Л. О. БАДАЛЯН — чл.-кор. АМН СССР, зав. кафедрой нервных болезней педиатрического факультета II ММИ им. Н. И. Пирогова. Третье издание учебника (второе вышло в 1982 г., Ташкент) включает сведения по семиотике поражения нервной системы у детей и основным нозологическим формам неврологических заболеваний детского возраста. В разделе семиотики приведены данные по пропедевтике нервных болезней, методике исследования нервной системы у детей разного возраста и основным неврологическим симптомокомплексам при поражении головного и спинного мозга, периферической нервной системы. В этот раздел включена новая глава «Функциональная морфология нервной системы», заново написана глава «Специальные методы исследования в детской неврологической клинике». Главы, посвященные основным заболеваниям нервной системы у детей, дополнены современными данными по этиологии, патогенезу, клинике, диагностике и лечению. Учебник иллюстрирован цветными рисунками и схемами. Учебник написан в соответствии с программой, утвержденной Министерством здравоохранения СССР, и предназначен для студентов педиатрических факультетов медицинских институтов. Рисунков 129, таблиц 9. схема 1.
ВВЕДЕНИЕ
Неврология (от греческого neuron —нерв, logos — наука) — наука о структуре и функции нервной системы, изучающая закономерности развития нервной системы, методы ее исследования в сравнительно-возрастном аспекте, а также различные неврологические заболевания у детей. Детская неврология — сравнительно молодая дисциплина, однако она занимает важное место в системе клинических дисциплин.
Детская неврология зародилась на стыке невропатологии и педиатрии, основывается на достижениях современной нейрофизиологии, нейро-морфологии, психологии и других наук.
Изучение нервной системы у ребенка основывается на данных возрастной эволюции структур и функций мозга. Усложнение форм нервной деятельнсти идет постепенно, однако каждый возрастной период развития нервной системы является качественно новым этапом становления нервно-психической деятельности. На основе эволюционно закрепленных форм реагирования развиваются усложненные формы адаптационной деятельности, соответствующие условиям социального окружения ребенка.
В каждом возрастном периоде имеются критерии, определяющие границы между нормой и патологией. Многие адекватные раннему периоду развития нервной системы безусловные рефлексы постепенно угасают в связи с развитием высших отделов центральной нервной системы, уступая место более тонким, дифференцированным реакциям.
Задержка обратного развития рефлексов раннего детского возраста свидетельствует о патологии нервной системы, равно как и «возврат» их.
Задачами детской неврологии являются изучение онтогенеза нервной системы ребенка, соответствия развития нервно-психических функций возрасту и выявление причин задержек или искажение развития. Особое значение имеет изучение этиологии, патогенеза и клиники заболеваний нервной системы у детей различных возрастных групп, методов профилактики и лечения заболеваний нервной системы, дифференцированных в зависимости от возраста ребенка. В задачи детской неврологии входит также изучение изменений нервной системы при Различных патологических состояниях, роли нервной системы в патогенезе многообразных заболеваний детского возраста.
За последние годы отмечается заметный прогресс в детской неврологии. Получены важные данные по возрастной эволюции мозга, Формированию его структур И функций. Активно изучается неврология
з
раннего детского возраста. В клиническую практику внедряются современные нейрофизиологические методы исследования. Расширились диагностические возможности, более эффективным становится лечение заболеваний нервной системы у детей.
Любой врач-педиатр должен уметь распознать наиболее распространенные заболевания нервной системы у детей — менингиты, энцефалиты, эпилепсию, опухоли головного мозга и др. Знание основ неврологии необходимо для дифференциальной диагностики коматозных состояний, распознавания внутричерепных кровоизлияний при травмах нервной системы и т. п.
Знание детской неврологии расширяет диапазон клинического мышления врача, его диагностические возможности, выбор рациональных методов лечения и профилактики.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
Глава 1. Функциональная морфология нервной системы........ 5
Глава 2. Чувствительность. Пути и центры. Методика исследования. Синдромы
нарушения.................... 63
Глава 3.. Движение.................... 81
Глава 4. Черепные нервы. Методика исследования. Синдромы поражения . . 121
Глава 5. Вегетативная нервная система. Методика исследования. Синдромы
поражения.................... 161
Глав а 6. Высшая нервная деятельность. Локализация функций в коре больших
полушарий. Методика исследования. Синдромы поражения .... 177
Глава 7. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Синдромы поражения
отдельных сосудистых бассейнов............ 201
Глава 8. Специальные методы исследования в детской неврологической клинике...................... 216
Глава 9. Важнейшие неврологические симптомокомплексы. Основы топической диагностики. Методические указания к составлению истории болезни в клинике детской неврологии........... 260
Глава 10. Особенности неврологического обследования детей грудного возраста...................... 282
РАЗДЕЛ II ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
Глава 11. Перинатальная патология нервной системы......... 306
Глава 12. Аномалии развития нервной системы........... 329
Глава 13. Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы . . . 359
Глава 14. Инфекционные заболевания нервной системы........ 421
Глава 15. Травмы головного и спинного мозга............ 484
Глава 16. Новообразования головного и спинного мозга........ 499
Глава 17. Эпилепсия и эпилептиформные синдромы......... 522
Глава 18. Нарушения мозгового кровообращения. . ......... 543
Глава 19. Поражение нервной системы при соматических заболеваниях . . . 553


Hosted by uCoz