Религиозная безопасность России |
Максимова Л.А., Понкин И.В., Соловьев А.Ю. Заключение от 3.11.2004 по
содержанию и направленности праздника «день святого Валентина» («день всех
влюбленных»)
Внешнюю сторону
празднования «дня святого Валентина», в том числе в московских школах,
составляет обязательное требование раздаривания или рассылки по почте (включая
импровизированную – специальные конверты на стенах школы, офиса и пр.) особых
открыток-«валентинок», которые часто пишутся в стихах. Возможно также особое
оформление помещений (плакаты соответствующего содержания, мишура и пр.).
Внимательное изучение
содержания «дня святого Валентина» на основе анализа пропагандистских
материалов в СМИ, сценариев проведения «дня святого Валентина» в
общеобразовательных школах, рекламных телевизионных роликов позволяет оценить
указанный праздник как безнравственный, более того – аморальный. Этот
«праздник» является суррогатным, искусственно навязан российскому общес
Праздник, направленный на
превращение интимных чувств во всеобщее и публичное действо, эксплуатирует
самые низменные чувства и извращает само понятие любви. А, как справедливо
писал Сергей Довлатов, любить публично – скотство.
Ярким примером содержания
«дня святого Валентина» является следующий текст одной из
«открыток-«валентинок»:
«Я узнал что у меня
Есть огромная фигня!
Я шагаю с ней по свету
И люблю и ту и эту
Олю, Таню, Ксюшу, Люду,
Василису завтра буду.
И Оксану и Светлану
И на Юлю строю планы
И Лариску и Анжелу
Веронику, Аню, Женю,
Хоть она и в положеньи,
И Полину и Варвару
И начальницу Тамару,
Бабу Клаву, бабу Зину
И Данилу, и грузина
И свою собаку Глашку
И кота и черепашку
И тропинку и лесок,
В поле каждый колосок,
Все живое, неживое –
Это все мое, родное!
Всех люблю на свете я
–
Вот концепция моя!»[1]
И это еще далеко не самая
вульгарная «валентинка».
Утверждения о
необходимости такого праздника, что такой праздник нужен всем и является
квинтэссенцией чистого чувства и т.п. – являются заведомо ложными, представляют
собой психологические манипуляции, своего рода «перевертыши», извращающие
общепризнанное содержание понятия любви как настоящего чувства.
У любой семьи и так
существуют свои «дни влюбленных», которые не носят «свального» и намеренно
показушного характера, хотя и могут праздноваться (и зачастую празднуются)
публично – «золотая» и «серебряная» свадьбы (а еще есть множество названий и
для других годовщин свадьбы), дата встречи, первого знакомства. Ежегодно
отмечаемый день рождения ребенка – это тоже своего рода день влюбленных – мужа
и жены, родителей этого ребенка. Если семья большая, то и «дней влюбленных» в
течение года множество. Для человека таким днем может быть и день свадьбы родителей.
Совершенно не ясно, зачем
создавать один всеобщий день влюбленных, особенно на фоне жесткого навязывания
ложных представлений о позитивности сексуальных извращений. Какой может быть у
нормальной пары мужчины и женщины содержательно общий праздник любви с парой
геев?
Новый общенациональный
«день всех влюбленных» России совершенно не требуется в силу того, что для
подавляющего большинства населения нашей страны – русского народа – настоящая любовь
– это сокровенное святое чувство. В православном календаре уже много веков
существуют день святых Петра и Февронии Муромских,
покровителей супружеского счастья, день святых супругов-мучеников
Адриана и Наталии, олицетворяющих своей земной жизнью и любовью друг ко другу и
к окружающим истинную любовь.
У мусульман, иудаистов,
буддистов, католиков и протестантов так же, наверняка, найдутся конкретные дни,
чтобы отпраздновать праздники влюбленных и любви, но только нравственной направленности.
Цель навязывания российскому
обществу так же совершенно очевидна – это инициация и развитие культа
потребления через развитие конкретного сектора рынка – рынка соответствующей
литературы, открыток-«валентинок», сувениров и другой атрибутики.
Как отмечает Лев Пирогов,
когда какой-то производитель не то конфет, не то поздравительных открыток решил
увеличить объем продаж своего товара, в «биографии» канонизированного католической
церковью Валентина всплыло множество «пикантных» подробностей. Например, прохвосту-производителю
вдруг «открылось», что этот епископ особо покровительствовал влюбленным[2].
Ситуация очень похожа на миф о том, что мозг человека работает всего лишь на
несколько процентов, запущенный когда-то ушлым производителем «лекарств» для
значительного повышения процентов задействования мозга посредством принятия его
пилюль (или микстур).
Есть и другой аспект
проблемы. Данный «праздник» упорно навязывается россиянам как часть мероприятий
по разрушению нашей страны, обусловленному идеологией глобализма. Разрушение страны невозможно
без разрушения национальных традиций. А разрушение национальных традиций
невозможно без навязывания суррогатных заменителей. Потому после революции 1917
года и навязывались «октябрины» вместо крестин, «образы» В.И. Ленина взамен
православных икон. А сейчас все дни святых предлагается собрать в кучу – в
«день всех святых» – и праздновать его в виде сатанистской направленности
«хэллоуина» (потому что в СМИ и массовой культуре уже не делается различий
между «хэллоуин накануне дня всех святых» и «хэллоуин – день всех святых»).
При
этом упорно игнорируются праздники, имеющие глубокий православный смысл и отражающие
традиции русского народа.
То
же самое касается и традиций иных народов России. Например мусульман. Так, Духовное управление мусульман Нижегородской
области (ДУМНО) в феврале 2004 г. категорично выступило против празднования
«дня святого Валентина». По словам пресс-секретаря ДУМНО Лилии Арифулиной,
президиумом ДУМНО было подписано постановление о запрете проведения среди мусульман
Нижнего Новгорода этого праздника как языческого и восхваляющего языческих
богов, не имеющего никакого отношения ни к исламу, ни к христианству
(православному и западному), ни к иудаизму[3].
Навязывание
«дня святого Валентина» как «праздника раскрепощенной любви» находит свое
жесткое неприятие и отторжение во многих странах мира. Так, 14 февраля 2003 г.
несколько жителей Нью-Дели получили ранения в результате нападения членов
индуистской партии «Шив Сена» на два магазина, торгующих приуроченной ко дню
Святого Валентина атрибутикой. В ходе погрома один из магазинов был уничтожен
полностью. По словам очевидцев, противники «праздника всех влюбленных»
подъехали к магазину на двух автомобилях и, выкрикивая «антивалентинные» лозунги,
принялись громить витрины и сжигать открытки. Ежегодно 14 февраля индийская
полиция переходит на усиленный режим несения службы, чтобы избежать возможных
связанных с «днем святого Валентина» волнений на религиозной почве[4].
Не оправдывая указанные экстремистские действия, следует отметить, что инициированы
таковые действия именно навязыванием чуждого аморального «праздника». Протесты
против празднования дня Святого Валентина в различной форме проходят в Иране,
Пакистане и ряде других исламских стран. Так, пакистанские фундаменталисты
призывают считать 14 февраля днем стыда и похоти. Иранские власти закрыли ряд
магазинов, торговавших «продукцией для влюбленных»[5].
К слову, немцы упорно
считают святого Валентина покровителем... психически больных, украшают в этот
день (не 14 февраля, а в настоящую дату, когда почитается этот святой) все лечебницы
алыми лентами, а в часовнях проводят специальное богослужение[6].
Ложность отнесения праздника «день святого Валентина» к католической
традиции
То, что в православной
традиции никогда не было, нет и не будет подобного безнравственного праздника,
очевидно. Однако и в Католической церкви дни святых мучеников Валентинов (их
было два, они были замучены за проповедование христианской веры в первые века
христианства[7], и оба не
имели никакого отношения к исследуемому действу) отмечаются не 14 февраля (по
современному стилю).
Показательно, что сами
католики считают, что так называемый «день святого Валентина» в том виде, в
каком он навязывается сегодня массовой культурой не имеет никакого отношения к
католицизму. Как сказал председатель Конференции католических епископов России
митрополит Тадеуш Кондрусевич: «В этот день существует традиция посылать
любовные письма. Однако любовные письма – это языческий обычай. К 15 февраля в
Римской империи юноши рисовали образы своих любимых девушек в честь богини
Юноны, покровительницы девушек… Праздник святого Валентина не является для
католиков обязательным праздником. Наоборот, 14 февраля все католики празднуют
праздник святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы». Тадеуш Кондрусевич заявил,
что Католическая церковь никогда не провозглашала «день святого Валентина»
праздником влюбленных, что гибель святого Валентина с сегодняшним пониманием
любви в массовой культуре никак не связана, что сейчас обычай посылать в этот
день друг другу «валентинки» – есть язычество, вообще сам указанный праздник (в
нынешнем его понимании) имеет языческие корни и среди католиков никогда не
праздновался и не празднуется[8].
Сомнительным видится и
название одного из главных атрибутов «дня святого Валентина» – особых
открыток-«валентинок». Это как если бы праздник св. Татианы отмечали,
рассылая открытки-«таньки». – Очевидный абсурд!
«День всех влюбленных»
черпает свои истоки в античной традиции римских и греческих праздников той же
направленности.
В середине февраля в Римской империи отмечался праздник
Юноны, богини женщин и брака и почти одновременно – праздник «Lupercalia», посвященный богу плодородия и очищения Луперку и представлявший собой фестиваль эротизма в честь богини «лихорадочной»
любви. В этот день девушки писали мужчинам любовные записки и складывали их в
специальную урну, а мужчины затем были обязаны ухаживать за той, чья записка им
досталась. Луперк имел еще прозвище Фавн, или Пан. «Лесной демон,
сын Гермеса... похотливое создание, получеловек с ногами козла, часто с
козлиной бородой и рогами» – так описан он в «Словаре античности». Аналогичный праздник у греков назывался «Панургии»
и праздновался в честь козлоногого (и вообще сплошь козлиного ниже пояса)
божества Пана (Луперк – это прозвище его римского двойника Фавна). Существует
также точка зрения, что истоки «дня всех влюбленных» следует искать в
средневековом поверье о том, что в середине февраля у птиц начинается брачный
период. Например, в средневековой Англии в середине февраля начиналось гульбище
птиц – праздник, который чуть позднее преобразовали в «Валентинов день»[9].
Проведение в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской
Федерации мероприятий, связанных с празднованием в той или иной форме «дня
святого Валентина», является навязыванием религиозного праздника и представляет
собой форму навязывания учащимся определенного религиозного (языческого)
мировоззрения, то есть формой обучения религии. Совершенно очевидно, что
осуществляется это вопреки воле учащихся, так как ни о каком добровольно сделанном
учащимися, информированном и ясно выраженном их согласии на участие в данном
однозначно религиозном мероприятии и речи быть не может. Учащимся «день святого
Валентина» преподносится как некий веселый и даже добрый праздник, который
якобы посвящен любви.
Вовлечение учащихся
государственных и муниципальных образовательных учреждений в действа, связанные
с празднованием «дня святого Валентина», не основано на добровольно сделанных,
информированных и ясно выраженных согласиях родителей учащихся на участие их детей
в религиозном празднестве. Таким образом, налицо прямое нарушение пункта 5
статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»,
устанавливающего запрет на вовлечение малолетних в религиозные объединения, а
также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей
или лиц, их заменяющих.
Отсутствие добровольности в привлечении учащихся в мероприятия, связанные с празднованием в той или иной форме «дня святого Валентина», является нарушением одного из важнейших признаков светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то есть нарушает пункт 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» и пункт 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Вывод. «День святого Валентина» – это суррогатный, искусственно навязываемый праздник, не имеющий никакого отношения к российской культуре, несущий в себе значительный потенциал аморальности и порочности. Проведение общеобязательного праздника «день святого Валентина» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях незаконно и нарушает права и законные интересы учащихся и их родителей (или лиц, их заменяющих).
Максимова Л.А.
доцент кафедры французского языка
факультета романо-германской филологии
Московского городского педагогического университета;
Понкин И.В.
кандидат юридических наук;
Соловьев А.Ю.
главный специалист Департамента образования города Москвы,
ст.н.с. лаборатории нравственного образования
Института содержания и методов обучения РАО
[1] Цит. по: Ушаков Я. Святой Валентин покровитель... душевнобольных.
[2] Пирогов Л. Похороны святого Валентина. Ритуальный праздник товарооборотного культа // Независимая газета, 13 февраля 2004 г.
[3] Духовное управление
мусульман Нижегородской области выступило против празднования Дня святого
Валентина // Портал Кредо-ру (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=18227&topic=208),
13 февраля 2004 г.
[4] Исламисты и индуисты считают 14 февраля днем стыда и похоти // Портал Кредо-ру (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=7670&topic=83), 14 февраля 2003 г.
[5] Там же.
[6] Ушаков Я. Святой Валентин покровитель... душевнобольных.
[7] А потому они почитаются и православными.
[8] Председатель Конференции католических епископов
России митрополит Тадеуш Кондрусевич: «14 февраля католики празднуют день
святых Кирилла и Мефодия, а праздник святого Валентина не является обязательным»
// Портал Кредо-ру (http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=92),
27 февраля 2003 г.
[9] Пирогов Л. Похороны святого Валентина. Ритуальный праздник товарооборотного культа // Независимая газета, 13 февраля 2004 г.; Ушаков Я. Святой Валентин покровитель... душевнобольных; Андрианова А. Когда не хватает любви. В российских школах внедряется новый праздник – день святого Валентина // Православная Москва. – 2004. февраль. – № 4 (310).