Ребенок - левша

Ребенок - левша

   Когда родители замечают, что ребенок берет ложку или карандаш в левую руку, то у них сразу же возникает УЖАСный вопрос – «Неужели мой ребенок – левша? И что теперь делать?»

   В действительности ничего УЖАСного здесь нет, хотя еще недавно считалось, что леворукого ребенка надо переучить и превратить в «стандартного» правшу. Так как весь мир подстроен на праворуких людей и простых примеров огромное количество: музыкальные инструменты, двери, автомобили и т.д. И точка зрения о переучивании леворуких детей могла бы иметь твердую основу, если бы не маловажный факт, что леворукость по своей сути это не болезнь и не пробел в воспитании, а лишь один из путей развития.

   Причиной леворукости в большинстве случаев (исключения искусственная леворукость вследствие травмы правой руки) является доминирование правого полушария головного мозга, отвечающего за образное мышление.

   Как правило, о леворукости ребенка можно говорить с большой долей вероятности в 4-5 лет, до этого периода доминирование левой или правой руки может меняться. В это время определяется не только ведущая рука, но и нога, глаз, ухо. Знание о доминировании остальных частей тела помогает определить, на сколько данного ребенка можно назвать левшой, так как леворукость говорит только о предпочтении левой руки и лишь значительное доминирование левой половины тела – о левшестве, хотя конечную точку может поставить только медицинское обследование активности полушарий.

   Обычно леворукие дети, а точнее левши, более чувствительны, у них очень хорошо развит музыкальный слух, художественное видение, они имеют высокий творческий потенциал, но вместе с тем очень хрупки и ранимы.

   В связи с этим родителям нужно набраться терпения и попытаться понять своего ребенка, помочь ему справиться со всеми трудностями возникающими у него в праворуком мире. Для этого я советую придерживаться нескольких положений:

  1. У ребенка должен быть своя отдельная комната или хотя бы свой укромный уголок со столом и стулом, где он мог бы уединиться, отдохнуть, почувствовать себя в безопасности.
  2. В общении с ребенком не прибегать к резкой критике, грубым выражениям, упрекам. Надо всегда помнить, что ребенок очень раним в особенности ребенок-левша.
  3. Взять себе за правило, систематически развивать зрительно-моторную координацию, восприятие через различные игры, занимательные упражнения, стараться поддерживать и развивать познавательный интерес в ребенке.
  4. Помнить, что леворукость – это не болезнь, а один из вариантов нормального развития ребенка. А переучивание может привести к различным расстройствам и фобиям у ребенка.
  5. Понимать, что, на сколько вы добросовестно подойдете к развитию, в частности подготовки будущего первоклассника к школе, на столько успешно в дальнейшем он пройдет процесс адаптации в школе, а по моим наблюдением данный процесс у левшей значительно осложнен.

© Педагог-психолог Бороздин Е.Н.