функции.............................................29
Модуль — это повторно используемый код....................30
Форма..............................................31
Что такое свойства форм и компонентов?.....................31
Простое приложение Delphi...............................32
Обзор интегрированной среды разработки Delphi 3..............33
Основы..............................................33
Быстрые кнопки.........................»...............34
Палитра компонентов....................................34
Форма...............................................35
Окно Редактора Кода....................................35
Инспектор Объектов.....................................36
Структура меню Delphi..................................38
Меню файлов File.......................................38
Меню редактирования EDIT...............................41
Меню поиска Search.....................................45
Меню просмотра View....................................46
Меню проекта Project....................................49
Меню выполнения Run...................................51
Меню компонентов Component..............................53
Меню инструментария Tools...............................54
Меню рабочих групп WorkGroups...........................55
Меню справки Help......................................55
Настройка............................................56
Быстрые кнопки........................................56
Палитра компонентов....................................56
Окно редактирования....................................56
Заключение..........................................57
Вопросы и ответы......................................57
Практикум...........................................58
Контрольные вопросы....................................58
Упражнения...........................................58
День 2. Object Pascal, часть 1................................. 59
Использование в Pascal знака равенства......................60
Константы...........................................60
Переменные..........................................62
Простые типы данных...................................62
Целые типы данных.....................................63
Действительные типы данных..............................64
Тип данных Currency....................................66
Работа с типом Currency..................................66
Булевы типы данных....................................67
Символьные типы данных.................................68
Типы строк...........................................70
Структуры данных.....................................73
Одномерные массивы.....................................73
Многомерные массивы....................................75
Записи...............................................77
Сложная задача........................................78
Сложная задача II......................................80
Поддиапазоны..........................................84
Множества............................................85
Типизированные константы................................87
Перечислимые типы.....................................88
Тип Variant...........................................89
Операции............................................90
Арифметические операции...........Л.....................90
Логические операции....................................91
Операции отношения.....................................91
Старшинство операций...................................92
Заключение..........................................93
Вопросы и ответы......................................93
Практикум...........................................93
Контрольные вопросы....................................94
Упражнения...........................................94
День 3. Object Pascal, часть 2................................. 95
Управляющая логика................................... 95
If ... Then ... Else.......................................95
Case ... of.............................................97
Циклы..............................................99
Repeat ... Until.........................................99
While ... Do..........................................100
For ... Do............................................101
Ветвление...........................................102
Goto................................................103
Break...............................................104
Continue.............................................104
Exit................................................105
Halt................................................106
«unjjirror............................................107
Программы..........................................108
Процедуры...........................................109
Функции............................................115
Модули.............................................119
Указатели...........................................124
Использование указателей................................125
Заключение.........................................127
Вопросы и ответы.....................................127
Практикум..........................................127
Контрольные вопросы...................................128
Упражнения..........................................128
День 4. Объектно-ориентированное программирование
и разработка программного обеспечения................. 129
Кризис программирования...............................130
Сложность программного обеспечения.......................130
Необходимость планирования.............................131
Жизненный цикл программного продукта................... 131
Анализ..............................................132
Требования...........................................132
Проектирование ....................................... 133
Кодирование..........................................133
Тестирование.........................................134
Сопровождение и обслуживание............................134
Куда дальше?.........................................135
Разработка программного обеспечения......................135
Цели разработки программного обеспечения...................135
Принципы разработки программного обеспечения...............137
Вопросы сцепления и связности...........................139
Объектно-ориентированное проектирование...................140
Объекты..........................'...................140
Действия............................................141
Видимость...........................................141
Интерфейсы..........................................141
Реализация объектов....................................141
Объектно-ориентированное программирование (ООП)............141
Классы..............................................142
Свойства.............................................143
Наследование.........................................143
Заключение.........................................144
Вопросы и ответы.....................................145
Практикум..........................................145
Контрольные вопросы...................................145
Упражнения..........................................145
День 5. Приложения, файлы и Менеджер Проекта................ 147
Из чего же на самом деле состоит приложение Delphi?.......... 147
Проекты............................................. 148
Формы.............................................. 150
Модули............................................. 151
I Библиотека визуальных компонентов........................ 155
Активные компоненты ActiveX............................ 155
| Создаваемые пользователем процедуры, функции
и обработчики событий.................................. 156
[ Графические ресурсы................................... 156
Организация вашего проекта Delphi........................ 157
Создание отдельных каталогов............................. 157
Соглашения об именах.................................. 158
Пример проекта......................................161
Менеджер Проекта (Project Manager).......................167
Опции Проекта (Project Options)..........................168
Страница Forms (Формы)................................169
Страница Application (Приложение).........................170
Страница Compiler (Компилятор)...........................172
Страница Linker (Компоновщик)...........................173
Страница Directories/Conditionals
(Каталоги/Условная компиляция)..........................173
Страница Versionlnfo (Информация о версии)..................175
Страница Packages (Пакеты)..............................175
Создание проекта......................................176
Депозитарий (хранилище) объектов........................179
Мастера и шаблоны....................................180
Контроль версий......................................182
Заключение.........................................182
Вопросы и ответы.....................................183
Практикум..........................................183
Контрольные вопросы...................................184
Упражнение..........................................184
День 6. Редактор и отладчик................................. 185
Редактор Кода....................................... 185
Возможности редактора и его настройка..................... 186
Страница Editor (Редактор)............................... 186
Страница Display (Монитор).............................. 188
Страница Colors (Цвета)................................. 189
Использование редактора...................'............. 190
Эксперт Кода........................................ 194
Отладка............................................ 195
Использование отладчика................................. 196
Установка опций отладки................................ 196
Использование точек прерывания.......................... 199
Дополнительные опции отладки............................ 202
Просмотр значений переменных при помощи окна Watch......... 203
Использование окна сообщений компилятора при отладке......... 204
Исследование значений переменных с помощью
ToolTip Expression Evaluation (Мастер оценки выражений)........ 205
Отладка DLL......................................... 206
Утилита WinSight32................................... 208
Заключение......................................... 209
Вопросы и ответы..................................... 209
_________________________Delphi 3
Практикум..........................................209
Контрольные вопросы...................................210
Упражнения..........................................210
День 7. Проектирование графического интерфейса пользователя..... 211
Зачем нужен графический интерфейс пользователя.............212
Быстрое построение прототипов и быстрая
разработка приложений.................................212
Пользователь прежде всего..............................214
Командует пользователь.................................214
Наглядность..........................................214
Единообразие.........................................215
Терпимость к пользователю...............................215
Обратная связь........................................216
Эстетика.............................................216
Простота............................................216
Проектирование с ориентацией на данные...................217
Проектирование с ориентацией на документы.................217
Выбор модели........................................217
Компоненты окна.....................................218
Пиктограммы полосы заголовка............................219
Текст полосы заголовка окна..............................220
Новые документы......................................221
Кнопки полосы заголовка окна............................221
Открытие и закрытие окон...............................222
Цвета окон...........................................222
Меню...............................................223
Всплывающие меню....................................226
Каскадные меню.......................................227
Заголовки, короткие клавиши, клавиши доступа меню...........228
Органы управления.....................................229
Окна списков.................^.......................232
Компоненты отображения................................233
Ввод и отображение текста...............................233
Многостраничный компонент с закладками...................234
Ползунки............................................234
Подсказки...........................................235
Индикаторы прогресса...................................235
Инструментальные панели................................235
Проектирование экрана.................................236
Организация..........................................236
Палитра цветов.......................................238
Планировка.........................................239
Единицы измерения....................................239
Группирование и разнесение элементов......................240
Выравнивание элементов.................................241
Использование многостраничных диалоговых окон..............242
Использование заглавных букв............................242
Модальные диалоговые окна.............................242
Многооконный интерфейс................................243
Заключение.........................................244
Вопросы и ответы.....................................244
Практикум..........................................245
Контрольные вопросы...................................245
Упражнения........................................., 245
2-я неделя. Работа с Delphi.............................247
День 8. Библиотека визуальных компонентов.................... 249
Что такое VCL?......................................249
Свойства компонентов..................................250
События............................................253
Методы.............................................254
Визуальные и невизуальные компоненты....................255
Библиотека..........................................256
Страница Standard (Стандартная)..........................257
Страница Additional (Дополнительная)......................267
Страница Win32 палитры VCL............................276
Страница System (системная) палитры VCL..................278
Страница Internet (Интернет) палитры VCL..................278
Страница Data Access (доступ к данным) палитры VCL..........280
Страница Data Controls (управление данными) палитры VCL......281
Страница Decision Cube (куб решений) палитры VCL...........282
Страница QReport (быстрый отчет) палитры VCL..............282
Страница Dialogs (диалоги) палитры VCL....................284
Страница Win3.1 (Windows 3.x) палитры VCL................285
Страница Samples (образцы) палитры VCL...................286
Страница ActiveX палитры VCL...........................286
Заключительная демонстрация VCL........................287
Заключение.........................................290
Вопросы и ответы.....................................290
Практикум..........................................291
Контрольные вопросы...................................291
Упражнения..........................................291
День 9. Ввод, вывод и печать................................. 293
Файловый ввод и вывод................................293
Атрибуты файлов......................................294
Типы файлов.........................................303
Управление файлами, управление каталогами
и другие функции поддержки файлов.......................325
Длинные имена файлов..................................326
Печать.............................................327
Простейшая форма печати в языке Pascal....................327
Печать с помощью объекта TPrinter........................330
Использование объекта TPrinter...........................330
Использование компонентов TPrinterDialog и TPinterSetupDialog ... 333
Шрифты и их размеры.................................336
Печать графики......................................343
___________________________________ь»ецлн Д
Заключение.........................................348
Вопросы и ответы.....................................349
Практикум..........................................350
Контрольные вопросы...................................350
Упражнения..........................................351
День 10. Графика, мультимедиа и анимация.................... 353
Графические элементы..................................353
Координаты..........................................353
Canvas (канва, холст)...................................353
Пикселы.............................................354
Перо...............................................355
Кисть и заполнение объектов.............................361
Событие OnPaint — когда окно надо перерисовывать...........364
Компонент TPaintBox...................................365
Компонент Shape: некоторые упрощения.....................366
Фигуры — это хорошо, но как создать картинку?.............366
Растягивание и установка размеров изображения...............367
Загрузка изображения из файла во время выполнения...........367
Высокий класс: создание собственной битовой матрицы..........368
Создание битовой матрицы...............................368
Сохранение битовой матрицы в файле.......................369
Пример применения битовых матриц........................369
Мультимедиа и анимация...............................373
Использование звука в ваших приложениях...................373
Различные типы файлов мультимедиа......................375
Визуальный компонент MediaPlayer.........................376
Управление универсальным проигрывателем
при помощи методов....................................381
Отклик на события универсального проигрывателя..............382
В каком формате хранятся видеофайлы......................382
Методики анимации в Delphi..............................383
Следующий уровень эффективности — DirectX и OpenGL........389
Заключение.........................................389
Вопросы и ответы.....................................390
Практикум..........................................390
Контрольные вопросы...................................391
Упражнения..........................................391
День 11. Архитектура баз данных в Delphi...................... 393
Модель реляционной базы данных.........................393
Поработаем с Мастером Форм баз данных (Form Wizard)........394
Использование Мастера Форм.............................394
Как это работает?......................................396
Выбор базы данных....................................397
Модели баз данных....................................397
Автономные базы данных................................397
Базы данных с разделяемыми файлами......................398
Базы данных клиент/сервер..............................398
Новый подход — многоярусные базы данных..................399
Псевдонимы..........................................400
Использование Database Desktop для создания новой таблицы.....400
Создание новой таблицы.................................401
Зачем нужны ключи?...................................402
Как получить из Delphi доступ к созданной мною таблице?......404
Как предоставить Delphi сведения о таблице —
компонент ТТаЫе......................................404
Обеспечение связи — компонент TDataSourse..................405
Управляющие компоненты для просмотра
и модификации данных.................................405
Доступ к базам данных при помощи кода...................407
Состояние набора данных (свойство State)....................408
Доступ к полям.......................................409
Модификация полей в таблице............................410
Перемещение по записям................................411
Вычисляемые поля.....................................412
Индексы.............................................415
Упорядочение записей...................................416
Поиск записей........................................417
Поиск по вторичным индексам............................419
Установка диапазона записей..............................419
Конролируемый ввод в таблицу...........................420
Использование компонентов выбора вместо компонентов
со свободным вводом....................................420
Входные маски........................................421
Ограничения на уровне базы данных........................421
Метод Cancel.........................................422
Проверка значений на уровне полей и таблиц.................424
Обработка исключений..................................425
ODBC — следующий уровень абстракции.....................426
Зачем использовать ODBC?...............................426
Защита доступа и пароли базы данных......................429
Аутентификация.......................................430
Работа с несколькими таблицами..........................431
Внешние ключи.......................................432
Отношения...........................................432
Важность использования модулей данных....................433
Свойства MasterSource и MasterField........................433
Заключение.........................................435
Вопросы и ответы.....................................435
Практикум..........................................436
Контрольные вопросы...................................436
Упражнения..........................................436
День 12. Отчеты и диаграммы................................ 437
QuickReport.........................................437
Шаблоны QuickReport...................................438
Компоненты QuickReport.................................439
Создание простого отчета................................440
Добавление окна предварительного просмотра..................442
Печать отчетов........................................442
TeeChart............................................443
Компоненты TeeChart...................................444
Мастер TeeChart ......................................444
________________________________________исцлиз
Создание диаграммы....................................445
Применение Редактора Диаграмм (Chart Editor)................446
Задание серии данных для TeeChart........................447
Decision Cube........................................449
Компоненты Decision Cube................................449
Обзор Decision Cube....................................450
Заключение.........................................450
Вопросы и ответы.....................................450
Практикум..........................................451
Контрольные вопросы...................................451
Упражнения..........................................451
День 13. Создание собственных визуальных компонентов
и компонентов ActiveX.............................. 453
Зачем разрабатывать компоненты?.........................453
Повторное использование кода.............................454
Модификация имеющихся визуальных компонентов.............454
Возможность заработать.................................454
Наблюдение изменений поведения компонента
в процессе разработки...................................454
Предшественник компонентов — знакомство с DLL............455
Создание и установка компонента.........................457
Добавление компонента TDoNothing в пакет..................457
Компиляция и установка пакета и компонента................459
Удаление компонента...................................460
Написание визуального компонента........................460
Объявления private, protected, public и published...............461
Свойства.............................................461
Методы.............................................461
События.............................................461
Построение чего-то полезного — компонента TMult.............462
Создание компонента TMult...............................462
Построение TMult......................................462
Добавление свойств к компоненту TMult.....................463
Добавление конструктора................................464
Добавление метода.....................................465
Добавление события....................................465
Тестирование компонента................................467
Использование процедур чтения и установки значений свойств.....469
Модификация существующего компонента — TButClock.........470
Конструктор..........................................472
Деструктор...........................................472
Процедура UpdateCaption................................473
Процедура Register.....................................473
Использование ButClock.................................473
Объявление нового события — User Plot.....................474
Создание нового типа событий.............................476
Вызов события........................................476
Использование TFuncGraph...............................476
Обзор ActiveX и компонентов ActiveX......................478
Преобразование визуального компонента в компонент ActiveX.....479
Добавление метода непосредственно в компонент ActiveX.........484
Использование компонента ActiveX в странице Web ............485
Заключение.........................................486
Вопросы и ответы.....................................487
Практикум..........................................487
Контрольные вопросы...................................487
Упражнения..........................................488
День 14. Построение с помощью Delphi приложений для Internet. . . . 489
Сила протоколов HTTP и HTML..........................490
Статические данные в Internet............................491
Динамическое создание документов Web с помощью Delphi.......492
Различия интерфейсов ISAPI, NSAPI, CGI и WIN-CGI..........493
Интерфейс сервера Web, предлагаемый Delphi................495
Преобразование приложения CGI в ISAPI DLL................496
Построение «настоящего» приложение Web..................497
Транзакционная модель Web в свете интерфейса,
управляемого событиями ................................497
Пример программы игры-головоломки......................498
Получение данных от клиента при помощи форм..............504
Использование активных форм...........................509
Заключение.........................................521
Вопросы и ответы.....................................521
Практикум..........................................522
Контрольные вопросы...................................522
Упражнения..........................................522
День 15. Развертывание приложений........................... 543
Обзор пакетов........................................523
Пакеты времени выполнения..............................524
Заказные пакеты......................................524
Пакеты времени проектирования...........................524
Пакеты компонентов....................................524
Использование пакетов.................................525
Поддержка пакетов.....................................525
Другие соображения по применению пакетов..................526
Опции установки пакетов................................526
Требования логотипа Windows 95, реестр и программы
установки...........................................527
Соответствие требованиям логотипа Windows 95................528
Написание программы установки и удаления..................531
Использование коммерческого генератора программ установки.....539
Заключение.........................................541
Вопросы и ответы.....................................541
Практикум..........................................542
Контрольные вопросы...................................542
Упражнения..........................................542
Приложение А. Ответы на контрольные вопросы................. 543
Содержание


Hosted by uCoz