Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №16/2-э от 21 марта 2000 г. на характер вероучения и деятельности “Церкви Последнего Завета” Сергея Торопа (Виссариона)

“Церковь Последнего Завета” – это деструктивная религиозная организация (секта) оккультной направленности. Во втором томе третьего переиздания справочника “Новые религиозные организации…” (Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 2. Оккультизм. Часть 1 / Автор-составитель И.Куликов. - Москва, 1999. - 596 с.) секта Виссариона отнесена к классу “Экология духа, оккультизм и оккультное целительство”, подгруппе О-1 “Устойчивые организации и группы (секты)”.

Безусловно, сам Виссарион – это никакой не Бог, а его секта не имеет отношения к христианству. Виссарион дополняет Библию новыми персонажами и вообще беззастенчиво всякий раз корректирует ее по своему усмотрению. Согласно его учению, главным Богом и Творцом Вселенной является Абсолют, сотворивший множество разумных миров. Абсолют материален, в нем нет ни добра, ни зла. Заведующий Землей Отец Небесный - сын Абсолюта. Отец Небесный - творец человеческой души, создатель добра, источник Духа Жизни, который, слившись с энергией Сердца Земли-Матушки, породил Сына Божия. Существуют и ад, и рай. Существует переселение душ. Души, выполнившие свое предназначение, развившиеся духовно, пребывают в раю. Неспособные к духовному росту оказываются в аду. Человек воплощается на Земле до десяти раз и каждый раз получает возможность для духовного роста. Уникальность человека во Вселенной связана не с его разумностью, а с тем, что он наделен душой и свободой воли, что в принципе делает его богоравным. Но это же и источник человеческих несчастий, ибо воспользоваться своими возможностями правильно человек так пока и не сумел. Он не доверяет душе и слишком полагается на разум, что привело к появлению вируса зла. Этот вирус заразен и обитает только на Земле и только среди людей. Он и есть дьявол. Дьявола породили люди, точнее, их греховные помыслы. В учении Виссариона четко просматривается каббалистическая магия, а не христианство.

Важно отметить, что вероучение Сергея Торопа сильно коррелируется с хлыстовством. Вероятнее всего было бы отнести данную секту одновременно к оккультно-религиозным и хлыстовским сообществам.

Сергей Тороп утверждает, что в январе 1991 г. он якобы принял крещение от небесного Отца, получив новое имя – Виссарион. Будто бы имея благословение на создание Единой объединяющей веры, представляющей собой воплощение всех существующих религий, Виссарион составил “Последний завет”, данный ему якобы Богом, состоящий из 61 заповеди. В своем подавляющем большинстве эти заповеди представляют собой вариации на темы прописных и открытых другими авторами истин, вроде следующей: не строй свой дом на кромке прибоя, рано или поздно смоет (приводится в изложении).

Если попытаться найти в верованиях “Церкви Последнего Завета” основное положение или главный “догмат”, то одним словом мы можем назвать его - “христоверие”, или привычнее - хлыстовство. Христоверами в России называли людей, которые веровали в то, что в обычном человеке может воплотиться - “Сын Божий”, или даже - “Бог Отец-Саваоф”, или накатывает “Дух Святый”. Причем по верованиям хлыстов всякий такой человек рождается и живет до своего “прозрения” в “предначертанной плоти”, ничем серьезно не отличаясь от других людей. “Дух Бога-Отца”, или “Бога-Сына” именно накатывает на него, и после этого появляется в человеческом теле новая “божественная” личность. Здесь хлысты отделяют, ссылаясь на известные библейские тексты - Рим.1,3-4, плоть от духа святыни. В человеке именно открывается как бы новая “Личность”, и после этого старый или “ветхий человек” считается почти несуществующим, а иногда и “умершим”. Перемена имени, как мы видим и в случае с Торопом - “Виссарионом”, подтверждает, что “умирание” произошло, и мы имеем дело с новым “Человеком”.

Первым известным хлыстом был некий Данила Филиппович, беглый солдат из крестьян Владимирской губернии. В 1645 г. он объявил себя “Богом Саваофом”. После этого “прозрения” беглый солдат утопил священные книги в Оке и сам “стал учити”. Сделавшись бродячим проповедником, он распространил свои верования по Костромской, Нижегородской, Владимирской губерниям, дошел до Москвы. В Муромском уезде Владимирской губернии он обратил в свою веру Суслова Ивана Тимофеевича, которого и объявил “возлюбленным сыном, Иисусом Христом”. Данила именно “сообщил ему божество”, что оказалось началом хлыстовской традиции передачи “божественной” миссии от одного хлыста к другому.

В случае с Виссарионом “передача божественной миссии” осуществлялась через христовера Владимира Плесина. Плесин скрыл от рекрутируемого в “Христы” Торопа свою принадлежность к хлыстовству, сославшись на “голос космоса”. Но позже новоявленный Виссарион будет посвящен во все тонкости христоверского обряда, образа жизни (как то: радения на кругу, постничество, новое “крестовзыграние” и т. д.) и особенностей их вероучения. Здесь сразу надо заметить, что каждый “Христос” вносил и свои собственные изменения и особенности в христоверский культ и уклад жизни. Но обязательными всегда оставались следующие верования.

Верование в то, что Иисус Христос не являлся ипостасным Божеством. Хлысты веруют в то, что дух “Сына Божия” является в разные времена и даже в разных религиях именно в человеках. Для них главное - это следовать за очередным явлением и пытаться реализовать в личной жизни его “Последний Завет”. Так как сектанты уже распознали и получили новое “Откровение”, они не предают важного значения Библии, хотя и охотно цитируют ее.

Хлысты веруют в предсуществование души. Душа по их представлениям существовала и раньше в том или ином теле. Если душа окончательно пала, то она может стать бесовской. Если же человек заслужит, то душа приобретает уже при земной жизни ангельские свойства и по смерти становится ангельской. Жизнь во плоти в их понимании формирует душу. Происхождение души для хлыстов не определенно и не конкретно.

Бог в “христоверии” неопределим. Отсутствует учение об ипостасях. Хлысты охотнее говорят о Его различных проявлениях. Так, например, во время диспута с известным православным публицистом, диаконом Андреем Кураевым, Виссарион назвал “пять” разных проявлений Бога, которые для него не ипостасны, но самостоятельны. Политеистичность хлыстовского “монотеизма”, очевидно, в вероучении Виссариона присутствует.

Обязательным правилом для хлыстов является строгое вегетарианство. “Постниками” назывались хлысты с древних времен. Они отказывались от любой скоромной пищи, как-то: мясо, молоко, яйца и даже рыба.

После революции 1917 года хлысты активно включились в общественную жизнь государства. Христоверческие общины приветствовали борьбу с православной церковью, и модное тогда слово коммуна сразу было взято ими на вооружение. Они, наряду с “толстовскими”, адвентистскими и другими коммунами, создавали свои трудовые артели и центры. Крупная хлыстовская община “Новый Израиль” в 20-30 г.г. пыталась осуществить в Сибири проект построения своего “города будущего”, “Нового Иерусалима”, “города солнца”. Пока власть могла использовать хлыстов в своей борьбе против православия, их поддерживали. Когда они перестали быть полезными для политики государственного атеизма, на них тоже обрушился меч пролетарского правосудия.

В настоящие время их общины малочисленны, и если бы не реаниматор хлыстовства Сергей Тороп, то можно было бы предположить, что их общины полностью сойдут на нет.

При чтении “Последнего Завета” сразу обращает на себя внимание стиль этого достаточно объемного произведения. Проведена стилизация текстов под Библию, под народные былины, полностью использованы все ресурсы и возможности языка притч. Притча - иносказательный рассказ с нравоучением, дидактико-аллегорический жанр, в литературоведении - в основных чертах близкий к басне, имеющий свои законы: 1. Притча исключает описательность: природа или вещи упоминаются лишь по необходимости, действие происходит как бы без декораций; действующие лица притчи, как правило, не имеют не только внешних черт, но и “характера”; действующие лица предстают в притче не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. Речь идет о подыскании ответа к заданной задаче. 2. Притча интеллектуальна и экспрессивна: ее художественные возможности лежат в непосредственности изображения, в проникновенности интонаций. Притча экономна и содержательна, поэтому была так привлекательна для многих писателей в прошлом, была для определенных эпох, особенно тяготеющих к дидактике и аллегоризму, центром и эталоном для других жанров и, видимо, сохранит свою привлекательность для писателей, ищущих выхода к этическим первоосновам человеческого существования.

В текстах “Последнего Завета” искусно замаскировано немало управляющих (на уровне подсознания) фраз. Объективно эта книга, при всей ее еретичности и нафантазированности, получилась довольно толковой, и она не могла быть написана случайным человеком. Писать ее должен был человек, отлично знакомый с жанром притч и имеющий большой опыт создания произведений в этом стиле или обладающий большим литературным талантом. Мало того, этот человек должен был досконально изучить стиль Библии и, наконец, он должен был быть специалистом в области нейролингвистического программирования. Учитывая “никакой” стиль первых выступлений Виссариона и проанализировав эту книгу, можно с уверенностью сказать, что писалась она не Виссарионом и не Вадимом Редькиным, по крайней мере, в окончательном варианте. Возможно, что черновик и писался Редькиным, но правил ее с целью придания ей вида стройного и законченного произведения, глубоко проработанного в направлении установления контроля сознания над адептами, кто-то (а скорее - группа лиц), оставшийся в тени. Возможно, это те же люди, которые организовывали “Белое Братство” и ставили во главе его Марину Цвигун и Юрия Кривоногова. Одно время ходили устойчивые слухи о том, что Тороп неоднократно ездил в США в некий специализированный лагерь по подготовке “мессий” для России и некоторых других стран.

В Центре реабилитации обращалось большое количество людей, пострадавших от секты Виссариона. Указанная секта является опасным антисоциальным и противоправным сообществом.

Руководитель Центра реабилитации

жертв нетрадиционных религий

священник Русской Православной Церкви

Олег Стеняев

 

 

Hosted by uCoz