Вруснловский А. И. Жизнь до рождения.— М.: Знание, 1984.— 192 с. 15 к. 150000 экз. От чего зависит пол ребенка, как установить, здоров ли плод. ;ак слагается наследственность человека и каковы на еегодняш-шй день возможности ее изучения — вот вопросы, которые рас-матривает автор в этой книге. Для широкого круга читателей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эмбриология занимает важное место в комплексе наук, на которых строится изучение и управление индивидуальным развитием животных и человека. Исторически Россия явилась родиной эмбриологии — крупнейшие из обобщений этой науки XIX века сделаны учеными, работавшими в России. В Советском Союзе этой науке придается особое значение — с первых декретов Советской власти уделяется огромное внимание охране здоровья матери и ребенка, нашедшее широкое отражение в советском законодательстве, прежде всего в Конституции СССР. В наших медицинских вузах работают самостоятельные факультеты, готовящие врачей-педиатров, а это в значительной мере отличает наш учебный процесс и нашу науку от зарубежных.
Наиболее существенные для человечества приложения эмбриологии относятся к области медицины. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что без разработки медицинских аспектов современной эмбриологии невозможно решать поставленные перед здравоохранением важные задачи: в центре внимания медиков — лечение и профилактика врожденных и наследственных заболеваний, решение проблем бесплодия, трансплантация органов и тканей, злокачественного роста и многих других. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 15 процентов браков остаются бесплодными, до 30 процентов зародышей погибают в первые дни после оплодотворения, у одного процента новорожденных обнаруживаются пороки развития. У значительного процента школьников проявляется патология, причина которой — в дефектах, возникших до рождения.
5
В общем деле борьбы за здоровье человека большая роль отводится популяризации научных знаний. Множество книг и етатей посвящено достижениям современной генетики и молекулярной биологии. И очень мало — эмбриологии, в частности, ее истории: можно по пальцам перечесть немногие источники, изданные сравнительно недавно. Все вышесказанное определяет актуальность издания книги А. И. Брусиловского «Жизнь до рождения», в которой изложены сведения, представляющие интерес как для медиков, так и для широкого круга читателей.
Автор книги является специалистом в области эмбриологии человека. Читатель, несомненно, с интересом узнает об основателях крымской эмбриологической школы, где вырос и автор, и основных направлениях исследований, проводимых ее воспитанниками.
Знаменательно, что книга, обобщающая теоретические и практические достижения крымской эмбриологической школы, выходит в год 200-летия Симферополя.
Книга не только подводит итог накопившимся знаниям, но ставит перед читателем новые вопросы, заставляет глубже вникнуть в суть проблемы — в этом ее основное достоинство. Чрезвычайно ценно, что знакомство с «Жизнью до рождения» будет одинаково полезно и интересно будущей матери, молодой семье, студенту-медику, и биологу, и врачу.
Эмбриология стоит на пороге новых открытий и достижений. Не подлежит сомнению, что советские эмбриологи, выполняя решения XXVI съезда КПСС о развитии фундаментальных наук и тесной связи научных достижений с практикой, внесут новый вклад в дальнейшее развитие эмбриологии, и многие вечные вопросы жизни до рождения найдут свое решение еще в этом столетии.
Член-корреспондент АМН СССР,
доктор медицинских наук, профессор
О. В. ВОЛКОВА
ОТ АВТОРА
Мысль написать такую книгу возникла давно. Но лишь в последние несколько лет в связи с необычайным прогрессом в биологии вообще (недаром ведь нашу эпоху назвали «веком биологии») резко возросла практическая значимость науки о первых этапах развития человека и животных — науки, названной эмбриологией. Эмбриология из чисто теоретической все быстрее становится наукой, связанной с практикой. Особенно разительны уже ее нынешние успехи в животноводстве и медицине.
Эмбриология изучает самый ранний период жизни, который скрыт от нашего взора. Нам дано непосредственно наблюдать судьбу человека лишь после рождения. А до рождения? Что происходит в этот период? Познание сложных и необычайно важпых биологических процессов, которые предшествуют рождению, доступно только ученым.
Материалы на эту тему постепенно накапливались и должны были стать основой рукописи примерно такого названия: «Популярная эмбриология». Как «Занимательная физика» или «Занимательная алгебра» и многие другие аналогичные книги, увлекательные и популярные, книги о разных науках, их истории и достижениях сегодняшнего дня. Но может ли на это претендовать эмбриология? С одной стороны, всегда эта тема считается слишком деликатной, как будто все мы, действительно, поверили в легенду об аисте, приносящем наших детей. А с другой — рассказ о жизни до рождения может показаться сложным и недоступным пониманию неспециалистов. Но несмотря на это, я уверен, что такая книга, несомненно, имеет право на существование и найдет своего читателя. И вот почему.
Успехи медицинской науки последних десятилетий и откровенный разговор о ее достижениях значительно повысили грамотность населения в области биологии человека, научили профилактике заболеваний, культуре быта и гигиене, борьбе за долголетие. Сейчас большинство советских людей знают и умеют на научной основе организовать режим питания, понимают смысл мер по профилактике большинства заболеваний, грамотно оценивают последствия вредных привычек и успешно борются с ними.
Мы являемся свидетелями того, что сейчас уже школьница знает, как себя вести, чтобы не испортить фигуру, в любой компании вам расскажут, чем вреден избыток сахара и мучного, сколько витков на стадионе нужно сделать после каждого пирожного. Но попробуйте выяснить вслед за этим, почему в одной семье три мальчика, а в другой — четыре девочки...
Или спросите у будущих родителей, что почувствует еще не родившийся ребенок, если женщина, готовящаяся стать матерью, выпьет две-три чашечки кофе или выкурит сигарету. Спросите... И вы убедитесь, что очень мало еще известно о жизни до рождения. А ведь именно в этот период во многом определяется биологическая судьба организма на все последующие годы. И до сих пор эта область биологии человека понимается часто мистически, а о некоторых ее разделах читатель вообще не осведомлен. Действительно, если даже неспециалист хорошо знает, от чего, например, возникают язва желудка и болезни сердца, то вряд ли кто-нибудь из них понимает, когда, не говоря уже о том, как появляются и формируются эти и другие органы.
Вот почему с течением времени замысел книги начал меняться. Возникло стремление как можно более популярно изложить основные современные данные (а не только занимательные факты), которые объясняют раннее формирование человека и характеризуют его жизнь до рождения.
Искушенный в этих проблемах читатель в некоторых местах наверняка улыбнется той легкости, с которой об-' суждаются порой сложнейшие научные факты. Но автор видит сейчас свою задачу не в том, чтобы решить трудные и крайне интересные вопросы эмбриологии, а в том, чтобы задать их и ответить на них в общедоступной форме.
Вряд ли книга ответит на все вопросы, которые могут возникнуть, о жизни до рождения. Поиск ответов на некоторые из них лучше-продолжить в специальных руководствах, на другие... их нет еще в науке. Книга в какой-то мере субъективна: в ней затронуты те проблемы, которые близки автору в педагогическом и научном плане. Но если в конце концов у читателя сложится представление о том, что именно до рождения во многом определяется судьба человека, и в связи с этим родители почувствуют (в самом широком смысле этого слова) ответственность за судьбы будущих поколений, автор будет считать свою задачу выполненной. В каждой семье теперь уже должны знать, что забота о счастье ребенка начинается еще до его рождения.
В нашей стране, как ни в одной другой, с самых первых лет существования Советской власти государство заботится о здоровье матери и ребенка. К услугам каждой женщины квалифицированная помощь и консультации врачей. В профилактике разного рода нарушений, болезней велика роль популяризации знаний. Чем сложней становится наука, тем труднее задача популяризатора. Чем сильнее власть науки, тем важней рассказывать об этом людям.
Рассказ об эмбриологии — науке, связанной с чарующей загадкой жизни,— я посвящаю светлой памяти великолепных популяризаторов науки: основателя крымской эмбриологической школы, моей alma mater, доктора медицинских наук, профессора Бориса Павловича Хватова, привившего вкус к научной работе десяткам молодых людей и очень деликатно, немногословно увлекшего меня па путь научных раздумий, и заслуженного работника высшей школы УССР, доктора медицинских наук, профессора Юрия Николаевича Шаповалова, бескорыстно раскрывшего мне суть педагогического мастерства и умения владеть словом. Моя бесконечная благодарность всем, кто меня учил добру и азбуке жизни в науке, у кого мой творческий поиск находил доброжелательный отклик. Моя благодарность и читателям, проявившим интерес к эмбриологии.
Итак, остается перевернуть страницу и начнется рассказ об эмбриологии «вчера, сегодня, завтра», рассказ о жизни до рождения, необходимый для того, чтобы после рождения эта жизнь не омрачалась. В здоровье своих детей заинтересована каждая семья, а в здоровье новых
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............ 5
От автора............. 7
I. На пути к знанию...........11
1. Первые шаги . .........11
2. «Все живое — из яйца!» ......... 22
3. Ева или Адам?...........26
4. Кунсткамера Петра I и академики России ... 29
5. Эмбриологи начинают сравнивать........ 35
6. Эмбриологический эксперимент. Возможно ли? . . 39 II. К истокам жизни...........47
1. Девственное развитие.........47
2. Гимн яйцу ............50
3. Ода в честь клетки, обладающей самостоятельным дви-
жением .............52
4. И в мать, и в отца..........54
5. Мальчик или девочка?.........57
6. «Погасите свечу, они выходят на свет!» . . . . 59 III. От клетки — к организму....... . .63
1. Как начинается новая жизнь.......63
2. Что такое развитие?.........70
3. Современный взгляд на старые проблемы ... 76
4. Химия развития в трудах крымских эмбриологов . 80
5. Индивидуальное развитие и эволюция.....82
IV. Интервью с неродившимся младенцем.....88
1. Первые месяцы жизни.........88
2. Его уже не называют эмбрионом......96
3. Если разобрать его ва части.......... 98
4. Когда начинать воспитание?.......103
5. Чудеса превращений..........108
V. Препятствия, которые надо преодолеть.....111
1. Первый в жизни барьер.........111
2. Диагнозы до рождения.........119
3. По законам Менделя.........121
4. С кем мы в кровном родстве?.......126
5. Макаки резус и желтые младенцы.....130
6. Генетика человека..........134
7. «Родила царица в ночь...»........142
VI. Преследования злого рока?........149
1. Глава, от которой покоробит эстетов.....149
2. Человек — дитя природы........156
3. Лишняя чашка кофе.........161
4. Страшные последствия от «прекрасных» лекарств . 166
5. Слишком сильный ветер, Слишком большой шум, Слишком яркий све(т.........170
6. Опасные болезни..........172
VII. Несколько решенных и нерешенных проблем . . . 177
1. Дети из колбы ... .......177
2. Каким он будет, человек будущего?.....180 J
3. Можно ли родиться вновь? ........ i84 ' *
Литература..............190


Hosted by uCoz