История цветка ириса

История цветка ириса

В XVII веке Европу захлестнул стиль барокко. Роскошь, избыток украшений, шикарные детали все это стало неотъемлемой частью жизни аристократии. Повлияло это и на методы составления букетов. Огромные композиции составлялись из большого числа ярких цветов маков, ирисов, роз, пионов. Сегодня подарить букет становится так легко и просто стоит обратиться в службу доставки букетов, и Вам обязательно привезут прекрасную свежую цветочную композицию. Но Вы когда-нибудь задумывались, когда люди начали составлять из цветов букеты? Знаете ли Вы, как, когда и почему цветы стали заключать в красивые композиции, и какой смысл вносили наши предки, составляя те или иные букеты.

 

А ведь самой древней аранжировкой цветов в Европе считается венок. Это был символ причастности к божественной жизни благодаря своей округлой форме, которая с древнейших времен считалась формой совершенства. По росписям античной посуды, именно венки служили украшением праздников. Округлые композиции из роз, самшита, лавра, лозы виноградника украшали древние колесницы, алтари и храмы вовремя религиозных праздников и светских торжеств.

 

С каждым веком менялись эстетические предпочтения людей. Менялись формы букетов, способы составления композиций из цветов. Уже в конце II начале III века н.э. Христианский теолог Тертуллиан доказал, что цветы выглядят лучше и естественнее, когда поставлены свободно, а не вплетены в замысловатый венок. Эта позиция соответствовала канонам раннего Христианства, в котором ценилось чистое искусство без роскоши и искусственности.

 

Большее влияние религии на искусство составления букетов можно заметить в эпоху Средневековья. Примером этому могут служить изображения алтарей средневековых храмов. Цветы обрамляли христианские образы и иконы на алтарях готических соборов. Кстати, такие композиции были довольно лаконичны: в них использовалось 1-2 цветка, выставленных вверх на длинных стеблях. Такая строгость такой формы ритуальных букетов пришла на смену античному эстетизму с его изобилием и стремлением к роскоши.

 

Но аранжировка, которую мы сегодня понимаем под словом букет , появилась лишь в XIV веке во Франции. Кстати, букет в переводе с французского означает Красивая группа срезанных и собранных вместе цветов . Тогда же появилась традиция украшать невесту венком из белых роз, символизирующих невинность и чистоту. Букетики в виде изящных бутоньерок из мелких душистых цветочков ландышей и фиалок прикреплялись к одежде, головному убору и волосам девушки.

 

В XVII веке Европу захлестнул стиль барокко. Роскошь, избыток украшений, шикарные детали все это стало неотъемлемой частью жизни аристократии. Повлияло это и на методы составления букетов. Огромные композиции составлялись из большого числа ярких цветов маков, ирисов, роз, пионов. А в цветы сажали шелковых бабочек и птичек. Такие роскошные букеты ставили в не менее роскошные вазы из фарфора, яшмы, бирюзы, сердолика.

 

На смену барокко пришел новый стиль рококо, вызванный интересом к искусству Востока. В композициях появилась асимметрия. Модным стал особый декоративный элемент рокайль , происходящий от формы ракушки. Букеты стали более легкими, изящными, с мягкими, плавными линиями. Фаворитами букетов стали ландыши, лютики, пионы и гвоздики.

 

В XVIII в. французы составляли букеты в основном из маков, сирени, анемонов и ирисов. Использовались бледно-розовый, голубой, светло-зеленый, желтый цвета. Здесь также использовались плоды винограда, айвы, граната, а вазы были выполнены из мрамора, хрусталя и серебра.

 

В Англии публикуется трактат Анализ красоты Уильяма Хогарта, в котором автор предложил новые правила составления букетов. И до сих пор знаменитая линия Хогарта используется флористами, благодаря чему композиции из цветов лучше воспринимаются зрителем.

 

В первой половине XIX века в Австрии появился стиль бидермейер . Это круглый букет купольной формы, напоминающий по строению цветок розы. Здесь использовались как живые цветы, так и сухоцветы, искусственные цветы, различные бусинки, сухие плоды и травы. В качестве держателя использовался портбукет, отделанный атласом или бархатом, и вкладывался букет в кружевную или бумажную манжетку.

 

В XIX веке в Англии в моду входит романтичный букет круглой формы из нежных весенних цветов. В Америке возник собственный стиль, заимствовавший три основные линии икебаны и большого количества цветов, характерных для европейской аранжировки.

 

В XX веке в моде был стиль ретро . Для таких букетов характерны формы пирамиды, овала, шара, треугольника с большим количеством растений, искусственных и сухих цветов, трав и перьев.

 

Сегодня, уже в XXI веке, нельзя назвать какую-то одну форму аранжировки цветов. Флористы используют все знания и способы, изобретенные человечеством с древнейших времен. И поэтому любой из нас может выбрать букет, соответствующий вкусам и предпочтениям: от классики до авангарда.

 

Винсент Ван Гог Ирисы , 1889. Холст, масло. . Музей Пола Гетти, Малибу Ирисы печальные, задумчивые, бледные, Сказки полусонные неведомой страны! Слышите ль дыхание ликующе-победное Снова возвратившейся, неснившейся весны?..

 

(Надежда Львова,1912)

 

Нежные, изящные ирисы символы мира, возвышенности и духовности всегда были одними из самых любимых цветов символистов, романтиков и неоромантиков. О красоте ирисов писали знаменитые поэты и писатели, известные художники изображали ирисы на своих полотнах. Так, например, ирисы встречаются в стихотворениях А. Блока, находят свое отражение в творчестве знаменитых художников Винсента Ван Гога и Клода Моне. По имени ириса названа опера П. Масканьи, а также романс, написанный австрийским композитором Д. Вольфом. Радужные ирисы неизменно являлись источником вдохновения для людей искусства, а для простых людей источником радости и символом искреннего чувства.

 

История ирисов необычайно увлекательна и интересна. Ирис был известен еще с древних времен. Например, на острове Крит была найдена фреска с изображением жреца среди ирисов, которой около четырех тысяч лет! Известно, что ирисами украшали пиры в Древнем Риме, а в Средние века ирисы выращивали рядом с монастырями и замками. На лугах цветов , где проводились Рыцарские турниры, ирисы также являлись главным украшением.

 

Как гласит легенда, первый ирис расцвел в субтропиках в Юго-Восточной Азии несколько миллионов лет назад. Цветок был настолько красив, что привлек внимание различных птиц, насекомых и зверей. Они собрались, чтобы полюбоваться на чудесный цветок, а потом разнесли его семена по всему миру.

 

Другая легенда объясняет происхождение имени ириса, которое с древнегреческого языка переводится как радуга . Имя ириса связывают с именем богини радуги Ириды. Согласно мифу, Ирида являлась вестницей богов, которая выполняла божественные поручения со скоростью ветра. Вместе с радугой, которая соединяла землю и небо, Ирида являлась людям и передавала волю богов. Считалось, что из капелек радуги, разлитых по земле, и выросли ирисы. В других культурах радуга также считалась мостом между миром людей и миром божественным. Например, в Ветхом Завете радуга является символом согласия между Богом и человеком. Сам же ирис стал символом духовности и божественности. Ирисы часто выращивали в российских монастырях, а вот розы, говорящие о земной красоте и любви, выращивать запрещалось.

 

Ирис флорентийский украшает городской герб Флоренции, ведь именно этому цветку Флоренция обязана своим именем. Римляне на своем языке назвали Флоренцию цветущей , потому что город окружали поля белых цветущих ирисов. Из корневища ириса флорентийского научились извлекать душистое эфирное масло, которое обладало ароматом фиалок. Именно поэтому корневище этого ириса называют фиалковым корнем. Поученное из корневища масло используют для создания различных парфюмерных изделий.

 

Ирис болотный сыграл особую роль в истории Западной Европы. Историческая легенда гласит, что в V веке ирис спас от поражения короля франков Хлодвига Меровинга, оказавшегося со своим войском в западне на реке Рейне. Силы противников готов превосходили войско Хлодвига. Казалось, что поражение неизбежно, однако Хлодвиг заметил, что река в одном месте заросла ирисами. Это было признаком мелководья. Король провел своих людей по мелководью на другой берег и одержал победу. В память о чудесном спасении и победе Хлодвиг сделал цветок ириса своей эмблемой. Так золотой ирис стал символом власти и единого государства франков.

 

Ирис также красовался и на королевском гербе Людовика VII Юния в начале XII в. Тогда то ирис и стал называться цветком Людовика (Fleur de Louis). Говорят, что знаменитый цветок лилии (fleur de lis) символ французских королей произошел как раз от словосочетания Fleur de Lois. Позже ирис появился в гербе дома Медичи, а сейчас является эмблемой Нового Орлеана и входит в символику канадской провинции Квебек.

 

Очень почитают ирис и в Японии. Там знаменит другой вид этого цветка ирис мечевидный. В этой стране ирис называют грунтовой орхидеей . Начиная с IX века ирис, наряду с хризантемой, украшает японские сады. А 5 мая День детей в Японии (до Второй мировой войны имел название Праздник мальчиков или Сёбу-но сэкку) еще называют и Праздником ирисов.

 

В России разводить ирис стали давно, а потому цветок успел получить множество интересных народных названий. Самые распространенные петушок или касатик.

 

Существует множество сортов ирисов. В начале XIX века во Франции был издан каталог, который насчитывал около 100 сортов. Во второй половине XIX столетия селекцией бородатых ирисов начали заниматься в Германии и Англии. Профессор Кембриджского университета М. Фостер впервые создал новые сорта на научной основе. Медалью его имени теперь награждают тех, кто внес значительный вклад в изучение ирисов и создание новых сортов. Такой медалью, например, был награжден наш соотечественник, профессор Георгий Иванович Родионенко.

 

В настоящее время наибольшее количество великолепных сортов ириса создано в США и Австралии. В России у нас также активно занимаются селекцией ириса. На сегодняшний день российскими селекционерами создано около 1000 сортов, относящихся преимущественно к классу бородатых ирисов.