Общество и война в древнекитайской мысли.


Цивилизация и война

ОБЩЕСТВО И ВОЙНА В ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ МЫСЛИ

Сунь-цзы** 

ВОЕВАТЬ, НЕ СРАЖАЯСЬ


Сунь-цзы сказал: Война - великое дело для государства, по- 
чва жизни и смерти, путь существования и гибели. Поэтому в ее 
основу кладут пять явлений. Первое - Путь, второе - Небо, тре- 
тье - Земля, четвертое - Полководец, пятое - Закон. Путь - это 
когда мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда на- 
род готов вместе с ним умереть, вместе с ним жить, когда он не 
знает ни страха, ни сомнений... Полководец - это ум, бесприст- 
растность, гуманность, мужество, строгость... Если полководец 
будет применять мои расчеты, усвоив их, он непременно одержит 
победу... Они составят мощь, которая поможет и за пределами их.

Кто еще до сражения побеждает предварительными расчета- 
ми, у того шансов много, кто не побеждает (ими) - у того шан- 
сов мало. У кого шансов мало - не побеждает, тем более тот, у 
кого шансов нет вовсе.

Наилучшее - сохранить государство противника в целости, на 
втором месте - сокрушить. Наилучшее - сохранить армию против- 
ника в целости, на втором месте - разбить ее. Сто раз сразиться и
победить - это не лучшее из лучшего. Лучшее из лучшего - поко- 
рить не сражаясь. Поэтому самая лучшая война - разбить замыслы 
противника, на следующем месте - разбить его союзы, на следую- 
щем месте - разбить его войска. Худшее - осаждать крепости. Вой- 
ско, которое должно победить, сперва побеждает, потом ищет сра- 
жения. Войско, осужденное на поражение, сначала сражается... У пер- 
вых копейки ценятся как бы рублями, у вторых - рубли копейками.

Тончайшее искусство!.. Пусть у противника сил будет много, 
можно не дать ему возможности вступить в бой.

Все знают, каким образом я победил, но никто не знает, как я 
организовал победу.

У войска нет неизменной мощи, как у воды - неизменной 
формы. Кто умеет в зависимости от противника управлять измене- 
ниями и превращениями, тот равен богам.

Устанавливаются на обмане, руководствуются выгодой, про- 
изводят изменения путем разделений и соединений.

Нельзя идти вперед одной только воинской силой.

Просвещенный государь очень осторожен по отношению к вой- 
не, хороший полководец остерегается ее.

Гегемон не гонится за союзами и не собирает власть в Подне- 
бесной. Он распространяет только свою волю и воздействует на 
противника своей мощью.

Просвещенные государи и мудрые полководцы... побеждали, 
превосходя всех других, потому что все знали наперед.

Знание наперед нельзя получить ни от богов, ни от демонов, 
ни путем умозаключений по сходству... можно получить только от 
людей... Поэтому просвещенные государи и мудрые полководцы 
умеют делать своими шпионами людей высокого ума и таким спо- 
собом совершают великие дела.

Тот, кто хорошо сражается, управляет противником и не дает 
ему управлять собой.

----------------------------------------------------------------
* Материалы главы подобраны и написаны О. В. Зотовым.
** Цитируется по изд.: Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве//Конрад Н.И. 
Избранные сочинения. Синология. М., 1977. С. 26-30, 33, 37, 42, 44.




С. Гриффит* 

НЕ ОБАГРЯЯ МЕЧА

В отличие от греческих и римских авторов, Сунь-цзы не уделяет 
основного внимания изобретению стратегом, поверхностных или 
переходных технологий борьбы. Его цель - создать систематическое 
учение как руководство для правителей и полководцев в интересах
ведения ими войны умов, и войны успешной. Сунь-цзы уверен, 
что искусный полководец покорит армию противника не сража- 
ясь, возьмет его города не осаждая и ниспровергнет его государ- 
ство, не обагряя кровью мечей.

Сунь-цзы столь же уверен, что борьба на войне - это больше 
чем столкновение вооруженных людей. Интеллектуальные и мо- 
ральные факторы на войне значат много больше, чем физические. 
Сунь-цзы предостерегает царей и командующих от надежды на 
чистую военную мощь. Он отказывается понимать войну как убий- 
ство и разрушение. Главная цель его стратегии - захват противни- 
ка совсем или почти без ущерба (для обеих сторон).

Армия лишь наносит последний удар противнику, предвари- 
тельно обезоруженному, уязвимому. Секретные агенты заранее дез- 
организуют его тайными подрывными действиями, организуя <пя- 
тую колонну> в его рядах.

Трактат Сунь-цзы оказал глубочайшее влияние на китайскую 
и японскую военную мысль, а тем самым на историю этих стран.

------------------------------------

Комментарии. 

Древнекитайский теоретик и полководец Сунь-цзы (VI-V вв. до 
н.э.) рассматривает войну как явление, связанное со многими факторами в пове- 
дении не только армии и полководца, но и государства, правителя и народа.
На протяжении многих веков трактат Сунь-цзы пользовался огромным при- 
знанием в Китае, Японии, Корее, а также в Монголии эпохи Чингиз-хана и в 
государстве Тимура. В народной мифологии Сунь-цзы подчас почитался как бог 
войны. Причину столь устойчивого влияния концепции древнекитайского мысли- 
теля на последующие поколения следует видеть в том, что Сунь-цзы соединил 
стратегию войны с принципами цивилизационного устроения общества. Не от- 
вергая войну как средство физического насилия, он придал ей характер рацио- 
нального воздействия на противоположную сторону не с тем, чтобы ее уничто- 
жить, а с целью подчинения и включения государства противника, если и на- 
сколько возможно, в состав своих сил.

Положения трактата легли в основу философской школы, разрабатывавшей 
общие принципы взаимодействия государства, общества и армии.

-----------------------------------------
* Перевод осуществлен по изд.: Griffith S.B. Preface//Sun Tsu. The Art of War. 
Oxford, 1963.P.X-X1.

Сайт создан в системе uCoz