Техника стерефонии-В.Хоег В книге описаны реальные структурные схемы какало» стереофонической звушшередачи и методы звукорежиссерской обработки звукового материала самых разнообразных программ. Рассмотрена наиболее распространенная двухканальная система стереофонии. Книга рассчитана «а широкий круг специалистов радиовещания, кино и театров.
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Стереофоническое воспроизведение звука существенно повышает качество звучания по сравнению с обычным монофоническим звуковоспроизведением. При стереофоническом звучании у слушателя создается ощущение присутствия в том помещении, где исполняется музыкальное произведение.
Первые опыты широкой демонстрации стереофонического звучания были проведены в середине 30-х годов И. Е. Гороном в СССР и Л. Стоковским в США. Они произвели сильное впечатление на слушателей и сбЗДали предпосылки для дальнейшего развития стереофонии. В конце 30-х годов начались исследования по использованию стереофонического звучания в кино (работы Б. Н. Коноплева и М. 3. Высоцкого). В 50-х годах начала развиваться бытовая стереофония — появились граммофонные стереопластинки и стереофонические маг-нитофильмы. А в начале 60-х годов вступило в строй стереофоническое радиовещание в диапазоне укв.
В наши дни стереофоническое воспроизведение звука получило самое широкое признание и используется не только в бытовой звуковоспроизводящей аппаратуре, но и как средство звукового сопровождения кинофильмов, театральных спектаклей и других мероприятии, связанных с передачей музыки или литературно-драматического звукового материала.
Появление стереофонического звучания поставило перед звукорежиссерами, инженерами-акустиками и другими работниками радиовещания и звукозаписи ряд совершенно новых задач, связанных с созданием высококачественных стереофонических записей, техникой неискаженной передачи их по линиям связи, а также со спе-фикой технологии стереофонического радиовещания.
В Советском Союзе и большинстве стран СЭВ за последнее десятилетие накоплен значительный опыт по технике и технологии стереофонического звуковоспроизведения и созданы кадры высококвалифицированных специалистов в этой области. Однако литературы, посвя-
щенной стереофоническому воспроизведению звука, по недостаточно, хотя потребность в ней самых широк) кругов работников радиовещания и акустики огромн Предлагаемый читателям перевод книги «Технш стереофонии», написанной специалистами ГДР, буд< способствовать восполнению этого пробела.
В этой книге весьма подробно рассмотрены пробл< мы, связанные со звукорежиссерской работой при запис и передаче стереофонического звукового сигнала. Эт проблемы анализируются применительно к двухканаль ной системе стереофонической звукопередачи, наиболв! распространенной в стереофоническом радиовещании i при воспроизведении звука в домашних условиях при по мощи магнитофона или электрофона.
Книга является первой из четырех изданий по стереофонии, которые должны быть выпущены в ГДР в серии «Малая библиотека радиста». Второе издание этой серии — книга «Stereofonie Grundlagen» уже вышла в ГДР, и перевод ее включен в план издательства «Связь» на 1975 год. .
Ценным качеством предлагаемой читателям книги, на; наш взгляд, является то, что ее материал в значительной' степени обобщает опыт, накопленный в Берлинском радиодоме, где работы в области стереофонического вое-; произведения ведутся давно и на высоком теоретическом i и практическом уровне.
Книга переведена с небольшими сокращениями материала, не представляющего, ввиду своей специфики, интереса для советских специалистов.
Отзывы и замечания по книге просим присылать по адресу: Москва-центр, Чистопрудный бульвар, 2.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ
Предлагаемая читателю книга содержит результаты теоретических и практических работ, проведенных в берлинском радиодоме Обершеневайде. Вместе с тем, в ней кратко описаны результаты работ по технике стереофонии.
Стереофония — самая перспективная область техники звукопередачи. Технические возможности для стереофонической передачи весьма многообразны, однако по различным причинам технического и экономического характера наиболее распространенной системой в настоящее время является пространственная двухканальная стереофония. Поэтому мы ограничились рассмотрением только двухканального метода передачи и воспроизведения звука через громкоговорители.
Наш обзор мы адресуем, прежде всего, специалистам радиовещания, грамзаписи, кино и театров, а также многочисленным любителям музыки, звукозаписи и радиолюбителям.
В заключение мы выражаем глубокую благодарность проф. Кайбсу и инженеру Штайнке за большую помощь в работе над рукописью, а также редактору, инженеру Нойзе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Предисловие к русскому изданию........ 3
Предисловие авторов ........... 5
Условные обозначения структурных схем ...... 6
1. Цель стереофонической звукопередачи...... 8
2. Некоторые способы звукорежиссерской обработки звукового материала .............. 9
3. Использование микрофонов при двухканальной стереофонии 20
4. Передача музыки............ 65
5. Литературно-драматические передачи...... 98
6. Внестудийные стереофонические передачи..... 111Й
Список литературы............ 123


Hosted by uCoz