Николай Степанович Гумилев-биография

- Источник: Русские поэты "серебряного века": Сб. стихотворений в 2 т. Т.2/Сост., авт. вступ. Статьи и комментариев Н.Ю.Грякалова. - Л.: Издательство Ленингр. Ун-та, 1991. 432 с.

- Н.С. Гумилёв родился в г. Кронштадте в семье военного врача. В 1906 г. получил аттестат об окончании Николаевской Царскосельской гимназии, директором которой был И.Ф.Анненский. В 1905 г. увидел свет первый сборник поэта "Путь конквистадоров", обративший на себя внимание В.Я.Брюсова. Персонажи сборника как будто пришли со страниц приключенческих романов из эпохи завоевания Америки, которыми зачитывался поэт в отрочестве. С ними и отождествляет себя лирический герой - "конквистадор в панцире железном". Своеобразие сборнику, насыщенному общими литературными местами и поэтическими условностями, придавали черты, преобладавшие и в жизненном поведении Гумилёва: любовь к экзотике, романтика подвига, воля к жизни и творчеству.

- В 1907 г. Гумилёв уезжает в Париж для продолжения образования в Сорбонне, где слушает лекции по французской литературе. Он с интересом следит за художественной жизнью Франции, налаживает переписку с В.Я.Брюсовым, издает журнал "Сириус". В Париже в 1908 г. выходит второй сборник Гумилёва "Романтические цветы", где читателя вновь ожидали встречи с литературной и исторической экзотикой, однако, едва уловимая ирония, которой были тронуты отдельные стихотворения, переводит условные приемы романтизма в игровой план и тем самым намечает контуры авторской позиции. Гумилёв упорно работает над стихом, добиваясь его "гибкости", "уверенной строгости", как писал он в своем программном стихотворении "Поэту", а в манере "вводить реализм описаний в самые фантастические сюжеты" следует традициям Леконта де Лиля, французского поэта-парнасца, считая такой путь "спасением" от символистских "туманностей". По словам И.Ф.Анненского, эта "книжка отразила не только искание красоты, но и красоту исканий".

- Осенью 1908 г. Гумилёв совершает свою первую поездку в Африку, в Египет. Африканский континент пленил поэта: он становится первооткрывателем африканской темы в русской поэзии. Знакомство с Африкой "изнутри" оказалось особенно плодотворным во время следующих путешествий, зимой 1909-1910 и 1910-1911 гг. по Абиссинии, впечатления от которых отразились в цикле "Абиссинские песни" (сборник "Чужое небо").

- С сентября 1909 г. Гумилёв стал слушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1910 г. вышел сборник "Жемчуга" с посвящением "учителю" - В.Я.Брюсову. Маститый поэт откликнулся рецензией, где замечал, что Гумилёв "живет в мире воображаемом и почти призрачном… он сам создает для себя страны и населяет их им самим сотворенными существами: людьми, зверями, демонами". Гумилёв не покидает героев своих ранних книг, однако они заметно изменились. В его поэзии усиливается психологизм, вместо "масок" предстают люди со своими характерами и страстями. Обращало на себя внимание и то, с какой уверенностью шел поэт к овладению стихотворным мастерством.

- В начале 1910-х годов Гумилёв - уже заметная фигура в петербургских литературных кругах. Он входит в "молодую" редакцию" журнала "Аполлон", где регулярно печатает "Письма о русской поэзии" - литературно-критические этюды, представляющие собой новый тип "объективной рецензии". В конце 1911 г. он возглавил "Цех поэтов", вокруг которого сформировалась группа единомышленников, и выступил идейным вдохновителем нового литературного направления - акмеизма, основные принципы которого были им провозглашены в статье-манифесте "Наследие символизма и акмеизм". Поэтической иллюстрацией к теоретическим выкладкам стал его сборник "Чужое небо" (1912) - вершина "объективной" лирики Гумилёва. По мнению М.А.Кузмина, самое важное в сборнике - это отождествление лирического героя с Адамом, первым человеком. Поэт-акмеист подобен Адаму, первооткрывателю мира вещей. Он дает вещам "девственные наименованья", свежие в своей первозданности, освобожденные от прежних поэтических контекстов. Гумилёв формулировал не только новую концепцию поэтического слова, но и свое понимание человека как существа, осознающего свою природную данность, "мудрую физиологичность" и принимающего на себя всю полноту окружающего его бытия.

- С началом первой мировой войны Гумилёв уходит добровольцем на фронт. В газете "Биржевые ведомости" он публикует хроникальные очерки "Записки кавалериста". В 1916 г. выходит книга "Колчан", отличающаяся от предыдущих прежде всего расширением тематического диапазона. Итальянские путевые зарисовки соседствуют с медитативными стихотворениями философско-экзистенциального содержания. Здесь впервые начинает звучать русская тема, душа поэта отзывается на боли родной страны, разоренной войной. Его взгляд, обращенный к действительности, обретает способность прозревать и сквозь нее. Стихотворения, вошедшие в сборник "Костер" (1918), отразили напряженность духовных поисков поэта. По мере углубления философичности поэзии Гумилёва мир в его стихах все больше предстает как божественный космос ("Деревья", "Природа"). Его тревожат "вечные" темы: жизнь и смерть, тленность тела и бессмертие духа, инобытие души.

- Гумилёв не был очевидцем революционных событий 1917г. В это время он в составе русского экспедиционного корпуса находился за границей: в Париже, затем в Лондоне. Его творческие искания этого периода отмечены интересом к восточной культуре. Свой сборник "Фарфоровый павильон" (1918) Гумилёв составил из вольных переложений французских переводов китайской классической поэзии (Ли Бо, Ду Фу и др.). "Ориентальный" стиль был воспринят Гумилёвым как своеобразная школа "словесной экономии", поэтической "простоты, ясности и достоверности", что отвечало его эстетическим установкам.

- Вернувшись в Россию в 1918 г., Гумилёв сразу же со свойственной ему энергией включается в литературную жизнь Петрограда. Он входит в состав редколлегии издательства "Всемирная литература", под его редакцией и в его переводе издаются вавилонский эпос "Гильгамеш", произведения Р.Саути, Г.Гейне, С.Т.Колриджа. Он читает лекции по теории стиха и перевода в различных учреждениях, руководит студией молодых поэтов "Звучащая раковина". По словам одного из современников поэта, критика А.Я.Левинсона, "молодые тянулись к нему со всех сторон, с восхищением подчиняясь деспотизму молодого мастера, владеющего философским камнем поэзии…".

- В январе 1921 г. Гумилёв был избран председателем Петроградского отделения Союза Поэтов. В том же году выходит последняя книга "Огненный столп". Теперь поэт углубляется в философское осмысление проблем памяти, творческого бессмертия, судеб поэтического слова. Индивидуальная жизненная сила, которая питала поэтическую энергию Гумилёва раньше, сливается с надындивидуальной. Герой его лирики размышляет о непознаваемом, и обогащенный внутренним духовным опытом, устремляется в "Индию духа". Это не было возвращением на круги символизма, однако ясно, что Гумилёв нашел в своем мировосприятии место тем достижениям символизма, которые, как казалось ему в пору акмеистского "Sturm und Drang'a", уводили в область "неведомого". Тема приобщения к мировой жизни, звучащая в последних стихах Гумилёва, усиливает мотивы сопереживания и сострадания и придает им общечеловеческий и одновременно глубоко личностный смысл.

- Жизнь Гумилёва трагически прервалась: он был казнен как участник контрреволюционного заговора, который, как теперь стало известно, был сфабрикован. В сознании современников Гумилёва его судьба вызывала ассоциации с судьбой поэта другой эпохи - Андрэ Шенье, казненного якобинцами во время Великой французской революции.

Сайт создан в системе uCoz