Ляудис Валентина Яковлевна Память в процессе развития. М., Изд-во Моск. ун-та, 1976 — Книга посвящена сравнительно-генетическому изучению развитых и элементарных форм памяти человека. Их функции в деятельности выясняются на конкретном экспериментальном материале, раскрываются условия развития процессов произвольного запоминания, припоминания и некоторых элементарных форм памяти. Автор рассматривает задачи, средства, ус- -ловия развития памяти в учебной деятельности. Книга адресована психологам (студентам, аспирантам, научным работникам), а также преподавателям средней и высшей школы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
/
Предисловие .......... . 5
Глава I. Исследования развития памяти......8
1. Социально-генетические исследования памяти ... 8
2. Проблема развития памяти в процессе обучения. Задачи и методы исследования...... 23
Глава II. Структура развитой формы памяти — произвольного
запоминания............38
1. Задачи и условия экспериментального анализа строения мнемического действия ......... 38
2. Ориентировочные и исполнительно-контрольные компоненты мнемического действия ... . , . ,47
А. Состав операций мнемического действия . . . .47 Б. Динамика и функции операций процесса запоминания 78 Глава III. Изменение готовности памяти к воспроизведению
в процессе обучения .'.....,.. 94 1. Количественные и качественные характеристики продуктивности воспроизведения . ......94
. 2. Зависимость продуктивности припоминания от уровня освоения и меры самоорганизации умственных действий, адекватных запоминаемому предметному содержанию ......,......97
3. Обучение стратегии запоминания . , . . . .114
4. Уровни регуляции акта воспроизведения . . . .130 Глава IV. Взаимосвязь кратковременной и долговременной
памяти ..... ........ 138
1. Изменение объема кратковременной памяти в процессе
обучения............138
2. Зависимость объема кратковременной памяти от сфор-мированности способов действия с запоминаемым материалом............. 143
Глава V. Развитие начальных форм памяти в процессе обу- .-
чения..............155
1. Задачи и условия исследования начальных этапов развития памяти . . ..........155
2. Становление начальных форм памяти в предметно-прак- : тической и учебной деятельностях слепоглухонемых детей 159
3. Становление акта воспроизведения образца в совместной конструктивной деятельности дошкольников . . 182
4. Развитие опосредствованного запоминания у младших • школьников........ . . 188
5. Условия формирования письменной речи как средства
развития произвольной памяти младших школьников 206 Глава VI. Условия и задачи развития памяти в учебной деятельности ......... ... 220
1. Сравнительно-генетический анализ процесса развития памяти ....... ...... 220 .
2. Условия и учебные ситуации, обеспечивающие развитие памяти . . .......%.....230 ^
3. Место и функции задач произвольного запоминания и припоминания в учебной деятельности.....242
Литература....... . .. . .. . 247
ПРЕДИСЛОВИЕ
В книге представлен экспериментальный материал сравнительно-генетического исследования памяти чело-века. Целью исследования был ответ на два вопроса: о специфике процесса развития памяти и об условиях ее развития в обучении. В обширной литературе о памяти человека социальная обусловленность ее развития широко освещается преимущественно" на материале, ограниченном определенным возрастным диапазоном,— рассматриваются особенности развития памяти у младших школьников, у дошкольников, либо у подростков. Процесс развития памяти в его качественном своеобразии л остается вне рамок такого изучения прежде всего потому, что возрастной подход ограничивает возможности широкого применения сравнительно-генетического метода, разработанного в советской психологии применительно к не^ произвольным и произвольным формам памяти. Ограничение поля исследования приводит к недостаточной теоретической разработанности вопроса 6 специфике функций памяти как свойства личности человека. Это обстоятельство мешает установить условия развития памяти на всех уровнях ее функционирования. Поэтому проблема управления развитием памяти все еще не получила всесторонней разработки. Она остается в рамках изучения когнитивных функций памяти, вне анализа форм актуализации опыта личности в целом.
В рассматриваемой работе мы попытались получить содержательную характеристику целого процесса развития, избрав путь сравнительного изучения трех качественно своеобразных генетических форм памяти. Логику исследования определило движение от анализа структу-
5
ры и функций произвольных процессов памяти, включенных в развитую учебную деятельность в качестве обособившихся мнемических и репродуктивных действий,— к особенностям элементарных непроизвольных форм, не выделившихся из предметно-практической деятельности ребенка, и от них — к формам переходным от непроизвольных к произвольным процессам памяти, которые строятся в начальной учебной деятельности младших школьников.
Изучение структуры, функций, условий и средств формирования, критериев сформированное™ произвольного запоминания и припоминания позволило рассмотреть эти формы как особые регуляторные образования, роль которых заключается в организации плана актуальных действий в соответствии с целями и задачами предстоящей деятельности, в соответствии с будущим. Произвольное запоминание направлено не на то, чтобы сохранить, закрепить, упрочить след, а на то, чтоб найти средства и организовать наличную ситуацию в соответствии с целями предстоящего действия. Цель воспроизвести определяет действия человека, решающего задачу запоминания. Произвольное запоминание поэтому есть форма действия, обращенного не только к прошлому, оно строит план актуального действия по отношению к будущему.
Но если развитые формы памяти осуществляют эту регуляторную функцию в качестве особых сознаваемых образований, то элементарные формы памяти реализуют '. ту же функцию, появляясь вдервые там, где самая дея-. тельность усложняется и в ней возникают задачи упорядочивания, иерархизации, построения систем, актов поведения. Рассматривая элементарные формы памяти, мы намеренно обратились к функционированию непроизвольной памяти в предметно-практической деятельности ребенка, в ситуации задач повседневного бытового поведе- -: ния, чтобы расширить область анализа процесса разви- '! тия памяти. Проследив становление начальной предметно-практической деятельности слепоглухонемого ребенка, ;-"! мы выделили на этом уровне функционирования памяти ; в качестве центрального.такое системное образование, ; которое связано с внутренней, идеальной регуляцией ак- i тов поведения, включенных в режим дня. Освоенный ре- •; бенком режим, это материализованная в системе и последовательности актов его поведения начальная, социаль-
F.
пая форма памяти, обеспечивающая способность индивида актуализировать опыт как целое в каждый момент жизни.
Сравнение и анализ функции генетически различных форм памяти в познавательной и предметно-практической деятельностях позволяет уточнить само понятие развития памяти. Оно предстает в связи с развитием си-стемности я интегрированное™ актов поведения. Развитие памяти представляет собой процесс становления и изменения особых регуляторных образований, обеспечивающих содержательно-временную преемственность в деятельности человека, формирование плана актуального поведения с учетом задач предшествующих и предстоящих. Становление генетически различных форм памяти происходит в связи с развитием самой деятельности, но не совпадает с ним. Необходимы особые усилия, средства и условия, чтобы обеспечить построение и качественную перестройку форм памяти. Материалы экеперимен-тального исследования показывают, что в специальном культурном обеспечении нуждается развитие не только высших произвольных, но и элементарных форм памяти. Сравнительный анализ условий формирования трех качественно разнородных форм памяти позволил выделить особый класс задач, призванных обеспечить развитие памяти в процессе ббучения.
Материалы, приведенного исследования дают представление о типах задач этого класса, о средствах и условиях развития памяти на разных этапах обучения. Выяснение общих условий процесса развития памяти и специфических задач развития ее качественно разнородных форм имеет определенное значение в теоретическом плане. Такое исследование раскрывает неправомерность отождествления процессов научения с процессом разви-. тия памяти. Тенденция к непосредственному наложению, отождествлению законов научения и законов памяти свойственна современной бихевиористической психологии. В основе такой тенденции лежит натурализация актов памяти, рассматриваемых в качестве прямой функции мозга вне анализа социально-детерминированных психологических механизмов ее функционирования.
Исследование содержания процесса развития памяти открывает также возможность разработки программ управления этим процессом в ходе обучения.


Hosted by uCoz