В детстве я все удивлялся тому, как один из моих одноклассников был на столько медлительным, что, заходя за ним в школу или куда-нибудь, мы обязательно опаздывали, даже если я заходил к нему за час до нужного времени. И вот только теперь имея уже достаточный опыт психолого-педагогической работы с детьми, прочитав множество научных работ, я осознал, в чем была его проблема. Он был просто медлителен по природе своей. Как правило такая медлительность связана с врожденной особенностью нервной системы - слабой подвижностью нервных процессов. Такой ребенок делает все медленно: думает, говорит, даже двигается, у него замедленны реакции... И самое интересное это не является болезнью или отклонением, это просто его особенность жизни.
Так почему же тогда мне так запал в память этот мальчик? Почему я вдруг решил о нем вспомнить? Да потому что в отличии от меня и друзей учителя в школе ни как не могли приспособиться к данному ученику. Его все время подгоняли, учителя были с ним нетерпимы, он просто выводил их своей медлительностью.
Вот в таких случаях как правило медлительный школьник может просто не справиться с предъявляемыми перед ним невыполнимое требование - угнаться за классом. Ребенок начинает быстро утомляться, тревожность, появляются головные боли, страх перед школой. И как итог всему может возникнуть невроз.
Да что же тогда с ним делать как ему помочь преодолеть эти трудности?
А можно ли сделать так чтобы ребенок стал хоть чуточку быстрее?
Можно, если правильно и вовремя подойти к данной проблеме. Начните тренировать ребенка еще до школы, в 4-6 лет.
Можно использовать различные компьютерные игры-стратегии, особенно те, где ребенку нужно быстро ориентироваться на экране. Если же нет такой возможности используйте игры со сменой движений, например "День - ночь". Взрослый ведет игру, называя в случайном порядке время суток. В ответ на слово "день" ребенок начинает перемещаться по комнате, может бегать. При слове "ночь" – тотчас замирает и не двигается. Можно использовать другие движения: хлопки в ладоши, постукивание карандашом по столу (вы стучите или хлопаете, ребенок повторяет в нужном темпе). Можно рисовать палочки. Постепенно ребенок научится управлять темпом своих движений, ускорять и замедлять их. Но главное - занятия должны быть постоянными и интересными для ребенка.
Подводя итог скажу, не всегда обязательно, что у медленного ребенка будут проблемы с успеваемостью в школе, однако если вы все же поможете ребенку быть чуть-чуть быстрее, создадите ему уют в семье, вы дадите ему возможность не быть «белой вороной», когда он один не успевает всегда что-либо дописать или доделать во всеми. Тем самым уберечь его от комплекса «вечного аутсайдера».
© Педагог-психолог Бороздин Е.Н.