Туризм мимоходом

 
        В человеке неистребима тяга объять необъятное. Например, впервые попав в Петербург, путешественник стремится за несколько дней побывать во всех известных музеях и храмах города, сходить в Мариинский или Александринский театр, съездить в Петродворец, etc. А ведь тут еще, совсем недалеко, есть такие древние и интересные города как Великий Новгород, Псков, Выборг, Ивангород. Времени катастрофически не хватает, а посмотреть хочется так много, вот и приходится бедному туристу покупать однодневную экскурсию. Благо ходить далеко для этого не требуется, киоски по продаже всевозможных туров есть прямо на Невском проспекте, в разных его частях.
        Поводом съездить в Новгород послужило желание знакомой немки, чрезвычайно увлечённой Россией, увидеть этот старинный русский город. Билеты безо всяких льгот обошлись почти в 400 рублей каждый. Отправление, дабы вернуться не очень поздно, было назначено на 8 часов утра субботы. В выбранный нами день экскурсии немного времени пришлось потратить на поиски обещанного «Экоплана», прежде чем выяснилось, что путешествовать мы будем в стареньком «Икарусе». Билеты не проверяли, экскурсовод пересчитал пассажиров, и полупустой автобус отправился в путь. Какое-то время женщина-гид, не взирая на то, что большая часть группы устроилась спать, увлеченно вещала в микрофон о красотах Санкт-Петербурга, о тех, кто эти красоты возводил и т.д. Но по мере удаления автобуса от исторического центра города ее речь становилась все медленней и тише. Она явно засыпала, так же, как и пассажиры. Уже за городом она сообщила, что по левую руку от дороги находится какая-то старинная военная церковь, только поворачиваться в ту сторону и пытаться ее разглядеть нет никакого смысла, поскольку мы ее уже несколько минут как проехали. На этом её работа практически закончилась, поскольку в Новгороде с группой работали местные экскурсоводы.
       Первым впечатлением от Великого Новгорода было некоторое разочарование. Совсем не такой представлялась столица прославленной древней Новгородской земли. Впрочем, это неудивительно. Очень сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны, после 1945 года город застраивался стандартными советскими жилыми параллелепипедами.
        За вычетом времени, затраченного на дорогу туда и обратно, в самом Новгороде и его окрестностях мы провели около четырёх часов. За это время наша экскурсионная группа успела увидеть Кремль с монументом «Тысячелетие Руси», Софийский собор и комплекс деревянных памятников зодчества. Все. По продолжительности экскурсии были стандартные (за исключением прошедшей вокруг памятника «Тысячелетие Руси» – тут экскурсовод решила нам подробно рассказать обо всех, кто на нём изображён, что заняло минут сорок). Всё остальное время заняли переезды и неторопливые прогулки от одного рассматриваемого объекта к другому.
        В этом смысле достаточно привлекательной альтернативой становится самостоятельное путешествие на электричке. Путь на обычном поезде в одну сторону занимает четыре с половиной часа при цене билета в 63 рубля. Кроме того, с некоторых пор между Петербургом и Новгородом курсирует электричка повышенной комфортабельности – с индивидуальными мягкими сиденьями, буфетом и отоплением, что немаловажно в зимний период. Тут вам за 3 часа 20 минут пути придётся заплатить 87 рублей. В самом же городе, при желании, можно нанять экскурсовода, либо же вовсе воспользоваться путеводителем (информации в них ничуть не меньше, а зачастую гораздо больше предоставляемой гидами).
        Под конец нашего тура, были предоставлены полтора часа свободного времени. За которые можно было успеть немного перекусить и пешком прогуляться по улицам. Но в любом случае эта прогулка оказывалась слишком короткой, чтоб увидеть хоть какую-то часть города самостоятельно. Безусловно, Новгород не так велик для нас, привыкших к питерским расстояниям, но всё, что можно было успеть - пройти лишь несколько кварталов, прежде чем время и нежелание опоздать на автобус заставили повернуть обратно.
        В Петербург мы возвратились в начале восьмого вечера – даже несколько раньше обещанного.
        С одной стороны – итог достаточно скромный, несмотря на то, что при желании здесь можно «отщёлкать» не одну фотопленку. С другой же стороны, что можно увидеть и узнать за такой короткий срок?
        На обратном пути, похваставшись друг перед другом приобретенными сувенирами, немного уставшие, но все же довольные, мы с моей спутницей принялись делиться впечатлениями. Как оказалось, общую мысль можно было выразить тремя словами: хорошо, но мало. И тут же возник справедливый вопрос: для чего нужны эти однодневные туры, в которых большую часть времени занимает дорога?
        Ответ лежит на поверхности. Находящиеся в стороне от основных туристических центров и неспособные, в силу своего размера, стать таковыми, эти, в туристическом плане, города-спутники вынуждены работать с автобусными группами из двух столиц, прибывающими на день-два. Безусловно, в финансовом плане это совсем для них не выгодно. Заезжая в город лишь на несколько часов, турист тратится лишь на скромный перекус в кафе и приобретение сувениров. Большего он просто не успевает сделать, так как отсутствуют основные экономические составляющие туризма – ночлег и ужин/завтрак. Но, как говорится, лучше довольствоваться малым, чем ничем…
        Нельзя отрицать, что и в подобном положении есть свои плюсы (которые, впрочем, можно считать таковыми при изрядной доле оптимизма). Большинство людей, пользующихся такими турами, весьма ограничены во времени. И целью их приезда, в основном, является либо «поставить галочку» в сознании – я был в этом городе, либо составить хоть какое-то первоначальное впечатление. Во втором случае всегда есть шанс, что путешественник захочет вернуться сюда на более длительный срок. (Впрочем, существуют и другие, более эффективные способы рекламы турпродукта.)
        Кроме того, как понял я несколько дней спустя, рассматривая получившиеся фотографии, подобные экскурсии просто необходимы для восторженных иностранок, которым так нравится Россия и хочется объять необъятное – увидеть ее всю.

Сайт создан в системе uCoz