Тема 6. Закономерности и механизмы воспитания

Закономерности воспитания. Механизмы воспитания и их реализация педагогом в воспитательной деятельности.

В научно-педагогической литературе закономерности воспитания трактуются неоднозначно. Имеет место некоторая размытость границ между понятиями принципы воспитания, условия воспитания и закономерности воспитания. Нет также единого подхода к механизмам воспитания. Один из подходов к закономерностям воспитания, отражающий точку зрения ряда преподавателей кафедры педагогики и педагогической психологии УдГУ, представлен ниже.

  1. Воспитание - процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, - фундаментальный принцип жизни и культуры.
  2. Воспитание - преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность - нужда в чем-либо, мотив - внутренняя сила, опредмеченная потребность, побуждающая к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.
    Схема Годфруа:

    Схема Годфруа

    Лестница Маслоу:

    Лестница Маслоу

    Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а у детей после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности, идущее через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия - совместно-разделенная деятельность педагога и ребенка. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Педагогически целесообразно организованная деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.
    Хороший педагог - педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей, культуросообразную деятельность. Он способствует преобразованию потребностей, их соответствию уровню современной культуры, а значит и развитию личности.
  3. Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание - всегда взаимоотношение субъект - объект, диалог. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием). Воспитание происходит в момент, когда воспитывающее воздействие и взаимодействие - внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, рефлексия (когда, например, ребенок решает: «Больше так не буду делать»).
  4. Воспитание - прерывно-непрерывная деятельность. Событийность воспитания - это то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно - оно идет на протяжении всей жизни.
  5. Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника - значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует «присвоенные» им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).
  6. Воспитание - это трехчастный процесс, включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.

    Воспитание - это:
    1. Целенаправленный процесс, направленный на развитие личности.
    2. Диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности.
    3. Введение в культуру, развивающее личность.

Знание закономерностей воспитания - необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.

Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. Далее будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):

  1. Идентификация - отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса: Этапы идентификации: Задачи педагога:
  2. Драматизация - внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях - отреагирование и переживание.
    Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально - окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства - переживание своего отношения. Эмоции - это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация - процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета). Переживание ведет к созданию нового образа.
    Условия создания нового образа: Приемы инициирования драматизации: Позиции педагога - внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия - сопереживание другому.
  3. Осознавание - установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово). Например, проведение в детских лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т.ч. поступки детей. Для вербализации необходим диалог. Диалог - это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. «Диалог культур, логик, голосов» (С.Ю. Курганов). Внутренний диалог - рефлексия - анализ и осмысление своих действий.
    Задача педагога : организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
    Позиции педагога: друг, собеседник, тогда коммуникация строится как двухсторонний межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости, обращено к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя.
    Позиции воспитателя (по К. Роджерсу):
  4. Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов в культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).
    Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
    Позиция педагога: понимание, наблюдение, оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).
  5. Вытеснение, изгнание образа - осуществляется на трех уровнях: Виды аннулирования: Позиция педагога: сопричастность, обращение к ценностям, психотерапия.
    Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.

Выделяют также следующие механизмы социализации:

  1. Самоограничение (если человеку кажется, что его достижения незначительны, самоуважение понижается, он даже прекращает деятельность).
    Позиция педагога: взаимопонимание, вера в успех, положительное подкрепление, такт.
  2. Интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).
    Педагогу следует способствовать разрешению ситуации.
  3. Рационализация - изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача вызывают агрессивность, раздражение.
    Виды рационализации - дискредитация цели, самодискредитация и самообман - при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора). Задачи педагога:

Понимание механизмов воспитания необходимо каждому педагогу для выстраивания своей осознанной деятельности при организации педагогического процесса.

Литература:

  1. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: ACADEMIA, 1995.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1988.
  3. Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности: Тексты. - М., 1982.
  4. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии: Тексты. - М., 1986.
  5. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.: Просвещение, 1989.

Сайт создан в системе uCoz