В ПОИСКАХ НЕИЗВЕСТНОГО ТЕЛЬ-АВИВА

Заочное знакомство с Тель-Авивом напоминает рассматривание заказных фотографий потенциальной невесты. Милое личико не таит ничего смущающего, жанр портрета не дает возможности рассмотреть возможные дефекты фигуры, а ретушь скрадывает возраст. Также и город, снятый широким планом, топорщится высотками и манит песчаными пляжами. В таком виде это - идеальный объект для знакомства и вожделения. И все-таки жизнь совместная начинается, да простят мне такую точку зрения, с задирания юбки, а не с любования тщательно накрашенными ресницами. И только совмещение внешности с характером, нюансами анатомии и врожденными склонностями дает возможность составить правдивый портрет.

Для того, кто падок на экзотические проявления современной цивилизации Тель-Авив - подлинная находка. Вторжение неукротимого хай-тэка с запада уравновешивается отчаянным сопротивлением заскорузлого востока, занимающего глубоко эшелонированную оборону. Своими корнями эта невидимая линия Мажино уходит в туземный менталитет, помноженный на вездесущую традицию, кроной - подобно знаменитой городской свалке, служащей ориентиром для идущих на посадку аэробусов, - упирается в небеса. Впрочем, с небес город выглядит привлекательно, особенно когда твой самолет только что вылетел из аэропорта Бен-Гурион, а не заходит на посадку. Пятна жилых кварталов, беспощадно исполосованные автострадами, внезапно сменяются островками пустырей и небоскребов, а те, в свою очередь - линией пляжа, щупающей море усиками волнорезов. За четверть часа полета полис сливается с береговой линией, за которой угадываются плоскогорье Голанских высот и снежная отметина Хермона. Но такая идиллия возможна лишь с максимально большого расстояния.

Обыденность наступает на пятки восприятия тогда, когда Тель-Авив приходится познавать пешком, любопытства ради заглядывая в те тупики и закоулки, которых полвека не касалась рука туалетного работника. Найти их не представляет особого  труда и существует вполне надежная методика по определению мест   скопления настоящей экзотики: для этого следует сделать полсотни шагов в сторону с тыльной стороны любого фешенебельного здания, будь то здание банка,  биржи или дорогой гостиницы. Там, где начинаются дворы, живут мусорные терриконы и строения, видавшие во времена своей тревожной юности самого генерала Алленби. Там можно насладиться арочными окнами в восточном стиле, полусгнившими железными решетками,  деревянными ставнями и навечно облупившейся штукатуркой   псевдо-венецианского разлива. Да хорошо, если бы только этим! Самые потаенные уголки делятся на две категории - укрывающие от дождя и этого не сулящие. Первые, если там никто не живет, используются как любителями бессознательных состояний, так и падкими до уличных совокуплений. Вторые исполняют роль молчаливых памятников вечно живой старины.

Старина Тель-Авив немного неопрятен, небрит и согбен. Бес, копошащийся где-то у ребра, заставляет его то спешить на ночь глядя в объятия проституток на далекий пляж Тель-Барух, то мирно стучать узловатой эфиопской тростью по улице Членов. Молодость, сосредоточенно красящая в ядовитый зеленый цвет стволы ни в чем не повинных деревьев вблизи центров местной культуры, ему смешна. Он не особо разбирается в современных граффити, но привычен к тому коммунальному скоплению, которое оптимисты зовут старым городом, а реалисты величают трущобами. К слову сказать, наличие в городе потенциальных трущоб создает пикантную ситуацию, которая используется активистами всех слоев общества. Суть ее состоит в постоянной возможности сравнения и наличии почвы для тех, интенсивность ностальгии которых по временам развитого сионизма до сих пор высока. То, что не весь город представляет собой задворки второсортной ближневосточной деспотии, вполне может использоваться как аргумент при оценке экономического роста родной страны и как несомненный козырь при анализе действий муниципального руководства. В то же время злые языки, витийствуя впустую, сам факт наличия этой уникальной субстанции рассматривают как символ культурной отсталости и тяжелого аравийского прошлого. Мирить их дело зряшное, поскольку каждая из сторон, имеющая принципиально противоположное мнение по этому вопросу, равно успешно использует трущобный полигон в своих целях, не брезгуя ни спекуляциями с землей, ни комбинациями с недвижимостью.

Единственное преимущество, которого невозможно лишить тель-авивские трущобы - это вид из окна. Окно может быть маленьким и пыльным, в нем может не быть стекла или даже полностью рамы. Оно может быть расположено в самом неподходящем для этого месте загаженного смогом доме, но из него непременно откроется прекрасный вид на новое, блестящее стеклом и дюралем многоэтажное здание, в недрах которого работники социальных служб или государственных ведомств заботятся о быте и благосостоянии каждого рядового гражданина. А тот, в свою очередь, живет в двух шагах от места своей работы, где производит оптом итальянскую обувь и французскую парфюмерию, существенно улучшающие имидж тех, кто несет тяжелое бремя социальной ответственности за тонированными стеклами небоскребов. Так, будучи ответственны друг за друга, и те, и другие сливаются в единую общность, чаще всего именуемую еврейским народом. Минуя дебаты о том, что в вышеупомянутом словосочетании является доминантой - прилагательное или существительное - отметим лишь тот факт, что Тель-Авив меньше всего подпадает под определение "еврейский" и максимально - под понятие "народный". Градиент народности в городе направлен с севера на юг и с запада - на восток. Последнее глубоко символично, в то время как первое лишь подчеркивает грустную действительность. Посольства иностранных государств тяготеют к самым западным рубежам столицы, за ними следуют туристические фирмы и офисы авиакомпаний, крупные отделения вездесущих израильских банков, картинные галереи и дорогие магазины. За спиной у надменных представителей технократического века стоят всевозможные мастерские, железнодорожные колеи, склады, автобусные развязки, подпольные бордели и прочие места сугубо общественного пользования, обильно инкрустированные мусором всех сортов и оттенков. Заградительные отряды восточного образа жизни несут свою службу с завидным энтузиазмом, что отличает их от лености, свойственной кондиционированной элите, и продвигают свои рубежи все ближе к местам дислокации белых воротничков и никелированных поручней. Склады горюче-смазочных материалов норовят дополнить пейзаж международных торговых центров. Побеги колючей проволоки, свисающей с заборов, окружающих здание Генерального штаба приятно дополняет гамму ощущений путника, бредущего улицей Леонардо да Винчи. Любое неказистое здание, под сводами которого, возможно, отдыхали утомленные солнцем солдаты Салах-эд-Дина, норовит сбросить остатки ветхозаветной черепицы на крышу запаркованного рядом "Мерседеса". Что же касается районов рынка Кармель или центральной автобусной станции - тут разговор особый. Начиная его, не обойтись без выразительных средств поэзии, проблем экологии, вопросов общей медицины и знания зоологии на уровне школьного курса. Именно в этих фантастически обустроенных кварталах водятся самые непритязательные крысы, самые дешевые женщины и самые нелегальные чернорабочие. Здесь предлагают купить за бесценок все - от старых холодильников, выкрашенных масляной краской, до порнографических фильмов и аудиокассет, при громогласном проигрывании которых окрестности оглашаются полифонией истошных средиземноморских завываний.

И все-таки надо признать, что Тель-Авив с изнанки живее всех живых и, прежде всего, живее своей же лицевой, образцово-показательной якобы европейской физиономии. Оборотная сторона его непосредственна и ощутима; здесь все по-настоящему и глубоко диалектично. Век минувший, независимо от того, каков он по счету - двадцатый или тринадцатый - имеет свои особые права на город и этим открыто кичится. Нововведения, к коим можно отнести электронные шлагбаумы, зеркальные витрины, гроздья светофоров и клетки для приюта престарелых пластиковых бутылок к предметам старины не относятся и открыто игнорируются. В то же время неподдельная жизнь человеческая плещет через край, выходит из дверей и валится из окон на тротуары, оставляя многочисленные отметины и знаки. Каждая свалка имеет свое лицо, историю, хозяев и наследников, болельщиков и злопыхателей. Живописно сваленные артефакты повествуют буквально обо всем - происхождении и имущественном цензе бывших владельцев, количестве и качестве их детей, политической позиции старшего поколения и сексуальной ориентации младшего. По отторгаемым элементам существования можно определить принадлежность не только к роду, но и к племени, а если повезет, то и поживиться чем-либо - совершенным подарком, слегка выгоревшим под южным солнцем каталогом выставки полувековой давности или небольшой коллекцией пластинок, книг и несколько устаревшего компьютерного железа.

Томление в мятущейся душе начинается с того момента, когда понимаешь, что внутренняя структура подлинного Тель-Авива простирается далеко за пределы его жилых и не особо жилых кварталов. Мусорная опера гремит басами, пробивается сквозь звуки ночных дансингов, уханье военных маршей и слабые симфонические пиликанья камерных залов. Для того, чтобы увидеть суть достаточно всего-навсего не смотреть строго вперед и не идти в ногу, а поднять глаза или позволить себе поглазеть по сторонам. Век нынешний и век минувший сосуществуют столь активно, что проявляются на фоне друг друга. Современность, зачастую, возводится по принципам прошлого и, претендуя на будущее, формирует настоящее с оглядкой, оставляя следы и отметины, возвращаясь и заимствуя. Она полна тенями и отражениями, связана пуповиной древних коммуникаций с люминесцентными огнями, висящими над выбоинами асфальта и пылью придорожных кустов. Остовы дохлых автомобилей ржавеют в окружении патриархальных пальм, апельсиновые сады и заросли кактусов скрывают поля железобетонного крошева, новостройки упираются в поселки упрямых бедуинов.

Тяжело однозначно сказать, где начинается Большой Тель-Авив и где заканчивается Тель-Авив Малый. Еще труднее определить границы Тель-Авива виртуального. Его знаки можно встретить и в Амстердаме, и в Хевроне; он как принцип существования проявляется у основания государственного семисвечника, за воротами многочисленных военных баз, в жестикуляции стюардов Эль-Аля и водителей Эгеда, в говоре банковских служащих и лепете новорожденных. Тель-Авив находится там, где его, казалось бы, нет смысла искать, и исчезает, будучи найден. Существующий, он не таков, каков есть, видимый. В общем, его всегда нет.


Hosted by uCoz