Собор
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
Год
|
325
|
381
|
431
|
451
|
553
|
680
|
787
|
Место
|
Никея
|
Константинополь
|
Ефес
|
Халкидон
|
Константинополь
|
Константинополь
|
Никея
|
Император
|
св. Константин Вел.
|
Феодосий Вел.
|
Феодосий Младший
|
Маркиан
|
св.Юстиниан
|
Константин Погонат
|
Константин и Ирина
|
Патриарх
|
св. Митрофаний
|
свт. Григорий; Нектарий
|
св. Кирилл Ал-др.
|
св. Анатолий
|
св. Евтихий
|
св. Георгий
|
св. Тарасий
|
Председатель
|
Евстафий
Антиох.
|
Мелетий
Ант;патр. КПля
|
патриарх
КПля
|
патриарх
Кпля
|
патриарх
Кпля
|
патриарх
Кпля
|
патриарх
КПля
|
Папа
|
Сильвестр
|
Дамас
|
Целестин
|
св.Лев Великий
|
Вигилий
|
Агафон
|
Адриан
|
Членов собора
|
318
|
150
|
200
|
630
|
165
|
170
|
367
|
Православные участники
|
Александр
Ал-др., Осия Кордубский, Евстафий Антиох., Иаков Низибийский, свт.
Спиридон, свт.Николай
|
Мелетий
Антиох., Вас. Вел., Григорий Нис, Кирилл Иерусалим-ский,Григорий
Богослов
|
Мемнон
Ефесский, епископы Алексан-дрии, Иерусалима, Палестины, Иллирика
|
Анатолий
КП, Максим Антох., Ювеналий Ие-рус,Фалласий Каппад, ле-гаты епп.
Пасхазий и Лу-ценций, Феодорит Кирский
|
Аполинарий
Александрийский, Домн Антиохийский
|
Макарий
Антиох., пресв. Петр и Феодор, предста-вители Александрийского и
Иерусалимского патриархатов
|
св.
Тарасий Константинополь-ский
|
Против кого
|
Ария
|
Македония, Аполинария
|
Нестория
|
Евтихия и Диоскора
|
“Трех глав”
|
Монофелитов
|
Иконоборцев
|
Корни ереси
|
Непримиримость
иудео-гностического сознания с тайной Боговоплощения
|
Арианство
|
Сочинения
Феодора Мопсуэтского и Диодора Тарсийского
|
Некоторые
места у свт. Кирилла, свт Афанасия Александрийских
|
Некоторые
места у Феодорита кирского, послание Ивы Эдесского к марию Персу,
творения Феодора Мопсуэстского
|
Стремление
имп. Ираклия посредством монофелитства достичь унии с монофизитами
|
Иконоборческие
и павликианские взгляды имп. Льва Исаврянина (717-741)
|
Ересь
|
Омоусиос
Сына с Отцом,“Сын Божий - произведение и тварь; было время,
когда Сына не было; Сын изменяем по существу”
|
Аполинарий:
“Место человеческого духа во Христе заменил Божественный
Логос”
Македоний:
“Св. Дух - творение”
|
“Дева
Мария - Христородица”. Вопрос соединения естеств во Христе
|
Слияние
во Христе Божес-твенной и чеовеческой при-род с поглощением последней
первою; Евтих: “После Воп-лощения поклоняюсь одному естеству
Бога вочеловечив-шегося”
|
Пронесторианские
взгляды; осуждение III Вс. собора, хулы на свт. Кирилла Александрийского
|
Во
Христе одна воля и одно действие Божеское
|
Иконопочитание
- идолослужение. Неописуемость Христа.
|
Сторонники ересиарха
|
Евсевий
Никомидийский, Феона Мармарикский, Секунд Птолемаидский
|
|
пресв.
Лампон, Иоанн Антиохийский, представитель императора Кандидиан
|
министр
Хрисафий при дворе безвольного имп. Феодосия
|
Факунд
Гермианский (Африка) - “В защиту трех глав”;
западные и африканские епископы и пресвитеры
|
имп.
Ираклий, Кир Александрийский, патриархи Кпля: Сергий, Пирр, Павел,
Петр; папа Гонорий; Макарий Антиохийский, монах Полихроний
|
Константин
Копроним
|
Обличители ересиарха
|
Александр
Александрийский, Осия Кордубский
|
Мелетий
Антиохийский, Григорий Нисский
|
Прокл
Константинопо-льский, Евсевий Дори-лейский; свт. Кирилл Александрийский
|
Евсевий
Дорилейский-448г.- еп. собор;Фла-виан Константиноп., св. Лев Великий
|
имп.
св. Юстиниан, отцы собора
|
св.
Софроний Иерусалимский, св. Максим Исповедник, св. папа Мартин
|
прп.
Иоанн Дамаскин, папы Григорий II, Григорий III
|
Постановле-ння собора
|
1-я
часть Символа Веры (1-7 члены), празднов. Пасхи, против целибата,
упразд. раск. Мелета
|
8-12
чл. Символа Веры; о преимуществе Константинопольс-кого епископа.
|
“Божеское
и человеческое естества во Христе соединены нераздельно и
неслиянно”. Низложение Нестория. Запрет составления нового
Симв.
|
В
одном лице Христа два естества - Божественное и человеческое -
соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно
|
Анафематствование
Фео-дора Мопсуэстского и Ори-гена, “Послания” Ивы и
не-которых других мест из творений Феодорита Кирского
|
“Во
Христе два хотения, две воли соединены нераздельно, неизменно,
неразлучно, неслитно; Его человеческая воля подчиняется
Божественной”
|
“Честь,
воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и покло-няющийся иконе
покло-няется ипостаси изобра-женного на ней”
|
Правила
|
20
|
7
|
8
|
30
|
—
|
—
|
22
|
События после собора
|
Гонения
имп. Констанция (336-61) на свт. Афанасия Алексдр. и папу Ливерия.
Юлиан Отступник (361-63). 358г. - собор в Анкире - утверждение Василием
Анкирским и др. подобо-сущия. Возникновение аполинарианства (с 352г.)
|
395
- разделение Империи на Западную (имп. Гонорий) Восточную (имп.
Аркадий) части
|
“Отступнический
собор” под началом Иоанна Антиохий-ского; низложение свт. Ки-рилла и Мемнона
Ефесского. Прп. Далмат выходит из за-твора поддержать правосла-вных в
Кпле. Козни вельможи Иринея; заключение Кирил-ла, Мемнона и Нестория.
Еп. совещание в Халкидоне
|
Имп. Василиск (476-7) издает
энциклион с анафемой Собо-ра; имп. Зенон (477-91) издает
двусмысленный “Энотикон”; имп. Анастасий (491-518)
вво-дит в Трисвятое “Распныйся за ны”. Оппозиция
монофизи-тов в палестине, Египте, Ан-тиохии (монах
Петр Гнафевс)
|
615г.
- осада Константинополя персами
|
691г. при имп. Юстиниане II
Трульский (Пято-Шестой) Собор в Кпле. Председатель - патр. Кпля Павел,
всего 213 отцов. Составлено 102 правила.
|
813-43 - второй период иконоборчества. 802 - низложение Ирины. Иконоборцы
имп. Лев Армянин (813-820), имп. Фео-фил (+842), патр. Иоанн Грамматик
|
Дополнения
|
321г.
- собор в Алек-сандрии, отлучивший Ария.Пом.Соборы:
314-Анкир., 315-Нео-кесар.,340-Гангрский., 341-Антиох.,
364-Лаодикийский, 347-Сардикийский
|
Вопрос
о Антиохийс-кой кафедре.Остав-ление свт. Григорием Богословом Конст.
кафедры.Поместные Соборы:418-Карфагенский,
394- Константинопольский
|
Несторий
осужден на поместном соборе в Риме 430г. 12 анафематизмов свт. Кирилла
482 - Энотикон<
|
449г. - “разбойничий
собор”
в Ефесе, председ. - Диоскор Александрий-ский; низложение Фла-виана и
Евсевия, анафе-матствование Ивы Эдес-ского; убийство Протерия
Александр., >> Тимофей Эллур
|
544г.
- указ имп. с анафе-мой трех авторов. Спор о “трех
главах”. Протест Аф-риканских и Западных епп. Согласие папы.
Протест рим.диак. Рустика и Сева-стиана. Соборы в Иллири-ке и африке
против указа и папы. 551г. - новый указ
|
Имп. Ираклий 638г.-“Экфесис”, имп. Конс-танс II
-“Типос”; 645г.- пре-ние прп. Максима с патр. Кпля
Пирром; 648г. - Латеранский собор - осудил монофелитство; 653г. - арест
папы Мартина, ссылка его в Херсонес, а прп. Максима - во Фракию, затем
- в Колхиду
|
754г. - иконоборчес-кий собор. Изгнание имп. Львом Исавря-нинов
патр. Германа и поставление патр. иконоб. Анастасия. 727г. - папа
Гонорий созывает собора в Риме против иконоборцев
|