|
Задание 1-2. Прочитай текст. Расставь в нём
знаки препинания и заполни пропуски. |
|
Зам...чательный человек встретившийся мне в
самом начале жизне....ого пути был Игнатий Дмитриевич Рождественский
сибирский поэт. Он пр...подавал в нашей школе русский язык и
литературу и поразил нас с первого взгляда чрезмерной близорукостью.
Читая учитель приближал бумагу к лицу водил по ней носом и, ровно бы
сам с собою разговар...вая, тыкал в пространство указат...льным
пальцем: «Чудо! Дивно! Только русской поэзи... такое дано!»
«Ну, такого малохольненького мы быстро
сшамаем!» - решил мой разбойный пятый «Б» класс. Ан не тут...то
было! На уроке русского языка учитель так раз...шёлся что проговорил
о слове «яр» целый час и когда наступила перемена, изумленно
поглядев на часы, махнул рукой Ладно диктант напиш...м завтра.
Я хорошо запомнил что на том уроке в классе
ни...кто не только не...баловался но и не шевелился. Меня
поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрыват.,.ся
настолько много смысла и значений, что все-то можно постич... с
помощью слова и человек, знающий его и владеющий им, есть человек
большой и богатый.
Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка
моих рассказов, я поставил первый в моей жизни автограф человеку,
который привил мне уважение к Слову.
По В.П. Астафьеву |
|
Задание 3. Определи, какое из данных заглавий
отражает основную мысль текста (выделена в 3 абзаце).
Отметь в  |
|
Замечательный человек
|
Чудесная сила слова □
|
Мой разбойный класс
|
|
Задание 4. Почему ребята назвали нового учителя
«малохольненьким» («малохольный» - значит чудной, не от
мира
сего)? __________________________________________________________________ |
|
Задание 5. Как и почему изменилось их
мнение? ___________________________________________________________________ |
|
Задание 6. Докажи, что слово „перемена" -
многозначное (достаточно двух значений).
Перемена - |
1)__________________________________________________________ Например:___________________________________________________ |
|
2)___________________________________________________________ Например:___________________________________________________
|
|
Задание 7. Выпиши из первого предложения имена
прилагательные. Качественные отметь Объясни,
как ты рассуждал(-а). |
|
____________________
качественное
|
____________________
качественное
|
____________________
качественное
|
|
Прилагательное____________________________ относится
к качественным, так как |
|
1)____________________________________________________________ |
|
2)____________________________________________________________ |
Перечитай предложение, ответь на вопросы заданий
8-10. |
|
Меня поразило тогда, что за
одним коротеньким словом может скрыват...ся настолько
много смысла и значений,что все-то можно постич... с
помощью слова и человек, знающий его и владеющий им, есть
человек большой и богатый.
|
|
Задание 8. Какое словосочетание можно использовать в
этом предложении вместо слов "настолько много"? Отметь в
 |
так
много |
столько
много |
|
Задание 9. Верно ли утверждение,
что |
| 1) все три придаточных относятся к
главной части (параллельное подчинение); |
|
да
|
нет |
|
2) все они относятся к одному и тому же виду
придаточных предложений. |
|
да
|
нет |
|
Задание 10. Отметь в
, какая схема отражает структуру данного
предложения.
|
|

|
|
Задание 11. Придумай и запиши диалог ребят после
описанного урока (3~4 реплики). Какой стиль речи уместно
использовать в данном случае? |
|
Прочитай текст. Выполни задания 12-16. |
| Мы молимся и проклинаем Словом. И нет границ жизни
Слову, нет меры для его могущества. Словами создан и держится мир.
Слова называют всё сущее во Вселенной. Благодаря Слову сдвигаются с
места миллионы людей, подвигаются к жертве и к победе народы. Слово
победило мир.
По А. Ф. Лосеву |
|
Задание 12. Определи, какими членами предложения является
слово мир в третьем и в последнем предложениях? Подчеркни их в
тексте как члены предложения. |
|
Задание 13. Подбери синоним к слову «мир» (из
данного текста). _______________ |
У слова «мир» есть омоним. Раскрой его
значение. Мир
-________________________________________________________ |
|
Задание 14. Впиши в таблицу все формы существительного
«Слово» из данного текста. Определи их
падеж. |
|
Формы сущ. «Слово» |
Падеж |
Формы сущ. «Слово» |
Падеж |
|
1. |
|
|
4. |
|
|
|
2. |
|
|
5. |
|
|
|
3. |
|
|
6. |
|
|
Задание 15. Напиши, к какой части речи относится
слово «благодаря (Слову)» в данном тексте.
_________________________________________________________________
|
| Напиши предложение, в котором это же слово будет
относиться к другой части речи. Подчеркни его как член предложения,
запиши, к какой части речи оно относится. |
| Предложение____________________________________________________________
|
| Часть
речи________________________________________________________ |
|
Задание 16. Почему, по-твоему, нарицательное
существительное «Слово» написано автором с большой
буквы? |
|
ЧАСТЬ 2 |
|
Задание 1. Вспомни русских писателей - авторов
юмористических (и сатирических) произведений. Заполни
таблицу. |
|
Автор (-ы) |
Название произведения |
Жанр |
|
Н.В. Гоголь |
|
комедия |
|
А.П. Чехов |
"Хамелеон" |
|
| |
|
|
| |
|
|
|
Прочитай иронические рекомендации Ю. Копысова для тех, кто
собирается писать об осени. Выполни задания
2-6. |
|
Как писать об осени |
|
Об осени? Чего же проще... Взял жёлтый лист, рассвет
туманный, Подбросил дождик
непрестанный, Унылый клён в промокшей
роще. |
Потом, чтоб умным сделать стих, Небрежно сделай обобщенье,
У жизни попроси прощенья И сам всю эту жизнь
прости. |
|
А дальше боль своей души О пролетевшем лете вывел. Всё в
сером свете, потоскливей... Гляди в окошко и пиши. |
Готово! Только за окном Чей смех звенит там, словно льдинка?
А это первая снежинка Смеётся над твоим
стихом. |
|
Задание 2. Из выделенных в тексте определений
подчеркни те, которые являются эпитетами. Раскрой поэтический смысл
одного из них.
__________________________________________________________________________ |
|
Задание 3. Подчеркни те сочетания, в которых
использована инверсия (обратный порядок слое).
Жёлтый лист; рассвет туманный; дождик непрестанный; унылый клён;
в промокшей роще. |
|
Задание 4. Отметь в верное (-ые)
утверждение (-я). |
|
Стих
- это одна строка в стихотворении.
|
|
Стих
- это четыре строки (четверостишие).
|
|
Стихи - это ритмически организованное художественное
произведение.
|
|
Задание 5 Какие художественные приёмы использованы в
последнем четверостишии? Отметь в  |
|
метафоры
|
сравнение
|
гиперболы
|
|
Задание 6. Как ты понимаешь выражения «осеннее
настроение» и «весеннее настроение»?
_______________________________________________________________________ |
|
Задание 7. Прочитай «портрет» солнца, который можно
назвать юмористическим. |
|
Весна идет!.. Солнце, все ещё постукивая зубами от
холоду, улыбается иногда кисло-сладкою улыбкою и снова прячется за
тучи, как во фланелевую фуфайку.
Д.Д. Минаев |
|
Прием «обманутого ожидания» - одно из средств создания
комического эффекта. Почему ожидание читателя оказывается
«обманутым»?
________________________________________________________________________ |
|
Задание 8. Прочитай высказывание критика Н. Шер о
своеобразии гоголевской «Повести о том, как поссорился Иван Иванович
с Иваном Никифоровичем». Выполни задания 8-11. |
|
Что это - весёлый анекдот? Но Гоголь дочитывает последнюю
страницу, и весёлый анекдот становится грустной повестью о нелепой и
смешной ссоре двух Иванов, о бесполезно прожитой жизни... |
|
В каком значении использовано слово анекдот в данной
статье? |
|
случай, происшествие (XIX- нач. XX в.)
|
жанр
литературы
|
|
Задание
9 задания 9-11 отсутствуют. Вероятно текст для анализа в
заданиях 12-17 частично! соответствует варианту из
российского экзамена для 9 классов. |
| Задание10 |
| Задание11 |
|
Задание 12. Какие роли «сыграл» Ф.
Шаляпин в ожидании хозяина?
1)____________________________________________________________
2)_____________________________________________________________ |
|
Задание 13. Опиши характеры «сыгранных» Ф. Шаляпиным
персонажей |
 |
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________ |
|
Задание 14. Какие слова (выражения) создают образ Ф.
Шаляпина до встречи с Буськой и во время неё? Заполни таблицу по
образцу. |
|
Шаляпин до встречи с Буськой |
|
Шаляпин и Буська |
|
«заполнял собою все пространство распахнутой
двери» |
поза |
«очутился на четвереньках» |
|
|
голос |
|
|
|
как двигался |
|
|
|
лицо |
| |
|
Задание 15. Каким, на твой взгляд, должен быть
человек, способный так «разыграть» Буську?
___________________________________________ |
|
Задание 16. Перед нами великий АРТИСТ, мастер
перевоплощений. Какую роль в создании этого образа играют выражения:
„внезапно...", „в какую-то долю секунды...", „как за минуту до
этого..." ?
______________________________________________ |
|
Задание 17. Какой приём использовал автор в своей
юмористической зарисовке? Отметь в  |
|
приём контраста
|
сарказм
|
олицетворение
|
|

Ф. И. Шаляпин работает над своим скульптурным
портретом.1919 г. |
|
ЧАСТЬ 3 |
|
Создай свой текст на тему «Самая смешная книга
(произведение, история, ситуация и т. д.)», используя предложенный
эпиграф, (до 200 слов) |
|
Ни в чём не проявляется так характер людей, как в том,
что они находят смешным. И.
Гёте. | |