Религиозная безопасность России |
К вопросу об
интимной безопасности по
материалам московских учебников по ОБЖ / Отзыв начальника отдела
Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента
образования города Москвы А.Чувакина от 22 декабря 2003 г.
В 2003 году в Центре «Школьная книга» издано второе,
переработанное и дополненное учебное пособие по основам безопасности
жизнедеятельности.
Эта книга-учебник, в числе других издаваемых московских
учебников, подготовлена группой ученых и специалистов в области безопасности
жизнедеятельности как учебное пособие для учащихся 9-х классов
общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования.
Она для тех, кому предстоит жить, работать, пользоваться благами современной
цивилизации в ХХI-ом
веке и при этом всегда помнить о том, что жизнь человека должна быть не только
обеспеченной, но и безопасной.
Учебное пособие состоит из 4-х основных разделов, каждый их
которых имеет соответствующее количество глав, раскрывающих содержание данного
раздела. Отдавая должное глубокому
научному подходу и всесторонне обоснованным практическим рекомендациям,
содержащимся в каждом разделе учебника, обратим внимание на Раздел II - «Интимные отношения и здоровье
подростков». Этот раздел интересен и крайне важен для изучения с молодежью
некогда совершенно закрытой темы любви, которая всегда вставала перед молодыми
людьми как нечто прекрасное и
таинственное, светлое и сугубо интимное, вечное и не подлежащее публичному
осмыслению.
Действительно,
чувство любви очень сложное, многогранное понятие. Оно, как правило, привносит
в жизнь человека много чудесного, необычного, радостного. Но оно может
оказаться трудным и даже опасным. Это чувство свойственно человеку всю жизнь
(вспомните А.С. Пушкина: «... любви все возрасты покорны. Ее порывы Благотворны...»),
но особенно ярко оно проявляется в молодом возрасте, в период физиологического
совершенства человеческого организма.
Молодые люди в это
время очень эмоциональны, с максималистскими наклонностями, пренебрегают
советами и вмешательством взрослых, в т.ч. и родителей, считают, что они уже
созрели для самостоятельной жизни и готовы иметь самые серьезные
взаимоотношения с противоположным полом. Жизненная неопытность, отсутствие
самых необходимых знаний в этой области очень часто приводят молодых людей к
необдуманным поступкам, которые зачастую заканчиваются тяжелыми, а порой и
трагическими последствиями. Чувство любви может проявляться не только в
эмоциональном выражении. У многих юношей и девушек оно внешне никак не
проявляется. Они скрывают его по Различным причинам, но вместе с тем, глубоко
страдают от неразделенной любви и готовы пойти на самые крайние меры, вплоть до
добровольного отказа от жизни.
Тяжелые последствия
психике и основам безопасности жизнедеятельности молодежи наносит
безнравственность и широко пропагандируемое в настоящее время средствами
массовой информации, культурой и искусством упрощенное понятие любви, зачастую
с элементами порнографии, которые навязываются нашей молодежи западными идеологами с далеко идущими
политическими и социальными целями. Все это уже привело к возрастанию непрочных
семейных браков, снижению деторождаемости, ухудшению здоровья молодежи, ее
низким моральным качествам, снижению эффективности ее участия в общественно
полезном труде.
Именно поэтому одной
из важнейших задач на нынешнем этапе жизни нашей страны встает задача борьбы за
молодежь, ее безопасность и нравственность, активность в общественном процессе
и здоровье, потому что ей принадлежит будущее.
Пора отказаться от старых стереотипов, не свойственных нынешним
реалиям жизни. Интимные отношения между людьми должны в доступной, корректной,
высоконравственной форме изучаться в школе. Это один из ключевых элементов
основ безопасности жизнедеятельности молодежи. Изучение этого важного раздела
несомненно принесет только пользу в общем процессе воспитания молодежи. Главное
зависит от подготовленности, искусства и умения педагогов донести до подростков
суть этого вопроса, сделать их духовно богаче и осмотрительнее в жизни.
В изданном учебном
пособии представлен один из оптимальных вариантов методического подхода к
изучению этого раздела основ безопасности жизнедеятельности с подростками.
Безусловно, он имеет как положительные, так и требующие определенной доработки
стороны. Все это в руках тех преподавателей, которые ведут данный предмет в
образовательном учреждении. Несомненно одно - то, что представлено в изданном
учебнике заслуживает одобрения, так как несет в себе весьма полезные
рекомендации по данной теме и отвечает высоким морально-этическим критериям. В
последующем раздел «Интимные отношения и здоровье подростков», видимо, будет
необходимо несколько расширить, уточнить, кое-что переработать с учетом
полученного опыта проведения занятий.
Начальник отдела Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы
Анатолий Чувакин
22 декабря 2003 г.