Формы организации обучения. Современный урок. Требования к уроку. Классификация уроков. Комбинированный урок.
Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:
Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.
Месту учебы - школьные и внешкольные.
Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.
История развития школы знает разные формы организации обучения:
дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;
Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;
Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);
американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.
Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:
постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;
каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;
постоянное чередование уроков;
руководящая роль учителя.
Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).
Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это:
Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.
Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.
Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.
Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.
Полоролевое воспитание.
Организация групповой деятельности.
Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.
Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.
Дидактические требования к уроку:
четкое определение образовательных целей и задач;
учет принципов обучения;
оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
опора на достигнутый уровень;
сочетание видов, методов и форм обучения;
сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;
установление межпредметных связей;
тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку:
постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;
формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;
внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку:
формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;
занятия на «опережающем» уровне;
проектирование «зоны ближайшего развития»;
прогнозирование «скачков» в развитии;
оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.
Классификация уроков:
по содержанию;
способу проведения;
дидактическим целям.
Главные типы уроков:
урок изучения новых знаний;
урок формирования новых умений;
урок обобщения и систематизации;
урок контроля и коррекции;
урок практического применения знаний и умений;
комбинированный урок.
Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы.
Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Содержит 3 этапа:
Диагностика.
Прогнозирование.
Планирование.
Составляется план-конспект урока:
Дата проведения и номер по тематическому плану.
Название темы и класса, где он проводится.
Цели и задачи образования, воспитания и развития.
Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.
Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.
Реализация принципов обучения на уроке.
Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.
Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.
Учебное оборудование, реквизит.
Задание на дом.
Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.
Вышеперечисленное (пункты 2-11 плана-конспекта урока) является также схемой анализа урока по М.К. Кирилловой, Е.Г. Федорцу.
Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения.
Совершенствование урока проходит по следующим направлениям:
целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями;
содержание обучения;
структура;
методы и приемы обучения;
отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика;
работа на результат - педагогические технологии.
Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения.
Литература:
Харламов И.П. Педагогика. - М., 1998.
Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1998.
Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2005.