Капустник

Капустник

Каждый человек с детства помнит бабушкины сказки, присказки, поучающие пословицы, завораживающие слух колыбельные песни. У каждой семьи есть свои семейные сказки и песни, передающиеся из поколения в поколение. Каждая мама в своей жизни не раз наблюдала, как мелодия и слова колыбельной песни почти магически действуют на малыша. Каждый учитель, воспитатель не раз видел, как зажигаются глазенки детей при одном лишь слове “сказка”, “загадка”. В чем же секрет такого волшебства? Ответить на этот вопрос согласилась Алина СПИРИНА, учитель средней школы Калачеевского района Воронежской области.

Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, любовь к языку. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они с радостью с раннего детства непроизвольно используют в своей речи отдельные образные выражения, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Большой интерес вызывают и предметы декоративно-прикладного искусства, работа по дереву и кости, вышивание, ковроткачество, плетение кружев и т.д. Малыши очень любят народные игры: “Сорока-белобока”, “Мальчик-с-пальчик”, “Каравай”, “Гуси-лебеди”.

Яркость и образность слува не раз выручала каждую маму в трудных ситуациях, например, при умывании ребенка:

Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством, его истоками, культурой и бытом народа является важной в воспитании и развитии. Именно красота звучания народного слова способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует уверенность в себе, интерес к изучению наук. Без принуждения происходит самовыражение собственного “я”. Ребенок становится свободным, незакомплексованным. Но самое главное - изучение народной культуры, прошлого русского народа очень важно сейчас, когда мы потеряли идеалы, не уверены в сегодняшнем дне, а будущее пугает. Поэтому целесообразно обратиться к прошлому, своим русским истокам, национальным корням, воспитать в себе гордость за то, что мы русские, и в то же время обрести надежду, веру в лучшее будущее.

В течение 1-го класса я готовила детей к удивительному путешествию в глубокую старину. Необязательно в первый год обучения выделять специальный предмет по изучению фольклора, народно-прикладного искусства, культуры, быта, обычаев русского народа, уходящих своими корнями в глубокую старину, известную нам по легендам и былинам. Это как бы подготовительный этап. В это время на уроках чтения мы учимся отличать сказки от других литературных жанров, учимся работать над загадкой, постигаем мудрость народных пословиц. Собираем предметы старины, знакомимся с народной росписью посуды, предметов быта, вышивкой, лоскутным искусством, лепкой и росписью игрушек из глины, восхищаемся великолепием посадских платков. Все это осуществляется на занятиях кружков, классных часах, на уроках труда и изобразительного искусства, чтения и русского языка.

На втором этапе (2-й класс), имея первоначальные представления о русской старине, предметах искусства, фольклоре, дети начинают изучать предмет “Народоведение”. Обучение осуществляется в течение двух лет, по 2 раза в неделю (первый час выделяется как на предмет школьной компетенции, второй час как факультатив). За основу я взяла программу М.Ю. Новиковой (Сборник программ для начальных классов, 1994) и учебник-тетрадь Д.И. Латышиной (“Живая Русь”. В 2-х частях. Москва, Центр гуманитарного образования, 1995).

Тема.

“Старинный осенний праздник в деревне - Капустник”

Цель. Раскрыть смысл нравственной нормы в народной жизни - гармонического соотношения сезонного труда и развлечений; развивать интерес к старинным обрядам; воспитывать любовь к русской народной песне, потешкам, прибауткам, вызвать чувство восхищения жизнью и развлечениями наших далеких предков.

Оборудование. Русские национальные костюмы, пластинки с любыми народными мелодиями, учебник-тетрадь Д.И. Латышиной “Живая Русь” (1-я часть), набор открыток “Овощи на вашем столе”, кочаны капусты, морковь, соль, посуда для укладки капусты, разделочные доски, ножи.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель. Наш веселый звонок начинает интересный урок.

II. Проверка домашнего задания

У. Посмотрите за окно. На дворе грустная пора - осень. Что именно вызывает у нас грусть?

Дети. Хмурое небо. Мелкий дождь.

- Холодно.
- Деревья теряют свои листья. Мне жаль их. Деревья мерзнут от холодного ветра.
- Птицы улетели на юг.

У. Но разве у осени нет своих радостей? Вспомните стихотворения об этом времени года с прошлого урока. Дети читают наизусть стихотворения С.Есенина и А.Майкова.

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Осенью природа отдыхает, набирает новые силы, чтобы весной подарить людям свою красоту. Это в осени хорошее.

У. А теперь представьте себе, что мы крестьянские дети и живем много-много лет назад. Наступила осень. За окном идет дождь. Кругом грязь, и на улице не погуляешь. Подумайте, как можно попросить матушку-осень изменить погоду? Посмотрите на доску, там записаны слова, которые помогут в составлении обращения.

На доске. Осень-матушка, осень-мокрохвостка, батюшка-сентябрь, рябинушка кудрявая, заиндеви дубравы, обели травы.

Д. Матушка-осень, уйми свой гнев! Ты умеешь быть и доброй. Подари нам солнышко. Выпусти нас погулять, под рябинушкой кудрявой поиграть.

- Осень-мокрохвостка, пожалей мою кошку, высуши ее шерстку. Не надо так много плакать. Мы любим тебя за то, что ты угощаешь нас каждый год вкусными яблоками.

- Осень-матушка, уступи поскорее место своей сестре - Зиме. Все дети скучают в избе, грязь мешает им гулять. Позови братца Мороза. Пусть он заиндевит дубравы, обелит травы, заморозит грязь.

У. Спасибо.

III. Тема урока

У. Итак, на прошлом уроке мы познакомились с осенними забавами и играми детей. Чем же занимались в конце октября взрослые? Всегда ли были у них безрадостные, тяжелые будни?

Д. Нет.

У. Работы в поле и огороде были закончены. Можно было и отдохнуть. Люди выполняли по дому мелкую работу, пели песни, шутили. С обрядом одного такого праздника мы сегодня и познакомимся. Чему был посвящен этот праздник, вы узнаете, отгадав загадки.

Д. Капуста.

У. Да и праздник назывался “Капустки”, или “Капустник”. Открывается доска, там запись: “А у нас сегодня - Капустник!” Учитель обращает внимание детей на выставку разных сортов капусты.

- Это был осенний праздник. И собирались на него в октябре, когда была убрана вся капуста. Выходит девочка 1 в русском национальном костюме и приглашает к себе в дом на праздник Капустки молодых девушек не только из своего села, но и из соседнего.

Девочка. Приходите, красны девицы, ко мне в избу. Нынче будет праздник Капустки, помогите мне насечь капусты-матушки.

Затем она готовит стол к работе: капуста, морковь, соль, ножи, досточки для разделки. Украшает стены дома сухими цветами, вениками из листьев и калины. В это время в дом входят приглашенные девушки в народной одежде и поздравляют хозяйку с праздником.

Группа девочек1. С капусткой тебя, хозяюшка!

Все вместе дружно принимаются за работу: рубят капусту, укладывают в “бочку”, пересыпают тертой морковью, солят. Девочки работают быстро и весело, поют шуточную народную песню.

У. В это время в дом входили парни без приглашения. Входят мальчики1 в русских костюмах с балалайкой, бубенцами, ложками, гармошкой в руках.

- Парни садились и развлекали работающих девушек шутками, потешками.

Звучит народная плясовая мелодия.
1-й мальчик.

2-й мальчик.


3-й мальчик.

4-й мальчик.

Все дети смеются, а мальчики продолжают.
1-й мальчик.

2-й мальчик.

3-й мальчик.

4-й мальчик.

У. После того как девушки закончили работу, парни опускали “бочки” с капустой в погреб. Квасить капусту на Руси стали очень давно, еще в IX веке. В других странах не умели этого делать. Спустя столетия русские люди научили другие народы квасить капусту. Это блюдо очень полезно для здоровья. Но из капусты можно приготовить и другое: салаты, начинки для пирогов, щи и т.д. В память о нашем необычном занятии я подарю вам набор открыток “Овощи на вашем столе”. Здесь изображены различные сорта капусты и даны всевозможные рецепты блюд из них. Дома вместе с мамами или бабушками попробуйте приготовить эти блюда.

А наш праздник продолжается! После работы хозяйка дома приглашала всех гостей на ужин, и здесь начиналось настоящее веселье. Звучит музыка.

Дети веселятся, приплясывают, напевая плясовые припевки.

Учитель благодарит детей за участие в празднике и усаживает их по местам.

У. Так все вместе веселились и работали. На Капустки собирались в одной избе, потом в другой, потом в третьей. Сообща, с шутками, прибаутками делали в старину трудные дела.

IV. Итог урока

У. С каким праздником мы познакомились?

Д. Капустником!

У. Когда он проходил?

Д. В конце октября.

У. В чем его особенность?

Д. Веселье и труд совмещались. Люди испытывали радость от труда.

V. Домашнее задание Подготовить стихи и загадки о капусте или других овощах.