Подготовишка

Подготовишка

ЗАНЯТИЕ 1

Обучение грамоте

Урок 1

Тема. “Звуки (общее понятие)”.
Цель. Научить детей распознавать звуки, различные по продолжительности.

Ход урока

I. Вводная часть

Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по стране Фонетике. Жителями этой страны являются звуки. Они невидимы, но зато их можно услышать. Закройте глаза (учитель хлопает в ладоши). Какие звуки вы сейчас услышали?

Дети. Хлопки.

У. Какими они были по продолжительности? Короткими или длинными?

Д. Короткими.

У. А теперь возьмите карандаш и постучите им, не торопясь, по столу.

Дети выполняют задание.

- Каким был стук по продолжительности?

Д. Коротким.

У. Встаньте друг за другом. Каждый из вас пусть возьмет за локти впередистоящего. Путешествие продолжаем на паровозике. Машинисты, подайте сигнал!

Д. У-у-у.

У. Какой звук произнесли? Короткий или длинный?

Д. Длинный.

II. Основная часть

У. Звуки мы слышим повсюду. Они окружают нас везде. Давайте поедем на лесную поляну и послушаем, что там происходит. Слышите шелест листвы? Как шелестят листья?

Дети имитируют покачивание деревьев и произносят звуки.

Д. Ш-ш-ш.

У. А вот летит жук.

Дети имитируют жука и жужжат.

Д. Ж-ж-ж.

У. И комарик тут как тут.

Дети изображают комарика.

Д. З-з-з-з.

У. Смотрите, какой большой дуб! (Можно использовать любую картину с изображением дуба!)

Д. О-о-о-о.

У. Вы устали? Давайте отдохнем.

Дети садятся за парты, кладут головы на руки и закрывают глаза.

Учитель включает (на 5 минут) запись с голосами птиц. По окончании записи дети открывают глаза.

- Что вы сейчас слышали?

Д. Голоса птиц.

У. Произнесите звуки, которые вы сейчас слышали.

Дети произносят.

- Какие звуки были по продолжительности?

Д. Разными. Короткими и длинными.

У. Что же такое звуки?

Д. Звуки - это то, что мы слышали и произносили.

III. Заключительная часть (схематическое изображение звуков)

У. Каждый звук живет в своем домике, таком, как на доске.

На доске: Ё

- Нарисуйте домик у себя в тетрадке. На следующем уроке мы узнаем, как звуки поделились на артистов и зрителей.

Математика

Урок 2

Тема. “Признаки предметов”.
Цель. Научить детей распознавать предмет по его признакам.

Ход урока

I. Вводная часть

У.

В гости к нам пришел Незнайка,
Поиграем в “Угадайку”.
Догадайтесь, о чем речь,
Если признаков не счесть.
Дети отгадывают загадки.
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
                                 (Ягода)                            

Сам деревянный,
А голова железная.
                        (Молоток)                                 

Была белая да серая,
Пришла зеленая, молодая.
                      (Зима и весна)                           

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет -
Там заметку кладет.
                     (Карандаш)                               

У. В гости к нам пришел друг Незнайки - Карандаш.

Нам мешочек он принес.
Догадаться нужно нам,
Что он спрятал там?
К доске выходит ученик.
- Ты пощупай, опиши
И предмет сей назови.

Ребенок опускает руку в мешок и на ощупь называет признаки предмета. Дети пытаются угадать, что это за предмет. Игра повторяется несколько раз.

В мешке могут лежать: пуговица, резиновая игрушка, ложка, ручка, катушка с нитками и т.п.

II. Основная часть

У. Карандаш нарисовал для нас картинки и просит определить, по какому признаку он объединил эти предметы?

Д. Первая картинка - овощи, вторая - фрукты, третья - ягоды, четвертая - деревья, пятая - птицы, шестая - рыбы.

no16_4.jpg (2705 bytes) no16_5.jpg (3116 bytes) no16_6.jpg (3906 bytes)
no16_7.jpg (3514 bytes) no16_8.jpg (2974 bytes) no16_9.jpg (3062 bytes)

 

У. Карандаш очень торопился к своим друзьям и нарисовал для нас вот такие картинки. Назовите в каждой из них лишний предмет и объясните, почему он лишний.

no16_10.jpg (5848 bytes)
no16_11.jpg (6352 bytes)

Дети выполняют задание.

У. Карандашу понравилось, как вы отвечали, и он решил превратить вас в художников. Но для этого нужно сказать волшебные слова.

Д. и У. (вместе).

Карандаш наш, Карандаш,
Преврати скорей всех нас.
Мы художниками станем,
Рисовать мы не устанем.

У. Теперь вы художники. Нарисуйте любой предмет, какой вы хотите.

Дети рисуют в течение 10 минут. Затем каждый называет признаки нарисованного предмета, а остальные угадывают, что нарисовал ученик.

У.

Хорошо мы потрудились:
Рисовали и резвились,
Но прощаться нам пора,
До свиданья, детвора!

ЗАНЯТИЕ 2

Обучение грамоте

Урок 1

Тема. “Гласные и согласные звуки (общее понятие)”.
Цель. Научить детей распознавать гласные и согласные звуки.

Ход урока

I. Повторение

У. Наше путешествие продолжается. Вспомните, как называют жителей страны Фонетики?

Д. Звуками.

У. Какие бывают звуки по продолжительности?

Д. Разные. Длинные и короткие.

II. Основная часть

У. Скучно стало жить звукам. И решили тогда все длинные и певучие звуки создать хор, а отрывистых и коротких пригласили в зрители.

Давайте и мы с вами “споем”.

У. и Д. (вместе). А-а-а, я-я-я, о-о-о, ы-ы-ы, у-у-у, э-э-э,
и-и-и, ю-ю-ю.

У. Короткие и отрывистые звуки пришли в восторг и стали аплодировать. Похлопаем в ладоши и мы.

Дети хлопают в ладоши.

- После такого успеха длинные звуки назвали себя гласными. От слова “глас”, что означает “голос”. И дома свои выкрасили в красный цвет. Короткие звуки согласились и назвали себя согласными. А свои дома выкрасили в синий и зеленый цвета.

III. Схематическое изображение звуков

У. Нарисуйте в своих тетрадях простым карандашом два ряда домиков. Первый ряд раскрасьте красным цветом. Какие звуки будут жить в красных домах?

Д. Гласные.

У. Второй ряд раскрасьте, чередуя, синим и зеленым цветами. Какие звуки будут жить в этих домах?

Д. Согласные.

IV. Закрепление

У. Подошел к концу второй день путешествия. Попрощаемся со звуками и вспомним, какие звуки называются гласными, а какие согласными.

Д. Гласные звуки - длинные, певучие, протяжные.

- Согласные - короткие, отрывистые.

У. На следующем занятии вы узнаете, какую одежду сшили для себя звуки.

Математика

Урок 2

Тема. “Цвет. Форма. Размер”.
Цель. Научить детей классифицировать предметы по определенному признаку.

Ход урока

I. Вводная часть

У. Сейчас мы отправимся в гости к Винни-Пуху и Пятачку на автомобиле, который нарисован на доске.

- Из каких фигур построен грузовик?

no16_12.jpg (2265 bytes)

Дети отвечают.

II. Основная часть

У. Давайте схематично изобразим наш путь. Сначала мы ехали по горам, потом по полям и даже через озеро пришлось переправляться.

no16_13.jpg (2255 bytes)

- Что изменялось при переходе от одной местности к другой?

Д. Форма.

У. Из каких фигур состоит местность?

Д. Из треугольников, квадратов, кругов.

У. Что вы можете сказать об этих треугольниках, квадратах, кругах?

Если дети сразу не могут ответить, учитель задает вспомогательный вопрос: какие они по величине?

Д. Эти фигуры разные по размеру.

У. Наконец мы увидели Винни-Пуха. Он летел на воздушном шарике. Какого цвета был шарик?

Пятачок и Винни-Пух прикреплены к фланелеграфу.

Д. Синего.

У. Какой формы?

Д. Круглой.

У. А друг его Пятачок очень торопился на день рождения к ослику Иа. Какого цвета шарик нес Пятачок?

Д. Зеленого.

У. Какой формы?

Д. Круглой.

У. Что вы можете сказать о размере этих шариков?

Д. Шарики одинаковые.

У. Нарисуем шарики в тетрадях. Отступите две клетки сверху, две от края, нарисуйте синий шар величиной с клетку; теперь пропустите клетку и нарисуйте зеленый. И так, чередуя, до конца строки.

Дети выполняют задание.

III. Физкультминутка

Винни-Пух летит на шаре,
Мы догоним его сами.
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет.

IV. Заключительная часть

У. А Сова, пока Пятачок бегал за зеленым шариком, а Винни-Пух летал на синем, сидела дома и нанизывала на нитку разные по форме и цвету бусы. Хотите узнать как?

Д. Да.

У. Тогда слушайте внимательно и рисуйте.

Графический диктант:

1 шаг. Отступите 1 клетку вниз и 2 от края и нарисуйте красный кружок величиной с клетку.

2 шаг. Пропустите клетку вправо и нарисуйте синий треугольник той же величины.

3 шаг. Пропустите клетку вправо и нарисуйте желтый квадрат того же размера.

- А теперь вденьте ниточку. Что можно сказать об этих фигурах?

Д. Они разные по форме, цвету и одинаковые по размеру.

У.

Хорошо мы потрудились,
Рисовали и резвились,
Но прощаться нам пора,
До свиданья, детвора!

ЗАНЯТИЕ 3

Обучение грамоте

Урок 1

Тема. “Звук. Буква”.
Цель. Научить детей отличать звук от буквы.

Ход урока

I. Повторение

У. Что мы называем звуками?

Д. Звуки - это то, что мы слышим и произносим.

У. На какие две группы делятся звуки?

Д. Гласные и согласные.

У. Чем же они отличаются друг от друга?

Д. Гласные - певучие, длинные, протяжные.

- Согласные - короткие, отрывистые.

II. Основная часть

У. Надоело звукам быть невидимыми. И решили они себе сшить костюмы. Для каждого звука свой. А назвали они свои костюмы - буквами. Посмотрите, сколько их в русском языке.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

- Все буквы разные, и каждая “одевает” свой звук. Найдите буквы, состоящие только из палочек. Попробуйте напечатать их в своих тетрадках.

Дети печатают следующие буквы:

А Г Д Е Ё Ж И Й К Л М Н П Т У Х Ц Ч Ш Щ

Не страшно, если ребенок напечатает не все буквы. Главное, чтобы они состояли только из палочек.

- Что вы сейчас делали?

Д. Писали буквы.

У. Так что же мы будем называть буквами?

Д. Буквы - это то, что мы пишем.

III. Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно, ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

IV. Заключительная часть (работа с пластилином)

У. Вылепите из пластилина буквы, похожие по написанию.

Дети выполняют задание и на дощечке выкладывают буквы.

ЕЁ    ИЙ    ШЩ    ЗЭ    КЖ    УХ    ЬЫЪ

- Чем звуки отличаются от букв?

Д. Звуки мы слышим и произносим, а буквы можно написать или вылепить.

У. В следующий раз вы узнаете, как звуки себе командира выбирали.

Математика

Урок 2

Тема. “Слева. Справа. Посередине. Вверху, внизу. Ближе, дальше”.

Цель. Познакомить детей с данными категориями, развивать у них ориентацию.

Ход урока

I. Вводная часть

У. Сегодня у нас в гостях Буратино. Он принес с собой карточки, которые ему дала Мальвина, чтобы он подготовил домашнее задание, а он только повторяет одно и то же.

Где тут лево, где тут право,
Ничего я не пойму.
И скажу вам без изъяна,
Я учиться не хочу.
Что вверху, а что внизу,
Ничего я не пойму.
Давайте поможем ему.

Вызванный ученик дает ответ на вопрос одной карточки. Используется столько карточек, сколько учеников в группе.

II. Основная часть

У. Мальвина строгая учительница. Она велела Буратино выполнить еще одно задание: раскрасить тот половичок, у которого круг справа, квадрат слева, а треугольник посередине. Найдите этот половичок и нарисуйте такой же у себя в тетрадях. Раскрасьте квадрат синим цветом, треугольник красным, а круг зеленым.

no16_1.jpg (2802 bytes)

Дети выполняют задание.

III. Физкультминутка

IV. Продолжение основной части

У. Буратино все-таки достал ключик, открыл дверь у папы Карло и увидел башню.

no16_2.jpg (614 bytes)

- Нарисуйте у себя в тетрадях такую же.

Дети выполняют задание.

- Верхний квадрат разукрасьте синим цветом, нижний зеленым, а серединку красным.

Дети выполняют задание.

V. Закрепление

На фланелеграфе прикреплен Буратино, рядом с ним Пьеро, а затем Мальвина.

У. А тут и друзья подоспели – Пьеро и Мальвина. Кто ближе к Буратино? Кто дальше?

Д. Пьеро ближе.

- Мальвина дальше.

У. Кто находится посередине?

Д. Пьеро.

У. Кто стоит слева от Пьеро, кто справа?

Д. Слева Мальвина, справа Буратино.

У.

Буратино помогали
И немного мы устали.
Переменка и игра -
Отдохнуть пришла пора.

ЗАНЯТИЕ 4

Обучение грамоте

Урок 1

Тема. “Гласный [а]. Буква А”.
Цель. Научить детей распознавать [а] и обозначать его буквой А.

Ход урока

I. Повторение

У. Красиво стало в стране Фонетике. Дома разноцветные: красные, синие, зеленые. Какие звуки живут в этих домах?

Д. Гласные - в красных, согласные - в синих и зеленых.

У. И костюмы звуки для себя сшили. Как они их назвали?

Д. Буквами.

У. Чем же звуки отличаются от букв?

Д. Звуки - это то, что мы слышим и произносим. Буквы - это то, что мы пишем.

II. Основная часть

У. Однажды звуки стали командира выбирать. И решили, что это будет [а], потому что все он делает шире всех. Произнесем его.

Д. А-а-а.

У. Гласный он или согласный?

Д. Гласный.

У. Почему?

Д. Потому что он длинный, певучий.

У. И шагает широко.

Букву А узнать легко -
Ноги ставит широко.

Изобразим букву А.

Учитель демонстрирует букву.

III. Физкультминутка

Дети встают, ставят ноги на ширине плеч, руки поднимают над головой, держа пальцы домиком.

У.

Буква А “рубит” дрова,
Раз, два, раз, два.

Дети наклоняются вперед, “рубят” дрова.

- Буква А шагает,
Раз, два, раз, два.

Дети выполняют задание.

IV. Продолжение основной части

У. Послушайте, что было дальше, и запомните слова, которые начинаются с [а].

Не все звуки согласились с тем, чтобы [а] был командиром. “Что же это делается, - шипели одни. - Звук, с которого начинается “ангина”, ставить во главе всех?”

- Все правильно, - кричали гласные, - самые вкусные вещи начинаются с [а] - апельсин, арбуз, ананас.

- Я должна быть первой, - кричала Я.

- Самый первый звук, который произносит малыш, начинается с [а], - сказала А.

И тогда все замолчали, и буква А стала во главе всех букв. И каждая буква заняла свое место. И назвали они себя одним словом - “алфавит”.

Учитель демонстрирует алфавит.

- Назовите слова, которые вы запомнили.

Д. Ангина, ананас, арбуз, апельсин, алфавит.

У. Придумайте слова, чтобы [а] был на конце слова.

Д. Голова, сестра, доска.

V. Учимся писать букву А

Детям выдаются вырезанные из картона буквы А.

У. Напишем на букве А много букв А.

Дети выполняют задание.

no16_3.jpg (2791 bytes)

Математика

Урок 2

Тема. “Число 1. Цифра 1”.
Цель. Познакомить детей с числом 1, научить сопоставлять число 1 с цифрой 1.

I. Вводная часть

У. Жили-были три утенка: Колокольчик, Ромашка и Перышко.

Утята прикреплены к фланелеграфу.

- Колокольчик всегда весело пищал, Ромашка была белая, только клювик желтый, а Перышко всегда перышко в крылышке поправлял. Нашли они раз земляничку на полянке и решили отнести ее маме. Но кто понесет? Колокольчик все время пищит, Перышко перышко поправляет. Ромашка сорвала земляничку и понесла. Колокольчик шел впереди и пищал, Ромашка важно несла земляничку, а Перышко бежал, то и дело поправляя перышко.

- Кто шел первым? Вторым? Третьим? Кто оказался самым внимательным к маме? Почему?

Дети отвечают.

- Сколько земляничек нашли утята?

Д. Одну.

II. Основная часть

У. К нам опять пришел Незнайка.

Поиграем в “Угадай-ку”.

Дети отгадывают загадки.

Одна подружка
Пролезла другой в ушко.
                (Нитка с иголкой)                    

У кого одна нога,
Да и та без башмака?
                      (Гриб)                              

Много рук, а нога одна.
                      (Дерево)                             

Танцует крошка, а всего одна ножка.
                                             (Юла)                 

Один пастух тысячу овец пасет.
                                 (Месяц и звезды)                     

У. Когда говорят: “один - задириха, другой - неуступиха”?

Дети объясняют значение пословицы.

- Сколько ртов, голов и лбов
Человек носить готов?

Д. Одну голову, один лоб, один рот.

У. Все сегодня было по одному: одна земляничка, одна голова, один рот, один лоб. Это число один, его можно записать с помощью цифры 1.

Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.

Учитель пишет цифру 1.

III. Пишем цифру 1

У. Напишите цифру 1 у себя в тетрадях.

Дети выполняют задание.

- Рядом через клетку нарисуйте один синий квадрат, еще через клетку - один красный треугольник и еще через клетку - один желтый кружок.

IV. Немного истории

У. Есть наука - нумерология; в ней каждое имя имеет свое число. Например, имена: Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илюша, Слава - это число один, символ славы и могущества. Люди, носящие эти имена, - должны быть смелыми, храбрыми, уверенными в своих силах.

V. “Лепим” число один

Учитель дает детям задание вылепить один грибок или одну корзину, или одну уточку.

Используемые учебные пособия

Александрова Э.И. Развивающее письмо.
Тимченко Л.И. Математика. Счет до 10, Серия “Шаг за шагом”. 1 кл.
Горецкий В.Г. и др. Азбука. 1 кл.