Программа пропаганды среди рабочих

Программа пропаганды среди рабочих

ПРОГРАММА ПРОПАГАНДЫ СРЕДИ РАБОЧИХ

Всех рабочих можно разделить на 4 категории. К 1-й относятся те, которые отличаются сильной впечатлительностью, способностями, энергией и искренностью; ко 2-й — те, которые обладают этими качествами в средней мере [и] в слабейшей степени; к 3-й — люди, сильно пропитанные эгоизмом, лишенные способностей, люди со слабой волей; к 4-й категории — безнравственные, опошлившие [ся] безвозвратно. Кроме этих людей, попадутся способные, но отличающиеся большой заносчивостью.

Из людей 1-го разряда можно работать среди личностей, сознательно относящихся к окружающим условиям, понимающих, ясно представляющих причины, от которых зависит современная ненормальность, и представляющих себе пути, которые могут устранить все нелепое из жизни. Они должны знать историю своего народа, иметь общее представление об истории западноевропейских народов (главным образом выдающиеся явления из их жизни); они должны понимать сущность истории, знать задачи нынешнего века; они должны быть знакомы и с политической экономией, хотя бы в том объеме, как у Лассаля. Кроме всего этого, требуется для них общее развитие. Особенное внимание интеллигенция должна обратить на их нравственную сторону, поставить их в этом отношении насколько возможно высоко, в виду того что они, достаточно запасшись духовными силами, должны будут в своей среде заменить интеллигенцию.

2-я категория должна знать, что вызывает и питает борьбу, из-за чего борьба ведется, настолько знать, чтобы люди в состоянии были ясно изложить слушателям современное состояние России, задачи русского социально-революционного движения, дать им хотя несколько политического смысла. Их нужно вкратце познакомить с русской историей и политической экономией. С этими двумя категориями ведет дело интеллигенция.

Тратить силы интеллигенции на людей 3-го разряда непрактично; из этих людей нельзя выработать подготовителей революции; они будут сторонниками нашими; они в момент восстания присоединятся к борющимся (если будут надеяться на удачный для народа исход восстания), но и только. В подготовительный же период самое большее, что могут сделать эти люди, — это оказывать мелкие услуги, раздать одну, две прокламации, дать книжку, но и это будут делать в том случае только, когда будут уверены, что не подвергаются в данном случае никакой опасности. Для них вполне достаточно будет влияние людей, развитием которых займется интеллигенция. Влиять на лиц 3-го разряда можно разговорами, прениями, распространением среди них прокламаций, книжек, составленных специально для народного чтения. Организация тут неуместна.

Четвертый разряд людей—вон. Способных, но слишком заносчивых по характеру людей не следует организовывать в кружки, а держать их особняком, давать им читать и пристраивать их к какому-нибудь техническому делу. В пропагандисты они не годятся, так как будут отталкивать всех своим обращением, всем складом своего внутреннего «я». От проповедников социализма должно требовать, чтобы они и жизнью своей, и своим отношением к другим людям указывали на то влияние, какое производит на человека учение братства. Прежде чем организовать кружки, надо некоторое время употребить на ознакомление с лицами, которые имеют связи с интеллигенцией. Только хорошенько присмотревшись к человеку, узнав его насколько возможно из бесед, прений, испытав его незаметным образом для него на каком-нибудь незначительном деле, только тогда привлекать в кружок того или другого разряда, смотря по тому, каков он окажется; пусть меньше пропадает труда, пусть меньше встречает в своей практике интеллигенция горьких разочарований, убивающих силы человека, ослабляющих энергию его. Только находя в борьбе наслаждение, можно работать с одинаковой энергией, с равной, неиссякаемой страстностью. Успех увлекает личность, одушевляет ее, заставляет ее верить в свои силы, в восприимчивость той почвы, на которую она воздействует проповедью какого-нибудь учения.

Интеллигентные кружки в период подготовления к практической деятельности среди рабочих должны будут заняться следующим: 1) они должны будут озаботиться сбором материала и составлением из этого материала брошюр для народа; 2) все, имеющие в виду заниматься пропагандой среди рабочих, должны брошюры и следующие книги усвоить хорошенько.

Русская история

1. «Сытые и голодные». 2. Худяков. «Древняя Русь». 3. Костомаров. «Бунт Стеньки Разина». 4. «Рассказы о старинных людях», все 4 выпуска. 5. Петров. «Рассказы из всеобщей истории». 6. Очерки развития международной ассоциации. 7. Михайлов. «Ассоциации» (1-я и 2-я главы). 8. Флеровский. «Положение рабочего класса в России». 9. Прыжов. «История кабаков в России». 10. Бехер. «Рабочий вопрос». 11. Шелгунов. «Пролетариат во Франции и Англии». 12. Лассаль (1-й и 2-й тома). 13. Лавров. «Государственные элементы в будущем обществе». 14. Костомаров. «Начало единодержавия на Руси». 15. Его же. «Смутное время на Руси». 16. Беляев. «Крестьяне на Руси». 17. Семевский. «Крестьяне при Екатерине II».

Все поименованные книги должны быть хорошо усвоены, переварены, так сказать, рабочими 2-го разряда. Кроме того, в кружках этого разряда во время прохождения всего вышесказанного должно давать подробный обзор теперешнего положения, гнета, задач движения, путей, ведущих к достижению целей; дать понятие также о сущности деспотизма, монархии, конституции, республики. Вести беседы о нравственности, чтобы хотя несколько возвысить личность рабочего. В кружках 1-го разряда пройти сначала то же, что с людьми 2-го разряда, чтобы приготовить их к дальнейшему развитию.

По русской истории рефераты: 1) Царствование Петра I, 2) Екатерины II, 3) Александра I, 4) Николая I, 5) Александра II (поподробнее), 6) О расколе, 7) О движениях на Руси, 8) История Малороссии и Кавказа (кратко), 9) О войне вообще.

Для чтения, например, Шашкова «Русские реакции»; его же «История русской женщины», и т. п. Эти книги (т. е. книги для чтения) могут быть раздаваемы кружками 1-го и 2-го разряда рабочим 3-го разряда.

Этика

Оуэн. «Образование человеческого характера». Добролюбов: 1) «Оуэн», 2) «Темное царство», 3) «О воспитании». Миртов: 1) «Исторические письма», 2) «Теория и практика прогресса». Флеровский. «Азбука социальных наук».

(По этому отделу следует читать указанные книги вместе, при участии интеллигентного и разбирать подробнее, чтобы положения ясно укладывались в голове читающих).

Политическая экономия

Краткий реферат о сущности учения либеральной школы экономистов. Политическая экономия по Миллю с примечаниями Чернышевского (если понадобится). Разумеется, все эти книги, назначенные для 1-го разряда, должны быть хорошо прочитаны подготовляющимися интеллигентами, затем на обязанности интеллигентного лежит познакомить слушателей с сущностью истории, уяснить им ее как можно лучше. Важнейшие проявления борьбы в жизни человечества (чем вызвана? цель движения, результаты; почему таковы результаты, а не иные?). Сущность социализма, его история. Знакомство с историей русского движения. Умственное и нравственное состояние современного русского общества (краткий реферат).

В-3-х, члены подготовительных кружков должны заняться сбором денег для ведения дела необходимых.

В-4-х, собирать книги, журналы.

В-5-х, уделять время на работу по гектографии, цинкографии.

В-6-х, собирать виды, снимки с печатей и т. п. Оказывать партии некоторые мелкие услуги.

Несколько слов об организации

Организация эта является совершенно самостоятельною. Все, что касается деятельности среди рабочей массы, всем заведовать будет центральная группа. Если кто-нибудь из этой центральной группы войдет членом в местную группу, он не может сообщать этой местной группе ничего из того, что он знает как член центра по рабочему делу. Каждый кружок состоит из 3—4 рабочих (впрочем, может быть и несколько больше, что зависит от квартирного вопроса) и одного интеллигентного. Кружки эти не имеют между собой официальной связи. Первое время, пока члены не приобретут некоторого развития, должно употреблять на чтение, беседы, которые бы давали minimum, с каким можно им было бы приступить к работе в своей среде. Люди 1-го разряда, как более способные, пойдут в деле развития более быстрыми шагами сравнительно с людьми 2-й категории. И вот, когда интеллигентный заметит, что они запаслись довольно ясными представлениями о движении, о целях, средствах, путях и т. п., можно тогда по одному вводить в кружки 2-го разряда, для большей живости бесед, но при этом интеллигентный обязательно должен присутствовать и сам, чтобы не было каких-нибудь извращенных толкований, да и вообще для того, чтобы люди 1-й категории заранее знакомились с ведением дел, с характером обращения и т. д. Человека 1-го разряда вводить следует в кружок 2-го разряда как обыкновенного члена или во всем подобного, а не как человека, выше их стоящего; пусть они сами выведут это заключение из столкновений, что их не может раздражать, в противном же случае в сердцах их может найти себе место зависть, скрытое неудовольствие.

Люди 1-го и 2-го разряда, заводя знакомство на стороне, разузнают своих знакомых, насколько могут, а затем дают интеллигенту их характеристику. Если, основываясь на отзывах рабочего, интеллигентный увидит, что рекомендуемое лицо по своим нравственным качествам стоит выше среднего уровня, тогда он сам знакомится с ним, ведя с ним беседы отдельно, пока достаточно не разузнает его, а затем поступает как сказано выше, о привлечении членов в кружок. В противном же случае дело иметь с ним он представляет тому, кто его отыскал, давая ему указания, как вести занятия, какие книги давать для прочтения (как, напр [имер]: Швейцер — «Эмма», Джиованиоли — «Спартак», Эркман—Шатриан—«История крестьянина», Наумов — «Сила солому ломит», «В тихом омуте», «В забытом краю», Вологдин — «Хроника села Смурина», Нефедов — «Безоброчный», Некрасов — стихотворения и т. п.). Людей кружковых следует приучать к конспирации, к строгой серьезной конспирации. Члены 1-го и 2-го разрядов знают только свой кружок, а каждый из них в отдельности знает также тех, кого он сам нашел, не сообщая при этом фамилии другим сокружковцам.

С этой целью речь о вновь приобретенных знакомых ведется в 3-м лице без упоминания фамилий. Интеллигентный, разумеется,все знает и должен все знать, чтобы, имея в виду многие условия, мог давать более резонные указания, чтоб на этих новых личностях он мог, насколько возможно, знакомить кружок с душой человека: лучшие из рабочих, готовящиеся встать инициаторами в своей среде, должны по возможности уметь читать в сердцах людей. Для удобства следует образовать центральные для данного района города группы. Эти группы будут состоять из 3—4 интеллигентных. Сюда же можно будет ввести 2—3 лучших, более развитых, энергичных, вполне надежных рабочих от кружков 1-го разряда; но эти 2—3 не могут знать всего, что известно интеллигенции; им будет известен только общий ход дела по данному району. В каждую из этих групп войдет член центра организации и через него-то группа и будет сноситься с центральною группою организации. Основание подобных групп придает работающим сознание важности принятой ими на себя роли. При пропаганде интеллигентный должен с первого же раза стать на серьезную ногу, чтоб слушатели видели в нем человека, объятого идеей, сознательно относящегося к своему делу, верующего в это дело, а не игрока в революционные фразы. Такой человек не может [не] требовать от своих слушателей отношения, полного серьезности. Он должен каждый их безнравственный факт выставлять налицо, выяснять им следствия, из таких фактов вытекающие; особенно это нужно делать в кружках 1-го разряда. Следовательно, пусть он, интеллигентный, предварительно выработает в себе нравственную личность.

Орган для рабочего класса

Задачи органа — по возможности развивать читателя в умственном и нравственном отношениях. Орган должен объяснить, в каких условиях, политических и экономических, приходится жить русскому человеку, указать причины ненормальности существующего строя, указать выход из теперешнего положения. Но этого мало: орган должен на своих страницах познакомить читателя с философией политики, дать понятие о различных партиях, дать место популяризациям учений политико-экономистов-социалистов; наконец, он должен познакомить читателя с жизнью западноевропейских народов. Одним словом, он должен быть воспитателем для читателя. Сообразно намеченной цели, орган будет иметь следующую программу:

1. Чего добиваются русские социалисты? На первой странице каждого номера должно помещать программу русских социалистов, чтобы всякий, кому попадется номер, мог знать цель движения: не каждый будет иметь возможность читать все номера с первого до последнего.

2. Передовые статьи, содержание которых — объяснение причин существующего ненормального порядка вещей, как в области политических отношений, так и экономических (голодовка, безработица, болезни, невежество массы, разъединенность, пьянство, сущность земского волостного самоуправления, положение народных школ, о духовенстве, чиновничестве и т. п.). Объяснение мероприятий со стороны правительства. Опровержение всевозможных нападок со стороны противников.

3. Статьи, объясняющие, что такое социализм вообще. Каковы его задачи? Строй будущего общества, каким он представляется социалистам. Задачи русской социально-революционной партии. Краткий обзор социально-революционного движения на Руси. Почему партии пришлось прибегнуть к террору. Объяснение факта 1 марта. Нравственные требования от личности.

4. Статьи философии, политики и вообще политического характера. Сущность абсолютной монархии; сущность конституции, республики. Обзор видов правления по государствам. Стремления разных партий (демократы, либералы, анархисты и т. п.).

5. Популяризация политико-экономистов-социалистов. Труд, ценность, обмен, конкуренция, товар, деньги, капиталистическое производство, процесс накопления капитала, банковые операции и т. п.

6. Жизнь западноевропейских народов.

7. Стихотворения.

8. Прокламации должны быть выпускаемы по поводу всевозможных случаев; чем чаще, тем лучше; они сильно поддерживают (при частых появлениях) напряженное состояние, постоянно ударяя по нервам.

1881 г.

Сайт создан в системе uCoz