Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Причем, разночтения начинаются уже с самого понимания категории «содержание», применительно к сфере воспитания. Если содержание образования - это ответ на вопрос «чему учить?» и, соответственно, оно представляется в большинстве случаев как «элементы социального опыта, накопленного человечеством», то с переходом к воспитанию теряет ясность даже сама постановка вопроса. Авторы многих учебников педагогики, никак не определяя предмет обсуждения, они сразу же переходят к перечислению функций содержания воспитания и далее сводят его к направлениям коммунистического воспитания.
Там же, где о нем говорится, содержание воспитания определяется как «система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами» (И.П. Подласый, 1999, с. 27) или вообще как «часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С. Безрукова, 1996, с. 52.). Совершенно очевидно, что такое понимание содержания воспитания сводит его к образованию (обучению), да и то - лишь частично покрывает его, поскольку, согласно классическим представлениям дидактики (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский) в содержании образования выделяются четыре вида опыта: когнитивный (знания), деятельности (умения и навыки), креативный (опыт творческой деятельности) и эмоционально-ценностный (опыт эмоционально-ценностных отношений). Таким образом, воспитание не просто сводится к обучению, но становится лишь его частью. На практике же оказывается, что часть эта - совершенно лишняя. Действительно, зачем заниматься тем, что и без того уже содержится в обучении. А между тем, воспитание имеет свой предмет, следовательно - он реализуется в соответствующем содержании, которое не может быть сведено к содержанию образования. Содержание как философская категория означает определяющую сторону целого, совокупность его частей. Содержание рассматривается в сопоставлении с формой как способом существования и выражения содержания. Содержание воспитания всегда определяется толкованием его сущности, его целью. Если цель воспитания - «всестороннее и гармоническое развитие личности», то и содержанием становятся некие «стороны», обозначенные как «нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание».
Подобное толкование содержания воспитательного процесса традиционно для отечественной социально ориентированной педагогики, вполне корректно для гносеологического подхода к теории воспитания.
Начертим формальную схему видов воспитания:
Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум - этo совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро - медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении. Средство умственного воспитания - обучение. Задачи умственного воспитания:
развитие умственной деятельности: познавательных процессов, способностей;
воспитание познавательных интересов, способностей к самостоятельному познанию и совершенствованию;
усвоение определенного объема знаний;
формирование научных мировоззрений.
Социальное назначение знаний - благо на пользу обществу.
Физическое воспитание — это целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на приобщение к физической культуре, содержание которой составляют: личная гигиена — навыки опрятности, чистоты и аккуратности, в том числе, в одежде и в быту, привычки к режиму, рациональному распорядку в питании, деятельности и отдыхе; закаливание, регулярные физические упражнения, здоровый образ жизни.
развитие и совершенствование природных двигательных качеств, силы, ловкости, выносливости, обучение новым видам движения;
повышение умственной и физической работоспособности;
формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом;
развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности. Задачи трудового воспитания - это осознание целей и задач, воспитание мотивов, овладение трудовыми навыками, самореализация в труде. Ведь труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности и как способ творческого освоения мира.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Задачи:
формирование нравственного сознания системы нравственных представлений, понятий, суждений, ценностных отношений, эмоционально-интеллектуальных связей переживаний;
формирование нравственного поведения и его оценивания; когда нравственные нормы и принципы становятся мотивами поведения личности, они превращаются в личностные качества;
формирование нравственных чувств и отношений, позиции личности.
В основе нравственного воспитания, как усвоения общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов, выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания, нравственного смысла деятельности, поведения.
Эстетическое воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. Эстетическое воспитание формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Задачи:
формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала; овладение культурным наследием;
формирование эстетических чувств и отношений, восприятия и переживаний;
формирование эстетического поведения, стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде; включение в эстетическую творческую деятельность.
Литература:
Умственное воспитание:
Лихаев Б.Т. Педагогика: курс лекций. - М., 2001.
Кукушин В.С. Общие основы педагогики. - Ростов-на-Дону, 2002.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. - М., 1972.
Бордовская Н.В. Педагогика. - Спб., 2002.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления.
Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое.
Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста.
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой
Умственное воспитание:
Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология. - М., 1996.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сел. сред. школе, 2 изд. - М.: Просвещение, 1979. - 393 с.
Подласый И.П. Педагогика. - М., 2000. - 256 с.
Педагогика / Под. ред. Бабанского Ю.К. - М: Просвещение, 1988. - 479 с.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Комарова Т.С. 2-7 лет. Трудовое воспитание в детском саду.
Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя.
Семейное или поло-ролевое воспитание:
Лисовский З.Т. Любовь и нравственность.
Макаренко А.С. Книга для родителей.
Столина В.В. Семья в психологической консультации.
Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни.
Сатир В. Как строить себя и свою семью.
Семейное воспитание. Хрестоматия. - М.: Изд-во Академия.
Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания: Избранное.
Лопатина А,, Скребцова М. Беседы и сказки о семье 32 урока.
Коляда М.Г. Руководство по выращиванию детей.
Чернышева А. Учимся быть родителями: школа для молодых мам и пап.
Нравственное воспитание:
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.
Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.
Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие. - М., 2001.
Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.
Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание. Школа доброты, сказки о дружбе, мудрости и любви.
Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое.
Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Художественное и эстетическое воспитание:
Гурова Р.В. Вопрос - вопросов - кого хотим воспитать.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.
Петровский А.В. Новое педагогическое мышление.
Безруких П.П. Я и другие. Я или правила поведения для всех.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
Дубровская Е.А., Козлова С.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста.
Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
Физическое воспитание:
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
Решетнева Г.А., Минка И.Н. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии.
Матвеева А.П. Методика физического воспитания в начальной школе.
Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта.
Правовое воспитание:
Никитин А.Ф. Педагогика прав человека.
Сластенин В.А. Педагогика - учеб. пособие. - М., 2001.
Элиасберг Н.И. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России.