Сергеев Б. Ф. Высшая форма организованной материи: Рассказы о мозге: Кн. для внеклас. чтения учащихся 8—10 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1987. --160 с, 4 л. ил.: ил. — (Мир знаний). В книге рассказано о физиологии человеческого мозга и гигиене умственного труда. Школьники, интересующиеся проблемами высшей нервной деятельности человека, найдут здесь интересный материал об анатомии мозга, строении и функциях нейронов и нервной ткани, о второй сигнальной системе, о типах высшей нервной деятельности. Рассматривается пагубное влияние алкоголя на мыслительную деятельность человека.
КОНСТРУКЦИЯ ЖИВОГО КОМПЬЮТЕРА
ТАИНСТВЕННОЕ НИЧТО
Около пяти тысяч лет назад в истории человечества произошли чрезвычайно важные события — зародились первые цивилизаций, сформировались первые государства. Они возникали в самых удобных и благоприятных для жизни людей областях планеты, в плодородных долинах крупнейших рек: Нила, Инда, Тигра и Евфрата. Первоначально эти три островка цивилизации не были связаны между собою, слишком далеко они находились друг от друга, а на огромных пространствах между ними люди еще вели первобытный образ жизни. Но постепенно зона цивилизации росла, расширялась. Появлялись новые очаги: в Малой Азии, в южной части Средней Азии, на территории нынешнего Ирана, а на юге Балканского полуострова — греческий — первый очаг цивилизации на Европейском континенте. В этих очагах развивались земледелие и животноводство, ремесла и градостроительство, возникла письменность и зародилась наука.
Первые шаги науки были еще робкими и неуверенными, но постепенно она набирала силу ив V — IV веках до н. э. достигла чрезвычайно высокого развития. Особенно большое влияние на дальнейшую судьбу человечества оказали ученые Греции. Удивительно много древние греки знали об окружающем их мире. Своим вниманием они не обошли и человека. Интересовало их и строение человеческого тела, и функции его отдельных органов. Правда, в этом отношении древние греки делали лишь первые шаги. Казалось бы, анатомия, чисто описательная наука, самой судьбой предназначена для ученых той далекой поры, когда еще не существовало сложных приборов, которые позволили бы вести исследовательскую работу широким
Однажды в университете проводилась встреча ребят со знатным изобретателем. Он познакомил их со своим творчеством и рассказал об изобретении, которое ему далось труднее всего. Несколько лет он обдумывал возникшую перед ним проблему и не находил удовлетворительного решения. Гость уже собирался перейти к рассказу о том, чем завершилась его работа, но руководители университета предложили сделать короткий перерыв, чтобы дать возможность ребятам самим подумать над решением проблемы. К крайнему удивлению изобретателя, за время перерыва несколько членов кружка, каждый совершенно самостоятельно, нашли адекватное решение поставленной перед ними проблемы. То, на что у одного человека (и, нужно сказать, у человека опытного) ушли годы, кружковцами было сделано в течение получаса. Конечно, за внешней легкостью годы напряженной учебы, но проделанный эксперимент показывает, что развить свой мозг доступно каждому.
Творческая энергия, страсть к созиданию — все формируется под направляющим влиянием социальной среды. Наследственные компоненты интеллекта чрезвычайно важны, но нужно помнить, что они могут быть реализованы лишь благодаря обучению под формирующим влиянием социальной среды.
Всеобщее знакомство с ролью социального фактора для интеллектуального развития человека, для реализации творческого потенциала личности поможет воплотить в жизнь положение Программы КПСС по воспитанию советских людей, формированию гармонично развитой, общественно активной личности. Дальнейшее повышение среднего уровня интеллектуального развития членов социалистического общества гарантирует дальнейшие, все убыстряющиеся темпы развития страны.
Юные читатели, запомните! Каждый из вас в выбранной области творчества может стать гением! Первая в мире страна социализма, предоставляя своим молодым гражданам равные возможности для овладения всеми сокровищами знаний, накопленных человечеством, для совершенствования своего интеллекта, позволяет в своем развитии достичь любых высот. Таких условий нет нигде вне социалистического мира. Стыдно, непростительно стыдно будет нам, если мы в самом ближайшем будУ' щем не превратим наше государство в страну, все граждане которой станут выдающимися личностями!
158
ОГЛАВЛЕНИЕ
КОНСТРУКЦИЯ ЖИВОГО КОМПЬЮТЕРА
3
Таинственное ничто (3). Маленькие детали сложного механизма (10)
ЦЕПИ И ИМПУЛЬСЫ 21
Электрический флюид (21). Крохотный электрогенератор (25). Погранзастава (33). Обзаводимся связями (40). Шифры и шифровальщики (46)
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК 55
Награда за открытие (55). Эстафета (59)
ПОДАРОК ЭВОЛЮЦИИ
70
Суперсигналы (70). Четвероногие собеседники (78). Рождение чуда (89)
ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ 93
Однобокий мозг (93). Парадоксы мозга (95).
Труженик (99). «Тунеядец» (104). Двуглавый
монстр (106)
НОЗДРЕВ, ЧЕРТОПХАНОВ И ДРУГИЕ 112
Кровь, слизь, желтая и черная желчь (112). Художник и мыслитель (119)
ВЕЯНИЯ ВЕКА 123
Сфера услуг (123). Опаснее кобры (135)
БУДЬ ГЕНИЕМ 147
Откуда что берется? (147). Будь гением (154)


Hosted by uCoz