Религиозная безопасность России





Грачева Т.В. «День святого Валентина» как составная часть духовной культуры глобализации

 

Сообщение по теме «Конфликт ценностей и мера искажений историко-культурных традиций при проведении «дня святого Валентина» в образовательном учреждении» на заседании № 31 (5 ноября 2004 года) общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы.

 

Через преподавателей иностранных языков в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях осуществляется внедрение в педагогическую практику образцов массовой культуры эпохи глобализации. В связи с этим, прошу обратить внимание на содержание конференцию в МГУ 23-24 ноября 2004 года. Называется конференция так: «Учебник – ученик – учитель». Учредители конференции: Минобрнауки РФ, Научно-методический совет по иностранным языкам, Национальное общество прикладной лингвистики, Национальная ассоциация преподавателей английского языка, Факультет иностранных языков МГУ, Кафедра английского языка Факультета иностранных языков МГУ. Конференция посвящена 250-летию МГУ им. М.В. Ломоносова. На этой конференции можно будет познакомиться с лицами, которые практически выполняют идеологические установки глобализации.

Вопросы патриотического воспитания в школе, вузе, армии в основном сходны. Не на хэллоуин и «день святого Валентина» ориентируют нас федеральные и ведомственные программы патриотического воспитания. Система образования в целом, образовательные учреждения, педагогические работники обязаны руководствоваться Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года (принят Государственной Думой 10 февраля 1995 г.). Кстати, на февраль выпадают две даты.

В настоящее время наше государство должно быть правовым, но таковым не является. Оно должно быть социальным, но таковым не является. Функции формирования гражданских институтов и сохранения национально-культурных традиций взяли на себя возрождающиеся из пепла религиозные организации.

В преамбуле федерального закона «О свободе совести и религиозных организациях» сформулировано отношение государства и общества к Русской Православной Церкви. В вопросах духовной культуры необходимо учитывать мнение Церкви и других традиционных религий России. Архиерейский собор Русской Православной Церкви поручил Священному Синоду разработать документ, выражающий позицию Русской Православной Церкви по проблемам глобализации. Пока этого документа нет, мы заимствуем воззрение на глобализацию из авторитетных церковных изданий. Глобализация в духовном отношении выполняет две деструктивные функции: 1. разрушение традиционных духовных ценностей и религий; 2. формирование на «очищенном» пространстве псевдодуховной культуры, основанной на стандартизированных ценностях единой религии Антихриста.

Казалось бы «безобидный» на первый взгляд «день св. Валентина», имеет ту же саму двойную деструктивно-конструктивную направленность, что и глобализация в целом. С одной стороны, он вторгается в традиционное поле других конфессий, нарушая и в определенной степени разрушая их духовное пространство. С другой стороны, он вводит туда новую духовную парадигму, призванную отвлечь людей от их веры и привлечь их к вере иной. Это формирование потенциала отступничества и готовности принять другие религиозные установки.

Преподносимый как христианский, этот «праздник» является частью той духовной культуры, которая принимает и отмечает как праздник хэллоуин. Именно эта принадлежность к единой духовной традиции двух праздников позволяет сделать вывод об их тождественности и взаимосвязи, и взаимозависимости. Эта традиция основана на специфическом принципе ритуальности, и с этих позиций откровенно ритуальный характер хэллоуина соотносится со скрытой ритуальностью «дня св. Валентина». Оба «праздника», каждый по-своему обслуживают новую глобальную духовность, внедряемую в духовность традиционную.

Рассматривая эти праздники вместе в контексте их единства, как части целого, можно сделать вывод об их функциональной направленности. Приемлемость одного означает приемлемость другого. «День св. Валентина», внешне соотносимый с христианской культурой, с символом добра, оказывается таким образом в одном ряду с сатанинским хэллоуином, который с точки зрения христианства соотносится со злом. И здесь мы приходим к манихейской, антихристианской формуле - зло и добро равноправны и равносильны. Утверждение этого постулата в душах людей есть функция этих двух «праздников», выступающих в единстве глобальной культуры.

Из этой первой логически вытекает вторая функция, направленная на стирание грани между добром и злом, следствие чего становится духовная дезориентация людей и утрата традиционного христианского духовного эталона. А поскольку престол в душе никогда не бывает пуст, то, отказавшись от Бога, человек идет в противоположном направлении. В этом состоянии он, часто сам того не замечая, начинает поклоняться идолам. В нем, таким образом, формируется готовность и даже потребность принять новую глобальную религию, где зло, раньше прикрывавшееся добром, занимает его место, выдавая себя за единственный духовный эталон. Где грех постепенно и неуклонно начинает восприниматься как добродетель.В этом и заключаются вызывающие опасения последствия для православного сознания легкомысленного и бездумного принятия чужих духовных традиций.

Затронутые вопросы поднимаются и обсуждаются в самых разных профессиональных кругах. Сегодняшнее заседание общественного Консультативного совета при Департаменте образования города Москвы должно внести свою лепту в научное и практическое осмысление современных общественных и культурных явлений. Благодарю за внимание.

 

Грачёва Татьяна Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой русского и иностранных языков

Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил РФ,

в.н.с. Центра военно-стратегических исследований

Генерального штаба Вооружённых Сил РФ

Hosted by uCoz