Проблемы леворуких детей

Проблемы леворуких детей

Не так давно, в разговоре с директором одной из московских школ, я услышала: “Я не могу видеть, как ребенок работает у доски левой рукой. Я своего сына переучила”. К огромному сожалению, в нашей педагогической практике, в нашей праворукой среде проблемы леворуких детей решались очень просто: всем писать только правой рукой, а леворуких детей - переучивать. И их переучивали. Переучивали, несмотря ни на что, используя самые жесткие меры, не считаясь с возможностями и даже здоровьем ребенка.

Переучивали учителя, не менее активны бывали, к сожалению, и родители. Последние это делали просто потому, что все пишут правой; или боялись, как бы над левшой не стали смеяться, или считали - в дальнейшем “левизна” помешает приобретению профессии; а то и потому, что сами - переученные левши.

Сегодня количество леворуких детей увеличивается. Наверное, нет ни одного класса, в котором не было бы хотя бы одного леворукого ребенка. Поэтому проблемы, связанные с обучением таких детей, интересуют многих учителей и родителей. Давайте попробуем разобраться подробнее: что же такое леворукость? Какой она бывает?

Хочу сказать сразу: леворукость - индивидуальный вариант нормы. Ведь если у леворукого ребенка нет никаких нарушений в состоянии здоровья, речевом и психическом развитии, то можно говорить, что у него практически нет никаких особенностей, отличающих леворукого ребенка от праворукого. Часто можно слышать, что леворукие дети более возбудимы, эмоциональны, неловки. А разве мало таких детей среди праворуких?! Поэтому еще раз повторяю: леворукость - индивидуальный вариант нормы.

Но леворукость бывает разной. Она может быть генетически закрепленная, то есть передаваться по наследству как по женской, так и по мужской линии, от бабушки к внукам, от родителей к детям. Таких людей в любой популяции примерно одинаковое количество - 9-11%. Это число леворуких людей остается постоянным на протяжении многих десятков лет. По последним исследованиям, в России количество леворуких детей достигает 24-25%. Но их количество резко уменьшается к 10-14 годам ребенка. Это говорит о том, что их переучивают.

Так кто же эти леворукие дети? Это совершенно особая группа детей. В специальной литературе подобная леворукость, которая не имеет генетического фона, то есть не передается по наследству, называется патологической, потому что фоном для ее возникновения является нарушение функционирования левого полушария. Почему именно левого? Установлено, что все свойства руки определяются сложной физиологической структурой распределения функций между правым и левым полушариями коры головного мозга. Действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое.

Известно, что детский организм очень пластичен, поэтому, если у ребенка отмечается нарушение функционирования левого полушария, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя его функции. Но в этом случае ведущей рукой становится левая. Очень часто подобная леворукость носит еще название компенсаторной, учитывая ее механизм. Поэтому, если не переучивать леворукого ребенка и повторно не заставлять левое полушарие выполнять те функции, от которых оно само отказалось, тогда у ребенка не будет никаких проблем в обучении. А если все-таки будем переучивать леворукого ребенка работать правой рукой, то есть будем заставлять трудиться левое - ущербное, ранимое полушарие, вот тогда мы создадим весь комплекс проблем. Это вторая группа леворуких детей. Но это еще не все.

Леворукость может быть вынужденная. Такая леворукость возникает в результате травмы правой руки, произошедшей в период активного освоения работы руками. Вследствие этого ребенок начинает беречь травмированную правую руку и активно использовать левую. Такие дети не являются леворукими по организации мозга, но наиболее активной у них будет левая рука. Значит ли, что этих детей надо переучивать? Да, конечно, нет! Ведь в результате травмы, особенно продолжительной, складывается определенная система связей, включающая работу руки и мозга. Таким образом, среди леворуких детей можно выделить как минимум три группы.

Итак, преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией работы его мозга. Поэтому очень важно определить ведущую руку еще до школы или в первые дни обучения. Обычно рукость устанавливается у ребенка к четырем годам. Именно в это время родители должны определить, леворук ли их ребенок? Для этого предлагаются следующие задания.

Первая группа заданий - бытовые.

Это любые бытовые манипуляторные действия, которые ребенок выполняет непроизвольно, когда причесывается, берет ложку, кубики, в которые он играет, мозаику, которую складывает, шнурок, когда шнурует ботинки. о первом задании - рисовании - мы расскажем подробнее ниже.

Второе задание. Открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков (можно покрасить их в разные цвета или оклеить цветной бумагой). Найти спичку в одной из коробочек. Ведущей будет считаться та рука, которая овершает активные движения - закрывает, открывает, вынимает спичку.

Третье задание. Построить колодец из спичек. Ведущая - та рука, которая преимущественно выполняет все действия.

Четвертое задание. Игра в мяч. Нужен небольшой (например, теннисный) мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком; вы просите его точно бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель несколько раз. Ведущая - та рука, которой ребенок бросал мяч.

Пятое задание. Вырезание ножницами по контуру рисунка из любой открытки (вырезать цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы. Но бывает и так: ребенок плохо владеет ножницами, он просто держит их и более активно работает (поворачивает открытку) другой рукой. В этом случае попробуйте попросить его взять ножницы в другую руку и оцените, когда задание выполняется лучше.

Шестое задание. Нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение (вне зависимости от того, в какой руке иголка). Активной может быть как рука с иголкой, так и рука, держащая и насаживающая бусинку или пуговицу на иголку.

Седьмое задание. Выполнение вращательных движений при открывании и закрывании крышек на пузырьках. Предлагают 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками (лучше с широкой крышкой). Ведущая - та рука, которая крутит крышку (или пузырек).
Восьмое задание. Развязывание узелков. Предварительно нужно неплотно завязать несколько узлов (на небольшом расстоянии друг от друга) на шнуре средней толщины. Ведущая - та рука, что развязывает узел. Понаблюдайте заодно, какой рукой завязываются шнурки.

Девятое задание. Построить из кубиков дом, машину, крепость и т.п. В этом задании оценить ведущую руку труднее: этот вид работы дети выполняют обычно двумя руками. Поэтому не торопите ребенка и понаблюдайте, какой рукой чаще он берет, укладывает, поправляет кубики (или работает с конструктором). Почему мы предлагаем именно девять заданий? Потому что если ребенок выполняет более шести заданий из девяти левой рукой, то скорее всего он леворукий. Почему нельзя сказать определенно, что ребенок леворук? Потому что есть много трудных случаев, разобраться в которых помогают непривычные для ребенка действия.

Вторая группа заданий - непривычные. Они выявляют такую особенность леворуких детей, при которой любое тонкое (непривычное) действие выполняется ребенком наиболее активной (ведущей) рукой. Предлагая ребенку этот вид заданий, родитель или учитель (воспитатель) должен выполнять следующие требования:

Первое, главное для выбора руки задание состоит в следующем. Вы кладете на середину стола ручку, лучше с мягким шариком, и просите нарисовать рисунок. Если ребенок выполнил рисунок левой рукой, попросите его повторить этот же рисунок правой рукой. Или наоборот. При выполнении этого задания первоначальная задача учителя или родителя - понаблюдать, как ребенок его выполняет: какой рукой он увереннее держит ручку, как ловко совершает движения, как точно он проводит линии, насколько прямые эти линии, есть ли тремор (дрожание) руки, может ли ребенок провести достаточно длинную линию? При этом рисунки, выполненные поочередно то одной, то другой рукой, могут быть или одинаково хорошими, или одинаково плохими. Но для вас это сейчас не главное. Главное - определить, какая рука у ребенка активнее? Для этого можно использовать любые задания из перечисленных выше, а можно предложить ему выполнить непривычные действия: разложить карты, сложить кубики, сделать цепочку из скрепок, а потом ее разобрать, нанизать пуговицы на толстую нитку. Во всех этих действиях надо отметить ведущую руку. Для этого необходимо сделать шпаргалку, куда записывать свои наблюдения. Активной (ведущей) рукой будет не та, которая держит иголку или колоду карт, а та, которая совершает тонкие манипуляции с мелкими предметами.

В тех случаях, когда учитель или родитель затрудняется с определением рукости ребенка, мы предлагаем следующее задание: взять стакан, положить в него мелкие пуговицы или бисерины и попросить ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для него, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку. Аналогичными по сложности выполнения являются задания: развязывание узелков и шнурование ботинок. Анализируя то, как ребенок их выполняет, вы можете отметить следующее: